Соблюдение авторских прав при издании виниловых пластинок
Таким образом, нами реализована еще одна декларируемая цель проекта «Время менять копирайт». Законопроект внесен фракцией КПРФ, депутатами Государственной Думы О.Н.Смолиным, Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, А.А.Кравецом, Д.Г.Новиковым, С.Н.Решульским, В.В.Бортко и стал результатом деятельности рабочей группы “Пиратской партии России” и компартии, созданной для изменения законов об авторском праве.
Таким образом, восстанавливается социальная справедливость, нарушенная в 1993 г. Верховным Советом РФ, который не обеспечил, при этом, режим свободного использования произведений, но сократил пространство легального доступа, задним числом увеличив сроки охраны произведений, которые уже истекали к тому времени.
Позавчера я был в эфире LifeNews, где дискутировал с представителем РАО и Мосфильма по поводу предложенного законопроекта. Позиция обоих, думаю, вполне понятна. Но мне хотелось услышать аргументы и цифры.
Суммы доходов от монопольного использования советских произведений юрист Мосфильма отказалась сообщать, отшутившись, что мол сначала вы озвучьте суммы доходов пиратов от использования все тех же произведений, а из аргументов, защищающих позицию о том, что исключительные права на произведения, созданные в СССР, нужно охранять максимально долго я услышал следующее:
Простите, но я вправду не понимаю, неужели надо реставрировать и оцифровывать картину каждый год? Я полагал, что это один раз сделал и все.
Кроме того, по-моему вполне очевидно, что в случае, если исключительное право на советские произведения прекратится, то найдется множество умельцев, желающих оцифровать и отреставрировать такие произведения.
И даже без тех сумасшедших бюджетов, которые Мосфильм закладывает на это.
В случае принятия законопроекта любое лицо сможет беспрепятственно копировать и распространять произведения (копии которых в большом количестве и так существуют в сети Интернет), находящиеся под режимом “общественного достояния” без предварительного получения разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.
Такие лица будут также защищены от угрозы того, что они могут быть однажды привлечены к гражданской, административной и уголовной ответственности за нарушение авторских прав.
Кроме того, любое лицо сможет получить законное право создавать на основе этих произведений ремиксы, мешапы, ремейки и любым иным образом перерабатывать произведения, что является необходимым условием в цифровом веке для развития новых творческих форм.
Кроме того, любой контент-ориентированный сервис сможет свободно реализовывать любым способом показ и прослушивание произведений, освобожденных из под копирайта. При этом, образующаяся конкуренция между контент-сервисами, будет способствовать лишь улучшению самих сервисов, как это непременно происходит на рынке.
Полагаю, интуитивно законопроект понятен многим пользователям, однако наверняка найдутся те, кто скажет «А зачем вообще нужен этот закон? Советских произведений и так полно в сети. Найти их не составляет никакого труда». Это верно. Но хочу вспомнить несколько наиболее ярких моментов, как правообладатели реализовали свои права, нарушая все рамки разумного:
В ноябре 2011 г. по антипиратскому закону #187-ФЗ Мосгорсудом по требованию Мосфильма был заблокирован один из крупнейших торрент-трекеров rutor.org за нарушение исключительных прав на фильм “Кавказская пленница или новые приключения Шурика”, снятый в 1967 году режиссером Гайдаем.
В 2010 г. известен случай, когда РАО требовало деньги с ветеранов за исполнение военных песен, в том числе песни “Смуглянка”, авторами которой являлись композитор А. Новиков и поэт-песенник Яков Шведов, оба умершие в 1984 г.
В 2011 г.
премьер Путин обещал распустить “Объединенную государственную киноколлекцию”, которая распоряжалась большим кол-вом исключительных прав на произведения, после чего произведения должны были бы перейти в общественное достояние. Однако благодаря усилиям некоторых лоббистов, не желающих терять доход от проката советского культурного наследия, исключительные права ОГК были переданы киностудиям.
ФГУП “Союзмультфильм” считающий себя правообладателем всех выпущенных на студии мультфильмов и известных персонажей советских мультфильмов, запрещает иным лицам без его разрешения использовать мультфильмы и персонажей. За время работы, с 1936 по 1991 г.
в фондах «Союзмультфильма» накопилось порядка 1500 фильмов, в которых действуют не менее 13 000 персонажей. И все это богатство, по словам представителей киностудии, в полной мере может принадлежать только «Союзмультфильму».
В соответствии с действующим законодательством доход от использования имущественных авторских прав поступает в “Союзмультфильм”, который в дальнейшем по своему усмотрению распоряжается вырученными деньгами.
При этом, авторы музыки и сценаристы режиссеры (как и их наследники) этих мультфильмов/фильмов не имеют никаких прав по существующему и советскому закон-ву.
Право на новое творчество
«Мы привыкли к музыке, литературе, анимации – характерным для традиционных отраслей видам объектов. Но появляются новые, с которыми мы до этого не сталкивались как с самостоятельными объектами права.
В музыке – биты, в литературе – блоги, посты, в анимации – образы, начинающие жить отдельно от фильмов, не говоря уже о подкастах и VR-пространствах», – объяснял президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев на конференции по интеллектуальной собственности «IP-Академия» в «Сколково».
Использование новых технологий в культуре приводит к появлению новых видов произведений искусства, единственная форма выражения для которых – цифровая: компьютерное искусство, мультимедийный арт, видеоигры и т. д., говорит управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра. Особенность новых форматов, по ее словам, – смешение: часто работы создаются коллективами авторов и вовлекают в процесс самого зрителя.
Новые объекты на стыке технологий появляются, в частности, с помощью синтеза привычных объектов авторских прав, объясняет Кирилл Митягин, партнер Nevsky IP Law. Например, интерактивное кино по действующему законодательству – это мультимедийный продукт.
Но в зависимости от выбора пользователя получаются разные варианты фильма, описывает Митягин, та же история с компьютерными играми: само прохождение игры пользователем может стать самостоятельным объектом прав и имеет коммерческий потенциал – достаточно вспомнить, какая аудитория у стримов (трансляций) компьютерных игр. Эти моменты сейчас не урегулированы, указывает он.
за такую сумму в 2018 г. на аукционе Christie’s впервые в истории была продана картина, созданная нейросетью, – «Портрет Эдмонда де Белами»
Это серьезный вызов для существующей правовой системы. В конкурентной среде ценность творческого объекта составляет заложенная в нем идея, а формы его выражения могут различаться, говорит Костыра. Авторское право охраняет материальное воплощение результата творчества. Значит, нужны новые правовые механизмы, которые позволят защищать концепции творческих проектов, объясняет она.
Яркий пример – спорные ситуации, связанные с публикацией контента в соцсетях.
Тексты постов, фото, музыка, видео, прикрепленные файлы защищаются авторскими правами, говорит советник Tomashevskaya & Partners Роман Янковский.
Но пользователь, регистрируясь, дает соцсети и другим пользователям неисключительную лицензию на использование этой информации (это позволяет делать репосты, переразмещать контент от имени других пользователей и т. д.).
Появляется все больше квазиобъектов интеллектуальной собственности: де-факто они ими являются, по закону – нет, говорит Костыра. Пример – аккаунты компаний в соцсетях. «Они ее индивидуализируют и связывают с клиентами. Неправомерное использование аккаунтов, создание фейков от имени компании влечет репутационные риски», – поясняет она.
Сегодня защита прав на аккаунт эффективнее через модератора соцсети, чем в суде. Но компании должны озаботиться формализацией процессов ведения своих аккаунтов, говорит Костыра: например, добавить создание и администрирование аккаунта в должностную инструкцию работника и отдельно закрепить его обязанность в случае увольнения передать эти функции работодателю.
В марте 2019 г. IPChain представила результаты исследований рынка интеллектуальной собственности, которые проводились совместно с юридическим бюро Мэтью Йоспина, адвокатским бюро Noerr и Baker McKenzie.
Эксперты выделили новые типы нематериальных активов (НМА): цифровые данные, активы на основе технологии блокчейн, репутацию, виртуальные валюты, публичность, конфиденциальность и право быть забытым, доменные имена, интернет-мемы, smart-контракты и др.
Отдельно они выделили социальные сети, где в качестве НМА рассматривается число подписчиков, количество постов, лайков, репостов и просмотров.
Другая проблема – публикация в соцсетях объектов творческого труда (например, фотографий и видео) без разрешения их правообладателей.
Например, вы фотограф и выкладываете фотографии у себя на сайте или в сообществе, но вдруг замечаете: ваши фотографии кто-то разместил от своего имени.
Жалоба в техподдержку на нарушение авторских прав не дает результата, поскольку администратор просит доказательства. «В отличие от товарных знаков авторские права не регистрируются, и доказать обладание ими сложно», – поясняет Янковский.
Смежные, родственные, примыкающие… // Как изготовителю фонограммы правомерно осуществлять свои права?
Предоставление правовой охраны фонограммам как объектам смежных прав было обусловлено бурным развитием индустрии звукозаписи во второй трети XX века и необходимостью защиты имущественных интересов рекорд-лейблов – организаций, занимающихся звукозаписью и продажей музыкальных пластинок.
В современном мире модель потребления музыкального контента изменилась кардинальным образом: вместо покупки музыки на CD, виниле или кассетах – прослушивания без возможности сохранения на устройство с помощью стриминговых цифровых сервисов (Spotify, YouTube Music, Apple Music, Yandex.Музыка, BOOM и др.).
[1] Вместо продажи музыки – продажа доступа к музыке.
Однако, если верить статистике, звукозаписывающие компании должны чувствовать себя уверенно даже в условиях цифровизации музыки.
По данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) в 2018 году глобальный рынок музыкальных звукозаписей вырос на 9,7 %, обеспечив доходность в 19,1 млрд. долларов США. Это четвертый год подряд стабильного роста и самый высокий процент роста с 1997 года.[2]
Такие показатели были обусловлены увеличением доходов от платных подписок именно на стриминговые сервисы (на 32,9 % по сравнению с 2017 годом), которые почти вытеснили материальные носители с рынка.
В России показательным фактором признания такого доминирования стало вступление в силу Федерального закона от 17.06.2019 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым было отменено лицензирование деятельности по изготовлению аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей.
«Последним из Могикан» остается винил – единственный физический носитель, чья доля рынка растет, и который даже рассматривается некоторыми коллекционерами как объект инвестиций.[3]
Между тем, фонограмма представляет собой результат интеллектуальной деятельности, который подобно сосуду содержит в себе музыкальной произведение и его исполнение. В то же время, как гласит ГК РФ, смежные права на фонограмму признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.
Так как же быть изготовителю? Нужно ли ему заключать договоры с авторами и исполнителями? Или достаточно просто получить их письменное согласие?
Что такое фонограмма и кто обладает правами на нее?
Российское гражданское законодательство признает фонограммой любую исключительно звуковую запись исполнения или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение (пп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ).
Такая формулировка зафиксирована на законодательном уровне большинства стран и соответствует определениям фонограммы, используемым в Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (ст.
3, «b»)[4], в Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (ст. 1, «a»)[5], а также в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ст. 2, «b»).[6]
Смежные права на фонограмму возникают первоначально у ее изготовителя, которым признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).
На практике изготовителем считается лицо, вложившее финансовые средства в процесс записи: затраты на аренду студии звукозаписи, оплату услуг звукорежиссера, аренду музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, музыкальных инструментов. Таким образом, при определении изготовителя фонограммы применяется имущественный критерий.[7] Исходя из норм ст. 1322, 1323 и 1328 ГК РФ изготовителем фонограммы может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право на фонограмму и комплекс неимущественных прав: право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, право на обнародование фонограммы (п. 1 ст. 1323 ГК РФ).
Как и для объектов авторских прав для возникновения, осуществления и защиты смежных прав на фонограмму не требуется ее регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. При этом пунктом 2 статьи 1323 ГК РФ установлена необходимость осуществления изготовителем фонограммы своих прав с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.
В этом проявляется взаимосвязь объектов авторского права и смежных прав, которых в некоторых странах именуют «соседствующими правами» (neighboring rights) и «родственными правами» (related rights). Поэтому, можно даже говорить о «вторичности» прав на фонограмму по отношению к авторским и исполнительским правам.[8]
Интересен подход американского законодателя к правовой природе фонограммы – закон прямо называет фонограмму (sound recording) производным произведением (derivative work), основанным на ранее существовавших произведениях:
«A derivative work is a work based upon one or more preexisting works, such as a translation, musical arrangement, dramatization, fictionalization, motion picture version, sound recording, art reproduction, abridgment, condensation, or any other form in which a work may be recast, transformed, or adapted. »[9]
Пускай вас не смущает слово «work» применительно к фонограммам. Дело в том, что англо-саксонская система copyright допускает правовую охрану фонограммы в качестве «work» (произведения), т.е. «произведениями» считаются не только произведения, созданные творческим трудом, но и некоторые иные результаты интеллектуальной деятельности – фонограммы (sound recordings), фильмы (motion pictures).
Российские суды также указывают на производность прав изготовителя фонограммы от прав авторов и исполнителей.
Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А10-6900/2017 отметил, что «интеллектуальные права на производный объект признаются независимо от действия интеллектуальных прав на первоначальный объект, но для осуществления прав требуется соблюдать интеллектуальные права на первоначальный объект (п. 3, 4 ст. 1260, п. 3 ст. 1303, п. 2, 3 ст. 1315, п. 2 ст. 1323 ГК РФ)».
- Таким образом, смежные права на фонограмму возникают у изготовителя в силу осуществления записи, но реализация этих прав «блокирована» до момента урегулирования им отношений с авторами и исполнителями.
- Такой вывод подтвердил Семнадцатый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А60-28720/2009:
- «…изготовитель фонограммы не вправе самостоятельно использовать фонограмму либо передавать права на ее использование третьим лицам до тех пор, пока он не заключит соответствующие договоры с обладателями прав на охраняемые произведение и исполнение, записанные на фонограмме, а также при том или ином использовании фонограммы изготовитель фонограммы не вправе выходить за рамки условий, на которых обладатели прав на произведение и исполнение разрешили использовать результаты своего творчества.
- С учетом изложенного, закрепленный в части 3 названной статьи принцип правовой охраны каждого смежного права независимо от охраны авторских и других смежных прав может быть реализован только при одновременном признании и закреплении обусловленности смежных прав правами авторскими.
- А в рассматриваемом случае наличие согласия автора произведения на его использование является необходимым условием для реализации смежного с ним права изготовителя фонограммы».
- Какие действия следует предпринять изготовителю фонограммы, чтобы ее дальнейшее использование считалось правомерным?
Можно ли продавать старые диски, кассеты, плёнки и грампластинки?
У многих дома есть целые коллекции носителей с музыкой: компакт-диски самых разных стандартов, аудиокассеты, катушки (бобины) с магнитной лентой, граммофонные пластинки (или по-модному«винилы») и не только.
Что-то собрано лично, что-то перешло по наследству от родителей, бабушек и дедушек, которые годами собирали и приобретали эти экземпляры во времена, когда подобное нельзя было просто пойти и купить в магазине, а достать что-то редкое было вполне себе нетривиальной задачей, а то и вовсе настоящим приключением.
Кто-то продолжает этим богатством (ни намёка на иронию) активно пользоваться, а кто-то ушёл в мир удобства цифровой музыки; и для последних всё, что нажито непосильным трудом, по факту превращается, как ни прискорбно, в пылесборники, просто занимающие место в и без того зачастую не слишком просторном жилье.
Некоторые без лишних забот выбрасывают когда-то заботливо собранную коллекцию носителей, а более сознательные граждане решают отдать бесплатно или продать через сайты объявлений, иногда за совершенно символическую цену, чтобы нажитое ушло в добрые руки ценителям и радовало кого-то, а не покрывалось пылью где-нибудь в шкафу, гараже или лежало на мусорном полигоне.
Вопрос:
А можно ли так делать? Можно ли продавать ранее купленные музыкальные записи через сайты объявлений?
Ответ:
Ответ, в принципе, очевиден — да, можно, но люди наслышаны про иски и ответственность за нарушения авторских прав, а потому нередко хотят видеть более детальное обоснование правомерности. Кроме того, здесь есть свои нюансы.
Материальные носители
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, нужно разъяснить, что представляют собой эти материальные носители.
Поскольку мы говорим о музыке, то здесь мы имеем дело с, как минимум, двумя объектами интеллектуальных прав:
- музыкальное произведение (с текстом или без текста) — объект авторских прав;
- фонограмма — объект смежных прав.
В чём разница?
Согласно определению, данному в п. 1 ст. 1304 ГК РФ, фонограммы — это:
«любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение».
То есть, упрощая для понимания, применительно к музыке фонограммой является запись исполнения музыкального произведения.
А вот определения музыкального произведения нам закон, увы, не даёт. Исходя из общих требований ст. 1259 ГК РФ следует, что объекты авторских прав обладают объективной (не путать с материальной) формой — т. е. доступны для восприятия другими. При этом в силу п.
3 указанной статьи, к объективной форме относятся и публичное произнесение (например, стихотворения — которое может быть текстом песни), и публичное исполнение.
Таким образом, логично прийти к выводу, что музыкальным произведением является выраженная в объективной форме последовательность нот и/или иных звуков (и текста), созданная творческим трудом автора.
Для лучшего понимания разберём на вымышленном примере.
Допустим, композитор сочинил песню с текстом и представил её в виде партитуры, или в электронном виде в формате какого-либо программного секвенсора.
Условно говоря, созданы лишь ноты и текст, но никем ещё не исполнены и, соответственно, исполнение никем не записано. Вот то, что создал композитор в виде последовательности нот и текста — это музыкальное произведение.
Музыкальное произведение — это объект авторских прав в силу прямого указания п. 1 ст. 1259 ГК РФ.
В тот момент, когда исполнители (допустим, пианист и вокалист) исполняют созданную композитором последовательность нот и текста, создаётся исполнение или, иначе говоря, результат исполнительской деятельности. Исполнение — это объект смежных прав согласно п. 1 ст. 1304 ГК РФ.
А когда это исполнение записывается, допустим, на студии звукозаписи, то создаётся уже фонограмма. И фонограмма — это тоже самостоятельный объект смежных прав согласно той же ст. 1304 ГК РФ.
Одно и то же музыкальное произведение можно исполнить по-разному, и это будут разные исполнения и разные фонограммы.
Пример — исполнения классических произведений в самых разных вариациях: то «фортепианное» произведение исполняют на струнных и духовых, то «вокальное» на чём угодно от привычных фортепиано / гитары / баяна / губной гармошки до гучжэна и диджериду. Произведение одно, а исполнений — порой тысячи.
Более того, даже одни и то же исполнения могут быть основой создания нескольких разных фонограмм в процессе сведения и мастеринга.
Многие музыкальные группы, став известными, впоследствии перевыпускают ранние альбомы с ремастерингом, т. е.
старые хиты, старые записи, но фонограммы сведены уже не любителями в голодные годы неизвестности, а лидерами индустрии на оборудовании стоимостью с крыло от Боинга.
И каждое такое исполнение и фонограмма представляют собой самостоятельные объекты смежных прав, охраняемый независимо от авторских прав на музыкальное произведение. Т.е. исполняя произведения В.А.
Моцарта сегодня, исполнитель это делает без согласия наследников композитора и ничего не нарушает, поскольку срок действия исключительных авторских прав на эти произведения истёк, но в то же время приобретает исключительные смежные права на своё исполнение, а если это исполнение записано — то у создателя фонограммы возникают на неё исключительные смежные права. Кстати, именно поэтому периодически привлекают к ответственности тех, кто нарушает права на современные записи исполнений классиков — да, исключительные авторские права на произведения уже часто не действуют (как в примере выше), но часто произведения исполняются и записываются современниками или были записаны недавно, а потому исключительные смежные права на исполнения и фонограммы очень даже действуют.
А это значит, что для ответа на поставленный вопрос необходимо учитывать как законодательство в отношении авторских прав, так и в отношении смежных прав.
Правовое обоснование
Согласно положениям ст. 1272 ГК РФ об исчерпании исключительных авторских прав:
«Если оригинал или экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного статьей 1293 настоящего Кодекса».
Примечание: упомянутая ст. 1293 «Право следования» применяется к произведениям изобразительного искусства, т. е. указанная норма к фонограммам и музыкальным произведениям неприменима, потому это исключение в нашем случае можно смело игнорировать.
Статья 1325 ГК РФ содержит аналогичную норму в отношении фонограмм:
«Если оригинал или экземпляры фонограммы правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения».
Таким образом, правомерно приобретённые экземпляры произведений и фонограмм, например, купленные диски / кассеты / пластинки и иные носители можно перепродавать без каких-либо ограничений. Важно понимать, что указанные ст.
1272 и 1325 ГК РФ регламентируют принцип исчерпания исключительного права не в отношении самих произведений, а только в отношении оригинала и экземпляров произведений и фонограмм, которые были созданы и введены в оборот правомерно — т. е. либо непосредственно правообладателем, либо с его согласия.
Действия по продаже самостоятельно изготовленной копии не будут соответствовать указанным нормам, а будут являться нарушением исключительных прав в чистом виде.
При этом в силу п. 1 ст. 1227 ГК РФ:
«Интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации».
То есть, приобретая в магазине диск / кассету / плёнку / грампластинку, покупатель не получает прав на сами музыкальные произведения или фонограммы как объекты авторских или смежных прав соответственно.
С учётом вышеизложенного, необходимо отделять понятия экземпляра произведения от самого произведения (аналогично для фонограмм) и учитывать, что ст.
1272, 1325 ГК РФ явно указывают на оригинал и экземпляры, а не на произведения и фонограммы как результаты интеллектуальной деятельности.
И эта позиция также раскрыта в п. 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (Утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 сентября 2015 г.):
«Суд первой инстанции также пришел к выводу об исчерпании права, предусмотренном ст. 1272 ГК РФ.
Между тем данный принцип предусматривает возможность участия в гражданском обороте именно экземпляра произведения, правомерно введенного в этот оборот, без дальнейшего согласия правообладателя, не наделяя участников гражданского оборота правом по своему усмотрению использовать сам результат интеллектуальной деятельности (а не его экземпляр на материальном носителе) без выплаты вознаграждения правообладателю».
Таким образом, Президиум ВС РФ напоминает, что необходимо отделять экземпляры от самого произведения, что соответствует позиции п. 1 ст. 1227 ГК РФ, рассмотренной выше. Оригиналы не упоминаются, поскольку, очевидно, имеет место разъяснение по конкретному делу, а объём оборота оригиналов произведений ничтожно мал по сравнению с остальными экземплярами.
В п. 96 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
«Исчерпание исключительного права на произведение представляет собой один из случаев свободного использования произведения — исключение из общего правила о том, что любые действия по использованию произведения могут осуществляться только правообладателем или с его согласия (пункты 1 и 2 статьи 1270 ГК РФ), и применяется лишь в случаях, прямо установленных статьей 1272 ГК РФ.
Исчерпание права происходит только в отношении конкретного оригинала или конкретных экземпляров произведения, правомерно введенных в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
Распространение контрафактных экземпляров произведений статьей 1272 ГК РФ не охватывается и в любом случае образует нарушение исключительного права на произведение независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен у третьих лиц».
Следует пояснить позицию суда в отношении контрафактных экземпляров. Ст. 1273 ГК РФ разрешает воспроизведение (копирование) сугубо в личных целях. Согласно п. 1 названной статьи,
«допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения».
Статьёй предусмотрены исключения, но в рассматриваемой ситуации они неприменимы. Аналогичная норма предусмотрена ст. 1306 ГК РФ, которая гласит, что объекты смежных прав можно использовать без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения в случаях свободного использования произведений, в том числе с отсылкой на ст. 1273 ГК РФ.
Т.е. для целей архивирования, создания резервного носителя или, например, прослушивания на другом типе носителя создать копию произведения и фонограммы можно, и нарушения тут не будет.
Например, можно правомерно приобрести экземпляр на CD и скопировать фонограмму на MicroSD для прослушивания через плеер/телефон.
И в этом случае эта карта MicroSD не будет содержать контрафактные экземпляры произведений, поскольку такое использование допускается законом, и нарушения интеллектуальных прав нет.
Но стоит кому-то опрометчиво предложить ту же самую карту MicroSD к продаже, как «личные цели», предусмотренные ст. 1273 ГК РФ перестают быть таковыми, а потому появляется состав правонарушения, а эта же самая карта внезапно становится материальным носителем, в котором выражены контрафактные экземпляры произведений и фонограмм.
Выводы
Таким образом, лица, которые правомерно приобрели экземпляры музыкальных произведений и фонограмм на носителях вправе их продавать кому угодно, нарушения исключительных прав правообладателей в таком случае не будет.
Следует отметить, что речь идёт только об экземплярах изначально правомерно введённых в гражданский оборот (т.н. «оригинальных», «лицензионных»), а не их неправомерно изготовленных копиях. Т.е.
если предлагается к продаже именно то, что когда-то ранее было приобретено (та самая плёнка, диск или пластинка) — то именно в этом случае статьи 1272, 1325 ГК РФ применяются.
А если, например, самостоятельно была сделана копия, то вот именно эту копию продавать уже будет незаконно, поскольку этот экземпляр не был правомерно введён в гражданский оборот.
Как оформить авторское право?
Авторское право — это то, что не нужно оформлять, ведь оно принадлежит вам, пока кто-то не докажет обратное.
Но если вы добросовестный (реальный) создатель литературного, музыкального, художественного, кинематографического произведения, то вам стоит подумать о своевременной регистрации своего творения.
Это сэкономит немало сил, если вдруг кто-то захочет оспорить ваше авторство в суде. А еще это позволит получать пассивный доход от использования кем-либо вашего творения.
Стоит ли говорить, что споры по вопросам авторского права весьма сложны, раз для их рассмотрения выделен специальный суд? Грамотное ведение дела не только поможет пресечь нарушение вашего права, но и позволит получить хорошую компенсацию. На вашу интеллектуальную собственность посягают? Обратитесь к юристу, имеющему опыт в ведении подобного рода дел.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 19 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Авторское право: что это?
Авторские и смежные права входят в совокупность интеллектуальной собственности наряду со средствами индивидуализации, патентным правом, коммерческой тайной (ноу-хау), правами на топологии интегральных микросхем и селекционные достижения.
Так вот, авторское право подразумевает вашу возможность беспрепятственно обнародовать свое произведение. А также оно по умолчанию содержит запрет на то, чтобы кто-либо вносил в ваше произведение изменения, ставил на нем свое имя либо псевдоним.
Что мы имеем в виду, когда говорим об объектах авторских прав? Это литературные, музыкальные, художественные произведения — книги, сценарии, песни, картины, фильмы и т.д.
Полный перечень (причем открытый) можно найти в статье 1259 Гражданского кодекса.
Пункт 4 этой же статьи говорит, что для возникновения авторского права достаточно создать произведение — оформлять не обязательно (в отличие от некоторых других стран).
Но, если регистрация не обязательна, зачем она вообще нужна? Вопрос риторический для тех, кто сталкивался с пиратством в офлайн и онлайн-пространстве: вам нужно защитить свое право от посягательств, а для этого вы должны доказать, что принадлежит оно именно вам. И даже если вы ставите на объекте вашего права знак копирайта (© плюс ваше имя), это не гарантирует защиту от незаконного использования: не всегда копирайт означает принадлежность авторства конкретной персоне.
Нельзя зарегистрировать (читайте «присвоить») авторское право на общедоступный контент. Имеются в виду произведения фольклора, нормативные правовые документы любого уровня, государственная символика или, например, идея, метод, которые уже долгое время являются достоянием общественности.
Защита авторского права
Защита авторского права подразумевает возможность обратиться в суд, если оно будет нарушено. Обычно требуют прекратить нарушение и взыскать компенсацию.
Такими вопросами ведает специальный судебный орган — Суд по интеллектуальным правам (СИП). Он входит в систему арбитражных судов.
Его образование связано с тем, что судьи для рассмотрения такого рода дел должны специализироваться в этой сфере.
Как мы уже отмечали, чтобы защитить авторское право, его наличие нужно доказать. Например, ваш текст украден и зарегистрирован третьим лицом, как свой. Как доказать, что он принадлежит вам? Предоставить свидетельство того, что у вас он находился раньше.
Для таких случаев есть довольно эффективный совет: сохраните свое произведение на материальном носителе (любом, будь то бумага или флешка), а затем отправьте его по почте самому себе заказным письмом с описью вложения и уведомления. Не распечатывайте конверт! В случае возникновения спорной ситуации он будет вскрыт на судебном заседании.
Другие способы подразумевают оформление (впрочем, довольно условное) авторского права. Оформить его можно в Российском авторском обществе (РАО), в нотариальной конторе или любой организации, которая занимается депонированием (буквально — хранением) авторских прав.
Суть регистрации такого права в том и состоит, чтобы всегда иметь возможность доказать, что вы являетесь первоисточником, создателем и самым ранним обладателем объекта права.
Например, что делает РАО: в случае спора оно предоставляет хранящийся в Национальном государственном фондохранилище отечественных изданий экземпляр объекта авторских прав и подтверждает дату его депонирования. Как указано на сайте РАО, регистрация в Обществе нужна как свидетельство того, что автор поручил ему распространение произведения и сбор вознаграждения.
Процедура регистрации авторского права
Процесс регистрации авторского права более прост, менее затратен по времени и расходам, чем та же регистрация товарного знака или знака обслуживания (средств индивидуализации). Однако эта процедура, как и любая другая регистрационная, связана со сбором документов, написанием заявления и оплатой услуги.
Вам нужно сначала обратиться в РАО или в выбранную частную организацию с заявлением (образец можно попросить на месте или скачать в интернете).
Авторское общество потребует от вас предоставить только заявление с вашим именем, псевдонимом (если есть), именами соавторов (также если есть), названием произведения и само произведение на материальном носителе с подписью автора, авторов и расшифровкой.
Регистрируя произведение литературы, необходимо приложить тексты с подписью и датой на каждом листе. Регистрируя музыку к фильму, приготовьте копию договора с киностудией и музыкальной справки.
При регистрации музыкально-драматических и драматических произведений, музыкального сопровождения, хореографии, художественного оформления спектаклей вы снимаете и прикладываете копию договора с театром, содержащего условия использования произведений, размер авторского вознаграждения за каждый спектакль и порядок его выплаты.
Частные организации могут потребовать предоставить определенный набор документов, отличный от того, что требует РАО. Это может быть, например, такой перечень:
Стоимость услуги варьируется от 500 до 3000 рублей, в зависимости от способа регистрации, который вы выбрали. Также здесь играет роль, являетесь вы физическим лицом или подаете заявку от имени организации. После проверки документов регистратор предоставит вам свидетельство об оформлении авторского права.
Есть альтернативные пути — оформить право в РАО после того, как вы сходили в суд и доказали там, что его объект принадлежит вам.
То же самое возможно, если вы передали право по договору об отчуждении (по факту, разрешили третьему лицу обнародовать объект, поскольку такие права не отчуждаются) или по лицензионному договору о предоставлении права использования произведений на условиях исключительной лицензии.
Возможно электронное депонирование. РАО не предоставляет подобную услугу, в отличие от ряда частных организаций.
Процедура оформления у нотариуса отличается от всего вышеописанного.
Статья 85 Основ нотариата разрешает заверять дату предоставления документа. Суды считают такое доказательство того, что произведение находилось у вас раньше, достаточно существенным.
Оспорить нотариальное заверение на практике не представляется возможным.
Среди традиционных методов получения авторских прав на свои произведения особое место занимает публикация произведения в средствах массовой информации (литературных вестниках и других изданиях, готовых печатать тексты подобного формата). Это не регистрация, а способ автоматического подтверждения наличия у вас авторского права.
Таким образом, оформить авторское право на произведение сегодня не слишком сложно, это не требует больших затрат, при условии что вы действительно являетесь автором. РАО, частные организации, нотариальные конторы, печать в литературных, художественных, фото-изданиях — выбирайте то, что вам больше подходит.
И помните, что любой из этих способов сойдет, чтобы доказать наличие у вас авторского права при возникновении спора.
- Источники:
- Список объектов авторских прав
- Сайт РАО
Использование отрывков (частей) чужих объектов авторского права, цитирование произведений
»
Вопрос:
1. У меня вопрос по авторскому праву. Мы хотим использовать небольшие отрывки видео (различных концертов, телепрограмм и т.д.) в нашей презентации на выставке. Поверх используемых фрагментов видеоматериалов мы хотим наложить наш текст и графику. Мы хотим использовать небольшие отрывки из нескольких различных видеоматериалов.
Есть ли ограничения на подобное использование отрывков чужих произведений?
Какая максимально допустимая продолжительность отрывка (фрагмента), который можно использовать в своих целях без разрешения автора видео или иного произведения?
Можно ли считать такое использование чужих произведений свободным случаем использования – цитированием? Ведь мы на основе чужих фрагментов видео демонстрируем наше оборудование и как оно работает.
2. Использование какого видеоконтента и каким хронометражем я имею право проигрывать (допустим, на плазменных панелях) в общественных местах (например, в кафе или магазине)?
Могу ли я использовать (полностью или какую-то часть) видеоролики показов мод, съемки природы, видеогид по странам мира, видеозаписи концертных выступлений западных звезд шоу-бизнеса и т.д.?
Имеет ли значение, что я не беру плату за такой показ отрывков или что показ чужих произведений (в т.ч. видеоматериалов) осуществляется в ознакомительных целях?
Можно ли такое частичное использование подвести под цитирование произведения? Какой установлен объем допустимого цитирования объектов авторского права?
- Если я купил лицензионный диск с показываемыми мною объектами авторского права, то будет ли такой показ в публичном месте соответствующих объектов авторского права считаться нарушением авторских прав?
- А что если я переработаю (перемонтажирую) фрагменты разных видеороликов и сделаю из этого свой один видеоролик?
- Будет ли считаться нарушением авторских прав, если я буду демонстрировать чужое видео без звука или уберу с видеоряда оригинальные логотипы, какую-либо графику или иные надписи?
- Консультация юриста:
- Настоящая юридическая консультация распространяется на все объекты авторского права (не только видеоролики и иные видеоматериалы, но и песни, фотографии, книги и другие произведения).
1. Использование фрагментов авторских произведений
Не имеет значения, используете вы объект авторского права целиком или фрагмент (часть, отрывок). Закон запрещает использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема использования.
Строго говоря, использование даже одной-двух секунд из чужого музыкального произведения, если возможно установить (доказать), что используемый отрывок действительно из соответствующего музыкального произведения и он является авторским (творческим, т.е.
подлежит охране авторским правом), является нарушением авторского права.
В законе в этой части нет исключений, а информация, распространяемая в Интернете, согласно которой допустимо использовать отрывки (фрагменты) чужих произведений (текстов, книг, песен, видео и других объектов авторского права), не превышающие 10, 20, 40 процентов (встречаются и иные проценты) от оригинального произведения, не соответствует действительности (закону).
2. Цитирование объектов авторского права
Действительно закон допускает использование чужих объектов авторского права в части (фрагментарно) без согласия авторов (правообладателей) путем цитирования. Однако закон устанавливает и условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования.
- Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
- 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
- 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати…
Прежде всего, следует понимать, что цитирование – это не копирование (воспроизведение). Для копирования закон использует термин «воспроизведение». Цитирование само по себе отличается от обычного копирования. Можно долго объяснять разницу между цитированием и копированием, но на самом деле каждый внутренне может отличить цитирование от копирования.
В общих чертах: когда вы копируете, вы по сути используете чужое как часть своего, достигаете собственных целей за счет чужого труда, заполняете пробелы в собственном произведении за счет чужого; цитируя, вы обращаете внимание прежде всего на цитируемый отрывок чужого произведения, делаете акцент на нем, обращаете внимание именно на него, не создаете впечатление, что это ваш труд.
Помимо указанной разницы между цитированием и частичном копировании чужих объектов авторского права, закон еще ограничивает цели цитирования и указывает, что цитирование должно быть разумным, не должно переходить из категории цитирования в категорию копирования и незаконного использования чужого объекта авторского права (пусть и в части) – «в объеме, оправданном целью цитирования».
Так, Верховный суд указал «цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, допустимо в указанных в Законе целях (научных, критических, информационных целях и в обзорах печати), только из обнародованных произведений и в объеме, оправданном целью цитирования» (Определение ВС РФ N78-Г03-77 от 05.12.2003).
Поэтому если вы «надергаете» много отрывков из чужих произведений и из них сделаете свое, пусть даже будете увязывать эти отрывки своим текстом и укажите авторов отрывков и источники заимствования, вы все равно нарушите авторские права всех авторов, отрывки произведений которых вы использовали, если только это не подпадет под разрешенные способы использования (например, вы создаете обзор прессы).
Использование отрывков чужих произведений в собственной презентации или для публичной демонстрации – это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.
3. Использование чужих объектов авторского права в некоммерческих и/или демонстрационных целях
Для квалификации ваших действий в качестве нарушающих авторское право не имеет значение, в коммерческих или некоммерческих целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права, не имеет значение при распространении, публичном показе, размещении в Интернете или ином использовании, брали ли вы деньги, получали ли реальную выгоду. Если само действие нарушает авторские права, то вы можете быть привлечены автором (правообладателем) к ответственности за нарушение авторских прав и должны будете выплачивать компенсацию за незаконное использование чужих объектов авторского права.
Наличие или отсутствие на вашей стороне выгоды (прибыли) от использования чужих произведений без разрешения повлияет, однако, на размер выплачиваемой компенсации или иной назначаемой Вам санкции (например, при привлечении вас к уголовной ответственности за нарушение авторских прав, которое повлекло для авторов значительные убытки).
Понятия демонстрационных (ознакомительных) целей в законе не существует. Никаких «первые десять секунд бесплатно» в авторском российском праве нет.
Поэтому использование чужих объектов авторского права с предупреждением «для ознакомления» , «в демонстрационных целях», «качаете для ознакомления, а потом обязуетесь удалить» и т.п.
вас не спасет от ответственности за нарушение авторских прав.
4. Наложение текста, графики на чужие объекты авторских прав, переработка
Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. Такие действия посягают на целостность произведения и нарушают право автора на неприкосновенность произведения (ст.
ст. 1255, 1266 ГК) и могут порочить деловую репутацию автора; а в ряде случаев таким образом вы можете нарушить и имущественное право автора на переработку – за это уже прямо предусмотрена имущественная ответственность (от 10.000 до 5.000.000 рублей).
Монтаж чужого видео и иная переработка чужих произведений нарушает имущественное право автора, а в ряде случаев и рассмотренное выше неимущественное право.
Поэтому такие действия не только не позволят вам распространять и иным образом использовать переработанный вами объект авторского права, но и усугубит ваше положение, т.к.
использование переработанного объекта авторского права влечет более серьезную ответственность.
Убрать звук, ухудшить качество – это все нарушает целостность произведения, что также влечет ответственность и усугубляет Ваше положение.
5. Покупка лицензионных носителей и использование объектов авторского права
Покупка лицензионных носителей объектов авторского права (лицензионных музыкальных и видео дисков, лицензионных дисков с компьютерными программами, иных лицензионных материальных носителей) не дает вам право на использование таких объектов авторского права, кроме как в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять и т.д.
Расхожее заблуждение среди диджеев, например, что, купив виниловую пластинку, они вправе без разрешения и платы перерабатывать произведения, на ней записанные, публично играть музыку в клубах и т.д. Виниловые пластинки, сколько бы они ни стоили, не дают прав на такое использование объектов авторского права, на ней записанных!
Рекомендую ознакомиться с информацией об ответственности за вышеуказанные нарушения авторских прав, а также с остальными ответами на часто задаваемые вопросы по авторским правам.