Работа педагогом с высшим военным образованием
Далеко не каждый человек находит свое профессиональное призвание сразу после школы, и идет учиться той специальности, по которой впоследствии будет работать всю свою жизнь. Иногда обстоятельства складываются таким образом, что работу приходится менять – причем зачастую весьма радикально. И если работа на некоторых должностях не требует от работника особых знаний и специализированного образования, то в некоторых областях наличие высшего образования по специальности является обязательным условием для трудоустройства. В новой статье ответим на вопрос о том, можно ли устроиться в школу без педагогического образования, и какова вероятность того, что в приеме на работу такому соискателю просто откажут.
Как стать педагогом: законодательные требования
Согласно ст. 331 ТК РФ, стать педагогом можно при условии соответствия образовательному цензу, установленному законодательством РФ.
В соответствии с общим правилом, установленным ст. 46 ФЗ от 29.12.2012 № 273, заниматься педагогической деятельностью могут лица, отвечающие следующим требованиям:
- наличие среднего или высшего профессионального образования;
- соответствие существующим квалификационным требованиям и/или требованиям профстандартов.
Квалификационные характеристики педагогического работника предусматривают:
- продолжительность имеющегося у него педагогического стажа;
- требования к специализации и имеющимся у педагога направлениям подготовки;
- наличие у работника образования определенного уровня.
Согласно положениям профстандарта, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н, к образованию лица, занимающего должность учителя, предъявляются следующие требования – у него должно быть высшее или среднее профессиональное образование:
- по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», или
- в области, соответствующей преподаваемому предмету, или
- по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Например, учителем английского языка может работать человек, у которого есть высшее образование по специальности «Перевод и переводоведение», а учителем физкультуры – человек, получивший образование по специальности «Физическая культура и спорт».
Человек, который закончил медфак, может преподавать школьникам химию или биологию.
При этом специалист может работать учителем в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе – никаких территориальных ограничений на этот счет законодательство не содержит.
Кроме того, ст. 46 ФЗ № 273 установлены дополнительные условия, определяющие случаи, в которых работать педагогом может человек, не имеющий законченного образования:
- Заниматься педагогической деятельностью по программам общего образования могут студенты педагогических ВУЗов, успешно окончившие не менее 3 курсов обучения.
- Обучать детей по программам дополнительного образования могут лица, которые получают высшее образование в сфере, соответствующей профилю обучения, при условии, что они успешно закончили не менее 2 курсов обучения.
Уровень образования соискателя подтверждается документами государственного образца: аттестатом, дипломом, свидетельством о профессиональной переподготовке и прочими документами.
Итоговое решение о том, может человек работать в школе или нет, принимает директор учебного заведения. В ходе проведения собеседования он оценивает не только образование соискателя, но и его личностные характеристики, навыки общения с детьми и опыт практической работы.
Что делать педагогам без специального образования, но с большим педагогическим стажем?
Требования, предъявляемые к уровню образования педагогов, действуют с 1 сентября 2013 года – именно тогда вступил в силу действующий Закон об образовании. До указанной даты единых требований, предъявляемых к уровню образования и квалификации учителей, в законе не было.
Именно поэтому в 2018 году Конституционный Суд указал на недопустимость увольнения учителей, не имеющих специального образования, и принятых на работу до вступления в силу Закона об образовании, при условии, что они успешно осуществляют педагогическую деятельность и проходят все необходимые аттестации (см. Постановление КС РФ от 14.11.2018 № 41-П).
Кому нельзя работать учителем?
Законодатель выделяет отдельные категории соискателей, которым в трудоустройстве на должность учителя будет отказано даже в том случае, если у них есть профильное педагогическое или иное образование, позволяющее преподавать детям определенный предмет. В соответствии с положениями ст. 331 ТК РФ, а также с требованиями профстандарта, утв. Приказом № 544н, к педагогической деятельности не допускаются лица:
- в отношении которых судом было вынесено решение о запрете на работу педагогом;
- имеющие или имевшие судимость в соответствии с российским законодательством;
- имеющие статус недееспособных;
- имеющие определенные заболевания, при наличии которых работать педагогом нельзя.
Что делать, если специального образования нет, а работать учителем хочется?
Стать учителем можно одним из следующих способов:
- Получить педагогическое или другое образование в общем порядке (если нет профильного высшего образования, позволяющего преподавать тот или иной предмет).
- Получить второе высшее образование или закончить магистратуру по педагогической (или нужной профильной) специальности – это можно сделать, если одно высшее образование уже есть.
- Пройти профессиональную переподготовку – если педагогическое образование уже есть, но его направление отличается от той сферы, в которой предстоит работать.
Обучаться можно очно, заочно и даже дистанционно – способ обучения на итоговый диплом не влияет: главное, чтобы у выбранного учреждения была лицензия на оказание образовательных услуг.
Продолжительность обучения зависит от выбранной формы посещения занятий, а также от наличия базового образования – получить второе образование на базе первого можно быстрее, чем базовое образование, которое получают сразу после окончания школы.
Как пойти работать в школу без педагогического образования?
Работа в школе не всегда требует наличия педагогического образования – в любом образовательном учреждении есть должности, не связанные с педагогической деятельностью.
Устроиться на работу можно секретарем, бухгалтером, медсестрой, электриком и так далее – для каждой из этих должностей будут установлены свои требования к уровню образования, квалификации и наличию практического опыта работы.
Итоги
Итак, лицо, не имеющее педагогического образования, может преподавать в школе в том случае, если у него есть образование (среднее или высшее), соответствующее преподаваемому им предмету.
Если специального образования нет, человек может пройти профессиональную переподготовку или получить дополнительное образование.
Если соискатель относится к любой из категорий граждан, которым запрещено работать педагогом, в школу его не примут даже в том случае, если уровень его образования будет соответствовать всем законодательным требованиям.
Источник: «Юридическая азбука»
Работа педагогом с высшим военным образованием — Юридическая консультация
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Требования к квалификации преподавателя — организатора основ безопасности жизнедеятельности установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.
К таким требованиям относятся: высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее трех лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее трех лет.
При этом в соответствии с п. 9 разд.
1 данного Единого квалификационного справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в соответствии с разд. 2 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
Поэтому в изложенной ситуации, если преподаватель – организатор ОБЖ не соответствует квалификационным требованиям Единого квалификационного справочника, то вопрос о соответствии его занимаемой должности рассматривает аттестационная комиссия организации.
При наличии у преподавателя достаточного практического опыта и компетентности, выполняющего качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, аттестационная комиссия может принять решение о соответствии преподавателя занимаемой должности.
Сказали спасибо:
Поручение президента взять отставников в школьные учителя выполняется плохо
Болеслав Кушнеренко, майор запаса, преподает в одной из московских школ ОБЖ (основы безопасности жизни) и обществознание. После окончания Курганского высшего военно-политического авиационного училища он 11 лет проработал в НИИ им.
Чкалова в Ахтубинске и еще шесть лет – психологом полка в части инженерных войск в Нахабине. «В 2005 г. я решил уйти из армии по собственному желанию, – вспоминает Кушнеренко.
– За год до увольнения к нам в часть приехали на сборы десятиклассники, а вместе с ними – замначальника управления образования Южного округа Москвы. Познакомились, поговорили – оказалось, что в школах требуются замдиректора по безопасности и что со своим опытом я бы мог вполне претендовать на эту должность».
В управление Кушнеренко обратился сразу после увольнения, там ему дали список школ со свободными вакансиями. Выбрав территориально наиболее удобную школу, бывший военный пришел на собеседование к директору, и та буквально через неделю пригласила его на работу.
Параллельно Кушнеренко стал преподавать ОБЖ, а год спустя после того, как окончил Московскую юридическую академию, – обществознание. «Когда я только пришел в школу, там не было ни одного мужчины», – улыбается Кушнеренко.
По его словам, работать в школе непросто даже военному: «Старшеклассники сейчас очень продвинутые, только учебной программой с ними не ограничишься, нужно постоянно быть в курсе всех событий». Но у военных есть свои преимущества: они умеют поддерживать дисциплину и выстраивать отношения в подростковых группах, в которых на командные роли могут претендовать отрицательные лидеры, говорит Кушнеренко.
С идеей направлять уволенных в запас военных в школы выступил президент Дмитрий Медведев. «В школе у нас не хватает мужских рук и просто мужчин», – отметил он на совещании, посвященном вопросам занятости населения.
Военные могут быть учителями различных дисциплин, а не только ОБЖ и военной подготовки, добавил президент.
Но пока подобные примеры – довольно большая редкость.
На вопрос корреспондента «Ведомостей», могут ли министерства договориться о предоставлении мест в школах офицерам запаса, в Минобороны ответили, что «они сейчас об этом думают».
В Министерстве образования сказали, что вопросы управления школами находятся в ведении регионов и муниципалитетов. «Максимум, что мы можем сделать, – это разослать рекомендации, которые выглядят как обобщение какого-то опыта, – пояснили в пресс-службе ведомства.
– Регионы очень ревностно относятся к своим правам и негативно воспринимают любое давление свыше».
«В военном, который приходит устраиваться на любую должность в школу, ценными профессиональными качествами, конечно же, являются качества военные», – говорит Илья Новокрещенов, директор московской школы № 353 им. А. С. Пушкина.
При назначении замдиректора по обеспечению безопасности (ОБ) школа пользуется типовой должностной инструкцией, в которой прописаны квалификационные требования к кандидату. Одно из них, отмечает Новокрещенов, – наличие у человека военного образования.
Если же уволенный в запас претендует на должность учителя, то ему необходимо пройти курсы повышения квалификации, говорит он.
За 19 лет по программам переподготовки военнослужащих в «Мирбисе» переобучилось более 4500 человек, рассказал Валерий Залко, проректор по программам повышения квалификации и переподготовки «Мирбиса». По его словам, до 2006 г.
финансировать обучение помогало Минобороны, с 2006 по 2008 г. – различные фонды и ассоциации и последние два года институт развивает программу за счет собственных средств.
После переобучения бывшие военные уходят в основном в коммерцию, говорит он, – в торговые компании, банки или открывают собственный бизнес.
Работа педагогом с высшим образованием от 50 000 рублей, свежие вакансии в Москве на SuperJob
Сегодня в 13:57•
Сейчас эту вакансию смотрят 2 человека
Педагог дополнительного образования (семейный клуб)
Присмотр и уход за обучающимися 1-4 классов. Помощь в выполнении домашних заданийВысшее педагогическое образование. Наличие действующего сертификата от Ковид. Наличие справки об отсутствии судимости
Разместите резюме, и мы подберем вам подходящие вакансии
Вчера•
Сейчас эту вакансию смотрят 1 человек
Педагог дополнительного образования (робототехника)
Проводит обучение в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, разрабатывает рабочую программу…Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования…
18 октября•
Сейчас эту вакансию смотрят 3 человека
Доступно студентам
Волонтерская работа
Педагог дополнительного образования
и ещё 2 станции
Проведение занятий для детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности по вашему расписаниюОтветственность, порядочность
Открой новые возможности карьерыРазвивайте новые навыки с курсами от проверенных университетов
Каталог зарплатПосмотри зарплату по своей профессии
Готовое super-резюмеЗакажите готовое резюме у экспертов Superjob
Онлайн-курс профориентации для школьниковПоможем вашему ребенку выбрать профессию
ГБУК г. Москвы «ТКС «Оптимист»
Проведение диагностики речевых нарушений у детей. Проведение индивидуальных и групповых занятий. Устранение дефектов звукопроизношения…Профильное высшее образование. Опыт работы по специальности от 3 лет. Умение работать с детьми от 2 лет и старше. Доброжелательность…
Сегодня в 17:00•
Сейчас эту вакансию смотрят 2 человека
Педагог-библиотекарь, библиотекарь
40 000 — 60 000 руб./месяц
Работа с библиотечным фондомВысшее или среднее специальное образование. Умение работать с детьми, коммуникабельность
57 000 — 75 000 руб./месяц
Планирование содержания и осуществление непрерывного образовательно-коррекционного процесса в соответствии с адаптированной…Высшее профессиональное психологическое образование, либо высшее дефектологическое, педагогическое образование с дополнительной…
Сегодня в 15:54•
Сейчас эту вакансию смотрят 4 человека
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия…Профильное образование. Опыт работ не менее 3-х лет. Опыт работы с детьми находящимися в группе риска, дети с ОВЗ, инвалиды
Сегодня в 15:54•
Сейчас эту вакансию смотрят 3 человека
Педагог-психолог дошкольное отделение
ГБОУ Общеобразовательная школа-интернат № 1
В соответствии с функциональными обязанностями. Диагностическая, коррекционная и просветительская работа с обучающимися дошкольной…Высшее образование по специальности психология (клиническая психология), опыт работы от 1 года в образовательных или реабилитационных…
Сегодня в 15:05•
Сейчас эту вакансию смотрят 1 человек
Ведение занятий в объединениях дополнительного образования (детский сад, школа, корпус дополнительного образования). Подготовка…Сегодня в 14:41•
Сейчас эту вакансию смотрят 3 человека
Педагог (воспитатель) группы продленного дня
Сопровождение детского коллектива во второй половине дня. Организация и контроль выполнения домашних заданий. Воспитание…Высшее педагогическое образование. Опыт педагогической работы в школе обязателен. Умение организовывать детей, поддерживать…
Сегодня в 14:24•
Сейчас эту вакансию смотрят 3 человека
Ведение социально-педагогической работы в дошкольных и школьных отделениях. Работа по профориентационному, профилактическим…Если вы молодой, энергичный человек, с образованием по профилю, уверенно пользуетесь ПК (интернет, MS Word, Excel, Outlook…
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказание им психологической помощи, проведение диагностики, психологическое…Высшее профильное образование, знание ФГОС для детей с ОВЗ, знание современных методик, технологий работы с учащимися с ОВЗ…
Сегодня в 12:35•
Сейчас эту вакансию смотрят 1 человек
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия…Образование: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика…
Сегодня в 12:23•
Сейчас эту вакансию смотрят 3 человека
40 000 — 55 000 руб./месяц
Осуществляет: — образовательную деятельность детей-инвалидов с ментальными нарушениями; — комплекс мероприятий по обучению…Обязательно наличие высшего образования в соответствии с профессиональным стандартом по направлению деятельности. Отсутствие…
Сегодня в 12:23•
Сейчас эту вакансию смотрят 4 человека
Заведующий кафедрой инклюзивного образования
110 000 — 130 000 руб./месяц
Московский индустриальный колледж
Организация образовательного процесса обучающихся -инвалидов, ОВЗ по АООП. Формирование АООП в соответствии с кодами ОВЗПедагогическое образование. Опыт работы в инклюзивном образовании. Знание нормативных документов по организации образовательного…
Сегодня в 12:18•
Сейчас эту вакансию смотрят 1 человек
Строгова Маргарита Олеговна
Преподавать классический танец детям от 2 лет и взрослым. Общаться с родителями учеников. Заниматься постановкой детских…Знаете основы классического танца. Имеете опыт преподавания классики детям.
Нацелены на долгосрочную работу и понимаете,…Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия…В/о.
Готовность работы с детьми с ОВЗ
Разместите резюме, и мы подберем вам подходящие вакансии
Сегодня в 11:38•
Сейчас эту вакансию смотрят 3 человека
ГБОУ Школа N 641 имени С. Есенина
и ещё 2 станции
Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ основного уровня образования (5…Высшее образование по профильным направлениям. Опыт работы в сфере образования детей от 2 летПройденный тренинг с предметным…
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия…
ГБУ Дом сопровождаемого проживания «Гурьевский»
Определяет цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) получателей социальных услуг. Организует и проводит мероприятия…Высшее образование (психология, социальная работа, психолого-педагогическое). Справка об отсутствии судимости. Медкнижка
Анализирует. Личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки. Ход и развитие проектов…
Открой новые возможности карьерыРазвивайте новые навыки с курсами от проверенных университетов
Каталог зарплатПосмотри зарплату по своей профессии
Готовое super-резюмеЗакажите готовое резюме у экспертов Superjob
Онлайн-курс профориентации для школьниковПоможем вашему ребенку выбрать профессию
Вчера•
Сейчас эту вакансию смотрят 1 человек
Детский хоспис «Дом с маяком»
Центр посещают подопечные хосписа, их братья и сестры, а также родители. Составление программы дневного центра: содержательное…Имеете высшее психологическое, психолого-педагогическое, клинико-психологическое образование или обучаетесь на последнем…
65 000 — 85 000 руб./месяц
Диагностическая, коррекционная, консультативная работа в школе и дошкольных группах. Платные образовательные услуги. Дежурство…Основы педагогики и психологии, возрастная психология и др. Наличие диагностики МЦКО
2.1.1 Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программВысшее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология». Опыт работы в образовательной организации…
Вчера•
Сейчас эту вакансию смотрят 1 человек
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия…Вчера•
Сейчас эту вакансию смотрят 4 человека
ГБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1412
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и обучающихся 5-6 классов, выполнение обязанностей дежурного администратора…Высшее профессиональное образование, первая или высшая квалификационная категория по должности «педагог-психолог», прохождение…
Вчера•
Сейчас эту вакансию смотрят 1 человек
Педагог-психолог, дефектолог
Проведение психологической диагностики обучающихся. Написание психологического заключения по результатам проведенной психодиагностики…Высшее профильное образование. Диагностика МЦКО по Психологии: Уровень не ниже Высокого, преимущественно Экспертный
Вчера•
Сейчас эту вакансию смотрят 4 человека
Осуществление мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, девиантного поведения, группы риска. Консультирование…Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Психология». Приветствуется наличие квалификационной категории/…
Вчера•
Сейчас эту вакансию смотрят 4 человека
ГБОУ Школа «Покровский квартал»
Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в двух школьных зданиях (обучаются старшие классы). Выявление…Опыт работы в школе от 3-х лет. Педагогическое образование. Наличие квалификации педагога-психолога приветствуется
Вчера•
Сейчас эту вакансию смотрят 1 человек
Некоторые педагоги, возможно, получат отсрочку от частичной мобилизации
Стало известно, что Минцифры собирается обсудить с Минпросвещения и Минобрнауки возможность предоставить отсрочку от частичной мобилизации учителям информатики и сотрудникам вузов, заявил глава Минцифры Максут Шадаев в ходе вебинара, посвящённого вопросам отсрочки для IT-специалистов.
Об этом сообщает РИА «Новости».
Помимо этого, по информации того же информационного агентства, первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к министру обороны Сергею Шойгу с просьбой внести учителей начальной и средней школы в список работников, которые могут рассчитывать на отсрочку от частичной мобилизации.
То есть на данный момент у педагогов нет специальных оснований для отсрочки.
Пока неясно, о каких именно университетских специалистах идёт речь.
Тем не менее, по данным Telegram-канала «Научно-образовательная политика», сейчас ведутся консультации Минобороны, Минобрнауки и комитетов Госдумы о том, чтобы предоставить отсрочку от призыва по мобилизации ординаторам, ассистентам-стажёрам и людям, у которых есть учёные степени.
Аналогичные обсуждения проходят также насчёт аспирантов и студентов негосударственных вузов (напомним, предоставленная президентским указом отсрочка сейчас касается лишь студентов государственных вузов, а с аспирантами возникла неясность, мы писали об этом подробнее здесь).
Возникает вопрос с IT-специалистами, которые обеспечивают работу внутренней сети и цифровых сервисов вузов и школ.
Дело в том, что общее основание для отсрочки айтишников их, похоже, не касается, потому что кроме IT-специальности для отсрочки имеет значение и место работы — это должна быть аккредитованная IT-организация. Если образовательной организации нет в этом списке, то отсрочка не полагается.
Также стало известно, что Российская академия наук готовит обращение в Минобрнауки и Минобороны с просьбой предоставить бронь от частичной мобилизации кандидатам, докторам наук и аспирантам. Поскольку преподаватели вузов, как правило, имеют научную степень, в случае положительного решения ведомств они смогут избежать частичной мобилизации.
Ранее Минобороны решило не привлекать на военную службу в рамках частичной мобилизации тех, у кого есть высшее образование по некоторым направлениям подготовки. Речь идёт о специальностях, необходимых для поддержания работы отдельных отраслей. К примеру, это касается специалистов сфер IT, связи, СМИ и финансов.
26 сентября Минцифры опубликовало в своём Telegram-канале рекомендованный перечень специальностей, подходящих под критерии освобождения от мобилизации для специалистов сфер IT и связи.
В этом перечне перечислены 195 специальностей и направлений подготовки высшего образования, наличие которых позволяет человеку претендовать на отсрочку, если он работает в аккредитованной IT-компании.
Ведомство подчеркнуло, что как таковое наличие специальности из списка не означает права на освобождение от призыва — в рамках работы в IT-компании нужно выполнять критически важные функции.
Кстати, в документе указаны не только технические и естественно-научные специальности.
Например, в нём числятся «Юриспруденция», «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Экономическая безопасность», «Психология», «Лингвистика», «Журналистика» и «Дизайн».
На упомянутом вебинаре Шадаев также разъяснил несколько принципиально важных нюансов:
- на момент призыва или формирования компаниями списков сотрудников, претендующих на отсрочку, нужно работать в аккредитованной IT-компании, но требований к стажу нет;
- претендовать на отсрочку смогут только те сотрудники, которые работают полный рабочий день, у самозанятых и трудоустроенных как ИП такой возможности нет;
- чтобы специалиста не призвали в рамках мобилизации, у него должно быть высшее образование по профильной специальности, по которой он работает;
- сотрудники со средним образованием и те, кто прошёл программу переподготовки, не смогут претендовать на освобождение от призыва (и это, похоже, большая проблема отрасли, поскольку многие айтишники высшего профильного образования не имеют);
- если какой-то специальности нет в списке Минцифры, работники всё равно смогут заполнить форму для подачи заявлений на освобождение от частичной мобилизации, которая появится на «Госуслугах», однако это не гарантирует, что сотрудники получат отсрочку.
Кстати, не так давно Анзор Музаев ответил на вопросы о мобилизации и о брони для преподавателей.
Дополнено 04.10.2022:
Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы
Миненко, Е. Ю. Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы / Е. Ю. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 795-797. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26152/ (дата обращения: 20.10.2022).
В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул также и аспекты модернизации военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров.
Ключевые слова: военно-педагогический процесс, высшая военная школа, ценностно-ориентированное образование.
Подготовка офицерских кадров в вузах представляет собой сложный социальный, идеологический, политический процесс.Она имеет ярко выраженный военно-педагогический аспект.
Суть этого аспекта составляют механизмы взаимодействия преподавателя и обучаемого, выражающие субъективную сторону педагогической деятельности в целом.
Например, на лекции ставятся цели темы, которые достигаются решением воспитательных задач, излагается учебный материал, а слушатель сосредоточивает свое внимание на его усвоении, воспринимает, осмысливает, запоминает материал, усваивая также необходимые ценностные установки.
В этом состоит содержание военно-педагогической деятельности, и чтобы добиться высокого воспитательного результата, преподавательпринимает в расчет не только общие военно-педагогические установки, но и личность курсанта (слушателя), а также суммарное взаимодействие встречной активности участников педагогического процесса [1, с. 68].
Все это составляет необходимые аспекты военно-педагогической деятельности практических методов перестройки на научной основе всего дела подготовки офицерских кадров.
Личность многогранна. Имеются соответственно и разные стороны ее изучения. Педагога в большой степени интересует ценностная сторона личности обучаемого, воспитуемого, раскрывающая ее индивидуальные особенности и возможности, которые должны учитываться и развиваться в педагогическом процессе.
В этом плане особенности личности связаны с особенностями индивидуальности человека, то есть его внутреннего мира, который складывается из психических процессов, свойств, состояний и образований.
Все они, будучи достоянием и военного педагога, и курсанта (слушателя), проявляются и влияют на ход педагогического процесса в высшей военной школе.
В современном педагогическом процессе выделяют в качестве важнейшего фактора информационный обмен [2, с.107]. Он обеспечивается в значительной мере функционированием процессов взаимодействия преподавателя, курсанта и слушателя. К составляющим этого процесса относятся моменты познавательного и идейно-воспитательного характера.
Люди различаются по качественным характеристикам этих процессов. У одного человека более развито ценностное восприятие, у другого — чувственные ощущения; каждому присуще мышление, но у одного оно отличается быстротой обобщающих операций, у другого — аналитической способностью.
Все это весьма существенно для целесообразного подбора методов и средств сообщения учебного материала на занятиях, использования технических средств обучения.
Умение преподавателя подбирать наиболее эффективные методики для военно-педагогического воздействия на курсанта (слушателя) и использование технологий морально-нравственного совершенствования личности военнослужащего в учебно-воспитательной работе способствует повышению ее результативности [3, с. 39].
Мотивационный компонент педагогического процесса, обеспечивающий активность взаимодействия военного педагога и курсанта (слушателя), в значительной степени составляет их психические свойства: направленность, характер, способности, темперамент.В них выражается внутреннее содержание личности, а значит, и ее социальная значимость.
Люди отличаются друг от друга по особенностям этих свойств личности. Ведь что ни человек, то свой характер, способности, темперамент, свои мотивы, определяющие содержание его поступков и обусловливающие успех в тех или иных областях деятельности.
Поэтому изучение преподавателем психических свойств курсантов (слушателей) является предпосылкой определения эффективной программы и методики военно-воспитательной работы с каждым из них.
На коммуникационные характеристики военно-педагогического процесса оказывают заметное влияние психические состояния военного педагога и курсанта (слушателя).
Они выражаются в том, насколько быстро или медленно происходят у человека психические реакции и процессы, как проявляются присущие личности свойства. От психического состояния преподавателя на занятиях во многом зависит их ход и результаты [1, с. 70].
Подобное состояние курсанта (слушателя), в свою очередь, определяет его успех в изучении военного дела, в выполнении повседневных служебных обязанностей, поведение и взаимоотношения с командирами и товарищами.
Понятно поэтому, что в обучении, воспитании курсантов (слушателей) командиры, преподаватели постоянно учитывают психические состояния и стремятся соответственно на них воздействовать.
Содержательная сторона военно-педагогического процесса реализуется как проявление военным педагогом и формирование у курсантов (слушателей) системы морально-ценностных образований. К ним относятся знания, навыки, умения, привычки, которыми человек обогащается на протяжении всей жизни.
Например, в период учебы курсант (слушатель) приобретает и развивает политические и военные знания, навыки и умения в использовании боевой техники и оружия, привычки строго соблюдать уставной порядок и требования воинской дисциплины.
Будучи структурными компонентами военной педагогики, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека в своем единстве составляют его духовный мир, базу его военно-политической подготовки. И в них он проявляется.
Ведь любое высказывание, действие, поступок курсанта (слушателя) обязательно включает в себя те или иные военно-педагогические аспекты, факторы военного образования, свойства и состояния, присущие комплексу военно-педагогических мер в данное время [3, с. 37].
Преподавателю вуза необходимо в полной мере и в полном объеме представлять содержание и сложные переплетения своей военно-педагогической активности и ответной активности курсанта (слушателя), их взаимодействие.
Военно-педагогический аспект образовательной деятельности составляют все сопровождающие ее психические явления, процессы, реакции. Военный педагог и курсант (слушатель) с их индивидуальными ценностными особенностями не единственные реальности педагогического процесса.
Педагогический и курсантский (слушательский) коллективы, наделенные определенным групповым сознанием, военно-педагогической и психологической атмосферой, взаимодействие между ними, составляющее механизм военно-педагогического процесса, — это также весьма существенные реальности. Они едины, неразрывны в процессе деятельности военного вуза.
Вместе с тем в интересах научного исследования компоненты указанного единства могут выступать как самостоятельные объекты, но при этом всегда учитывается их органическая целостность и взаимная зависимость.
В практике, например,преподавательзадается целью изучить индивидуальные особенности курсанта (слушателя), проявляющего повышенный интерес к данной учебной дисциплине.
Проводя такую работу, он, конечно, примет во внимание и сложившееся к ней отношение в коллективе, и характер воспитательных влияний других военных педагогов.
Только тогда преподаватель сможет глубоко понять истоки формирующихся склонностей будущего офицера. Точно такие же отношение и подход педагогики высшей военной школы к своему объекту: изучая важнейшие аспекты военно-педагогического процесса в целом, она вместе с тем подвергает пристальному анализу и его компоненты, учитывая их органическую взаимную обязанность, единство.
Литература:
- Алексеев И. С. Модернизация системы высшего военного образования на современном этапе // XVI Лебедевские чтения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 15 апреля 2015 г.) / под ред. А. В. Комплеева. — Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2015. — С. 67–71.
- Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008. — 640 с.
- Снуров О. Г. О некоторых проблемах военной педагогики и формировании идейно-политической составляющей личности военнослужащего // Национальная безопасность и государственные интересы России: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 26 февраля 2015 г.) / под ред. А. В. Комплеева. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. — С. 36–40
Основные термины (генерируются автоматически): военно-педагогический процесс, педагогический процесс, слушатель, военный педагог, высшая военная школа, курсант, военно-педагогическая деятельность, военно-педагогический аспект, процесс, учебный материал.
С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое…
Военно—педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно—педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур…
Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил.
Авторы предлагают использовать в военно-образовательном процессе технологию обучения взрослых. Предлагают ввести специальный раздел в военную педагогику, касающуюся андраго-педагогического подхода, что позволит, по мнению авторов…
В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений…
Целостный военно—педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя обучение, воспитание, развитие и морально-психологическую подготовку будущих офицеров к предстоящей военно-профессиональной деятельности.
Военно—педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур…
В современных условиях в военно—педагогическом процессе недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся в ВУЗах являются
В нашем случае — в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно—учебных заведений.
Информационная (педагогическая) среда обучения курсантов военного вуза представляет собой специально сконструированную область обучения и профессионального становления курсантов на основе средств коммуникации, интересов, познавательных мотивов…
С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое…
Военно—педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно—педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур…
Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил.
Авторы предлагают использовать в военно-образовательном процессе технологию обучения взрослых. Предлагают ввести специальный раздел в военную педагогику, касающуюся андраго-педагогического подхода, что позволит, по мнению авторов…
В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений…
Целостный военно—педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя обучение, воспитание, развитие и морально-психологическую подготовку будущих офицеров к предстоящей военно-профессиональной деятельности.
Военно—педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур…
В современных условиях в военно—педагогическом процессе недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся в ВУЗах являются
В нашем случае — в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно—учебных заведений.
Информационная (педагогическая) среда обучения курсантов военного вуза представляет собой специально сконструированную область обучения и профессионального становления курсантов на основе средств коммуникации, интересов, познавательных мотивов…