Психолого психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего
Если у Вас есть дети и Вы в разводе или планируете развестись, а вопрос с местом жительства ребенка не решен.
Или не определен порядок встреч с отдельно проживающим родителем. Вероятнее всего Вам нужна психолого-педагогическая экспертиза.
Второй родитель желает лишить Вас возможности общаться с собственным ребенком? Суд назначил психологическую экспертизу ребенка или Вы планируете иск самостоятельно? Вы хотите узнать как правильно поставить вопросы перед экспертами?
- Вы можете провести экспертизу ребенка и родителей по определению суда или по договору с экспертной организацией.
- Прочтите информацию и Вы узнаете как Вы можете провести экспертизу.
- Наши экспертизы принимаются судами Москвы и Московской области!
Как и где провести? Как поставить вопросы? Сроки и стоимость экспертизы
Судебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений (психолого — педагогическая экспертиза) проводится по делам о разводе, определении места жительства ребенка, лишении родительских прав или установления судом частоты встреч с ребенком.
В ходе указанной экспертизы могут исследоваться личность ребенка, отца, матери и иных родственников, проживающих или планирующих проживать с ребенком после решения суда, психологические особенности их взаимоотношений.
Нередко судебному экспертному исследованию предшествуют длительные судебные тяжбы между родственниками ребенка. Эти тяжбы и разбирательства, не смотря на все благие намерения противоборствующих сторон, не всегда учитывают действительные интересы ребенка.
- Примерные вопросы экспертам
- Сроки и стоимость проведения экспертизы
- Заключение эксперта по семейным спорам о воспитании детей
Психолого-педагогическая экспертиза детей для органов опеки и попечительства
Помимо судебной экспертизы экспертное психологическое исследование ребенка проводится для предоставления органам по опеки и попечительству. В этом случае экспертиза идет по вопросам, которые интересуют указанное государственное учреждение для реализации программ защиты детей и их интересов, представления ребенка в суде.
В некоторых обстоятельствах судебно-правового разбирательства по определению места жительства ребенка или порядка встреч с ним, например при обвинении одного из родителей другим в психических нарушениях или неумении общаться с ребенком, возникает необходимость проведения психологической экспертизы по определению психологической возможности конкретных лиц (отца или матери) обеспечить воспитание детей.
В этих обстоятельствах проводится психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза родителя или опекуна. Подробно о ней можно экспертиза опекуна, родителя, отца, матери.
Бесплатно проконсультироваться по вопросам связанным проведением экспертизы можно позвонив профессиональному судебному эксперту — психологу по телефону 8(495)118-31-03.
В негосударственных экспертных учреждениях Москвы полноценная психолого-педагогическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений для предоставления заключения в суд обычно длится, в зависимости от сложности, не менее 10 дней.
В государственных экспертных учреждениях на это уходит обычно не менее месяца.
Психодиагностика одного человека может быть проведена в течении трех-пяти суток, в зависимости от профессионализма и загруженности эксперта. Исследование для органов опеки и попечительства длится обычно 3-7 суток.
Психолого-педагогическая экспертиза детей и взрослых.
Стоимость экспертных исследований ребенка и детско-родительских отношений
Срок | Цена | Результат |
3-5 суток | 16 000 | Справка психолога |
3-5 суток | 16 000 | Справка психолога |
3-7 суток | 18 000 | Справка эксперта |
от 6 до 14 суток | 42 000 | Заключение эксперта по результатам судебной психолого-педагогической экспертизы |
от 6 до 14 суток | от 37 000 | Заключение психологической экспертизы Заключение психолого-педагогической экспертизы |
30 мин | 3000 | ответы на вопросы, устные рекомендации судебного эксперта |
24 часа | 5000 | письменные рекомендации судебного эксперта |
Оставьте заявку или звоните прямо сейчас 8(495)118-31-03 и мы ответим на все Ваши вопросы!
Основной целью психологической экспертизы детско-родительских отношений является необходимость обеспечения суда объективной информацией о психологических особенностях ребенка, его родственников, отношений между ними через призму интересов ребенка, его дальнейшей судьбы, участия в этой судьбе родственников в той мере, в которой они могут максимально позитивно обеспечить непрерывность и качество процесса воспитания и развития ребенка, ухода за ним.
Где проводится психологическая (психолого-педагогическая) экспертиза?
Место проведения экспертизы:
— Москва, ул. Тверская, д.20, стр.1,
- (станции метро: Пушкинская, Тверская, Чеховская).
- — Место проведения экспертизы в регионах — уточняйте по телефону 8(495)-118-31-03 или у регионального представителя.
- Центр специальных исследований и экспертизЭкспертиза в МосквеПроверка на полиграфе в Москве
Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:
- -Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье?
- -Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?
- -К кому из родителей ребенок привязан больше?
- -Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?
- -Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?
-Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
- -Каков уровень тревожности ребенка?
- -Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
- -Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?
- -Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?
- -Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
- -Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?
- -Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?
- -Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?
- -Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
- -Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
- -Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
- -Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
- -Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
- -Каково мнение ребёнка относительно порядка и графика встреч с отдельно проживающим родителем?
-Выражает ли ребёнок какое-либо мнение относительно проживания с кем-либо из родителей? Если выражает то какое?
- -Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание (мнение ребёнка) проживать с матерью (отцом)?
- -Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?
- Данный перечень вопросов не является исчерпывающим.
- Вопросы на рассмотрение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений должны подбираться в каждом случае индивидуально в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации, исходя исключительно из потребности в специальных психологических познания дознания, следствия и суда.
Для того, чтобы четко понимать для чего суду нужна судебная психологическая экспертиза данного вида необходимо подробно ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
- В данном документе Пленум верховного Суда четко определяет юридические приоритеты судебного разбирательства по делам связанным с разводами и определением места жительства ребенка, его прав, прав разводящихся супругов.
- Позвоните сейчас нам по телефону:
- 8(495)118-31-03
- или
- Оставьте заявку на [email protected]
- и мы перезвоним Вам сами
Психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних
- cтоимость экспертизы
- от 30 000
- Заказать
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Сегодня все больше пользуется спросом в следственной и судебной практике психологическая судебно-медицинская экспертиза. Вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы в последние годы весьма часто обсуждают юристы и психологи. Хотя наряду с этим в этой области есть много нерешенных проблем.
Как утверждают практики, следователи и судьи еще в затруднении, и поэтому им не удается избежать ошибок, назначая и подготавливая такие экспертизы, оценивая и используя заключения экспертов-психологов, этому в некоторой степени способствует несовершенное законодательное регулирование назначения и проведения такого экспертного исследования.
К самым востребованным судебно-психологическим экспертизам относится психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних, на долю которой приходится больше 60% всех психологических исследований, проводимых экспертами.
Психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних по уголовным делам, как правило, назначается с целью:
- установить способность несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) в отставании психического развития, которое не связано с психическим расстройством, полномерно воспринимать истинный характер и опасность своих действий для общества и руководить ими;
- определить способность несовершеннолетних потерпевших и малолетних свидетелей адекватно воспринимать обстоятельства, которые значительны для дела, и давать о них правдивые показания;
- определить способность несовершеннолетних и малолетних потерпевших при сексуальных посягательствах осознавать характер и значение произведенных с ними действий и предпринимать действия к сопротивлению.
Поводом для производства судебно-психологической экспертизы в первой ситуации могут быть вызваны неадекватностью поведения несовершеннолетних своим характеристикам возраста, причудливостью мотивации предпринятых ими поступков, несоразмерностью объективного содержания действий подростка субъективно запланированным целям, данными о воспитании несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, его педагогической запущенности и др.
В практической деятельности приходится решать, какую экспертизу – судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую, нужно назначить по отношению несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Обычно судебно-психологическую экспертизу назначают по отношению лиц, которые не вызывают сомнения здоровья их психики.
При возникновении такого сомнения вопрос идет о необходимости предварительной судебно-психиатрической экспертизе.
При умственной отсталости, которая указывает на олигофрению в степени дебильности, психофизический инфантилизм, органическое поражение центральной нервной системы, психопатию, астенический синдром, есть необходимость назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Другой вид психологической судебно-медицинской экспертизы несовершеннолетних по уголовным делам, в которых они участвуют, представляет собой судебно-психологическую экспертизу способности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля адекватно принимать обстоятельства, которые важны для дела, и давать о них правдивые показания.
Практики утверждают, что психологическая судебно-медицинская экспертиза обязательно необходима как по отношению потерпевшего, так и свидетеля, в частности несовершеннолетнего или малолетнего.
Малолетним возрастом, психической незрелостью объясняются сложности оценки их показаний, именно поэтому так важно иметь представление об их способности стать свидетелем и оперировать показаниями по делу.
Способности детей и подростков к даче правильных показаний становятся объектом психологической судебной экспертизы в тех ситуациях, когда эти показания выступают в роли существенных оснований обвинения.
Поэтому экспертизу назначают не только с целью определить психическое состояние потерпевшего, но также и при сомнении малолетними и несовершеннолетними свидетелями адекватно осознавать обстоятельства, которые важны для уголовного дела, и свидетельствовать показаниями.
Повод назначения судебно-психологической экспертизы способности малолетнего (несовершеннолетнего) свидетеля или потерпевшего адекватно осознавать обстоятельства, которые важны для дела, и давать о них правдивые показания может быть представлен:
- принципиальным расхождением в содержании показаний потерпевшего или свидетеля с иными материалами, находящимися в деле;
- данными о каком-либо необычном психическом состоянии во время принятия информации, которая важна для дела;
- большим сроком давности событий, в котором содержатся показания потерпевшего или свидетеля;
- данными о личности потерпевшего или свидетеля.
По уголовным делам, в которых участвовали несовершеннолетние, судебно-психологическую экспертизу также назначают, чтобы определить способность несовершеннолетних и малолетних потерпевших при сексуальных посягательствах осознавать характер и значение предпринятых с ними действий и предпринимать действия к сопротивлению.
Поводы по назначению данной экспертизы представлены малолетним возрастом (до 14 лет) или несовершеннолетием (14 – 18 лет) потерпевшей (потерпевшего), сведениями о ее (его) неадекватном или провоцирующем поведении, непоследовательностью и противоречивостью ее показаний, сведениями о пассивном и непонятном поведении потерпевшей при отсутствии фактических насильственных действий и угроз со стороны виновного.
Психологическая судмедэкспертиза несовершеннолетних способна помочь раскрытию внутренней картины преступления, проследить за степенью восприятия поступка, предвидеть последствия содеянного.
Если подследственным не осознается в полной мере истинное содержание своего поведения или его способности к волевой регуляции были деформированы, то он не может быть в ответе за свои поступки. Юридическую оценку дают только сознательным действиям субъекта, которыми он способен управлять.
В случае, если вы не удовлетворены результатами проведенной судмедэкспертизы, или вы не можете доверять ее результатам, или хотите получить оперативную информацию, обратитесь в НП «Федерация Судебных Экспертов», и вам помогут решить перечисленные выше вопросы.
Цены
Психологическая экспертиза | от 20 000 |
ПРИМЕЧАНИЕ:
Цена психологической экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.
Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Временной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации (1992) с учетом особенностей СПЭН.
Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатр, имеющий специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Участвующий в производстве СПЭН психолог должен иметь специализацию по подростковой психопатологии.
Психолог, участвующий в производстве комплексной СПЭН, обладает всеми правами судебного эксперта и подписывает акт (заключение) экспертизы.
Законный представитель несовершеннолетнего вправе принимать участие в проведении его освидетельствования, но при совершении представителем действий, существенно затрудняющих проведение экспертизы, эксперты могут письменно ходатайствовать (перед органом, назначившим экспертизу) об отказе законному представителю в указанном праве.
Экспертиза несовершеннолетних должна быть: а) преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, психоэндокринолога, педагога, подросткового специалиста по трудовой и военной экспертизам и пр.
); б) для подследственных и осужденных рекомендуется по возможности стационарная СПЭН; в) для потерпевших и свидетелей целесообразно амбулаторное освидетельствование, но в случаях затруднений в диагностике или экспертной оценке закономерно изменение вида экспертизы на стационарную.
- Амбулаторная СПЭН проводится не на территории следственного изолятора, а в психиатрическом учреждении (при подростковом или общеэкспертном отделении).
- При проведении СПЭН обязательно выполнение следующих формальностей:
- 1) проверка наличия в материалах уголовного дела: а) постановления или определения о назначении СПЭН; б) объективных сведений о личности подростка (показания, характеристики); в) медицинской документации; г) акта СПЭН, если экспертиза уже проводилась ранее;
- При отсутствии в уголовном деле указанных документов в проведении СПЭН может быть отказано;
- 2) при направлении на амбулаторное освидетельствование и в случае, если несовершеннолетний не содержится под стражей, необходимо присутствие родителя или другого законного представителя.
- Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.
Значение (ч.3 ст.20 УК РФ):
- · Наличие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством
- · Ограничение в связи с этим способности к осознанному и волевому руководству своими действиями
- · Освобождение от уголовной ответственности
- Этапы проведения экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого:
- 3) Определение наличия или отсутствия психического расстройства
- 4) В случае отсутствия определяется имеется ли отставание в развитии (личностная незрелость)
- 5) Оценивается степень влияния незрелости на способность к осознанной регуляции в правонарушении.
Понятие «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» (РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ к понятию, а НЕ ВИДЫ!!!):
- · Умственная отсталость
- · Задержка психического развития
- · Задержка развития интеллектуальной или эмоционально-волевой сфер
- · Личностная незрелость:
- 1) Естественно-возрастная
- 2) Обусловлена непатологическими факторами – социальная депривация, особенности воспитания, соматические заболевания.
- Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза свидетеля
- Юридическое значение
Если речь идет об исследовании степени психических нарушений у свидетелей, лишающих их способности давать показания, назначается судебно-психиатрическая экспертиза.
Эксперты-психиатры устанавливают психопатологические факторы, обусловливающие грубые расстройства восприятия, памяти, мышления и речи у подэкспертных, что не дает возможность суду и следственным органам использовать их в качестве свидетеля по делу.
- Субъектом данного вида КСППЭ выступают потерпевшие, свидетели, обвиняемые и подозреваемые, в отношении которых у судебно-следственных органов возникают сомнения в их способности давать показания по рассматриваемому уголовному делу, вне зависимости от того, являются ли данные лица психически здоровыми, обнаруживают ли различные аномалии или страдают психическими заболеваниями.
- Предметом КСППЭявляется способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них показания и актуальная возможность её реализации в конкретный юридически значимый момент.
- После оценки психического состояния и уровня развитияперед экспертами встает вопрос об определении потенциальной способности подэкспертного правильно давать показания.
- Способность давать показания разделяется на: способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и способность их правильно воспроизводить. Способность воспроизводить воспринятую информацию в первую очередь зависит от того
Внешняя, фактическая сторона воспринимаемых событий – восприятие событий на уровне чувственного отражения, т.е. восприятие предметов, их сочетаний, действий обвиняемого, окружающих и своих собственных, а также их последовательность и др.
Внутренняя, содержательная сторона – понимание объективного (культурно-социального) значения происходящего события, оценивание его как такового уже в момент происшествия.
Три фактора, определяющие ограничение способности детей и подростков давать показания: возрастной (например, несформированность долговременной памяти в дошкольном возрасте), личностный (например, зависимость от взрослых, внушаемость) и ситуационный (например, сложности в содержательном понимании криминальных действий сексуального характера).
Судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза
- Данный вид экспертизы назначается тогда, когда для выяснения значимых для дела обстоятельств требуется проведение исследования, затрагивающего пограничные между психологией и психиатрией проблемы.
- Важной особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является использование для заключения специальных познаний, относящихся к обеим научным дисциплинам, применение специфических методов, сложившихся в психиатрии и психологии, сопоставление и интеграция в единим заключении данных психологического и психиатрического исследования.
- Основные задачи судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы следующие:
Установление способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, обнаруживающих изменения психической деятельности, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Данный вопрос может решаться в отношении лиц с раз-. личными формами эволютивного дизонтогенеза (психофизический инфантилизм, легкие степени олигофрении, психопатии) и остаточными явлениями органического поражения головного мозга (последствия черепно-мозговых травм, инфекций и т. п.).
- Поводами для назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы в целях решения таких задач могут служить данные о перенесенном заболевании головного мозга, отставании или искажении психического развития, низком интеллектуальном развитии, сенсорных дефектах, недостаточном овладении активной речью, низкой памяти, нарушениях внимания, характерологических особенностях со склонностью к фантазированию, повышенной внушаемости, а также сомнения в способности правильно воспринимать факты, имеющие значение для дела, и давать о них показания.
- Последний вопрос возникает в связи с конкретной, сложившейся при совершении противоправных действий ситуацией, требующей оценки (ее сложность, быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, повышенная эмоциональная напряженность в момент восприятия).
- В комплексной экспертизе в компетенцию психиатра-эксперта входит установление наличия или отсутствия признаков нервно-психических расстройств, не исключающих вменяемости, и временных болезненных расстройств психической деятельности у подэкспертного в период, относящийся к совершению противоправных действий.
- В компетенцию психолога входит два основных типа экспертных задач:
- 1) установление способности лица с указанными изменениями психической деятельности в конкретной сложившейся при совершении преступления ситуации правильно воспринимать отдельные факты или внешнюю сторону событий;
2) установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий, т. е. понимать их.
Поскольку возможность давать показания зависит не только от способности правильно воспринимать явления окружающей действительности, но и от свойств памяти человека, возможностей вербализации, характерологических особенностей, таких как склонность к домысливанию, фантазированию и др., психологических установок личности, в компетенцию психолога-эксперта входит исследование и этих сторон психической деятельности.
Преимущества комплексной психолого-психиатрической экспертизы в данных случаях заключаются в том, что психиатр и психолог, не выходя : пределы своей компетенции, могут конкрегнзировать свои выводы относительно способности лиц с психическими аномалиями правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для дела, и давать о них правильные показания. При этом следует подчеркнуть, что такого рода выводы нельзя считать утверждением о достоверности показаний свидетеля и потерпевшего.
Установление способности потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих отклонения в психической деятельности, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
Наиболее распространенными поводами для назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы для решения этих задач являются данные о перенесенном заболевании головного мозга, отставании или искажении психического развития, пассивном поведении потерпевшей при совершении противоправных действий, отсутствии адекватной эмоциональной реакции на случившееся, сведения о характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, застенчивость, замкнутость, склонность к тормозным реакциям и растерянности в новых, сложных ситуациях и т- п.).
В рамках комплексной экспертизы психиатры-эксперты должны оценивать медицинскую сторону вопроса — о наличии у потерпевшей признаков психического заболевания или временного болезненного расстройства психической деятельности в период совершения с нею противоправных действий, которые лишали бы ее способности понимать значение совершаемых г нею действий и оказывать сопротивление.
В компетенцию психолога-эксперта входит установление особенностей личности и интеллектуального развития потерпевшей (общин уровень развития, осведомленность в вопросах половой жизни), эмоционального состояния в момент событий, относящихся к совершению преступления, которые могли препятствовать пониманию значения совершаемых с нею действий.
Способность к сопротивлению определяется сложившейся ситуацией, психическим состоянием потерпевшей, а также ее возрастными и характерологическими особенностями.
В компетенцию психолога-эксперта в этих случаях входит исследование глубины и полноты понимания обследуемой сложившейся ситуации, характерологических особенностей (трудность принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях, подчиняемость, внушаемость, нерешительность, робость), ее эмоционального состояния в период совершения с нею противоправных действий (страх, растерянность, подавленность), которые препятствовали бы ее эффективному сопротивлению.
При этом следует отметить, что констатация беспомощного состояния потерпевшей относится к компетенции суда.
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних -обвиняемых, обнаруживающих признаки отставания в психическом развитии.
- Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и определение, в какой мере эти несовершеннолетние могут руководить своими действиями, составляют предмет судебно-психологической экспертизы.
- Несовершеннолетним обвиняемым с признаками психической патологии (олигофрения в степени дебильности, последствия раннего органического поражения головного мозга, психофизический инфантализм, психопатические черты характера) в сочетании с данными о педагогической запущенности, “детскости”, игровых мотивах поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, недостаточным пониманием их возможных последствий назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
- В компетенцию психиатра-эксперта при проведении комплексной экспертизы входят установление признаков психического заболевания и решение вопроса о вменяемости — невменяемости несовершеннолетнего.
- При признании такого подростка вменяемым и при наличии у него признаков отставания в психическом развитии психолог уточняет его способность полностью сознавать значение своих противоправных действий и прогнозировать их последствия.
- Установление у обвиняемого с признаками психической аномалии, не исключающей вменяемости, индивидуально-психологических особенностей, получивших отражение в его поведении при совершении конкретных противоправных действии.
- Поводами для назначения комплексной экспертизы могут быть данные о психической аномалии, внешняя “безмотивность” преступления, необъяснимость психологических мотивов поведения обвиняемого, внешне не мотивированная смена показаний в процессе судебно-следственных действий.
В рамках комплексной экспертизы психиатр-эксперт решает вопрос о вменяемости — невменяемости, наличии психической болезни в период судебно-следственных действий. Данные психологического исследования могут быть использованы для выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, в том числе и личностных особенностей обвиняемого, психологических мотивов его поведения.
Комплексная психолого — психиатрическая экспертиза обвиняемых, совершивших правонарушение в состоянии аффекта.
Поводами для назначения экспертизы служат, как правило, особенности поведения обвиняемого при совершении противоправных действий: неожиданность поступков, появление не свойственных ранее форм поведения, жесткость и тяжесть содеянного, а также данные о конфликтной ситуации перед правонарушением.
Целью экспертизы является установление у обвиняемого наличия или отсутствия временного болезненного расстройства психической деятельности, физиологического эффекта (нормальной, но чрезвычайно интенсивной эмоциональной реакции) или других эмоциональных состояний в момент правонарушения.
Сложность экспертной оценки аффективных реакций и связанная с ней частота расхождения экспертных заключений обусловлены рядом причин и прежде всего возможностью разнообразных сочетаний в аффективном деликте “нормально-психологических” и “патологических” механизмов.
Аффективная реакция в момент правонарушения может возникнуть у здорового человека и у лиц с различными нарушениями психики, у тех и других может достигать значительной интенсивности, сохраняя при этом свойства нормальной психологической реакции (“физиологический аффект”) или приобретая форму болезненного психотического состояния (“патологический аффект”).
Судебно-психиатрическая оценка аффективных деликтов позволяет отграничить болезненные формы аффективных реакций от неболезненных и вынести заключение о вменяемости — невменяемости подэкспертного.
Однако, дав заключение о неболезненной природе аффективной реакции в плане ее отграничения от патологического аффекта, психиатр-эксперт не может не выходя за пределы своей компетенции, оцсшпь ее глубину и влияние на поведение обвиняемого при совершении правонарушения. В большинстве случаев экспертам приходится сталкиваться с состояниями, пограничными между психологией и психиатрией, и применять и совмещать знания в области обеих научных дисциплин.
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза существенно расширила возможности оценки аффективных состояний, включая в нее не только диагностику болезненных расстройств психической деятельности (“патологического аффекта”) и их отграничение от сходных неболезненных состояний, но и определение глубины нормальных психологическихреакций, в частности выраженности эмоционального возбуждения, возникшего в момент правонарушения.
Аффективные реакции, возникающие у психически здоровых лиц и лиц с различными психическими аномалиями в момент совершения правонарушения, характеризуются остротой и яркостью. кратковременностью и трехфазностыо (подготовки, взрыва, истощения).
Первая фаза неспецифичная, общая как для физиологического, так и для патологического аффекта. Однако существуют различия в механизмах нарастания аффективного напряжения, особенностях личностной переработки психической травмы у психически здоровых и лиц с легкими нервно-психическими отклонениями.
- Вторая фаза острой аффективной реакции представляет собой собственно аффективный взрыв с интенсивным двигательным возбуждением, резкими изменениями психической деятельности, выраженными вегето-сосудистыми реакциями.
- Третья фаза — спад аффективного напряжения с появлением физической расслабленности, астенических явлений (заключительная фаза аффекта).
- Физиологический аффект как не выходящее за пределы нормы эмоциональное состояние представляет собой кратковременную, стремительно и бурно протекающую эмоциональную взрывную реакцию, сопровождающуюся резкими, но “с психотическнми изменениями психической деятельности, в том числе и сознания, выраженными вегетативными и двигательными проявлениями.
Определение “физиологический” было введено, чтобы подчеркнуть отличие нормального аффекта от патологического, показать, что его физиологическую основу составляют естественные нейродинамические процессы. В современной психологической литературе понятие “аффект” употребляется обычно без дополнительных определений.
Физиологический аффект — чрезвычайная для личности реакция на исключительные обстоятельства.
Одним из сложных и спорных вопросов комплексной психолого-психиатрической экспертизы аффективных деликтов является отношение экспертов к признакам алкогольного опьянения у обследуемого в период совершения противоправных действий.
Поскольку основу физиологического аффекта составляют естественные нейродинамические процессы, эмоциональное возбуждение, возникшее на фоне алкогольного опьянения, как правило, не может быть квалифицировано как физиологический аффект.
Однако экспертная практика показывает, что одна лишь констатация употребления обвиняемым алкогольных напитков перед правонарушением без учета всех привходящих обстоятельств неправомерна.
Это временный промежуток между употреблением алкоголя и совершением правонарушения, данные о наличии или отсутствии физических признаков опьянения, изменениях поведения, эмоционального состояния, связанных с употреблением алкоголя, сложившейся 'конфликтной ситуации и поводе, вызвавшем эмоциональное возбуждение.
Необходимо также исследование характера и особенностей течения самой аффективной реакции для суждения об отсутствии физиологического аффекта.
Данные об употреблении обвиняемым алкогольных напитков перед аффективным деликтом не снимает с экспертов обязанности тщательно проанализировать все обстоятельства дела в каждом конкретном случае для заключения о наличии или отсутствии физиологического аффекта.
Эксперты-психиатры и психологи должны опираться на заключение судебно-медицинской экспертизы о наличии или отсутствии у обвиняемого в момент правонарушения алкогольного опьянения и данные о степени опьянения.
Экспертное заключение о физиологическом аффекте, возникшем у обвиняемого в момент правонарушения, может служить основанием для юридической квалификации противоправных деййствий как совершенных в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения.
Вопрос о сильном душевном волнении, часто задаваемый экспертам, не входит в их компетенцию и как таковой должен всегда отклоняться.
Сильное душевное волнение и физиологический аффект — понятия, не только разные по принадлежности к различным дисциплинам — юриспруденции и психологии, по и по объему.
Сильное душевное волнение, являющееся в соответствии с законодательством является смягчающим ответственность обстоятельством.
Психологическая экспертиза • УРЦСЭ Минюста России
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе.
Общим предметом СПЭ являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации. СПЭ проводится в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших.
Ниже приведены предмет и задачи отдельных видов СПЭ:
Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления |
|
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда | Установить наличие /отсутствие причинно-следственной связи между действиями обвиняемого (причинителя вреда) и негативными изменениями в психическом состоянии потерпевшего. |
Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли | Установление способности дееспособного лица в период заключения сделки понимать значение своих действий и руководить ими. |
Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:
Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.
- Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?
- Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
- Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
- Выявляет ли ребёнок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
- Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?
- Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение отца и матери к ребёнку?
- Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери, другого фактического воспитателя оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребёнка?
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда
- Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
- Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действием (бездействием) (ФИО)?
- Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
- Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?
СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли
- Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
- Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
- Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжёлых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
- Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
Вид | Предмет | Задачи |
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых | 1. Способность несовершеннолетнего осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими. |
1) Выявление у несовершеннолетнего подэкспертного признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (личностной незрелости) (проведение данного вида экспертизы в ФБУ Уральском РЦСЭ возможно только при наличии заключения судебно-психиатрической экспертизы в отношении подэкспертного) 2) Оценка вероятности (риска) совершения повторных правонарушений несовершеннолетним (для решения судом вопроса о том, целесообразно ли и возможно ли исправление подростка в условиях отбывания наказания в обществе). |
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей | Способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них правильные показания и актуальная возможность ее реализации в конкретный юридически значимый момент. | Выявление обстоятельств и особенностей ситуации, препятствовавших правильному восприятию происходивших событий; определение у подэкспертного уровня психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, склонности к фантазированию и т.п.) и эмоционального состояния, способствовавших неправильному восприятию обстоятельств, имеющих значение для дела и ограничивающих способность давать о них показания. |
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности[1] | Способность потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление. | Выявление уровня психического развития и степени осведомленности о характере и значении сексуальных действий; выявление индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, подчиняемости и т.п.) и эмоционального состояния, способствовавших неправильному восприятию обстоятельств, имеющих значение для дела и ограничивающих способность оказывать сопротивление. |
Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний | Цель-диагностика состояния аффекта | Отграничить аффективную реакцию от иных эмоциональных состояний, не имеющих характера аффекта. |
Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида) | Установление суицидоопасного характера состояния, предшествовавшего факту смерти, оценка связанного с ним риска суицидального поведения и его причинных зависимостей. | Выявление наличия/отсутствия психического состояния, предрасполагающего к самоубийству; раскрытие причинных связей, способствующих суициду, провоцирующих его. |
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством?
- Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
- Учитывая уровень психического развития свидетеля или потерпевшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (каких именно)?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
- С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
- С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого?
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
- Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
- Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
- Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
- Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
Список вопросов не является полным: они могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с решаемыми задачами
При назначении судебной психологической экспертизы необходима консультация с экспертом для:
- уточнения перечня предоставляемых на исследование материалов дела (помимо материалов уголовного или гражданского дела, необходимо предоставлять любые сведения, дающие информацию об обследуемом: медицинская карта, телефонные и записные книжки, видеозаписи, аудиозаписи испытуемого, продукты его творчества, характеристики с места учебы и т.п.);
- формулирования и уточнения вопросов;
- согласования сроков и места проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного.
По вопросам организации и производства судебных психологических экспертиз можно обращаться по телефону +7(343)350-47-01
[1] При назначении данного вида СПЭ целесообразно также ставить вопросы о способности потерпевшей (потерпевшего) детского и подросткового возраста давать правильные показания.