Частые вопросы

Противодействие легализации преступных доходов

Последнее обновление: 02.02.2021

К сожалению, российскому бизнесу не чуждо такое понятие, как «отмывание денежных средств». Зачастую это происходит для того чтобы уйти от налогов. Но, государство должно и обязано с этим бороться. Поэтому в августе 2001 года был принят соответствующий закон.

Федеральный закон № 115-ФЗ: главные положения

В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

  • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
  • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
  • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
  • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали.

Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк.

Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам  Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

Обзор самых важных его статей и частей

Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

  • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
  • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

В ст. 7 115-ФЗ говорится о правах и обязанностях юридических лиц, осуществляющих в ходе своей деятельности операции с денежными средствами, как наличным, так и безналичным способом. В пункт 3 ч. 1 ст.

7 115 ФЗ, и в других пунктах данной статьи говорится о том, что прежде чем осуществить работу с денежным средствами, организация, осуществляющая такие операции, должна идентифицировать клиента.

Далее приводятся различные методы идентификации, в зависимости от юридического статуса клиента.

  • В главе 3 этого федерального закона говорится об организации деятельности по борьбе с легализацией преступных доходов;
  • Глава 4 содержит в себе нормы международного сотрудничества в сфере действия данного закона;
  • Глава 5 – это заключительные положения. В п. 4 ст. 13 ФЗ 115 говорится об ответственности, к которой будет привлекаться те, кто нарушает действия данного закона.

Даже при тщательном изучении данного закона, могу возникнуть проблемы с кредитными учреждениями. Если счёт будет заблокирован из-за сомнительности сделки, то ожидать скорых денежных операций не стоит.

История редакций и изменений закона

Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.

Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.

Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.

Изменения 2018-2021 года

В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

  • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
  • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
  • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
  • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
  • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

Противодействие легализации преступных доходов

В марте текущего года вступила в силу 57 последняя редакция закона.

Внесённые изменения затрагивают организации, входящие в банковскую группу или в банковский холдинг, а также адвокатов, нотариусов и других, которые оказывают услуги юридического и бухгалтерского характера.

Все они, имея соответствующее распоряжение от своего клиента, совершают операции с денежными средствами, порой довольно крупными суммами.

Для организаций, которые входят в банковские объединения или холдинги, данные изменения носят исключительно положительный характер. В отношении остальных есть несколько негативных моментов.

В частности, они теперь также могут применять меры по блокировке счёта своего клиента. Данные поправки вступили в силу уже через 18 дней после того, как были вынесены на обсуждение.

Адвокаты, нотариусы и прочие, не успели к ним подготовиться, что привело к неудобствам именно для них.

То есть, для этих субъектов до сих пор нет ясности, как им исполнять новые обязанности, а также фиксировать факт их выполнения. Поэтому всем вновь описанным субъектам необходимо:

  • пройти обучение в разумные сроки, либо провести внеплановый инструктаж в трёхдневный срок. То есть, до 21 марта пройти обучение по новым правилам должны были уполномоченные сотрудники организаций, входящих в банковские объединения и холдинги;
  • все адвокаты, нотариусы и прочие, должны обновить свои правила внутреннего распорядка. Сделать это нужно было до 18. 04. Текущего года. То есть, им был дан всего месяц.

Если субъект участвует в программе «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», то ему рекомендуется:

  • обновить свой личный кабинет в соответствии с полученными изменениями;
  • пройти дополнительное обучение;
  • полученные знания нужно будет использовать при заполнении отчета о результатах внутреннего контроля. Соответствующий раздел есть в Личном кабинете.

По мнению многих, кто по роду деятельности связаны с Законом № 115-ФЗ и имеет соответствующую практику, принятые изменения являются лишними и избыточными.

Что делать если заблокировали банковский счет по 115-ФЗ: инструкция

Согласно нормам Закона № 115-ФЗ бане имеет право заблокировать счета своего клиента.

Противодействие легализации преступных доходов

Причин может быть несколько. В частности:

  • есть подозрения, что один из клиентов является террористом;
  • сумма операции составляет 600 тысяч рулей и более;
  • сделка проводится по поручению лиц, которые находятся в розыске;
  • у российского банка появились подозрения в том, что документы, которые переданы в кредитное учреждение для подтверждения, не являются подлинными;
  • счётом клиента заинтересовались налоговики, и по их просьбе произошла блокировка;
  • большое количество операций осуществляется предприятием в пользу некоего физического лица.
Читайте также:  Договор гражданско правового характера водитель образец

Блокировка расчётного счёта для большинства является неприятным сюрпризом. Клиент узнаёт об этом сразу же, как только деньги замораживаются. Невозможно провести никакие операции, даже вывести деньги со счёта на свою личную банковскую карту. Необходимо сразу же обращаться в банк.

Потом нужно составить заявление с просьбой указать причину блокировки. Устно её сообщать никто не будет. Максимум, что скажут, то, что счёт заморожен на основании Закона № 115-ФЗ. В письменном виде дадут более полный ответ.

Проверка будет осуществлять уполномоченными органами примерно 1,5 месяца. В течение этого периода никакие операции с деньгами проводить не получится. Чем быстрее клиент представит подтверждающие документы, тем быстрее счёт будет разблокирован.

Нередко клиенты поступают следующим образом. Они не дожидаются окончания проверки, а закрывают счёт. Потом открывают другой счёт, в другом банке, и сразу же проводят все свои операции. Как только договор с банком расторгается, клиент получает на руки всю заблокированную ранее сумму денежных средств.

В данном контексте хотелось бы сказать о некоторых банках, которые при закрытии счета по инициативе клиента могут удерживать неустойку в размере до 10% от суммы хранящейся на счете. Обычно такие условия прописываются в первичном договоре. В качестве примера можно привести МодульБанк и Тинькофф Банк.

Но необходимо понимать, что нужно делать, если счёт заблокирован, а операции проводить необходимо. Как только счёт блокируется, эта информация поступает во все банки. Поэтому быстро открыть счёт в другом кредитном учреждении может не получиться. Чтобы получить доступ к своим средствам в кратчайшие сроки, необходимо предпринять следующие действия:

  • обратиться в банк с письменным заявлением об уточнении причины блокировки счёта;
  • пока клиент ждёт ответа, он может подготовить все документы, которые могут подтвердить, что совершаемая операция является «чистой»» и не попадает под действия Закона № 115-ФЗ;
  • если причиной блокировки является судебное решение, то необходимо подготовить апелляцию и подать её в вышестоящий суд. Возможно, произошла ошибка, суд это увидит, и счёт будет разморожен в кратчайшие сроки;
  • если никаких поводов для блокировки, по мнению клиента не было, а банк на контакт не идёт, рекомендуется обратиться в юридическую фирму, которая оказывает услуги в данной области. Консультация опытного специалиста поможет быстрее разобраться в проблеме;
  • если нет надежды на разблокировку, то можно закрыть счёт, забрать все деньги, обратиться в другой банк. Как только счёт будет закрыт, а договор с кредитным учреждением расторгнут, можно спокойно обращаться в другой банк. Они не откажут в открытии счёта.

Но чтобы избежать заморозки счёта, необходимо следовать некоторым простым правилам. В частности, банки «не любят»:

  • когда у одной организации есть несколько счётов, и разные операции совершаются при помощи разных счетов. Лучше иметь один счёт и пользоваться им постоянно;
  • у клиента «массовый» юридический адрес;
  • директор находится в возрастной группе до 22 лет или он старше 60 лет;
  • один из учредителей входит в состав учредителей других фирм;
  • неясно и нечётко сформулировано назначение платежа;
  • руководитель не общается с представителями банка, не выходит на связь;
  • низкий налог к оплате по конкретному виду деятельности;
  • штат предприятия состоит только из генерального директора.

Чтобы избежать блокировки, необходимо, чтобы банк «полюбил» клиента. Нужно использовать один только чёт для абсолютно всех операций. Максимум – иметь 2 счёта. Директора нужно назначить среднего возраст – примерно 30 – 50 лет, лучше с высшим образованием  опытом работы в данной области. Тогда будет точно ясно, что он не «подставное» лицо.

Свою деятельность нужно вести как можно прозрачно, иметь на руках все документы, которые могут подтвердить, что сделка законна, нет оснований для заморозки счёта. Тогда можно обойтись «малой кровью» и банк даст доступ к средствам в кратчайший срок.

Стоит быть внимательным! Лучше держать некую сумму денежных средств на счёт в другом банке. Это поможет «выкрутиться», если банк вдруг заморозит счёт.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется подозрительными операциями.

  • Для государства борьба с подозрительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
  • Банк России ведет борьбу с подозрительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
  • В результате целенаправленной борьбы объем подозрительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как подозрительные.

Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах.

На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление подозрительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки таких операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

С 1 июля 2022 года начала работать платформа для банков «Знай своего клиента» — система, которая предоставляет необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение подозрительных операций потенциальных и существующих клиентов. Платформа позволит сократить издержки банков и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне.

Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики.

Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.

2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 11.10.2022

В чем суть закона 115-фз

Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» появился в 2001 году. По‑простому его называют антиотмывочным законом.

Федеральный закон № 115-ФЗ

Закон 115-ФЗ обязывает банки следить за операциями клиентов. Для этого в банках есть внутренняя служба финмониторинга. Она следит за операциями и выявляет фирмы, которые ведут фиктивную деятельность и занимаются обналичкой.

Закон касается всех российских банков. Если банк не следит за операциями, его могут лишить лицензии. Поэтому банки прислушиваются к рекомендациям Центробанка и обращают внимание на тех, кто платит мало налогов или снимает много наличных. Если банк находит признаки подозрительных операций, он может приостановить обслуживание счета клиента на период проведения проверки.

Как обезопасить себя от блокировки обслуживания

Банки, которые соблюдают закон 115-ФЗ, могут проверить компанию, когда она открывает расчетный счет и проводит операции по счету. В случае подозрений банк запрашивает документы, которые подтверждают легальность бизнеса.

Какие документы может попросить банк

Банк может запросить документы — это обычно случается неожиданно. В запросе банк предупреждает о возможной блокировке операций, если компания не представит нужные документы.

Предприниматели могут сами узнать, есть ли вероятность, что банк начнет проверку и запросит документы. Для этого в Тинькофф есть сервис Репутация. Он анализирует основные параметры бизнеса: сколько налогов заплатили, какая ситуация со снятием наличных и переводами физлицам. На основе этой информации сервис оценивает, как компания выглядит в глазах банка.

Читайте также:  Приватизация придомовой территории

Конечно, даже идеальная репутация не гарантирует защиту от проверок по закону 115-ФЗ. Банк может запросить документы и попросить рассказать о бизнесе, если предприниматель заключил сделку с сомнительным контрагентом. Например, перевел деньги компании, которая была замечена в обналичивании денег.

Если банк приостановил операции по счету, нужно показать, что бизнес настоящий: покупает материалы, оказывает реальные услуги, что‑то производит. Для этого нужно рассказать о своем бизнесе и прислать документы о сделке: акты, счета-фактуры, договоры. Если все документы есть на руках, их достаточно просто сфотографировать и отправить в чат менеджеру.

Какие документы может попросить банк

Когда предприниматель присылает нужные документы, банк снимает ограничения, и работа продолжается.

Предприниматель получает много денег от разных контрагентов, и эти деньги сразу списываются в пользу других. При этом по счету у него низкая налоговая нагрузка — менее 1%, — а некоторые контрагенты выглядят сомнительно.

Такая деятельность может показаться подозрительной, потому что компания похожа на транзитную фирму. В таком случае банк может запросить документы, чтобы ее проверить.

Предприниматель объясняет, что у него агентский бизнес: он нанимает субподрядчиков, переводит им плату за работу, а сам зарабатывает только на комиссионных. Поэтому у него большие обороты по счету, а налогов он платит мало. Для подтверждения своих слов он присылает несколько договоров и дает ссылки на свою компанию в интернете. Вопрос решен, можно работать дальше.

Готовьте документы заранее. Сначала подписанный договор, потом предоплата. Так вы сможете в любой момент ответить на вопросы банка и избежать блокировки операций.

Прямо сейчас можно подстраховаться и заранее сократить время проверки и список запрашиваемых документов. Зайдите в сервис Репутация и расскажите банку об особенностях бизнеса — ответьте на вопросы в личном кабинете. Тогда при проверке не придется отвечать на них повторно, а банк запросит минимум документов.

Ответить на вопросы в кабинете Репутации

Для проверки легальности операций банк может попросить любые документы, которые доказывают реальность компании и ее сделок. Чаще всего это договоры, акты, счета-фактуры. В них должны быть указаны все суммы, которые проходили по счету до проверки. Единого списка документов нет, каждую ситуацию банк рассматривает индивидуально.

Список возможных документов для ИП и ООО:

  1. Договоры с основными контрагентами по последним операциям с приложениями и сопроводительными документами.
  2. Форма 6-НДФЛ или действующее штатное расписание.
  3. Копия налоговой отчетности за последний отчетный период с отметкой из налоговой о приеме.
  4. Выписка со счетов в других банках.
  5. Документы, которые покажут, на что снимались наличные. Подойдут чеки, товарные накладные, квитанции к приходному кассовому ордеру, счета-фактуры, авансовые отчеты, приказ о подотчетных лицах.

Дополнительно банк может попросить описать в свободной форме:

  • из чего складывается ваша выручка и прибыль;
  • сколько сотрудников в штате;
  • привлекаете ли подрядчиков, внештатных работников;
  • есть ли в собственности или аренде офис и автомобиль;
  • входите ли в группу компаний;
  • есть ли у вас сайт, рекламные объявления в интернете;
  • для чего переводили деньги физлицам, если такие переводы были.

Подойдут электронные документы, сканы и фотографии бумажных оригиналов. Обычно их нужно представить в течение двух дней. Если нужно больше времени или необходимо провести срочные платежи, Тинькофф готов пойти навстречу. Для этого нужно объяснить ситуацию менеджеру и договориться об условиях обслуживания.

Прямо сейчас можно подстраховаться и заранее сократить время проверки и список запрашиваемых документов. Зайдите в сервис Репутация и расскажите банку об особенностях бизнеса — ответьте на вопросы в личном кабинете. Тогда при проверке не придется отвечать на них повторно, а банк запросит минимум документов.

Ответить на вопросы в кабинете Репутации

По 115-ФЗ банк обязан проверять бизнес клиентов на соответствие закону и пресекать нежелательные операции. Для проверки банк может запросить любые документы, которые подтверждают законность бизнеса и операций по счету.

Иногда предприниматели присылают неправильные документы: фиктивные, с ошибками и несоответствиями. Тогда у банка остаются подозрения, что клиент занимается отмыванием доходов. В таком случае банк может заблокировать обслуживание и рекомендовать закрытие счета.

Была ли полезна статья?

Другие статьи по этой теме

  • Обезопасить себя от блокировок

Виды нарушений и судебная практика по Закону № 115-ФЗ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 определяет следующие виды нарушений:

• приобретение недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т.п. при условии осознания и сокрытия виновным преступного происхождения денежных средств, за счет которых такое имущество приобретено;

• совершение сделок по отчуждению имущества, приобретенного преступным путем (в результате совершения преступления), в отсутствие реальных расчетов или экономической целесообразности в таких сделках;

• фальсификация оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов и т.п.;

  • • совершение финансовых операций или сделок по обналичиванию денежных средств, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе с использованием расчетных счетов фирм-«однодневок» или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении соответствующих денежных средств;
  • • совершение финансовых операций или сделок с участием подставных лиц, не осведомленных о том, что задействованные в соответствующих финансовых операциях и сделках денежные средства и иное имущество приобретены преступным путем (в результате совершения преступления);
  • • совершение внешнеэкономических финансовых операций или сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), осуществляемых при участии контрагентов, зарегистрированных в офшорных зонах;
  • • совершение финансовых операций или сделок с использованием электронных средств платежа, в том числе принадлежащих лицам, не осведомленным о преступном происхождении электронных денежных средств.

Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.

1 УК РФ, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.

В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2013 № 44-КГ13-1 суд также отнес к признакам отмывания денежных средств подписание документов неуполномоченным лицом.

Неуполномоченным является лицо, не имевшее на момент заключения сделки полномочий на заключение этой сделки, при этом заключение сделки неустановленным лицом имеет те же правовые последствия, что и заключение сделки неуполномоченным лицом, поскольку последующее одобрение сделки порождает для одобрившего ее лица все правовые последствия.

О факте сокрытия средств могут свидетельствовать показания свидетелей, например директоров. В Решении Арбитражного суда Волгоградской области от 11 января 2017 года по делу № А12-23177/2014 суд основывался на показаниях, данных на допросе учредителей и директоров. Допрошенный в качестве свидетеля Евтехов С.А.

указал, что с учредителем ООО «Квантум В» он не знаком; организацию зарегистрировал на свое имя по просьбе Коломыцева С.Д..; в организации не работал; документы подписывал; также подписывал доверенность на имя Коломыцева Д.С.; ООО «ТопАгро» ему не знакомо. Таким образом, Евтехов С.А.

свою причастность к реальной деятельности ООО «Квантум В» отрицал.

А сами сделки были признаны ничтожными. В соответствии со ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При этом данная норма одним из квалифицирующих признаков ничтожности сделки предполагает наличие умысла лишь у одной из сторон. В силу п. 1 ст.

166 ГК РФ ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом, а в соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, к которым относятся отнесение уплаченных по ничтожной сделке сумм на себестоимость реализованной продукции и возмещение НДС, предъявленного к уплате по ничтожной сделке. При этом, как предусмотрено в п.

2 этой же статьи, суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В случае наличия признаков незаконного отчуждения имущества сотрудник банка должен отказать в осуществлении незаконной операции.

В Постановлении Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 15 сентября 2017 года по делу № А14-1877/2017 суд признал правомерным отказ в операции.

По договору было передано в качестве инвестиций строительства мини-завода по переработке углеводородного сырья с реконструкцией и перепрофилированием существующих зданий, расположенного по адресу: Воронежская область, р.п. Панино, ул.

Железнодорожная, № 2 «д», собственником которого являлся ООО «Модуль», денежные средства в размере 300 569 500 рублей.

  1. В ходе мероприятий налогового контроля была собрана совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении ООО «ТопАгро» необоснованной налоговой выгоды по НДС:
  2. — недостоверность и необоснованность сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиком документах: счетах-фактурах, справках о стоимости выполненных работ, актах о приемке выполненных работ;
  3. — осуществление транзитных платежей между участниками хозяйственных операций;
  4. — неуплата НДС, либо уплата налога в минимальных размерах;
  5. — значительные расхождения между суммами, отраженными в декларациях, и суммами, фактически проходящими по расчетным счетам в банках;
  6. — согласованность действий должностных лиц, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде вычетов по НДС, подтвержденная материалами уголовных дел.
  7. Фальсификация оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, в том числе гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета является достаточно серьезным нарушением, и такое нарушение ведет к уголовным наказаниям.
Читайте также:  Согласие на покупку доли в квартире образец 2023

Например, по Приговору Первомайского районного суда Приморского края по уголовному делу № 1-28/2010 на основании решения следственного органа Т. было поручено уничтожить вещественное доказательство по уголовному делу о незаконном предпринимательстве — рыбопродукцию минтая общей массой 39 8536 кг.

Создав видимость исполнения решения следственного органа, Т. присвоила себе указанную продукцию. Далее, используя подконтрольные фирмы-«однодневки», Т.

заключила договоры поставки указанной рыбопродукции ООО «Уральский рыбный двор», при этом подделала качественные удостоверения, сертификаты соответствия, ветеринарные свидетельства и другие документы, выдав указанную рыбопродукцию за легальный товар, принадлежащий подконтрольным фирмам-«однодневкам».

За поставку рыбопродукции ООО «Уральский рыбный двор» заплатило 11,2 млн. рублей. Приговором Первомайского районного суда Приморского края Т. осуждена по п. «б» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ.

Иные виды нарушений, прямо не предусмотрены в законе 115-ФЗ

Конкретные виды нарушений в законодательстве о легализации не предусмотрены, и не все виды нарушений поименованы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32.

1. Неправомерное привлечение иностранного гражданина

В Определении от 26 апреля 2019 года по делу № А56-60428/2018 суд принял решение не в пользу юридического лица.

Основанием для привлечения к ответственности послужил установленный административным органом факт привлечения обществом к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего при укладке тротуарной плитки на объекте общества (территория ярмарки «Юнона») иностранного гражданина, не имеющего патента на осуществление трудовой деятельности на территории города Санкт-Петербурга. Руководствуясь положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положениями ст. 16, и 67 Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • 2. Нарушения в области азартных игр
  • В Определении Верховного Суда от 12 апреля 2019 года по делу № А40-146430/2018 суд выявил нарушения в области азартных игр.
  • Основанием для привлечения к ответственности послужили выводы административного органа о неисполнении обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку обществом не обеспечен надлежащий внутренний контроль и не проведена идентификация клиента — физического лица, общество приняло интерактивную ставку от физического лица без его идентификации.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Берг, Н. А. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / Н. А. Берг, П. Р. Хуртина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52581/ (дата обращения: 20.10.2022).



  • В данной статье рассматривается роль противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в обеспечении экономической безопасности страны и мирового сообщества в целом, рассматриваются основные понятия и субъекты соответствующих общественных отношений, определяет существующие проблемы.
  • Ключевые слова: экономическая безопасность, легализация доходов, отмывание доходов, финансирование терроризма, государство, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
  • На сегодняшний день отмывание преступных денежных средств остается одним из главных направлений деятельности организованных групп, а также преступных сообществ, которые имеют транснациональный характер, для экономики страны несут тяжкие последствия.
  • Специалисты подчеркивают особое внимание на том, что борьба с отмыванием «преступных» денег является одним из самых эффективных механизмов противодействия преступлениям в экономической сфере, которые наносят определенный ущерб экономике и подрывают финансовую стабильность любой страны.

Актуальность борьбы с терроризмом в настоящее время трудно переоценить, а особенно с фактами пособничества и финансирования террористических организаций.

Свободное движение капиталов и развитие информационных технологий способствуют интеграции международной финансовой системы и созданию в перспективе единого мирового рынка.

Незаконная деятельность экономического характера представляет достаточную угрозу экономической безопасности страны, так как по своей сути является латентной.

С принятием Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» раскрываемость такого рода преступлений значительно возросла.

На сегодняшний день проведена огромнейшая работа по совершенствованию мер противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных преступных путем.

В нашей стране ежедневно совершаются преступления данной направленности, и, к сожалению, в деятельности правоохранительных органов имеется достаточное количество пробелов и недоработок.

Основными субъектами в системе противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, являются: Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу. С каждым годом возрастает взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами.

Более 90 % работы, согласно статистике, связано с проведением первичных проверочных мероприятий, финансовых расследований по запросам правоохранительных органов.

В «антиотмывочную» систему Российской Федерации, помимо Росфинмониторинга, входят субъекты первичного финансового мониторинга: кредитные организации, микрофинансовые организации, ломбарды, риэлторы, адвокаты, управляющие компании инвестиционных фондов, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организации федеральной почтовой связи, негосударственные пенсионные фонды, операторы связи, страховые организации и др.), суды, правоохранительные и надзорные органы.

Основополагающим документом, регламентирующим работу Росфинмониторинга (далее ФСФМ) с правоохранительными и надзорными органами является Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК РФ, ФСФМ от 05.08.2010 г.

№ 309/566/378//318/1460/43/207 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» [4].

Для процветания легализации благоприятным условием является создание офшорных зон. Это территория страны или ее определенная часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует специальный льготный режим регистрации, налогообложения, лицензирования, при условии, если за пределами этой страны осуществляется их предпринимательская деятельность.

В соответствии с действующим законодательством ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем предусмотрена ст. 174 УК РФ и 174.1 УК РФ [1].

  1. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления [2].
  2. Основными целями, с точки зрения права, легализации (отмывания) денежных средств и имущества, полученных преступным путем, являются:
  3. – скрытие первоисточника происхождения и особенности незаконно полученных доходов;
  4. – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению;
  5. – за счет легализованных средств обеспечение терроризма или иных организованных форм преступной деятельности [5].

Для успешного раскрытия преступлений данного состава необходимо вести контроль за так называемыми центрами отмывания капиталов.

В современных условиях развития экономики тяжело ограничиться территорией одного государства, необходимо международное сотрудничество по предоставлению и получению информации от стран-партнеров.

Значительно улучшает ситуацию информация о размещении незаконных денежных средств в банковские вклады, также в недвижимость и инвестиции.

Борьба с терроризмом осуществляется в рамках Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [3].

Необходимо отметить, что финансирование террористических формирований осуществляется как из внутренних, так и внешних источников.

Одним из основных источников финансирования является совершение лидерами и активными членами деструктивных организаций корыстных преступлений.

Также особое внимание необходимо уделить связям разрабатываемых, особенно лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, работникам финансово-банковской системы и т. д., то есть людям, которым могут направляться материальные средства, с целью их дальнейшей легализации.

  • Важную роль играет процесс документирования, необходимо проследить и задокументировать весь путь прохождения незаконно полученных денег, от конкретного противоправного действия, позволившего получить доходы, до приобретенного на них имущества.
  • Что касается внутренних мер по противодействию легализации, то большие надежды следует возложить на поддержание дальнейшей эффективной работы Росфинмониторинга, ведь достаточно большое количество уголовных дел возбуждается именно по инициативе этого органа.
  • Ну и, конечно, большой вклад вносят сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел, очень важно правильно осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий, задокументировать полученную информацию и отработать все имеющиеся сведения.
  • Литература: