Частые вопросы

Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия

Каждый из нас знает, что за совершение преступлений предусмотрена уголовная ответственность. Человек совершил серьезное правонарушение, и без строгого наказания, а иногда и без изоляции от общества не обойтись.

Поэтому основания, порядок и сроки привлечения к данному виду ответственности должны быть четко регламентированы законом. Сегодня мы рассмотрим такие процедуры, как приостановление уголовного дела (УД) и прекращение.

Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия

Кратко по этапам

  1. Любое дело начинается с возбуждения. В УПК РФ строго определены все поводы и основания к тому. К числу первых относятся заявление, явка с повинной, рапорт и др.
  2. Расследование. Выделяют две формы: предварительное следствие и дознание. Различаются они по категориям дел.

    Закон четко прописывает, по каким из них должно проводиться дознание (умышленное причинение средней тяжести/легкого вреда здоровью, тяжкого – по неосторожности, побои и пр.), по всем остальным всегда – следствие. С 2013 года дознание может быть и в сокращенной форме.

    На этой стадии выполняются «негласные» оперативные мероприятия (внедрение, наведение справок, закупка, наблюдение, прослушка и пр.), если они не проводились еще до возбуждения дела.

  3. Привлечение обвиняемого.
  4. Совершение «гласных» действий: осмотр, следственный эксперимент, освидетельствование, обыск, очная ставка, допрос и пр.

  5. На этой стадии, после принятия всех допустимых мер, возможно приостановление и прекращение уголовного дела по основаниям, которые будут рассмотрены ниже.
  6. Составление обвинительного заключения или акта (если ведется дознание), направление прокурору.
  7. Утверждение прокурором/возврат, передача дела в суд.

  8. Судебное производство (предварительное слушание, разбирательство, вынесение приговора). На этой стадии также возможно приостановление или прекращение дела.
  9. Исполнение приговора.

Суть и основания приостановления

Иногда при разбирательстве дела возникают ситуации, когда расследование необходимо прекратить на время по определенным обстоятельствам. Это и есть приостановление производства по уголовному делу.

Главной целью данного института является «замораживание» срока следствия, а также защита прав обвиняемых, недопущение их незаконного осуждения.

УПК РФ выделяет следующие основания приостановления производства по уголовному делу:

  • обвиняемое лицо не установлено;
  • оно скрылось от следствия/ местонахождение неизвестно;
  • у этого лица не имеется возможности реально присутствовать при разбирательстве УД;
  • тяжелое временное заболевание, подтвержденное медицинскими документами, при котором обвиняемый не может присутствовать при совершении следственных действий.

Никаких иных причин для перерыва быть не может, поскольку данный перечень является исчерпывающим.

Если имеется хоть одно из этих оснований, следователь издает постановление о приостановлении уголовного дела, копия которого для проверки отправляется в прокуратуру.

Как быть, если по делу проходит сразу несколько подозреваемых, а основания для приостановления имеются только по одному? Тогда следователь имеет право выделить дело в отдельное и прекратить производство на время при условии, что это не навредит общему расследованию.

При дознании приостановление уголовного дела возможно по всем основаниям, кроме первого.

Действия следователя

Выше уже было сказано, что приостановление обычно бывает на этапе после производства всех необходимых действий, в некоторых случаях – до привлечения обвиняемого, если невозможно его установить.

Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия

Таким образом, одним из условий приостановки является принятие полноценных мер, направленных на раскрытие преступления. Даже таких, которые возможны в отсутствие самого обвиняемого, – экспертизы, выемки, обыски, допросы иных лиц и пр. Кроме того, если это необходимо, должны принять меры к розыску подозреваемого.

В этот период запрещается проведение любых следственных действий.

О приостановлении уголовного дела следователем выносится постановление, которое отправляется прокурору. В некоторых случаях следователь вправе приостанавливать дело только с согласия своего руководителя, дознаватель – с разрешения прокурора.

Об этом извещается потерпевший, гражданский истец/ответчик, их представители. Если обвиняемый тяжело болен, то о приостановлении по данному мотиву уведомляется также он и его адвокат. При этом у данных лиц имеется право на обжалование постановления.

Если было приостановление уголовного дела в связи с неустановлением личности преступника, то принимаются действия, направленные на поиск данного лица. В случае, когда его местонахождение известно и он скрывается от следствия, объявляется розыск. Течение срока давности уголовного преследования в последнем случае приостанавливается до его нахождения.

В остальных случаях перерыв срока не предусмотрен, и если по возобновлению выяснится, что он истек, то дело прекращается.

Таков порядок приостановления уголовного дела.

Розыск

Данное мероприятие направлено на установление конкретного местонахождения обвиняемого или подозреваемого, поскольку без этой главной фигуры не может состояться рассмотрение дела и приговор.

Розыск может быть инициирован в период следствия или сразу с приостановлением уголовного дела. Соответственно, это поручение может содержаться в одноименном постановлении или отдельном.

Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия

Для того чтобы розыск был успешным, необходимо представить органам дознания все необходимые документы о личности обвиняемого: справку с его данными, приметами, дактилоскопическую карту, фото.

Данные бумаги передаются в течение 3 суток вместе с постановлением об объявлении в розыск в уполномоченное подразделение. При этом следователь должен регулярно контролировать ход дела путем направления запросов в розыскную структуру.

Далее оперативные работники выясняют места его вероятного нахождения, рассылают ориентировки, проводят проверку СИЗО, ИВС, иных специальных приемников, моргов на предмет неопознанных трупов.

Если по прошествии 10 суток сведений не удалось собрать, возбуждается розыскное дело, в котором формируется план местного поиска, выдвигаются версии.

В случае, когда местные мероприятия не дали результата, преступник объявляется в федеральный розыск. Срок зависит от тяжести правонарушения. Так, по особо тяжким и тяжким преступлениям (терроризм, убийство и пр.) бежавшие из тюрьмы члены ОПГ объявляются в федеральный розыск сразу.

  • Одновременно начинается межгосударственный поиск (страны СНГ).
  • По преступлениям средней и небольшой тяжести условием для объявления в федеральный розыск является местный поиск на протяжении 3 месяцев.
  • Международная полиция (интерпол) может подключиться, если имеются данные о выезде лица за границу либо о таком намерении, или родственники, друзья проживают там.
  • Обвиняемому, который нарушил ранее выбранную меру пресечения (например, подписку о невыезде) или у которого нет постоянного места проживания в РФ, может быть назначено заключение под стражу.

Сроки

Общий срок расследования равен 2 месяцам с момента возбуждения дела. Этот период дается для полного раскрытия преступления, в частности, наработки доказательной базы для суда, привлечения обвиняемого, проведения следственных действий (допроса, осмотра, обыска и пр.), применения мер принуждения, составления необходимых процессуальных документов и пр.

  1. Этот срок может быть продлен в силу объективных причин или приостановлен.
  2. Так, следствие может быть прервано только по истечении его срока в случаях, если обвиняемый не установлен, скрывается или местонахождение его неизвестно.
  3. Если же лицо не имеет объективной возможности участвовать в следствии или у него тяжелая временная болезнь, то приостановление уголовного дела по УПК РФ может быть до завершения двухмесячного срока.
  4. Перерыв срока давности уголовного преследования предусмотрен только при объявлении преступника в розыск, в остальных случаях он продолжает течь, и по его окончании дело может быть прекращено.

Каковы же сроки приостановления уголовного дела? Этот период исчисляется до момента, пока причины перерыва не отпадут. Тогда дело будет подлежать возобновлению.

Прекращение

Этим термином обозначают завершение процесса расследования преступления. Эта стадия может наступить как в начале следствия, так и в суде.

Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия

Чем же приостановление производства по уголовному делу отличается от прекращения? В обоих случаях уже не ведутся следственные действия, при этом на период приостановки уголовное дело продолжает существовать, с лица не снимаются обвинения, а при закрытии ставится точка.

Зачастую примирением заканчиваются дела частного обвинения, которые начинаются с заявлений потерпевших и рассматриваются мировыми судьями. К ним относятся побои, легкий вред здоровью умышленно, клевета без отягчающих обстоятельств.

Уголовное дело может быть закрыто в части, например, в отношении одного из обвиняемых.

В любом случае, представитель органа, прекращающий уголовное дело, должен разъяснить лицу, которому высказывались обвинения, основания, последствия и его права, обязанности.

Подлежит ли реабилитации?

Вышеобозначенные основания приостановления уголовного дела также следует отличать от причин для его прекращения.

Последние можно разделить на нереабилитирующие и таковые.

Ко второй группе относятся те, которые предоставляют восстановление в правах, лицо сможет требовать компенсации, т.е. лицо как бы оправдывается в силу невиновности.

Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия

Реабилитирующие основания:

  • нет события преступления;
  • не имеется состава;
  • отсутствует заявление потерпевшего, если оно необходимо;
  • непричастность;
  • наличие по этому же преступлению в отношении этого же лица соответствующего приговора, постановления о прекращении и пр.;
  • не получен документ от суда о наличии признаков преступления в действиях особых категорий лиц/отсутствие согласия СФ, ГД, КС, квалиф. коллегии судей соответственно на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого.

Нереабилитирующие основания представлены следующим списком:

  • смерть;
  • деятельное раскаяние (если преступление небольшой или средней тяжести совершено впервые);
  • примирение с потерпевшим и возмещение ему вреда (категории преступлений аналогично предыдущему пункту);
  • акт амнистии;
  • истечение срока давности и пр.

По двум последним основаниям для прекращения требуется согласие подозреваемого или обвиняемого.

Второе основание в виде раскаяния не должно заключаться только в явке с повинной, преступник должен активно содействовать следствию в раскрытии, загладить вред, правоведы считают, что он должен внутренне сам осудить себя за свой поступок.

По причине достижения мира между сторонами дело может быть прекращено только по заявлению потерпевшего. Следователь закрывает данное дело с согласия своего руководителя, дознаватель – с разрешения прокурора.

Как происходит в суде

Приостановление производства по уголовному делу и его прекращение возможны не только на стадии следствия. Суд также является органом, уполномоченным на принятие указанных процессуальных решений.

Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия

В чем же отличие процедуры на этих разных этапах? В первую очередь стоит отметить, что в суд дело направляется уже расследованным, т.е.

всегда присутствует лицо, которое подлежит уголовной ответственности, оно должно быть привлечено.

Именно потому в качестве основания для приостановления уголовного дела судом сразу отпадает «обвиняемый не установлен». Наказания и приговора попросту не может быть без него.

Остальные основания практически полностью совпадают с теми, на основании которых происходит приостановление расследования уголовного дела. К ним добавляется новое – отправка судебного запроса в КС РФ/принятие судом к рассмотрению жалобы о конституционности закона, который применяется в этом деле.

Если лицо совершило побег из-под стражи, то дело, помимо приостановки, возвращается прокурору для организации розыска. В случае, если преступник, находящийся на воле, скрылся от суда, то ему назначают арест после розыска.

Если же такое лицо совершило тяжкое или особо тяжкое преступление, то разбирательство может быть проведено в его отсутствие при наличии ходатайства одной из сторон, а также если в отношении него нет приговора на территории другого государства.

Закрытие по инициативе суда

«Судебные» основания прекращения частично совпадают с аналогичными при ведении следствия.

Так, дело в данной инстанции может быть закрыто:

  • в связи с истечением срока давности уголовного преследования;
  • со смертью подсудимого (если не требуется его реабилитация);
  • ввиду отсутствия заявления потерпевшего (если оно необходимо по закону);
  • в силу отсутствия заключения суда о наличии в действиях особых категорий обвиняемых признаков преступления (например, депутатов, членов СФ и пр.);
  • с отсутствием состава, если новым уголовным законом до вступления приговора в силу устранена преступность, наказуемость поступка;
  • по амнистии;
  • если имеется приговор по этому же преступлению либо постановление о прекращении;
  • имеется акт об отказе в возбуждении дела;
  • несогласие Госдумы на лишение неприкосновенности президента, который сложил свои полномочия, или отказ Совета Федерации в лишении данного свойства этого же лица;
  • есть отказ прокурора от обвинения;
  • в связи с примирением сторон;
  • по деятельному раскаянию.

УПК РФ возможность прекращения уголовного дела в суде предусмотрена как на стадии предварительных слушаний, так и в заседании.

Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия

С 2016 года в законе появилось нововведение. Теперь дело о совершении преступлений небольшой или средней тяжести можно закрыть и назначить вместо наказания меру уголовно-правового характера (штраф).

Условием при этом является то, что обвиняемый полностью загладил вред, возместил ущерб.

Такое решение может быть принято самим судом или по ходатайству следователя с разрешения руководства до удаления в помещение для совещания.

Возобновление

На стадии расследования это возможно в 3 случаях:

  • отпали причины прерывания;
  • прокурор отменил постановление о приостановлении дела;
  • имеется необходимость проведения следственных действий, которые можно осуществить без подозреваемого или обвиняемого.

Прокуратура, признав акт об остановке незаконным, обязана направить свое постановление в течение 2 недель руководителю следствия.

О возобновлении должны быть уведомлены: обвиняемое лицо, потерпевший, гражданский истец, ответчик, их представители, прокурор.

Также дело будет рассматриваться вновь в случае отмены его прекращения. Таким правом обладает прокурор, руководитель следствия, суд. Это возможно, если не кончились сроки давности уголовного преследования. О данном решении также информируются вышеуказанные лица.

В суде производство возобновляется в ситуации, когда причины приостановки отпали.

В заключение стоит отметить, что приостановление уголовного дела как правовой институт имеет важное значение при расследовании, а также на стадии суда.

Ведь он направлен, с одной стороны, на защиту прав обвиняемых, недопущение их незаконного осуждения (например, в случае их тяжелой болезни, невозможности участия по объективным причинам), с другой – на справедливость и соблюдение законности (в случае, если лицо скрывается, а сроки идут). В любом случае, постановление о приостановлении уголовного дела должно быть обоснованным в соответствии с требованиями закона.

Амнистия в России в 2020 году: на кого распространяется, на какие преступления, на каком этапе находится проект?

– Расскажите, пожалуйста, на кого распространяется амнистия в 2020 году?

– Официального постановления о проведении амнистии в 2020 году еще не приняли, существует только проект об объявлении амнистии, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Общие сведения

Амнистию можно рассматривать, как проявление гуманизма со стороны государства в отношении граждан, которые совершили преступление. Ее сущность состоит в освобождении таких лиц от наказания. Амнистию следует отличать от помилования. Помилование имеет адресный характер и направлено на конкретного заключенного, а амнистия – на целую группу лиц.

Под амнистию подпадают лица, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести. По тяжелым преступлениям преступники не подпадают под действие амнистии. Также она обычно распространяется на преступников, которые были осуждены по коррупционным деяниям. Обычно в категорию граждан, которые могут рассчитывать на амнистию, попадают женщины, инвалиды и прочие лица.

Помимо проявления акта гуманизма, амнистия преследует еще одну цель – разгрузить места лишения свободы.

Обычно амнистии приурочены к каким-либо важным событиям, в частности, к юбилеям Победы. Они проводятся раз в 5 лет. Последняя амнистия была приурочена к 70-летию Победы в ВОВ и проводилась в 2015 году. В результате последней амнистии 232 тыс.человек попали под амнистию, 34 тыс. человек из них получили освобождений из колонии. После этого официальных амнистий не проводилось.

Проект амнистии на 2020 год к 75-летию Победы

К 75-летию Победы так же предполагается провести амнистию. На рассмотрении находятся два проекта: один из них по объявлению амнистии, второй – о порядке ее применения.

Объявление амнистии к юбилею Победы является достаточно ожидаемым явлением, так как амнистия, приуроченная к знаменательной дате, – это распространенная практика во всем мире.

Для того чтобы попасть под амнистию, первоначально идут критерии для отсечения заключенных по возрасту, семейному положению, по совершенному преступлению, по наличию детей, воспитываемых в одиночку.

Также в проекте постановления указывается перечень лиц, которые не подпадают под действие амнистии. Любой гражданин, который подпадает под группу критериев из первого проекта, вправе рассчитывать на освобождение от амнистии.

Порядок применения амнистии, расписанный во втором проекте, необходим для применения норм амнистии администрацией учреждения (ФСИН).

Предполагается, что проект амнистии будет принят в течение первой половины 2020 года до апреля, а сама амнистия реализована в течение 6 месяцев. Ознакомиться с проектом амнистии можно здесь.

Кого предлагается освободить от наказания

Амнистию 2020 года предполагается распространить:

  1. На лиц, которые впервые оказались за решеткой или совершили преступление впервые.
  2. На лиц, которые совершили преступления небольшой тяжести.
  3. На лиц, у которых есть малолетние дети (женщины и мужчины, в одиночку воспитывающие детей).

Амнистию предполагается применить к лицам, которые имеют определенные заслуги перед государством:

  1. Принимавшие участие в боевых действиях (например, в Чечне).
  2. Выполнявшие воинский и служебный долг в Афганистане и других государствах.
  3. Имеющие государственные награды СССР и РФ.
  4. Являющиеся ликвидаторами последствий катастрофы на ЧАЭС, ПО «Маяк» и сброса отходов в р. Теча.

Также амнистия распространяется на наиболее уязвимые категории граждан:

  • несовершеннолетних;
  • женщин с маленькими детьми и детьми-инвалидами;
  • беременных;
  • мужчин старше 55 лет и женщин от 50 лет;
  • инвалидов 1 и 2 групп;
  • больных активной формой туберкулеза и онкологическими заболеваниями.

Как вы оцениваете практику амнистии для заключенных?ПоложительноОтрицательноСкорее, одобряюСкорее, не одобряюПусть все идут и работают

Лица, в отношении которых предлагается прекратить находящиеся в производстве уголовные дела

Акт об амнистии может предполагать различные последствия:

  1. Освобождение от наказания.
  2. Сокращение срока наказания.
  3. Освобождение от уголовного преследования.
  4. Снятие судимости.

Конкретные условия проведения амнистии указываются в акте.

Мера в виде освобождения от наказания предусмотрена для следующих лиц:

  • осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно по умышленным преступлениям, совершенным до возраста 18 лет при условии, что они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы;
  • осужденных на сроки до 5 лет, если преступление было совершено по неосторожности;
  • условно осужденных или осужденных по наказанию, не связанному с лишением свободы;
  • осужденных, если неотбытая часть наказания на день окончания исполнения составила до года.

По амнистии в отношении лиц, на которых она распространяется, предполагается прекратить находящиеся в производстве органов дознания и предварительного следствия дела: в отношении подозреваемых и обвиняемых в небольшой, средней тяжести преступления; для преступлений с наказанием до 5 лет лишения свободы или не связанным с реальным лишением свободы.

Если наказание предусматривает более 5 лет лишения свободы, но преступление совершено впервые несовершеннолетним, то также наступает освобождение от применения мер пресечения.

Каким категориям лиц предлагается сократить неотбытую часть наказания

Сокращение неотбытой части наказания предусмотрено для всех лиц, на которые распространяется амнистия, и которым предусмотрено наказание более 5 лет лишения свободы. Наказание по умышленным преступлениям для них сократят на 1/3. Если же их осудили на сроки от 10 лет, то сроки за умышленные преступления сократят на 1/4.

  • Осужденным к лишению свободы на сроки от 5 лет за преступления по неосторожности сократят наказание на 1/3.
  • Также осужденных освободят от дополнительных наказаний, которые не были исполнены на день вступления в силу Постановления, кроме лишения права управления транспортным средством.
  • С осужденных лиц будет снята судимость.

На кого не распространится действие амнистии

Под амнистию не подпадут лица, осужденные за совершение особо тяжких преступлений: убийство, преступления в отношении малолетних, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, экономические преступления и пр.

Амнистия не распространяется на рецидивистов и нарушителей режима в местах лишения свободы, на тех, кто совершил повторные преступления в местах лишения свободы, а также тех, кто был осужден повторно после 2005 года, когда он был освобожден по амнистии или акту помилования.

На каком этапе находится проект амнистии по состоянию на февраль 2020 года

Проект Постановления был направлен на рассмотрение в Государственную думу. Сейчас он находится на стадии «Прохождение проекта Постановления ГД у Председателя Государственной Думы».

Проект амнистии находился на рассмотрении Совета по правам человека, и результаты его оценки были направлены в управление администрации.

Как все происходит: порядок процедуры

Вопросы о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу решается органами, перечисленными в акте об амнистии, либо в Постановлении о ее применении.

Юридическим основанием освобождения от уголовного наказания, смягчения наказания и применения иных мер является официальный документ, оформленный таким органом.

Окончательное решение применяют по результатам оценки личности амнистируемого лица и на основе общих критериев, перечисленных в акте об амнистии.

На основании положений ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса освобождение от уголовной ответственности по амнистии оформляется в виде:

  1. Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на стадии его возбуждения.
  2. Постановления о прекращении уголовного дела – если расследование завершилось.
  3. Постановление судьи о прекращении дела – если дело передали в суд.

Если лицо подпадает под амнистию, то решение об этом принимается автоматически без каких-либо заявлений и ходатайств. Ответственность за это несут уполномоченные инстанции. Решение о применении акта амнистии применяется к каждому лицу в индивидуальном порядке. Ответственность о принятии окончательного вердикта возложено на следующие инстанции:

  1. Исправительные учреждения и СИЗО – в отношении лиц, которые были осуждены к лишению свободы. К постановлению прилагают личное дело осужденного, справку о поощрениях и взысканиях, прочие сведения.
  2. Органы дознания и предварительного следствия – если дела находятся в ведении этих органов.
  3. Суды – если решение суда не вступило в силу или в отношении условно осужденных.
  4. Судебных приставов – если установлено наказание в виде штрафа.
  5. ОВД – на лиц не под стражей, приговоры по делам которых вступили в законную силу.
  6. Командование в/ч – в отношении военнослужащих, осужденных в виде ограничения воинской службы.

Указанные уполномоченные инстанции вправе запрашивать дополнительные сведения в отношении лица, и такие запросы подлежат незамедлительному исполнению.

Таким образом, окончательного решения по проведению амнистии в 2020 году еще не было принято: пока она находится на стадии законопроекта. Предполагается, что проект закона примут в первой половине 2020 года и приурочат к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Амнистию предполагается распространить на лиц, осужденных за нетяжкие преступления, за преступления по неосторожности, относящихся к социально уязвимым категориям граждан либо имеющих заслуги перед государством.

Амнистия будет распространена только на уголовные преступления.

Последние сведения о сроках проведения амнистии

21 апреля 2020 года стало известно, что амнистии к 75-летию Победы не будет. В Госдуме сообщили, что не готовят проект постановления об амнистии.

Амнистия в уголовном российском праве

В настоящее время при рассмотрении вопроса, касающегося освобождения от уголовной ответственности и наказания особое место занимает институт амнистии. Правовое значение института амнистии выражается в характерном способе действия принципа гуманизма, играющего особую роль для правового государства.

Амнистией является акт, который объявляет Государственная Дума Российской Федерации путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии в отношении индивидуального неопределенного круга лиц, которые совершили преступления и могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Осужденные за преступления могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо эти лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, которые отбыли наказание, актом об амнистии может быть снята судимость [2, с.

159].

На основании статьи 84 УК РФ амнистия может быть в виде полного и частичного освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Полное освобождение от уголовной ответственности и наказания подразумевает освобождение как от основного, так и дополнительного наказания, со снятием правового последствия в виде судимости.

Частичное освобождение — сокращение срока отбытия наказания, замены на более мягкое наказания на весь срок или часть срока, определенного судом наказания или освобождения только от основного, или только от дополнительного наказания, оставления судимости [1, с. 80].

Статистика амнистий в РФ за период с 1994 по 2015 год выглядит таким образом: 1) 1994 г. (в связи с принятием Конституции РФ) насчитывает около 23 тыс. человек, освободившихся из колоний. Общее количество граждан, попавших под амнистию в этот год, составляет 67,1 тыс. человек; 2) 1995 г.

(50-летие победы в ВОВ) — является одной из самых масштабных амнистий, затронувшая около 131 тыс. человек; 3) 1997 г. — 5 тыс. человек (лица, осужденные за преступления в ходе Чеченского вооруженного конфликта и военнопленные); 4) 1999 г. — 24 тыс. человек оказались на свободе. Всего попавших по амнистию – около 140 тыс. человек; 5) 2000 г.

(55-летие победы в ВОВ) — 877 тыс. человек; 6) 2001 — освобождены 24 тыс. женщин и лица младше 18 лет, осужденные на срок не более 6 лет; 7) 2006 г. (100 лет учреждения Госдумы РФ) — 12,5 тыс. человек, из которых на свободе оказались 2,5 тыс. человек, осужденных за неопасные преступления; 8) ноябрь 2013 г. — экономическая амнистия, затронувшая 1,3 тыс.

человек; 9) декабрь 2013 г. (20-летие Конституции РФ) — на свободе оказались около 24,3 тыс. человек; 10) самой масштабной в истории России стала амнистия, приуроченная к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Под нее попали 877 тысяч человек, но лишь 188 тысяч из них были освобождены из мест лишения свободы; 11) за последние 15 лет самой крупной стала амнистия, приуроченная к 70-летию Победы, под нее попадает более 200 тысяч человек [3].

Амнистия 2015 года была последней в РФ. Основанием для подобного решения в основном становятся важные для страны даты. И в данном случае, это 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Процедура применения амнистии органами предварительного следствия и судом упорядочена в уголовно-процессуальном законе. Так, например, освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии согласно ст.

27 УПК РФ оформляется на стадии возбуждения уголовного дела постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но они не были направлены в суд — постановлением о прекращении уголовного дела.

По делам, поступившим в суд, в случае, если акт об амнистии вступил в силу до начала судебного разбирательства, — постановлением судьи о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 239 УПК РФ).

В заключении хотелось бы отметить, что применение амнистии в настоящее время должно соразмеряться с обязанностью государства: соблюдать и защищать права и свободы, а также охранять нравственность и законные интересы граждан, в том числе, от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая при этом законность, правопорядок и общественную безопасность, права и охраняемые законом интересы лиц, пострадавших от противоправных действий. Все это требует дальнейшего комплексного и системного исследования правовой природы института амнистии.

Амнистия: условия ее применения

Амнистия — это акт верховного органа государственной власти, освобождающий определенную категорию лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания, смягчающий назначенное наказание либо снимающий с осужденных судимость.

Однако содержание понятия амнистии не исчерпывается только нормами уголовного права — это комплексный, межотраслевой институт, который включает также нормы конституционного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права.

Статья 103 Конституции РФ объявление амнистии относит к ведению Государственной Думы Федерального Собрания. Отдельными учеными правоведами высказывается мнение, что Конституция тем самым несколько принижает значимость амнистии [1, с.40].

Думается, указанное соображение заслуживает внимания, так как амнистия, особенно в современной социально-политической обстановке, способна оказать серьезное воздействие на развитие общества в целом. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы амнистии (равно как и помилования) находятся в ведении Российской Федерации.

Таким образом, органами государственной власти субъектов Российской Федерации акты об амнистии приниматься не могут.

Часть 1 ст. 84 УК РФ, воспроизводя конституционное положение об объявлении амнистии Государственной Думой Федерального Собрания, конкретизирует его указанием на то, что амнистия применяется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. Этим амнистия отличается от помилования, которое применяется к определенному лицу.

Амнистия является одним из средств реализации принципа гуманизма уголовно-правовой политики и уголовного законодательства Российской Федерации. Как правило, акты об амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни страны.

В отдельных случаях амнистия может применяться исходя из оценки политической обстановки в стране или отдельных регионах. Акт об амнистии не устраняет преступности и наказуемости предусмотренных им деяний. В этом одно из его принципиальных отличий от уголовного закона, которым деяние декриминализируется, т. е.

исключается из числа уголовно наказуемых деяний. Акт об амнистии освобождает от уголовной ответственности и наказания либо смягчает наказания только в отношении определенной категории лиц, совершивших преступные деяния до издания этого акта, но не распространяется на деяния, совершенные после его издания.

Другими словами, акт об амнистии — это единовременный акт, не имеющий юридической силы в отношении действий, которые будут совершены в будущем. Даже в тех случаях, когда акт об амнистии применяется спустя длительное время после принятия (преступление не было своевременно раскрыто, преступник скрылся и т. п.

), он распространяет свое действие только на деяния, совершенные до его издания.

Лишь в исключительных случаях акт об амнистии может распространяться на деяния, совершенные в течение определенного времени после вступления его в силу, при условии выполнения амнистируемым лицом указанных в этом акте действий, например явки с повинной.

В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ акты об амнистии могут предусматривать: 1) освобождение от уголовной ответственности; 2) освобождение от наказания; 3) сокращение назначенного приговором суда наказания; 4) замену назначенного судом наказания более мягким видом наказания; 5) освобождение от дополнительного наказания; 6) снятие судимости.

Как было отмечено, акт об амнистии распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц.

Вопрос о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу решается органами, указанными в акте об амнистии или в постановлении о его применении либо специально созданными для этой цели.

Юридическим основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания), смягчения наказания, применения других мер, предусмотренных актом об амнистии, являются решения этих органов.

При этом окончательное решение ими принимается на основе общих критериев, установленных актом об амнистии, с учетом оценки личности амнистируемого, например в зависимости от того, признается данное лицо злостным нарушителем режима отбывания наказания или нет.

Таким образом, применение или неприменение амнистии к конкретному лицу во многом может зависеть от усмотрения органа, исполняющего акт об амнистии. Тем большее значение приобретает строгое следование закону при исполнении этих гуманных актов.

В предупреждении возможных при этом злоупотреблений, нарушений законности важная роль принадлежит прокурорскому надзору за соблюдением требований законов при применении амнистии.

Уголовным кодексом не определен порядок применения амнистии. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии в соответствии со ст.

27 УПК РФ оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела — постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но они не были направлены в суд, — постановлением о прекращении уголовного дела; по делам, поступившим в суд, в случае если акт об амнистии вступил в силу до начала судебного разбирательства, — постановлением судьи о прекращении уголовного дела (ст. 239 УПК РФ).

В случаях, когда возможность применения амнистии обнаруживается в стадии судебного разбирательства, согласно ч. 6 ст. 302 УПК РФ суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

В актах об амнистии определяется также категория лиц, на которых они не распространяются. Обычно к таковым относятся лица, совершившие преступления против основ конституционного строя, особо тяжкие либо тяжкие преступления, а также неоднократно судимые.

Кроме того, амнистия, как правило, не распространяется на осужденных, ранее освобождавшихся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления, а также на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

В постановлениях о порядке применения актов об амнистии подробно определяются признаки, на основании которых осужденные признаются злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Не способствует выработке единообразного подхода на практике к определению данной категории осужденных то обстоятельство, что она в каждом акте о применении амнистии определяется по-разному. Поэтому заслуживают внимания предложения о выработке единого понятия злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания, например, применительно к ст. 116 УИК РФ.

Прекращение производством определенной актом об амнистии категории следственных дел и дел, не рассмотренных судом до вступления в силу этого акта, в уголовно-правовом смысле означает безусловное освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности.

Тем самым погашается уголовно-правовое значение факта совершения лицом преступления.

К примеру, новое аналогичное преступление не может быть квалифицировано как повторное, но криминологическое значение этого факта сохраняется: суд вправе учесть его в качестве обстоятельства, отрицательно характеризующего личность, при назначении наказания за новое преступление.

Освобождение от наказания по амнистии теоретически может касаться любого наказания. На практике освобождению от наказания, как правило, подлежат лица, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, либо к лишению свободы на небольшие сроки. [2,с. 178]

Известные трудности возникают при применении актов об амнистии к осужденным по совокупности преступлений, когда на одно или несколько преступлений, входящих в совокупность, амнистия не распространяется. В последние годы решение этих вопросов облегчается, в связи с тем что в самих актах содержатся указания о том, как поступать в таких случаях.

Лицо, освобожденное от наказания вследствие амнистии, считается несудимым (ч. 2 ст. 86 УК РФ). Кроме того, в акте об амнистии может содержаться специальное указание о снятии судимости с определенных категорий амнистируемых лиц. Однако в ряде актов об амнистии судимостям, ранее снятым вследствие амнистии, придается правовое значение. Так, в п.

9 Постановления Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. сказано, что амнистия не применяется к осужденным, ранее освобождавшимся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершившим умышленное преступление.

Как отмечалось, освобождение вследствие амнистии от уголовной ответственности (наказания) носит безусловный характер.

Литература:

  1.                Марогулова И. Л. Законодательные проблемы амнистии и помилования //Журнал российского права. 1998. № 1. — С. 40.
  2.                Агаджанян Э. М., Бидова Б. Б., Оссауленко С. Л. Уголовное право в схемах и определениях (общая часть): Учебное пособие. — Кисловодск: УЦ «Магистр», 2015. — 196с.