Получение разрешения на сторительство в зоне подтопления
Нормы российского законодательства ужесточили правила строительства в зонах подтопления и затопления. Это не накладывает полный запрет на стройку, однако требует выдержать определенные требования.
Содержание:
Строительство в зоне подтопления и затопления.
Законодательные аспекты
Порядок установления зон затопления и подтопления определяет Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 360.
Согласно документу границы зон подтопления и затопления устанавливают территориальные органы Федерального агентство водных ресурсов, а данные по этим участкам заносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Изменить статус территории можно лишь после исчезновения опасности – прекращения существования водного объекта.
Водный кодекс РФ (статья 67.1), запрещает в границах зон затопления и подтопления выполнять капитальное строительство без обеспечения инженерной защиты.
(* До 1 марта 2022 года Госдума рассматривает законопроект о внесении изменений в Водный кодекс с уточнением вопросов инженерной защиты и использования подтопляемых и затопляемых территорий).
В свою очередь, защитные мероприятия приведены в Своде правил «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» (СП 104.13330.2016).
Термины и определения
- Затопление – это покрытие территории водой в результате повышения ее уровня в водоеме.
- Подтопление – это критическое повышение уровня грунтовых вод, влекущее негативные последствия.
- Инженерная защита территории от подтоплений и затоплений – комплекс мероприятий и сооружений, направленный на предотвращение опасных процессов или устранение их отрицательных последствий.
Зачем нужен проект инженерной защиты от подтоплений и затоплений
Проекты инженерной защиты разрабатываются как для проектируемых зданий и сооружений, так и для существующих объектов. Это могут быть отдельные здания, предприятия, поселки, инфраструктурные объекты (автомобильные и железные дороги, инженерные сети) и т.д.
Выполнение мероприятий по инженерной защите (в отдельных случаях наличие проектной документации) требуется для получения разрешения на строительство в зоне подтопления или затопления, а также для ввода в эксплуатацию построенных объектов.
Основные методы инженерной защиты территорий от подтоплений и затоплений:
- — искусственное повышение поверхности территории до незатопляемых планировочных отметок (например, создание насыпи под защищаемыми сооружениями);
- — обвалование территории – создание дамб, насыпей или других ограждающих конструкций, которые препятствуют распространению воды;
- — устройство руслорегулирующих сооружений и сооружений по регулированию и отводу поверхностного стока;
- — устройство систематических дренажных систем и локальных дренажей для отвода воды (включая иные мероприятия по водопонижению);
- — устройство противофильтрационных завес и экранов;
- — защита водонесущих инженерных коммуникаций (при техногенных рисках).
- К вспомогательным средствам инженерной защиты можно отнести использование естественных свойств природных систем:
- — расчистку русел и стариц для повышения эффективности водоотведения;
- — посадку деревьев-гигрофитов для улучшения дренажа.
Методы защиты выбираются исходя из специфики защищаемой территории, вида опасного явления, на основании технико-экономического сопоставления вариантов.
При проектировании мероприятий инженерной защиты от подтоплений и затоплений проектировщики учитывают сопутствующие риски развития опасных геологических процессов (оползней, карста и суффозии, разрушения берегов и т.п.), наличие слабых и специфических грунтов, а также риски, связанные с сейсмической активностью.
«ГЕОИЗОЛ проект» выполняет как комплексное проектирования мероприятий инженерной защите территорий, так и предоставляет отдельные проектные услуги.
Стоимость проектирования инженерной защиты
Мероприятия по инженерной защите довольно затратны, их стоимость может достигать десятков и даже сотен миллионов рублей. При этом доля проектирования составляет около 5-10% от затрат на строительно-монтажные работы.
Стоимость проектирования и строительства, как правило, оказывается слишком высокой для частных заказчиков, которым требуется защитить одно домовладение.
«ГЕОИЗОЛ проект» преимущественно занимается средними и крупными объектами, например, когда защиту от подтоплений и затоплений необходимо выполнить для поселка или предприятия, или протяженность береговой линии превышает 500 метров. Однако каждый случай рассматривается отдельно.
Необходимые данные для проектирования инженерной защиты
- Для выбора оптимального технического решения и последующей разработки проекта инженерной защиты требуются следующие исходные данные:
- — топографическая съемка и/или топографический план защищаемой территории;
- — генплан или схема расположения защищаемых объектов;
- — результаты инженерно-геологических и гидрометеорологических изысканий;
- — результаты многолетних наблюдений за режимом поверхностных и подземных вод.
- В ходе анализа исходных данных определяется достаточность предоставленных или потребность в дополнительных сведениях.
Порядок проектирования инженерной защиты
- Выполнение комплексного проектирования инженерной защиты от подтоплений и затоплений можно разделить на следующие этапы:
- — анализ исходных данных;
- — проведение дополнительных обследований и изысканий, выезд на объект (при необходимости);
- — разработка задания на проектирование;
- — разработка и согласование концепции инженерной защиты (с выбором оптимального варианта);
- — проектирование (разработка специализированного раздела в проектной документации или подготовка Пояснительной записки);
- — согласование в органах экспертизы (при необходимости);
- — авторский надзор в ходе выполнения строительно-монтажных работ.
Как определить границы зон затопления и подтопления (видео)
Определить, попадает ваш участок в границы зон затопления и подтопления (ЗОУИТ) можно легко с помощью Публичной кадастровой карты.
Вначале на ней по кадастровому номеру находите свой участок. Затем включаете слой «Зоны с особыми условиями использования территории» – такие зоны выделяются зеленым цветом. Вы наглядно увидите, попадает ваш участок в границы таких зон или нет. Более подробная информация в ролике.
Дом у воды: почему нельзя строиться в зоне подтопления | Новости Калуги и Калужской области Знамя.Калуга
Владельцы участков в деревне Черносвитино неожиданно узнали о том, что их земли включили в зоны подтопления.
Это значит, что строить и регистрировать уже возведенные на них дома можно только при наличии специальной инженерной защиты. Как и почему это произошло и что в данной ситуации можно сделать, редакция попыталась выяснить.
«Весной я приобрел участок под ИЖС, — рассказывает нам один из владельцев земли в районе Черносвитина Антон Евсиков. — Бери и стройся.
Сейчас, когда дело дошло до возведения, узнал, что мой участок включили в зону затопления/подтопления. И строить там нельзя без организации инженерной защиты. Что это именно за защита — никто сказать не может.
Поэтому просто всем отказывают. Я, к своему счастью, не успел начать стройку».
По словам Антона, сейчас эти участки сильно подешевели, так как теперь там нельзя просто взять и возвести дом, а в документах и на кадастровой карте появилась отметка. Его стройка отложилась на неопределенный срок. С учетом инфляции и удорожания стройматериалов это само по себе очень сильно увеличивает стоимость. Тем более будет дороже, если обяжут делать инженерную защиту, опасается он.
Его многодетная семья уже сильно вложилась в этот проект, так как пришлось продать квартиру. Это был шанс улучшить свои жилищные условия, но — увы.
Зоны ОУИТ – зоны с особыми условиями использования территории, или защитные, которые устанавливают в местах расположения в том числе водных объектов.
Именно в такую зону включили участки в Черносвитине, сведения об этом попали в Единый государственный реестр недвижимости в 2021 году.
Постановление Правительства РФ о зонах затопления, подтопления появилось еще в 2014-м, но внесение сведений о них до первого января 2022 года не являлось обязательным.
Сейчас Антон, как и многие, пытается оспорить запрет на строительство без инженерной защиты, потому что изначально не знал и не мог знать о защитной зоне. Да, закон изменился, но ведь он, как говорят юристы, обратной силы не имеет.
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию представителей регионального министерства природных ресурсов. В ответе указано, цитирую, что строительство в границах этих зон не запрещено, но есть ограничения. Ими и является требование инженерной защиты территорий и объектов от разрушения берегов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Основными средствами для этого являются укрепление берегов сооружениями, дамбами, искусственное повышение поверхности территории, отвод поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи, расчистка русел и стариц, агролесотехнические мероприятия и еще многое другое.
Большинство из этих средств вряд ли по силам отдельным владельцам участков, так как включает комплексные меры и профессиональную оценку ситуации. Поэтому прежде чем делать такую защиту, нужно провести экспертизу с составлением соответствующего заключения.
Однако что за водный объект вызвал такую насущную необходимость в установлении защитных зон, которые нужно укреплять, беречь от подтопления и прочего разрушения?
Наши корреспонденты побывали на месте, в районе улиц Речной, Родниковой и СНТ «Ока» возле села Черносвитино. Оказывается, участки находятся на берегу крошечного ручья, который на данный момент пересох.
Мы, конечно, не специалисты, но все равно трудно предположить, что он способен по весне разливаться подобно горной реке и подтапливать соседние с ним земли. Правда, метрах в трехстах, ближе к впадению в реку Яченку, злополучный ручей обнаруживает признаки воды и больше напоминает небольшую канаву.
Но это уже территория садового некоммерческого товарищества, где давно построены дома. А еще чуть далее, впритык к речным берегам, стоят коттеджи, тоже, судя по всему, возведенные достаточно давно.
Возникает вопрос: положение о необходимости инженерной защиты от подтопления и затопления распространяется только на будущее строительство, а те здания, что уже были здесь до нового закона, ее не обязаны иметь?.. То есть кто успел – тот молодец.
Кстати, в Земельном кодексе РФ, на него в том числе ссылаются чиновники от городской управы (которые отказывают в разрешении на строительство или регистрации дома в зонах ОУИТ), есть интересное положение.
Оно говорит: убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав собственников земельных участков в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме. Причем тем органом, который принял решение об установлении или изменении вышеуказанных зон. Однако об этом в ответах на запросы редакции и от минприроды, и от муниципалитета – ни слова.
К сожалению, помимо разного рода убытков, которые сейчас несут владельцы участков, попавших в зоны подтопления, есть еще один очень неприятный момент. Его мы видим в зыбкости правовой защиты и неуверенности в завтрашнем дне. Кто теперь поручится, что подобное не случится с любым другим участком, приобретенным за свои кровные? Вдруг и на него установят какие-то ограничения?..
Что касается новых защитных зон в Калужской области, то, быть может, слабой гарантией для кого-то послужит ответ от регионального министерства природных ресурсов о том, что в следующем году устанавливать их не планируется.
Елена ГУСЕВА.
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.
Для строительства в зонах затопления расширили ограничения
© pixabay.com
Перечень ограничений для использования территорий, подверженных затоплению, уточнили в законодательстве. Предполагающий это федеральный закон вступил в силу 12 мая.
Благодаря поправкам, внесенным в Водный кодекс, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие полномочия в области водных отношений, получили право проводить водохозяйственные мероприятия — в том числе, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Установлен перечень таких мероприятий и особенности осуществления инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Полномочия по установлению или изменению границ зон затопления, подтопления, не обеспеченных инженерной защитой, предложено возложить на органы исполнительной власти регионов. Участвовать в этой работе должны будут и органы местного самоуправления.
Также закон уточнил перечень ограничений использования территорий, подверженных затоплению и подтоплению. В таких зонах запретили строительство капитальных объектов, не обеспеченных сооружениями инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Как собираются защищать людей от наводнений
По информации Правительства Республики Саха (Якутия) из 123 населенных пунктов региона, входящих в зоны затопления, в 96 требуется строительство защитных сооружений, 27 населенных пунктов требуется переносить на незатапливаемую территорию. Однако в связи с малой плотностью населения во многих населенных пунктах капитальное строительство защитных и берегоукрепительных сооружений экономически невыгодно и не отвечает условиям предоставления субсидий из федерального бюджета.
Для развития территорий, попадающих в зону затопления и подтопления, новым законом разрешено строительство капитальных объектов в таких зонах при обеспечении их инженерной защиты с помощью искусственного повышения поверхности земельного участка или устройства свайных фундаментов. Метод инженерной защиты путем искусственного повышения поверхности территорий уже был успешно применен на острове Русский в Приморском крае, ранее отмечали в кабмине.
Законы, вступающие в силу с 12 мая
До конца 2024 года почти 3 млрд рублей из федерального бюджета будут направлены на работы по строительству гидротехнических сооружений для защиты от наводнений в 14 регионах России. Ни одна из запланированных ранее строек, несмотря на сложившиеся экономические условия, не перенесена и не отменена, сообщала замруководителя Росводресурсов Наталия Сологуб.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в октябре.
Зоны затопления и подтопления: понятия, их отличия, установление и использование территории
Каждую весну тема затоплений и подтоплений становится актуальной. Поэтому сегодня поговорим о том, что такое зоны затопления и подтопления, как, кто и зачем их организует.
Что такое зоны затопления и подтопления? Их отличия
Зоны затопления и подтопления (далее — ЗЗП) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий.
Это необходимо для того чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них.
Это важно, поскольку затопление может привести не только к большим имущественным потерям, но и человеческим жертвам.
Для начала разберёмся, чем же отличается затопление от подтопления. Разница в том, что подтопление территории происходит за счёт того, что поднимаются из-под земли грунтовые воды. При затоплении же вода появляется не «снизу», а «сверху», то есть в результате впадения осадков или разлива водоёмов.
Зона возможного и катастрофического затопления
Важные определения понятий, касающиеся затопления, можно посмотреть в ГОСТе по чрезвычайным ситуациям.
В нём зона возможного затопления определяется как территория, которая может быть покрыта водой в случае, например, если водоём выйдет из берегов или в случае разрушения гидротехнического сооружения (плотины, ГЭС, дамбы и пр.).
Если в такой зоне предположительно могут погибнуть люди или повреждено имущество, то такая зона именуется зоной возможного катастрофического затопления.
Установление зон затопления и подтопления
Вопрос об установлении границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».
В Приложении к нему устанавливается, в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Ведь в отношении не всех территорий целесообразно устанавливать ЗЗП. Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска.
В основном к ним относятся территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоёмам) и затапливаемые с определённой периодичностью или при определённом уровне воды.
Среди зон подтопления выделяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землёй грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.
В Постановлении также определяется порядок установления зон ЗЗП. Вкратце рассмотрим его.
Орган исполнительной власти субъекта РФ готовит заявление об установлении ЗЗП. Проект установления границ должен содержать текстовое и графическое описание границ ЗЗП.
Оно должно быть согласовано одним из перечисленных в Постановлении органов в зависимости от того, является ли устанавливаемая зона зоной подтопления и затопления (МЧС), зоной затопления (Росгидромет) или зоной подтопления (Роснедра). После согласования заявления оно утверждается Росводресурсы. Срок согласования – 15 дней.
После согласования границ ЗЗП Росводресурсы направляет сведения об этом в Росреестр и МЧС, а сведения об этом вносит в соответствующий реестр. ЗЗП считаются определёнными с того момента, когда соответствующая запись будет внесена в кадастр недвижимости. Затем также данная информация должна быть отображена в градостроительной документации.
Росводресуры может отказать в определении границ ЗЗП только в случае, если заявление не было согласовано, либо если территория не соответствует установленным в Постановлении требованиям.
Использование территории в зонах затопления и подтопления
- В границах ЗЗП установлен особый режим использования территории. В связи с этим на данных территориях запрещается:
- 1) размещать новые населённые пункты и объекты кап. строительства без средств обеспечения защиты от затоплений;
- 2) использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
- 3) размещать кладбища, скотомогильники, свалки различных видов отходов;
- 4) распылять химикаты против вредителей с воздуха.
- Кроме того, собственник водного объекта обязан осуществлять меры, препятствующие затоплению территории, а также ликвидации их последствий, если вдруг такое произошло.
Определение границ зон затопления и подтопления
Определение границ ЗЗП – сложный процесс, требующий учёта многих факторов. Для того чтобы правильно спрогнозировать, какая территория может быть затоплена, каковы её размеры, необходимо произвести расчёты, используя при этом различные данные.
Существуют различные методы расчёта границ ЗЗП. Наиболее используемыми являются картографическое моделирование и математическое моделирование. Методики расчёта не закреплены в каких-либо нормативных актах.
Методику выбирает профильный специалист, который участвует в подготовке проекта при определении ЗЗП. Также существуют такие методы, как вероятностно-статистический и экономический (последний применяется для оценки возможного материального ущерба).
Методику можно применять как при подготовке документов на установление границ ЗЗП, так и у ситуациях уже наступившего наводнения.
Каждый метод имеет свою область применения. Картографический метод не отличается точностью, зато является более простым и быстрым в применении. При таком методе используются данные о рельефе местности и особенностях водоемов.
При построении математических моделей анализируется большее количество данных, что обеспечивает его большую точность.
Но некоторые данные зачастую получить трудно, поэтому для предварительной оценки зачастую используется картографический метод.
Чтобы иметь хотя бы общее представление о том, как это происходит, приведём пример. Представим, что нам нужно определить границы затопления территории, прилегающей к реке. При этом можно использовать так называемый «пойменный подход».
Он заключается в том, что при анализе мы будем использовать данные о пойме – это территория, которая обычно затапливается во время выхода реки из берегов (весной или в период длительных дождей). Сведения о ширине поймы можно взять из постов в Гидрологических ежегодниках.
Однако гидропосты (точки наблюдения за состоянием реки) расположены друг от друга слишком далеко. Чтобы получить на выходе более точные данные, делим расстояние между гидропостами пополам и определяем в этой точке ширину поймы как среднее значение между шириной поймы на гидропостах.
На местах, где таких постов нет, применим метод линейной интерполяции (если для Вас это просто набор букв – не растеривайтесь, значит, вы юрист до мозга костей).
При этом также следует учесть следующие данные: как часто при паводках уровень воды превышает критический, насколько мощные обычно паводки в данной местности, как долго вышедшая из берегов вода не уходит и пр. Проанализировав данные, специалисты могут определить примерные границы территории, которая в следующий раз будет заполнена при розливе реки.
Однако ситуации затопления происходят не только на природных объектах, но и на гидротехнических сооружениях. В таких случаях картографического метода уже недостаточно, нужно прибегать к помощи формул.
Чтобы определить границы ЗЗП при прорыве плотины, необходимы такие исходные сведения, как объем водохранилища; глубина воды перед плотиной (глубина прорана); ширина прорана, или участка перелива воды через гребень плотины; средняя скорость движения волны прорыва (попуска) — V, м/с; расстояние от плотины (водоема) до объекта (например, прилегающие к водохранилищу населённые пункты, заводы). При помощи формул можно вычислить высоту волны, дойдёт ли она до находящихся рядом объектов.
Расчёты по формулам – довольно специфическая деятельность. Интересующимся этой тематикой рекомендуем обратиться к следующим материалам:
http://window.edu.ru/resource/433/77433/files/prognoz_ch-s.pdf,
http://izvestia.asu.ru/media/files/issue/11/articles/ru/140-143.pdf.
Если ситуация затопления всё-таки наступила, не смотря на все предпринятые меры, необходимо произвести расчёт возможных негативных последствий. Данный вопрос урегулирован Приказом Ростехнадзора от 29.03.
2016 N 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». Методика применяется для расчётов возможных человеческих и имущественных потерь социального ущерба. В Методике описаны методы математического моделирования, методы детальной оценки, планшетный метод оценки вероятностного вреда. В ней приведены конкретные формулы, необходимые для расчёта ущерба со всеми необходимыми показателями и значениями.
Заключение
Таким образом, работа с ЗЗП – довольно сложная и комплексная деятельность, требующая усилий различных органов власти и высококвалифицированных специалистов в различных областях. Это неспроста, поскольку наводнение – это серьёзное стихийное бедствие, которое может обернуться пагубными последствиями для тех, кто попал в зону его поражения.
Коттедж на берегу реки. Зона подтопления. Водный кодекс, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс и Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360
- История этого дела началась в далеком 2009 году.
- Двое мужчин, работавших высокопоставленными чиновниками в Московской области (были коллегами и закадычными друзьями — начальник и зам начальника очень серьезного государственного учреждения) приобрели себе 2 земельных участка на берегу реки.
- Участки соседствовали друг с другом, место было выбрано идиллическое: природа, красота, все коммуникации, до Москвы — 2 часа.
- Жизнь шла хорошо, бюджетные средства осваивались в установленном порядке.
Один из товарищей (назовем его начальник) зарабатывал побольше и сразу же начал стройку — за 7 лет «вбухал» все свои накопления, около 5 миллионов рублей. К слову сказать, что об оформлении дома никто не задумывался, так уверенно себя чувствовал себя товарищ начальник. С юридической точки зрения этот прекрасный коттедж являлся самовольной постройкой и подлежал сносу…
Второй товарищ с более скромным заработком строительство пока не начинал, благо деньги уходили на содержание своей многодетной семьи.
В 2016 году начальник внезапно умирает… В наследство вступает его дочка, от отца унаследовавшая гонор и амбиции, но никак не хитрость и проницательность, а попросту она была немного туповата.
Наследница открывает для себя, что дом на берегу реки юридически в состав наследства не входит, т.к. не узаконен. После этого идет «решать вопрос» с разрешением на строительство к старому папиному знакомому, главе муниципального образования.
Глава терпеливо разъясняет доченьке, что вопрос узаконения этого дома чрезвычайно сложный, т.к. строительство на этом земельном участке вообще запрещено, т.к. участок находится в зоне подтопления и прокуратура вот-вот вообще заявит иск о сносе этого прекрасного дворца. Но хоть дело и чрезвычайно тяжелое, готов помочь посодействовать за скромную сумму в 2 000 000 рублей.
- Дочка после такого визита оказалась в тяжелом нокдауне — рассчитывала принять наследство, все распродать и начать красиво жить, но не тут то было.
- И тут доченька вспоминает, что у папы был друг — его бывший зам, идет к нему за помощью, мол помоги оформить или купи этот участок с коттеджем, мне самой возиться некогда, мне нужны деньги.
- Зам начальника проявляет редкое чудо благоразумия и обращается к нам для дачи юридического заключения по участку.
- Проанализировав все документы и вникнув в ситуацию, приходим к выводу, что действующее законодательство и судебная практика сами по себе не препятствуют строительству на земельном участке, входящем в ЗОУИТ а только требуют дополнительных фактических действий (СЗМ) и их правильного документального оформления.
К слову сказать, дочка-наследница тоже начала ездить по юристам и выяснять перспективы узаконения дома.
Благо для нас, что все знакомые юристы доченьки оказались либо действующими либо бывшими чиновниками и все либо называли заоблачные суммы либо вообще отказывались от дела, мол «продавай подешевке и радуйся». Каталась дочка также и по риелторам — результат оказался для нее еще хуже, чем с «юристами».
В итоге, мы купили участок и неоформленный дом за полцены, а оформили дом за полголда и гораздо более скромную сумму, чем запросил глава муниципального образования.
Доверитель, объединил участки и очень рад!
Застройка в зонах подтопления и затопления — Новости, объявления — Главная — Официальный сайт Администрация Новолялинского городского округа
12 октября 2020
Застройка в зонах подтопления и затопления
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Изо всех видов зон с особыми условиями использования территорий особо выделяются зоны затопления и подтопления.
Почему?
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности запрещаются:
- размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Зоны считаются установленными, если сведения о них внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С этого момента начинают действовать вышеуказанные запреты и ограничения в использовании земельных участков, попадающих в границы зон затопления и подтопления.
На территории Свердловской области расположены водные бассейны 10 рек: Тура, Исеть, Тавда, Ница, Пышма, Чусовая, Уфа, Сосьва, Лозьва, Косьва, которые включают в себя 8765 водных объектов (рек, озер, водоемов).
Установление границ зон затопления, подтопления водных объектов осуществляется для проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, расположенных на территории Свердловской области.
По каждому муниципальному образованию определяются границы зон затопления при уровнях вод весеннего половодья 1%, 3%, 5%,10%, 25% и 50% обеспеченности, а также границы зон подтопления при уровне залегания грунтовых вод от 0,3 до 3 м от поверхности.
По состоянию на 2 октября 2020 года в ЕГРН внесены сведения о границах 535 зон затопления и границах 165 зон подтопления.
«Работы по определению границ зон затопления, подтопления на территории Свердловской области и внесению их в ЕГРН в полном объеме подлежат завершению до конца 2020 года.
Землепользователю, чтобы понять, попадает ли его участок в одну из этих зон, нужно запросить в отношении своего земельного участка выписку из ЕГРН», — отметила Наталья Коробкова, начальник отдела землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Свердловской области.
Назад к списку
Вс подтвердил недопустимость запрета на строительство со ссылкой на нормы санпин без точных расчетов
Верховный Суд подтвердил законность решения Московского городского суда, который признал недействующим с момента вступления решения в законную силу Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы» в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка административного истца Юлии Яковлевой.
Обстоятельства дела и решение первой инстанции
Как ранее писала «АГ», в 2016 г. Юлия Яковлева приобрела участок с категорией «земли для индивидуального жилищного строительства» в деревне Архангельской г. Москвы в поселке КП «Зосимово». В 2017 г. она направила в Комитет государственного строительного надзора г.
Москвы документы для получения разрешения на строительство дома, однако в выдаче разрешения ей было отказано в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ) он расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное.
Запрет на строительство дома со ссылкой на нормы СанПиН без соответствующих расчетов недопустимМосгорсуд поддержал административного истца, которому отказали в выдаче разрешения на строительство жилого дома из-за того, что согласно градостроительному плану его земельный участок расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 г. Юлии Яковлевой в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство было отказано.
Судами первой и апелляционной инстанций отказ в выдаче разрешения на строительство был признан законным в силу того, что ГПЗУ содержит сведения о наличии санитарно-защитной зоны в границах земельного участка.
Женщина обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки г. Москвы в части установления санитарно-защитной зоны в границах ее земельного участка.
Решением от 10 апреля Мосгорсуд удовлетворил ее требования.
Он указал, что из письменных возражений административного ответчика следует, что основанием для отображения в территориальной части Правил землепользования и застройки ориентировочной санитарно-защитной зоны для станции Бекасово-Сортировочное послужили результаты расчетов ориентировочного размера санитарно-защитной зоны от основных источников шума, выполненные ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы», однако расчетов по иным показателям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, ЭМП и др.), не проводилось. Кроме того, суд установил, что размеры и границы СЗЗ для данного объекта не утверждались Главным государственным санитарным врачом г. Москвы или его заместителем, как того требуют утвержденные правительством Правила установления СЗЗ.
Ответчики обжаловали решение
Не согласившись с решением, Правительство Москвы и Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы подали апелляционную жалобу в Верховный Суд (имеется у «АГ»).
В ней они указали, что в Правилах землепользования и застройки отражены размеры ориентировочных санитарно-защитных зон, что не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая предоставленные в материалы дела результаты расчетов ориентировочного размера СЗЗ от основных источников шума, суд необоснованно сделал вывод об отсутствии расчетов по указанным показателям.
Правительство Москвы и Москомархитектура также посчитали, что вывод о том, что ориентировочные СЗЗ не должны отображаться в документах градостроительного зонирования, противоречат ч. 13 ст. 26 Закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты.
По мнению апеллянтов, в п. 2.1 и 2.2 СанПина, на который сослался Мосгорсуд, речь идет о расчетных (предварительных) и установленных (окончательных) санитарно-защитных зонах, а не об ориентировочных, к которым относится СЗЗ станции «Бекасово», исходя из Правил землепользования и застройки г. Москвы, а отображение рассматриваемой зоны не противоречит указанным пунктам СанПина.
Кроме того, в апелляционной жалобе отмечается, что Мосгорсуд не указал, на основании какого положения нормативного правового акта он сделал вывод о том, что «размеры, в том числе ориентировочной зоны, утверждаются уполномоченным должностным лицом органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, чему предшествует проведение соответствующих исследований и измерений». В связи с этим данный вывод не может быть признан обоснованным и противоречит ст. 176, 180 КАС.
Апеллянты попросили отменить решение Мосгорсуда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Юлия Яковлева в возражениях (имеются у «АГ») помимо прочего указала, что Правительством Москвы были предоставлены расчеты только по уровню шума, расчеты по иным показателям не осуществлялись, натуральные измерения проводились только по шуму и уже после установления зоны в октябре 2017 г.
Отмечается, что в п. 2.
2 Постановления № 120-ПП указано, что ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
«Таким образом, согласно действующему законодательству ориентировочная СЗЗ состоит из расчетной и установленной. Для установления ориентировочной зоны имеется установленный порядок утверждения, утверждение размера санитарно-защитной зоны входит в компетенцию органов Роспотребнадзора», – подчеркивается в возражениях.
Кроме того, указывается, что Мосгорсудом при рассмотрении дела установлено, что требования к размеру СЗЗ, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Юлия Яковлева попросила ВС оставить решение Московского городского суда без изменения. Прокурор также представил возражения на апелляционную жалобу, в которых попросил оставить решение без изменения.
ВС оставил решение нижестоящей инстанции в силе
Изучив материалы дела, ВС отметил, что п. 2 Постановления Правительства от 3 марта 2018 г.
№ 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, возлагается обязанность проведения исследований атмосферного воздуха, уровней физического или биологического воздействия на него за контуром объекта в срок не более одного года со дня вступления постановления в силу. Кроме того, им необходимо предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 данных Правил.
Верховный Суд отметил, что санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст.
1 ГрК), границы которых в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК).
В связи с этим ВС согласился с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории.
Также Суд посчитал, что довод о том, что административным ответчиком отображен ориентировочный размер СЗЗ, подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что ориентировочные размеры СЗЗ могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения.
ВС указал, что, вопреки доводам жалобы, отсутствие акта об утверждении границ СЗЗ исключает возможность их отображения в правилах землепользования и застройки. При этом, согласно п. 25 Правил, СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.
Суд отметил, что ч. 13 ст. 26 Закона о внесении изменений в ГрК и отдельные законодательные акты, ссылкой на которую Правительство Москвы обосновывает свою жалобу, не опровергает правильности выводов первой инстанции, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.
Согласно данным законоположениям, с 1 января 2020 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Суд указал, что данные нормы применяются к СЗЗ, определенным в установленном законодательством порядке, и не исключают возможности признавать недействующими документы градостроительного зонирования в случае отображения на картографическом материале границ этих зон, установленных с нарушением законодательства в сфере санитарного благополучия населения.
Судебная коллегия по административным делам пришла к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части. Таким образом, ВС определил оставить решение Мосгорсуда без изменения.
Представитель административного истца посчитала, что решение ВС необходимо не только для защиты ее доверителя
В комментарии «АГ» представитель административного истца адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина посчитала, что выводы ВС весьма актуальны и необходимы для защиты прав граждан, чьи права нарушены незаконным установлением санитарно-защитных зон, поскольку данная проблема затрагивает права не только ее доверителя.
По ее мнению, в основном проблема незаконно установленных санитарно-защитных зон встречается в Новой Москве, появилась она в связи с передачей земель из одного субъекта в другой и, как следствие, принятием новых правил землепользования и застройки.
Анна Минушкина отметила, что ВС, рассматривая дело, пришел к выводам, что отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом, к которым, в свою очередь, Правительство г. Москвы, не относится.
«Таким образом, согласно позиции ВС, Правительство Москвы имеет право и обязано внести сведения о наличии санитарно-защитной зоны в документы градостроительного зонирования, однако установление наличия такой зоны и ее размера входит в компетенцию иного органа – Роспотребнадзора», – подчеркнула она.
«Также предметом спора в суде первой инстанции было понятие ориентировочной санитарно-защитной зоны. Одним из оснований отмены решения Московского городского суда, по мнению Правительства Москвы, было то, что зону установили ориентировочно, то есть процедура ее установления не была завершена окончательно.
Однако ВС, проанализировав действующее законодательство в части установления санитарно-защитных зон, пришел к выводу о том, что ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны также не могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПин», – резюмировала Анна Минушкина.
Юристы решение Суда поддержали
Партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова отметила, что вынесенное по делу определение в очередной раз подтверждает, что установленные ориентировочно охранные зоны не могут создавать негативных последствий для правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.
Эксперт указала, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда поддержала заявителя, указав на запрет ограничения его прав в части установления охранной зоны непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения. «Таким образом, единственным допустимым документом для установления вышеназванных ограничений является проект обоснования СЗЗ с соответствующими расчетами, выполненными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности производств», – подчеркнула Юлия Бузанова. По ее мнению, ВС подтвердил невозможность установления указанных ограничений по иным основаниям, что позволит правообладателям быть уверенными в правомерности их установления.
Юрист международной юридической фирмы Dentons Мария Оболенская посчитала, что апелляционное определение ВС, хотя и не является революционным, значимо для практики постольку, поскольку основано на правильном и последовательном толковании многочисленных норм о санитарно-защитных зонах, содержащихся в законах и подзаконных актах. «СЗЗ считаются установленными со дня внесения сведений о них в ЕГРН. Отображение незарегистрированной (неустановленной) СЗЗ в какой-либо градостроительной документации не соответствует законодательству», – указала юрист.
Она добавила, что ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны установленными не являются. «Действие ограничений в таких СЗЗ до 1 января 2020 г.
является лишь переходным периодом от предыдущего порядка (когда для установления окончательной СЗЗ достаточно было решения Роспотребнадзора на основании измерений, подтверждающих расчетные параметры) к новому (обязательное внесение сведений о СЗЗ в ЕГРН)», – объяснила Мария Оболенская.
Юрист отметила, что сегодня для установления и дальнейшего существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ (либо для прекращения их существования) собственники объектов, в отношении которых определены такие СЗЗ, должны обратиться в Роспотребнадзор до 1 октября 2019 г. Сделать это также могут органы государственной власти, органы местного самоуправления и правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах таких СЗЗ. Роспотребнадзор, в свою очередь, должен направить копию своего решения в Росреестр.