Частые вопросы

Планировка обустройства остановок общественного транспорта

ОСТ 218.1.002-2003

Планировка обустройства остановок общественного транспорта АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

(РОСАВТОДОР)

Москва 2003

1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», Государственным предприятием «Росдорнии».

ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-р.

  • 3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

Автобусные остановки на автомобильных дорогах

Общие технические требования

Busstopsonroads

General technical requirements

Дата введения 2003-06-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

  1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
  2. ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия;
  3. ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения;

ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры;

ГОСТ 25869-83 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских линий. Общие технические условия;

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;

ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования;

СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги. Госстрой СССР, 1986;

Размещение и обустройство остановок общественного транспорта

Одиночные остановки, в том числе и совмещенные (автобусно-троллейбусные), устраивают при условии, если суммарная частота движения маршрутных транспортных средств, пользующихся одной остановкой, не превышает 30 ед.

/ч; двойные – когда обслуживается несколько маршрутов одного вида транспортных средств с суммарной частотой движения более 30 ед./ч. При частоте движения автобусов и троллейбусов более 30 ед./ч.

, их остановки следует рассредоточивать: размещается троллейбусная, а за ней автобусная остановка; расстояние между их посадочными площадками должно быть не менее 10м.

  • Автобусные и троллейбусные остановки, как правило, должны размещаться за перекрестками на расстоянии не менее 5 и 20 м соответственно от пешеходного перехода и перекрестка до посадочной площадки.
  • В порядке исключения, размещение автобусных и троллейбусных остановок допускается до перекрестка улиц и дорог в случаях, когда:
  • — до перекрестка расположен большой пасажирообразующий объект или вход в подземный пешеходный переход;
  • — резерв пропускной способности проезжей части улицы (дороги) до перекрестка больше чем за ним;

— за перекрестком начинается подъезд к мосту, тоннелю или путепроводу. При этом расстояние от остановки до перекрестка должно быть не менее 20 м.

Место автобусной или троллейбусной остановки может быть обычным при неизменной ширине проезжей части или устроенным, при возможности, за счет расширения проезжей части в виде открытого «кармана» (обособление «карманов» от проезжей части бордюром или иным препятствием движению запрещается).

Ширина «кармана» принимается равной полосе движения, но не менее 3,5 м за счет технических и разделительных полос между проезжей частью и тротуаром, а также полос зеленых насаждений, длина переходного участка на въезде к остановке – 20 м, на выезде – 15 м (в ограниченных условиях может быть уменьшена до 10 м).

  1. В стесненных условиях ширина «кармана» может быть уменьшена до 3 м и осуществлена за счет тротуара, если его оставленная ширина обеспечивает нормальное функционирование посадочной площадки и надлежащие условия для движения пешеходов по тротуару.
  2. При размещении «кармана» за перекрестком на расстоянии 10 м от границы пешеходного перехода расширение проезжей части следует устраивать так, чтобы оно начиналось на перекрестке от его закругления (то есть без входного переходного участка «кармана»).
  3. Трамвайные остановки необходимо располагать до перекрестка городских улиц и дорог перед пешеходным переходом на расстоянии не менее 5 м от перекрестка.
  4. Длина посадочной площадки определяется типами и количеством маршрутных транспортных средств, одновременно осуществляющих высадку-посадку пассажиров на остановке, и должна приниматься согласно таблице 1.
  5. Таблица 1.
Типы маршрутных транспортных средств Длина посадочной площадки, м
единичный двойной
Обычные
Сочлененные
Сдвоенные
Трехвагонные

Размещение остановок общественного транспорта на площадях позволяется тогда, когда они имеют значительный резерв пропускной способности проезжей части, а размещаемые остановки не будут создавать препятствий транспортным потокам.

На остановках необходимо предусматривать павильоны или навесы для пассажиров, которые не должны ухудшать видимость для водителей и мешать движению пешеходов (Рис. 5).

Расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории населенных пунктов следует принимать, м: для автобусов, троллейбусов и трамваев 400-600, экспресс-автобусов и скоростных трамваев 800-1200, метрополитена 1000-1500, электрофицированных железных дорог 1500-2000.

Планировка обустройства остановок общественного транспорта

Рис 5. Пример размещения остановки общественного транспорта с навесом.

  • АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТОЯНКИ И ГАРАЖИ
  • Недостаточная емкость автостоянок не дает возможности обеспечить нормальное транспортное обслуживание жителей, а загромождение улиц стоящими автомобилями снижает пропускную способность и безопасность движения.
  • Уровень автомобилизации, общая потребность в местах постоянного и временного хранения автомобилей, требования к их размещению в целом по населенному пункту и отдельным его функциональным зонам, а также возле жилых и общественных зданий и сооружений, промышленных и комунально-складских объектов, расстояния от автостоянок и гаражей до окружающих их объектов принимаются согласно ДБН 360, Правил застройки данного населенного пункта, Санитарного законодательства и других действующих нормативных документов.
  • Гараж — здание (сооружение), часть здания (сооружения) либо комплекс зданий (сооружений) с помещениями для постоянного либо временного хранения, а также элементами технического обслуживания легковых автомобилей и других мототранспортных средств.

Основным типом гаража в условиях многоэтажной жилой застройки городов являются многоэтажные гаражи, в том числе с частично заглубленным первым этажом или несколькими встроенно-пристроенными подземными этажами. Допускается проектировать отдельно стоящие подземные или полуподземные гаражи (см. приложение 5).

Минимальная необходимая площадь конкретного участка (территории) для постоянного или временного хранения автомобилей на открытых автостоянках определяется, исходя из нормы 25 м2 на расчетный автомобиль, а в гаражах, в зависимости от их этажности, согласно таблицы 2.

Таблица 2.

Этажность гаражей Площадь застройки Размер земельного участка
на 1 машино-место, м2
7-9
Примечание 1. В качестве расчетного принимается автомобиль 1 категории длиной до 6 м и шириной до 2,1 м. Примечание 2. Приведенные в таблице показатели учитывают и маневровую площадь (площадь внутренних проездов приходящаяся на одно место хранения автомобиля).
  1. Вместимость автостоянок и гаражей, состав объектов и площади помещений для обслуживающего персонала, в том числе технического назначения, санитарных узлов, их объемно-планировочное решение, количество въездов-выездов с односторонним или двусторонним движением и их размещение по отношению к городским улицам и дворовым проездам, необходимость устройства накопительной площадки перед въездом, ограждения территории определяются заданием на проектирование, градостроительными санитарными и настоящими Нормами.
  2. При этом параметры машино-места, проездов и объемно-планировочные решения гаражей и автостоянок определяются габаритами автомобилей, для которых проектируется гараж либо автостоянка, расстановкой автомобилей (угол расстановки, количество рядов хранения) по отношению к внутренним проездам, наименьшими радиусами их поворотов, а также габаритами приближения (защитными зонами) устанавливаемого на место хранения автомобиля к конструкциям здания (сооружения), к оборудованию и к другим автомобилям на местах хранения.
  3. В зависимости от количества мест хранения различают автостоянки и гаражи малой (до 50 машино-мест), средней (от 50 до 300 машино-мест) и большой (более 300 машино-мест) вместимости.
  4. Автостоянка – специально оборудованная открытая площадка для постоянного или временного хранения легковых автомобилей и других мототранспортных средств.

В составе автостоянок для постоянного хранения автомобилей должны находиться открытые площадки для стоянки автомобилей, помещения для дежурных и хранения инвентаря, соответствующие элементы инженерного оборудования и благоустройства, а также, при необходимости и технической возможности, могут быть – посты ТО, ТР и мойки автомобилей, включая пункты-посты самообслуживания – смотровые ямы (эстакады), места чистки салона автомобиля. Такие автостоянки могут быть оборудованы солнцезащитными навесами, ветрозащитными стенками, декоративным солнцезащитным и шумозащитным озеленением.

На автостоянках временного хранения автомобилей, при необходимости и технической возможности, устраиваются в специально отведенных местах пункты самообслуживания, смотровые ямы (эстакады), устанавливается охранная сигнализация.

При проектировании автостоянок следует исходить из следующих нормативных параметров:

— размеры одного машино-места на автостоянках хранения средних автомобилей (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности 0,5 м) — 2,5 х 5,3 м. Для временных автостоянок допускаются размеры стоянки 2,3 x 5,0 м. Зазоры безопасности допускается увеличивать до 0,7 м;

— минимальная ширина проездов: с двусторонним движением — 6 м, с односторонним движением — 3,5 м;

— радиусы закругления бортового камня — не менее 6 м.

Примечание. При расчете количества мотоциклов, которые могут быть расставлены на стоянках, принимаются следующие габариты машино-места: мотоцикл с коляской — 2,4 x 1,7м, мотоцикл-одиночка — 2,4 x 0,8 м, расстояние между мотоциклами — не менее 0,5 м.

В зависимости от конфигурации и размеров территории автостоянки, организации въезда-выезда может быть принята одно- и многорядная расстановка автомобилей с установкой машин с одной стороны проезда и вдоль обеих противоположных его сторон, параллельно, перпендикулярно или под углом к продольной оси проезда (см. приложение 6).

При этом должно быть соблюдено требование рационального использования отведенной территории, обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов (разделение их направлений движения) в пределах участка и на прилегающих улицах и проездах.

После окончания работ по выполнению построений на генплане улиц, дорог и внутриквартальных проездов, необходимо завершить графическое оформление чертежа. Рекомендуется чертеж навести тушью. Это позволит четко выявить градацию толщин всех линий, навести чётко цифры и убрать ненужные линии.

Приложение 4. Требования к расположению, параметрам и оборудованию остановочных пунктов городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования

  • транспортного обслуживания населения
  • на территории города Барнаула
  • Требования к расположению, параметрам и оборудованию остановочных пунктовгородского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования
  • Выбор местоположения остановочных пунктов производит организатор маршрута пассажирского транспорта — Комитет по транспорту или перевозчик.
  • Местоположение и оборудование остановочных пунктов утверждают органы местного самоуправления (администрации районов города), согласовывая с подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения, органами архитектурного планирования территории.
  1. 1.

    Классификация остановочных пунктов

  2. Остановочные пункты городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования классифицируют по следующим признакам:
  3. — по виду пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки;
  4. — по регулярности осуществления посадки и высадки пассажиров;
  5. — по расположению на маршруте.

  6. По виду пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки, остановочные пункты подразделяют на автобусные, трамвайные, троллейбусные, маршрутного такси, а также совмещенные остановочные пункты нескольких видов транспорта.

  7. По регулярности осуществления посадки и высадки пассажиров остановочные пункты подразделяют на постоянные, периодически действующие, «по требованию», временные.
  8. Постоянными остановочными пунктами являются такие, на которых транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров каждого рейса в течение всего времени работы на маршруте.

  9. Периодически действующими являются пункты, на которых транспортное средство осуществляет остановку в течение определенных, заранее установленных периодов времени.
  10. Временными являются пункты, обустраиваемые на маршруте на короткий период времени (до нескольких месяцев) и ликвидируемые по прошествии этого периода.

  11. Остановочными пунктами «по требованию» являются такие, на которых транспортные средства осуществляют остановку только в тех случаях, когда на этих пунктах имеются пассажиры, или когда пассажиры, находящиеся в транспортном средстве, заранее предупредили водителя соответствующим сигналом о своем желании выйти из транспортного средства на этом остановочном пункте.

  12. По расположению на маршрутах остановочные пункты подразделяют на начальные (конечные) и промежуточные.
  • 2. Месторасположение остановочных пунктов
  • Остановочные пункты на городских маршрутах автобусов, трамваев и троллейбусов располагают вблизи жилых массивов, предприятий и учреждений, скоростного трамвая и железных дорог, торговых центров, мест массового отдыха и др.
  • Остановочные пункты на пригородных маршрутах, кроме того, располагают вблизи или в границах сельских населенных пунктов.

Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки городского пассажирского транспорта, а также расстояния между остановочными пунктами принимаются в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

  1. Расстояние от наиболее удаленных жилых зданий или мест занятости населения до остановочных пунктов на пригородных маршрутах не должно превышать 3 км.
  2. Остановочные пункты на маршрутах городского транспорта располагаются, как правило, вблизи перекрестков улиц.
  3. При больших расстояниях между перекрестками или при наличии крупных пассажирообразующих пунктов вдали от перекрестков остановочные пункты могут быть расположены между перекрестками на перегонах улиц.

При выборе местоположения остановочных пунктов вблизи крупных пассажирообразующих пунктов (стадионы, крупные предприятия, места массового отдыха и др.

) следует стремиться к тому, чтобы остановочные пункты находились вблизи, по крайней мере, двух достаточно удаленных друг от друга входов (выходов) в эти пункты.

При этом желательно, чтобы пешеходные потоки к остановочным пунктам не пересекались в одном уровне с основными транспортными потоками.

  • Вблизи мест массового тяготения пассажиров целесообразно организовывать конечные остановочные пункты маршрутов.
  • Остановочные пункты автобуса и троллейбуса, как правило, располагают за перекрестком, а остановочные пункты трамвая — перед перекрестком.
  • Допускается расположение остановочных пунктов автобуса и троллейбуса до перекрестка в тех случаях, когда:
  • — до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт;
  • — существенно сокращается время, расходуемое пассажирами на пересадку по основным пересадочным направлениям перекрестка;
  • — резервы пропускной способности улиц до перекрестка больше, чем за перекрестком;
  • — до перекрестка расположен вход в подземный или надземный пешеходный переход;
  • — сразу же за перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, путепроводу, тоннелю) или находится железнодорожный переезд.
  • Допускается расположение остановочных пунктов трамвая за перекрестком в тех случаях, когда:
  • — за перекрестком расположен крупный пассажирообразующий пункт;
  • — резервы пропускной способности улиц за перекрестком больше, чем до перекрестка;
  • — за перекрестком расположен вход в подземный или надземный пешеходный переход.
  • В целях предоставления пассажирам больших удобств, остановочные пункты располагают как можно ближе к перекрестку, соблюдая при этом следующие требования:
  • — расстояние от перекрестка до остановочного пункта автобуса и троллейбуса должно составлять:
  • — не менее 25 м, если остановочный пункт располагается за перекрестком, а транспортные средства подъезжают к нему, не изменяя направления движения или после выполнения маневра левого поворота;
  • — не менее 40 м, если остановочный пункт располагается за перекрестком, а транспортные средства подъезжают к нему после выполнения маневра правого поворота или если остановочный пункт располагается до перекрестка;
  • — расстояние от перекрестка до остановочного пункта трамвая должно составлять:
  • — не менее 5 м, если остановочный пункт располагается до перекрестка, оборудованного подземным или надземным пешеходные# переходом или не менее 3 м до наземного пешеходного перехода;
  • — если остановочный пункт располагается за перекрестком, выбор местоположения остановочного пункта осуществляют с таким расчетом, чтобы расстояние от трамвайного поезда до наземного пешеходного перехода составляло не менее 3-5 м, а при отсутствии пешеходного перехода — не менее 5 м до перекрестка; в случае, если интенсивность движения трамвайных поездов через остановочный пункт составляет более 30 рейсов в час в одну сторону, предусматривают возможность осуществления одновременной посадки и высадки пассажиров на остановочном пункте из двух поездов.
  • При расположении остановочных пунктов между перекрестками (на перегонах улиц):
  • — расстояние от стоящего транспортного средства до наземного пешеходного перехода должно составлять не менее 20-30 м;
  • — остановочный пункт автобуса и троллейбуса располагают за наземным пешеходным переходом, остановочный пункт трамвая — перед переходом;
  • — если трамвайные пути смещены от оси улицы в одну сторону, совмещение остановочных пунктов трамвая, находящихся со стороны проезжей части, и остановочных пунктов автобуса и троллейбуса, следующих во встречном направлении, не допускается; в этом случае посадочные площадки остановочных пунктов отодвигают назад.
  • При наличии подземного или надземного пешеходного перехода остановочные пункты наземного транспорта располагают в непосредственной близости от входа в него, но с расчетом, чтобы пассажиры, ожидающие прибытия транспортных средств, не мешали движению пешеходов, следующих через переход.
  • На тех остановочных пунктах, где интенсивность движения транспортных средств в какой-либо период времени составляет более 30 рейсов в час в одну сторону, обеспечивают возможность осуществления одновременной посадки и высадки пассажиров из двух транспортных средств или рассредотачивают остановочные пункты различных маршрутов.
  • Размещение остановочных пунктов при рассредоточении должно обеспечивать возможность одновременного осуществления высадки и посадки пассажиров при величине интервалов между:
  • — автобусами, троллейбусами — не менее половины габаритной длины транспортных средств типажа, предусмотренного паспортом маршрута;
  • — трамваев — 3 м.
  • При распределении маршрутов между рассредоточенными остановочными пунктами на одном пункте группируют маршруты одного направления.

На городских площадях местоположение остановочных пунктов выбирают в соответствии с пунктами 3.4-3.7, рассматривая городскую площадь как перекресток.

  1. В случае, если на площади имеются значительные резервы по пропускной способности, допускается организация остановочных пунктов непосредственно на площади при условии, что движению транспортных средств не будут созданы помехи, особенно для правоповоротных транспортных потоков.
  2. Для обеспечения перестроений автобусов и троллейбусов от остановочного пункта из крайнего правого ряда движения в ряд движения, следующий в тоннель, на мост или путепровод, удаление остановочного пункта от въезда в тоннель, на мост или путепровод должно быть не менее величины длины, определяемой по формуле: длина = 30 (n + 1), м, где n — число рядов движения, которые необходимо пересечь транспортному средству, чтобы занять необходимый ряд движения.
  3. Вблизи железнодорожных переездов промежуточные остановочные пункты располагают до железнодорожного переезда, а удаление остановочного пункта определяется возможной длиной очереди транспортных средств у переезда перед закрытым шлагбаумом, но должно быть не менее 50 м.
  4. Остановочные пункты автобусов и троллейбусов встречных направлений на перегонах улиц с двумя или тремя полосами движения в обе стороны должны быть удалены друг от друга на расстояние не менее 50 м.

Остановочные пункты автобусов следует располагать, как правило, на прямых участках улиц с продольным уклоном не более 40%. Допускается размещать остановочные пункты на кривых участках улиц с радиусом закругления не менее 100 м.

Требования к размещению остановочных пунктов троллейбусов и трамваев по показателям трассы маршрута в плане и в профиле приведены в СНиП 2.05.09-90 «Строительные нормы и правила. Трамвайные и троллейбусные линии».

  • 3. Устройство и оборудование остановочных пунктов
  • Посадочные площадки предназначены для осуществления пассажирами посадки и высадки в (из) транспортные средства, а также ожидания пассажирами транспортных средств на остановочных пунктах.
  • При центральном расположении трамвайных путей на городской магистрали и ширине проезжей части 1-2 полосы движения в каждую сторону посадочные площадки устраивают на тротуарах или разделительных полосах между тротуарами и проезжей частью; при большей ширине проезжей части посадочные площадки оборудуют в пределах ширины трамвайного полотна или за счет ширины проезжей части.
  • При смещенном по отношению к оси улицы расположении трамвайных путей на обособленном полотне посадочные площадки устраивают в пределах отведенной для полотна ширины улицы.
  • Посадочные площадки остановочных пунктов автобуса и троллейбуса устраивают, как правило, на тротуарах или на разделительной полосе между тротуаром и проезжей частью.
  • При большой ширине проезжей части улицы или на городских площадях при наличии подземных или надземных пешеходных переходов посадочные площадки допускается устраивать за счет проезжей части улицы или площади.

Посадочные площадки, устраиваемые за счет ширины проезжей части, желательно ограждать перилами, а также обозначать направление объезда для транспортных средств знаком 4.2.1 или 4.2.

2 «Объезд препятствия (справа или слева)» Правил дорожного движения. Допускается оконтуривание посадочной площадки сплошной линией разметки в соответствии с Правилами дорожного движения (горизонтальная разметка 1.

1, границы проезжей части, на которые въезд запрещен).

Длина посадочной площадки для автобусов должна превышать габаритную длину транспортных средств, предусмотренных паспортом маршрута, не менее, чем на 5 м.

Если остановочный пункт автобуса рассчитан на обеспечение посадки и высадки пассажиров одновременно из двух транспортных средств, то длина посадочной площадки должна превышать сумму габаритных длин автобусов на 8 м для остановочных пунктов, расположенных на горизонтальных участках, и на 10 м — на подъемах и спусках.

Длину посадочной площадки для трамваев и троллейбусов определяют в соответствии со СНиП 2.05.09-90.

Кроме того, если остановочный пункт трамвая рассчитан на обеспечение посадки и высадки пассажиров одновременно из двух трамвайных поездов, то длина посадочной площадки должна превышать сумму габаритных длин поездов на 8 м.

Ширину посадочной площадки принимают в зависимости от ожидаемого числа пассажиров, но не менее 1,5 м. В случае, если посадочную площадку устраивают на разделительной полосе между проезжей частью улицы и тротуаром, ее ширину устанавливают равной ширине разделительной полосы.

Поверхность посадочных площадок должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон и т.п.).

В случае, если посадочная площадка автобусов и троллейбусов устроена не за счет ширины проезжей части (за счет тротуаров, разделительной полосы и т.д.), она должна быть отделена от проезжей части бордюром, иметь уклон 10-15% в сторону проезжей части и превышение на 20-30 см над ее уровнем.

  1. Остановочные пункты должны быть оборудованы указателями остановочных пунктов, схемами маршрутов, имеющих на нем остановки, урнами дня мусора.
  2. На конечных остановочных пунктах оборудуются схемы маршрутной сети.
  3. Остановочные пункты (посадочные площадки и указатели маршрутов) в темное время суток должны быть освещены.

Если на маршруте в какой-либо период времени интервал движения ТС превышает 7-10 минут, остановочный пункт этого маршрута оборудуют утепленным павильоном (в районах, относимых к холодной климатической зоне) или навесом. Навесы должны обеспечивать защиту пассажиров от прямых солнечных лучей, осадков, от ветра, как минимум, с двух направлений; кроме того, они должны быть оборудованы скамьями для пассажиров.

Павильоны и навесы следует устраивать таким образом, чтобы они не загораживали обзор водителям транспортных средств и не мешали движению пассажиров.

Архитектурное оформление и расположение остановочных пунктов согласуются с комитетом по архитектуре и развитию города.

В случаях, когда стоящие на остановочных пунктах автобусы или троллейбусы создают заторы движения, необходимо, при наличии условий, предусматривать устройство специальных площадок («карманов») для остановки транспортных средств вне основной ширины проезжей части дороги. «Карманы» устраивают за счет разделительной полосы между тротуаром и проезжей частью, а в отдельных случаях — за счет тротуаров.

  • Не рекомендуется устройство «карманов» с разделительным островком между проезжими частями улицы и «кармана».
  • Глубина «кармана» должна быть не менее 3 м; радиусы закруглений в плане — не менее 10 м.
  • Длина прямого участка для остановки транспортных средств зависит от их габаритной длины и интенсивности движения и должна быть не менее длины посадочной площадки.

Другие особенности обустройства трамвайных и троллейбусных посадочных площадок приведены в СНиП 2.05.09-90.

  1. 4. Указатели остановочных пунктов
  2. Указатель остановочного пункта является знаком, определяющим место остановки маршрутных пассажирских транспортных средств для посадки и высадки пассажиров, а также оповещающим пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.
  3. Указатель технического остановочного пункта указывает место обязательной остановки транспортного средства по техническим причинам.
  4. Указатели остановочных пунктов различных видов транспорта должны отличаться друг от друга по внешнему виду.
  5. Указатели остановочных пунктов должны содержать следующую информацию:
  6. — вид пассажирского транспорта, осуществляющего остановку для посадки и высадки пассажиров, название остановочного пункта;
  7. — регулярность действия (постоянный, периодически действующий, «по требованию» или временный);
  8. — номера маршрутов пассажирского транспорта, имеющих на нем остановки, название конечной остановки каждого маршрута;
  9. — периоды действия остановочного пункта для каждого маршрута, имеющего на нем остановку;
  10. — интервалы движения ТС на каждом маршруте по периодам суток или расписания движения ТС (допускается размещать на отдельной от указателя табличке).
  11. Указатели остановочных пунктов устанавливают с таким расчетом, чтобы обеспечивать хорошую видимость их водителями и пешеходами.
  12. Стационарные указатели остановочных пунктов должны находиться на высоте 2,5-3,6 м от дорожного покрытия (при установке на тросах-растяжках высота может составлять 5,0-5,5 м), а переносные — не менее 2,0 м.
  13. Расстояние от края проезжей части до указателя должно находиться в пределах 0,5-3,0 м.
  14. Размеры надписей на всех указателях, их четкость и освещение должны обеспечивать их легкую читаемость в светлое и темное время суток в секторе не менее 90° с расстояния (в плане) не менее:
  15. — вид пассажирского транспорта, номер маршрута — 15 м;
  16. — название остановочного пункта — 10 м;
  17. — прочая информация — 3-5 м.

Качественное проектирование остановочных пунктов для общественного транспорта

Компания «Формек» занимается качественным проектированием остановок общественного транспорта. Подобные места создаются для обеспечения удобства жителей населенных пунктов в момент ожидания, посадки и высадки из самого разного транспорта.

Процесс, подразумевающий проектирование специальных остановочных мест, только изначально кажется легким, в действительности же он является достаточно трудоемким и предусматривает осуществление огромного количества самых точных расчетов.

Нормы, предъявляемые к остановкам

В процессе проектирования остановочных зон для ТС важно принимать во внимание многие нюансы. Самым важным требованием в момент их расположения считается не только создание всех необходимых условий для близкого и максимально безопасного доступа пассажиров к транспортным средствам, но еще и обеспечение удобной возможности для пересадки в иные их виды.

В случаях расположения остановок в непосредственной близости от эстакад, мостов, тоннелей и путепроводов достаточно важно создать условия для легкого перемещения главных транспортных средств.

Места для остановок обычно располагаются в максимальной близости к входам в переходы, расположенные под землей, но с обязательным условием, что пассажиры ни в коем случае не будут создавать препятствия для тех людей, которые через них перемещаются.

Существующие варианты остановочных пунктов:

  • Пункты по специальному требованию, на которых остановка ТС совершается только по желанию пассажира.
  • Стационарные остановки, на которых транспортные средства делают остановку по заранее составленному графику.

В момент проектирования мест для остановки ТС следует принимать во внимание еще и отдаление ближайших пунктов друг от друга.

К примеру, промежуток между ними для остановки троллейбуса, автобуса и трамвая, которые передвигаются в пределах города, должен находиться до 600 м; для электрических железнодорожных видов транспорта — может составлять не больше 1500-2000 м, для городского экспресс транспорта — около 1200 м; для метро — до 1200-1500 м.

Если Вы хотите получить более подробную информацию о вариантах покупки остановочных павильонов или о конструктивных особенностях наших изделий, пожалуйста, позвоните по телефонам: +7(4872) 74-00-88, +7(4872) 74-00-99.Или заполните форму заявки на нашем сайте. Специалист свяжется с Вами в течение рабочего времени.

Ваша заявка принята, специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

Возможные элементы мест для остановок:

  • зона для ожидания;
  • скамейка;
  • зона для посадки;
  • дорожки для пешеходов и тротуары;
  • заезд;
  • разделительная полоска;
  • автопавильон;
  • переход для пешеходов;
  • дорожные знаки, безопасные ограждения и разметка;
  • урна для хранения мусора;
  • осветительные приборы (при расположении сетей не дальше 500 м).

Тонкости при проектировании мест для остановок

Размещение зоны для посадки обычно осуществляется с учетом размеров тротуара, а также полосы, которая отделяет от него проезжую часть. Более высокая зона, которая выступает над площадкой самой остановки, предназначается для посадки и как правило возвышается на 20 см, а площадь этой зоны должна обладать твердым основанием больше чем на 1,5 м.

Расчет площади зоны для остановки осуществляется, исходя из требования одновременного нахождения в ней ТС. При этом, ее длина может достигать 20 м для троллейбуса или автобуса, но не больше 60 м, которые не должны выходить за общие пределы всей площадки. А ширина посадочной зоны не может быть меньше, чем 1,5 м.

В целях создания всех условий для использования ТС людьми, которые имеют проблемы со слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом, любые остановки должны предусматривать оснащение особенными приспособлениями для получения ими нужных сведений и для удобного передвижения.

Павильон для ожидания может находиться в пределах не более 3-х м от края зоны для остановки. Пункты для остановок чаще всего располагаются на границах земельных участков, которые специально отводятся под дорогу.

Зоны для посадки всегда предполагают наличие небольшого поперечного уклона, который составляет 5%-10%. Его направление выбирается определенным образом: на линиях для перемещения троллейбусов — от лотков проезжей дороги, а на линиях для передвижения трамваев — непосредственно от пути.

Поверхность данных площадок должна обладать твердым покрытием. Нахождение ближайшей стенки павильона для ожидающих обычно предполагается — больше чем 3 м от самого края зоны для остановки. Проектирование зон для посадки совершается в пределах площади тротуаров.

При размещении на проезжей части — их необходимо располагать в виде возвышения над колеей для трамваев — на 10 см, а также над зоной для перемещения остального транспорта на 15 см.

В случаях, когда размещение зоны для посадки затруднительно выполнить выше зоны для передвижения транспортных средств, то в подобных ситуациях они делаются на одинаковом уровне, но обязательно разграничиваются между собой при помощи специальной разметки.

Качественное проектирование остановок для общественного транспорта выполняется квалифицированными специалистами компании «Формек» как на основании продолжительного опыта работы, так и с обязательным соответствием всем существующим в нашей стране стандартам и нормам.

Если Вы хотите заказать индивидуальную серию остановочных объектов, пожалуйста, позвоните по телефонам: +7(4872) 74-00-88, +7(4872) 74-00-99. Или заполните форму заявки на нашем сайте. Специалист свяжется с Вами в течение рабочего времени.

Заказать

Свод правил СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования

    СП 396.1325800.2018

  •  СВОД ПРАВИЛ
  •  УЛИЦЫ И ДОРОГИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
  •  Правила градостроительного проектирования
  •  Streets and roads of settlements. Regulation of urban planning
  • ОКС 91.020
  • Дата введения 2019-02-02
  •  Предисловие
  • Сведения о своде правил
  • 1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ»), Государственное автономное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (ГАУ Институт Генплана Москвы), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «МАДИ»)
  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
  • 3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 августа 2018 г. N 474/пр и введен в действие с 2 февраля 2019 г.

  1. 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
  2. 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
  3. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 24 декабря 2019 г. N 852/пр c 25.06.2020

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

 Введение

Настоящий свод правил разработан в целях повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях в соответствии с требованиями федеральных законов от 30 декабря 2009 г.

N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [1] и от 23 ноября 2009 г.

N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Ост 218.1.002-2003 автобусные остановки на автомобильных дорогах. общие технические требования — скачать бесплатно

Запрос «Автобусная остановка» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Сюда перенаправляется запрос «Остановка по требованию». На эту тему нужна отдельная статья.

Остано́вка обще́ственного тра́нспорта — специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).

В простейшем случае может обозначаться лишь специальным знаком в соответствии с видом транспортного средства (к примеру, остановка автобуса обозначается знаком 5.

16), но обычно на остановках устанавливают навесы от дождя и/или скамейки.

На остановке практически всегда имеется табличка с номерами маршрутов общественного транспорта, останавливающегося на данной остановке, а часто также расписание и карта маршрутов или района.

Иногда на остановках имеются пункты продажи билетов. В крупных городах на остановках, как правило, размещается наружная реклама. В зоне остановок автомобильного общественного транспорта часто наносится соответствующая дорожная разметка, запрещающая парковку автомобилей.

Остановившийся для высадки пассажиров городской транспорт не является препятствием[прояснить

].

Остановка автобусная: разновидности павильонов

Классификация остановочных комплексов производится на основании различных признаков. Во-первых, павильоны различаются по степени вместимости. Выбор вида павильона для той или иной площадки зависит прежде всего от того, какое количество пассажиров будет пропускать объект. В этом плане различают следующие типы остановок:

Установка автобусной остановки определенного оформления и дизайна – процесс достаточно ответственный и требующий серьезного подхода. Ведь данные конструкции находятся на открытом месте и хорошо заметны. Поэтому к дизайну данных малых архитектурных форм предъявляются особые требования.

Типы дизайнов

В сельской местности и на загородных трассах очень часто остановка автобусная – это элемент, максимально гармонично вписывающийся в окружающийся природный ландшафт. При этом в оформлении обычно присутствуют фольклорные мотивы. Такие конструкции сооружают с использованием местных материалов. Остановки подобного вида служат настоящим украшением трассы и тепло воспринимаются проезжающими.

В городских же условиях удачнее применять более современный технократичный вариант. В этом случае остановка автобусная – это прежде всего один из элементов урбанистического оформления улиц мегаполиса. При изготовлении данных конструкций чаще всего используются такие материалы, как металлический профиль, бетон, пластик, поликарбонат и т. д.

Посадочная площадка

Ее ширина должна быть не менее 3-х м. На ней осуществляется высадка/посадка пассажиров в транспорт. Длина этого участка должна быть не меньше, чем у остановочной площадки.

Величина последней определяется в соответствии с габаритами одновременно находящихся на ней транспортных средств, но не менее 13-ти м. Посадочная площадка должна быть приподнята над поверхностью остановочной на 0.2 м. По границе этих участков оборудуется бордюр.

Его продолжают по переходно-скоростным полосам при наличии тротуара, идущего рядом с ними.

Наш дом

Для правозащитников и активистов из г. Витебска, г. Гомеля, г. Могилева и г. Слуцка, принимающих участие в кампании «Наш Дом» крышует остановки».

СТБ 1635-2006,Государственный стандарт Республики Беларусь«Элементы обустройства автомобильных дороги улиц.Термины и определения. Классификация».

(Утвержден и введен в действие ПостановлениемГосстандарта Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г. №18.Введен 1 ноября 2006 г.)(ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

3.22 Малая архитектурная форма – небольшое сооружение, используемое в благоустройстве автомобильной дороги и дорожном сервисе (павильон, беседка, киоск, мусоросборник, скамейка и т. п.).

3.32 Остановочный павильон – элемент площадки для остановки общественного пассажирского транспорта, предназначенный для защиты ожидающих его людей от атмосферных осадков и ветра.

3.33 Остановочный пункт (остановка) общественного пассажирского транспорта – сооружение, предназначенное для остановки общественного пассажирского транспорта, ожидания, посадки и высадки пассажиров.

ТКП 45-3.03-19-2006 (02250),Технический кодекс установившейся практики«Автомобильные дороги. Нормы проектирования».(Утвержден и введен в действие Приказом Министерства архитектурыи строительства Республики Беларусь от 26 января 2006 г. 19.Введен 1 июля 2006 г.) (ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

10. Обустройство дорог10.1 Автобусные остановки

10.1.1 Автобусные остановки следует предусматривать на автомобильных дорогах с регулярным движением маршрутных автобусов. На автомобильных дорогах I-б, I-в, II и III категорий автобусные остановки должны устраиваться не чаще чем через 1,5 км. На автомагистралях автобусные остановки не устраиваются.

Автобусные остановки должны быть оборудованы остановочными и посадочными площадками со скамьями и урнами для мусора, а также павильонами или навесами для пассажиров с информацией о названии остановки и с устройством для размещения расписания движения автобусов.

10.1.2 Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине полосы движения. Остановочные площадки следует располагать в «карманах», с отгонами длиной не менее 15 м. Длину площадки следует принимать в зависимости от количества одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 12 м.

Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. Поверхность посадочных площадок должна иметь монолитное или вымощенное покрытие на ширине не менее 2 м и длине, соответствующей длине остановочной площадки. Ближайшая грань павильона или навеса должна быть не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.

От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров следует проектировать пешеходные дорожки до существующих улиц и дорог.

10.1.3 Автобусные остановки вне населенных пунктов не следует располагать на кривых в плане и вертикальных выпуклых кривых с радиусами менее минимальных, определенных в соответствии с 5.3.2, и при продольных уклонах более 40 %.

Автобусная остановка должна располагаться по ходу движения после пешеходного перехода в одном уровне. При этом расположение пешеходного перехода не должно противоречить направлению движения основного потока прибывших пассажиров.

Минимальное расстояние от автобусной остановки (посадочной площадки) до пешеходного перехода в одном уровне в случае его расположения после автобусной остановки должно соответствовать наименьшему расстоянию видимости согласно таблице 9.

При размещении автобусных остановок в зоне пересечений и примыканий дорог в одном уровне расстояние от конца закругления съезда до посадочной площадки, расположенной на той же стороне дороги, следует принимать для автомобильных дорог I-б, I-в, II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV категории – не менее 70 м. При размещении автобусных остановок у примыканий, расположенных с противоположной стороны дороги и у примыканий, на которых предусматривается только правоповоротное движение, расстояние от конца закругления съезда до посадочной площадки следует принимать не менее 30 м.

Подготовил Андрей АКСЁНОВ, nash-dom.info[email protected]

Классификация

Остановка автобусная может быть:

Указанные типы считаются основными. В практике существуют также полупостоянные остановки автобусов. Транспорт прибывает через установленные промежутки времени на интервальных маршрутах, но на участках посадки/высадки имеет место неравномерное распределение пассажиропотока.

Полупостоянная остановка автобусная введена на специализированных маршрутах. Если водитель не видит желающих выйти/войти, то он проедет мимо такого участка. Сравнительно недавно получили распространение так называемые фальшивые остановки. Они оборудуются вблизи больниц и домов престарелых.

Такое нововведение позволяет быстро найти пациентов, страдающих расстройством памяти, покинувших медучреждение.

Можно ли останавливаться на автобусной остановке другому транспорту?

Ответ на этот вопрос содержится в ПДД. Согласно правилам, остановка не допускается ближе 15-ти м от участка, оборудованного для маршрутных ТС, обозначенных разметкой 1.17. В случае отсутствия последней расстояние исчисляется от указателя места.

По смыслу правила, запрет распространяется во всех направлениях. К примеру, на двухполосной дороге не допускается стоянка и на противоположной стороне, поскольку расстояние будет меньше 15-ти м. Многие водители интересуются, можно ли останавливаться на автобусной остановке впереди общественного транспорта.

Такое действие также запрещено правилами. Кратковременная стоянка не допускается ни до, ни после общественного транспорта в специально оборудованных для него местах. Однако из правила есть все же исключение. Можно останавливаться на автобусной остановке для высадки/посадки пассажиров.

При этом не должно создаваться помех для движения общественного транспорта.

  Затемнение стекол автомобиля

Ссылки

  • Автобусная остановка : тематические медиафайлы на Викискладе
  • Трамвайная остановка : тематические медиафайлы на Викискладе
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Троллейбусные остановки
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Остановочные пункты на железной дороге
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Остановки Фуникулёра
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Остановочные павильоны
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Знаки остановки общественного транспорта
  • Безрельсовый маршрутный Автобус: Гиробус • Скоростной автобусный транспорт • Перронный • Экскурсионный • Школьный • Дальнего следования • Маршрутное такси • ДжипниТроллейбусИсторический : Дилижанс • Омнибус • ШарабанГибридный : Шпурбус • Дуобус • Трамвай на шинах (Транслёр) • Паратранзит • Персональный автоматический транспорт

Водный Паром • Пароход • Теплоход • Речной трамвай • Судно на воздушной подушке • Судно на подводных крыльях • ТреквартВоздушный Самолёт (Широкофюзеляжный • Узкофюзеляжный • Региональный • Местный • Сверхзвуковой) • Вертолёт • ДирижабльНаёмный Такси • Каршеринг • Извозчик • Кэб • Рикша • Велорикша • Моторикша • ГондолаПрочий Карпулинг • Канатная дорогаОсновные понятияОбщие Транспортная система • Пассажир • Багаж (Ручная кладь) • Салон • Маршрут (Маршрутоуказатель • Нулевой рейс • Экспресс)Посадка и высадка пассажиров Остановка

  • : Конечная остановка • Остановочная платформа • Остановочный пункт • Остановка по требованию • Нетарифная остановкаСтанция : Железнодорожная (Узловая) • Станция метрополитена • Автостанция
  • Вокзал
  • Порт
  • Трап

: Железнодорожный • Аэровокзал • Автовокзал • Морской • Речной : Морской • Речной • Пристань • Аэропорт : Корабля • Самолёта (Откидной • Самоходный • Телескопический • Аварийный) Стоянка такси • Перехватывающая парковка • Транспортный узелОплата проезда Билет (Электронный проездной • Безденежный билет • Сквозной билет) • Оплата кондуктору • Билетный автомат • Договор перевозки • Бесплатный транспорт • Оплата на остановкеИнфраструктура Депо (Автобусный парк • Железнодорожное депо) • Обгонная полоса • Выделенная полоса • Одностороннее кольцо • Сплетение путей • Тяговая подстанцияУправление Диспетчер (Авиадиспетчер) • Расписание • Индекс пробок • Спутниковый мониторинг • Провозная способность • Час пик Портал • Проект • Категория

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Объезд через сплошную

По смыслу правил общественный транспорт не считается препятствием. Однако во многих случаях остановка автобусная располагается на двухполосной дороге со сплошной линии. В таких ситуациях общественный транспорт создает помеху для водителей других ТС.

При объезде в этом случае последним придется пересечь сплошную. А это, в свою очередь, является нарушением правил. В результате водитель другого ТС может понести наказание по ч. 3 ст. 12.15 КоАП.

Санкция по данной части статьи представляет собой административный штраф величиной 1-1.5 тыс. р.

Преимущества сервиса

Его характерностью является то, что он полностью рассчитан для тех людей, которые выбирают преимущественно общественный транспорт. Эта программа позволяет прокладывать путь от местонахождения потенциального пассажира в данный момент времени до места его следования, учитывая движение городского транспорта.