Передача частных дорог СНТ
Разбитые дороги, как при подъезде, так и в самом садовом товариществе – привычная для многих дачников картина. Когда дело касается их ремонта, и возникает вопрос, кому принадлежат дороги и за чей счет производить работы. Узнайте, что говорит закон.
Деятельность СНТ регламентируется Федеральным законом N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», а дорожная – Федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации».
Кому принадлежат дороги в СНТ
В соответствии с этими законодательными актами, дороги, ведущие к СНТ, принадлежат органам муниципальной власти: районным, городским, поселковым, а расположенные внутри товарищества являются имуществом общего пользования всех его членов и их общей собственностью (о чем должна быть соответствующая запись в уставных документах).
Поэтому и содержать, и ремонтировать эти транспортные пути должны собственники. То есть все дороги, утвержденные кадастровым планом СНТ, должны приводиться в порядок за счет членов товарищества.
По действующему законодательству, даже если дорога по документам принадлежит товариществу, запретить свободное передвижение по ней нельзя.
Решение принимается на общем собрании (высшем органе управления СНТ). На нем оговаривается способ ремонта, назначаются ответственные лица по сбору средств и контролю над проведением работ.
Содержание и ремонт подъездных дорог к СНТ
Содержанием же дорог муниципального значения и их ремонтом занимаются местные администрации. Однако большинство подъездных путей, ведущих от основных магистралей к СНТ, не относятся к автодорогам общего пользования местного значения и не числятся у них на балансе, т.е. являются бесхозными.
Раньше члены товариществ, чтобы «не бить» свои транспортные средства, могли заделывать ямы на этих дорогах сами. Но с вступлением в силу закона о садоводстве и огородничестве №217-ФЗ товарищества больше не имеют права оплачивать какие-либо услуги за пределами своей территории.
Чтобы передать эти подъездные пути на баланс местных администраций, садоводам приходится пройти немало инстанций и потратить уйму времени. Ведь зачастую собственника этих дорог найти очень сложно.
Строили дороги предприятия или социальные учреждения еще в советское время, часто хозяйственным способом. Многих из них уже не существует, а те, что сохранились, давно отказались он непрофильных активов и лишней социальной нагрузки. Разумеется, документов на такие дороги не осталось.
К тому же передать их возможно только, если дороги находятся на муниципальных землях, а не в частной собственности. Но постепенно этот процесс идет. После передачи в местных бюджетах, согласно Федеральному закону № 257 (ч. 11 ст. 13), должны быть заложены деньги на «капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения».
Обеспечение надлежащего состояния этих транспортных путей станет прямой обязанностью органов местного самоуправления.
Ремонт дорог в СНТ
Но даже с ремонтом и модернизацией дороги, находящейся на территории СНТ, могут возникать сложности и не только материального плана. В юриспруденции есть понятие земель общего пользования (ЗОП). В садовых товариществах к ним относятся проезды, улицы и дороги, пожарные водоемы, места размещения мусорных баков и парковки автомобилей.
Но, несмотря на то, что ими все пользуются, у отдельных участков этих земель может быть свой собственник. Поэтому все работы на данной территории необходимо согласовывать с ним. Так, часть дороги внутри товарищества может принадлежать муниципалитету или частному лицу.
С местной администрацией проблем обычно не возникает: чиновникам главное, чтобы денег не просили. А вот без уведомления частного лица начинать работы по ремонту или модернизации дороги юристы не рекомендуют. Кто знает, как отреагирует «частник» на решение заасфальтировать его собственность, может и оплату за это потребовать.
Вне зависимости от того, кто является собственником ЗОП, по закону ремонт должен производиться за счет членов СНТ, которые имеют право улучшить инфраструктуру по добровольному решению. Для проведения этих работ председатель товарищества должен заручиться поддержкой всех его членов.
И речь идет не только о внесении необходимых средств, но и о согласии тех садоводов, чьи участки граничат с дорогой, на выделение небольшой части своей земли в пользу ЗОП. Ведь без этого модернизировать проезжую часть нельзя.
Модернизация же большинства дорог в СНТ нужна из-за их несоответствия современным строительным нормам, прописанным в СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения (с Изменением N 1)».
Какими должны быть дороги в СНТ
По принятым нормам, ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 м, а проездов – не менее 3,5 м. В СНиП 30-02-97 также содержится информация о радиусах поворотов – не меньше 6,5 м.
Такие требования установлены неслучайно. Их соблюдение позволяет беспрепятственно прибыть на место возгорания пожарной спецтехнике. Если быстро не отреагировать, пожар распространится на соседние участки, и могут пострадать как люди, так и их имущество.
Понятно, что в старых садовых товариществах, которые строились без планов и инфраструктуры, подобные нормы не соблюдены, поэтому их дорогам нужна модернизация. А для ее проведения у участков, граничащих с дорогой, необходимо забрать часть земли. Зачастую собственники неохотно идут на такой шаг, но безопасность куда важнее лишней грядки.
Тем более что расширение проезда между участками может осуществиться и в принудительном порядке: пожарная инспекция фиксирует нарушение и передает сведения в жилищную инспекцию.
Модернизация дороги в СНТ требует от членов СНТ некоторых жертв и значительных средств, но от нее никуда не уйти. Администрации отдельных регионов также подключаются к этому делу, предоставляя финансовую помощь. Только в Ленинградской области, например, в прошлом году СНТ получили из регионального бюджета свыше 40 млн рублей, которые пошли на обслуживание электросетей и ремонт дорог.
Дороги в СНТ: кому принадлежат и кто должен ремонтировать
Разбитые дороги, не соответствующие стандартам безопасности — беда садоводческих товариществ.
Большинство улиц и проездов прокладывались несколько десятилетий назад, без учета требований пожарной безопасности. Но сейчас нормы ширины дорог в СНТ изменились, а дорожное покрытие уже давно пришло в негодность.
Поэтому все чаще у дачников возникает вопрос: как отремонтировать дороги и кто именно должен этим заниматься.
Кому принадлежат дороги в СНТ
Дороги в садоводческих товариществах относятся к землям общего пользования, которые принадлежат садоводам на правах долевой собственности. Поэтому привлечь муниципалитет к ремонту дорог внутри самого СНТ не получится: обустройством ЗОП дачникам придется заниматься самостоятельно.
{«0»:{«lid»:»1531306243545″,»ls»:»10″,»loff»:»»,»li_type»:»ph»,»li_name»:»phone»,»li_title»:»Ваш телефон»,»li_req»:»y»,»li_masktype»:»a»,»li_maskcountry»:»RU»,»li_nm»:»phone»}}
Звоните +7(499)9389095 или оставьте свой телефон:
Ведение бухгалтерии СНТ
на 40% дешевле, чем у конкурентов!
Сегодня в товариществах возникают две основные проблемы.
- На дорогах появились глубокие выбоины и ямы, покрытие дороги износилось или его вовсе нет. В таком случае возникает необходимость ремонта.
- Ширина дорог в СНТ не соответствует нормам пожарной безопасности, поэтому требуется модернизация и расширение проезжей части, радиуса разворотов.
Вне зависимости от задач, председатель не имеет права принимать самостоятельного решения о проведении ремонтных работ. Этот вопрос обязательно должен выноситься на общее собрание и обсуждаться совместно с членами СНТ. Чтобы информировать дачников о предстоящем собрании было проще, почтовую рассылку можно заменить электронными письмами. Быстро и удобно отправлять уведомления поможет сервис «СНТклуба». Садоводам нужно не только дать свое согласие, но и утвердить смету, выбрать уполномоченное лицо, которое будет отвечать за составление договора с подрядчиком и контроль выполнения работ.
Требования к дорогам в СНТ
Приступая к ремонту дорог, нельзя забывать о требованиях пожарной безопасности, которые важно соблюдать в садоводческих товариществах:
- от территории СНТ должен быть проложен подъездной путь, объединяющий товарищество с дорогой общего пользования;
- если садоводческое объединение не превышает 50 участков, достаточно оборудовать один въезд шириной не менее 2,5 метров;
- если на территории СНТ располагаются более 50 участков, въездов должно быть уже как минимум два или больше;
- ширина автомобильной дороги между участками на улицах — не менее 7 метров, в проездах — не менее 3,5 метров;
- расстояние от забора прилегающих участков до дороги — от 3,5 метров;
- минимальный радиус поворота — 6,5 метров, радиус закругления проезжей части — 6,0 метров;
- также в проездах необходимо оборудовать разъездные площадки длиной не менее 15 метров и шириной не менее 7 метров;
- в тупиковых проездах минимальный размер разворотной площадки — 12×12 метров.
Если эти нормы в товариществе не соблюдены, дороги придется модернизировать и расширять.
Сервис для председателей СНТ и садоводов
Сэкономьте время, нервы и деньги для решения всех задач СНТ.Оставьте время на семью!
В чем сложность модернизации дорог в садоводческих товариществах
При расширении дороги в товариществе придется «отнимать» часть земли от участков, расположенных вдоль проезжей части. Понятно, что перспектива отдать свою личную собственность под земли общего пользования не радует садоводов.
Поэтому председателю бывает сложно утвердить модернизацию дорог на общем собрании: дачники, имеющие наделы рядом с дорогой, голосуют против. Без согласия всех членов СНТ председатель не может приступить к ремонту.
Но если оставлять все как есть, то дороги в товариществе по-прежнему не будут соответствовать пожарным нормам.
Задача председателя в такой ситуации — максимально подробно разъяснить дачникам, зачем нужно расширение проезжей части, и постараться убедить всех садоводов в том, что это действительно необходимая мера.
Как отремонтировать дороги в СНТ
После того как общее собрание утвердит ремонт дорог, сроки работ и смету расходов, можно приступать к поиску подрядчика — компании, которая готова предоставить весь комплекс услуг по укладке полотна. Как правило, подрядчики могут предложить несколько вариантов работ в зависимости от вашего бюджета.
- Эконом-вариант включает в себя отсыпку временной дороги. Это самый простой и дешевый способ решить проблему с бездорожьем: стоимость покрытия начинается от 200 рублей за кв.м. Дорога отсыпается в один слой асфальтовой крошкой. Главный минус таких работ — непродолжительный срок службы покрытия, который не превышает двух лет. Чтобы немного продлить его, компании предлагают обустроить дополнительную песчаную подушку, улучшающую дренажные свойства. В итоге дорогу не будет так сильно размывать, а щебень дольше не уйдет в грунт.
- Базовый вариант — более надежная и долговечная дорога с уплотнителем. Щебень и асфальтовая крошка высыпаются в несколько слоев и укатываются с помощью катка. Срок службы такого покрытия достигает 2-4 лет, а гарантия на работы — 3 месяца. Стоимость — от 400 рублей за кв.м.
- Комплексный вариант подходит для СНТ, по территории которых проезжают более 50 автомобилей в сутки. Такая дорога строится в несколько этапов: снимается первый слой грунта, затем укладывается песчаная подушка, слой геотекстиля и несколько слоев щебня. В конце покрытие утрамбовывается виброплитой или катком. Цены на такой ремонт начинаются от 550 рублей за кв.м покрытия. Срок службы — 4-5 лет, а гарантия дается на 1 год.
Когда садоводы на общем собрании утвердят выбранный вариант ремонта, можно заключать договор с подрядчиком.
Строительные компании качественно выполнят свою работу, и в вашем СНТ снова будут хорошие дороги.
Кому принадлежат подъездные пути к товариществу
Все дороги, находящиеся за пределами СНТ, относятся к муниципальной собственности. Это значит, что ремонт подъездных путей должен проводиться за счет бюджетных средств. Согласно ч.
11 статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», муниципалитеты обязаны выделять средства на ремонт и содержание автомобильных дорог местного назначения.Однако на деле не все так просто.
Часто дороги, ведущие от основных автомагистралей, не состоят на балансе местной администрации. В советское время строительством этих путей занимались предприятия или социальные учреждения, которые давно перестали существовать. Найти какие-либо документы на эти земли тоже получается не всегда.
Поэтому многие дороги, ведущие к СНТ, считаются бесхозными. Получается, что и заниматься такими территориями просто некому. Чтобы добиться ремонта, садоводам приходится обращаться в местную администрацию и требовать, чтобы подъездные пути к товариществу взяли на бюджетный баланс.
Как узнать, кому принадлежит дорога
Перед тем как требовать от представителей власти ремонта подъездных путей, председателю СНТ нужно отправить запрос в местную администрацию и узнать, находится ли на ее балансе дорога, соединяющая товарищество с основной автомагистралью. Также принадлежность дорог можно проверить с помощью публичной кадастровой карты.
Если подъездные пути находятся на балансе администрации, можно приступать к подготовке обращения о ремонте. Для этого нужно сделать фотографии дорожного полотна, зафиксировав на снимках все недостатки покрытия. Фотографии нужно приложить к обращению в адрес местных властей. Его может составить один человек (например, председатель товарищества) или весь коллектив. В произвольной форме нужно указать:
- наименование СНТ;
- точное месторасположение проблемного участка дороги;
- основные недостатки покрытия;
- проблемы, с которыми сталкиваются жители товарищества из-за плохих подъездных путей.
Если обращение составлялось от одного заявителя, потребуется также указать его ФИО и точный адрес. При составлении коллективного заявления садоводы должны выбрать ответственное лицо, которое будет поддерживать контакты с администрацией. Его данные также потребуется указать в обращении.
Заявление на ремонт подъездных путей нужно составлять в двух экземплярах и лично передавать в администрацию. Один экземпляр заберут представители власти, а второй — с обязательной отметкой о получении — останется у представителя товарищества.
Ответ от администрации должен поступить в течение месяца. Однако садоводам нужно учесть, что бюджет на строительство и ремонт дорог в муниципалитете формируется один раз в год. И если решение по вашему запрос будет утвердительным, дождаться решения проблемы получится только в следующем году. В теории в муниципальном бюджете существует графа расходов на непредвиденные нужды. Если дорога находится в аварийном состоянии, а члены товарищества будут проявлять настойчивость, то можно добиться срочного ремонта. Но на практике такие случаи происходят крайне редко.
Дороги в поселке: оформление прав
Вариантов оформления земли, занятой дорогами, инженерными коммуникациями и другими объектами общего пользования, в коттеджном поселке три. Первый: дороги в собственности государства — Российской Федерации, которая уполномочила муниципалитет управлять и распоряжаться ими. Второй: земля под дорогами и инженерными сетями принадлежат собственникам индивидуальных домовладений (членам дачного партнерства, садоводства, кооператива) в долях или совместно. И третий: земля оформлена в собственность третьих лиц (физических или юридических, в том числе застройщика поселка, управляющей компании или ДНП, СНТ и пр.).
«Пусть они позаботятся»
По мнению Дмитрия Майорова, генерального директора компании «Русь: Новые Территории», первые два варианта плохие. Если земля, на которой проложены дороги и сети, в собственности государства, то именно оно — в лице муниципальных властей — отвечает за уборку, ремонт и содержание дорог и сетей.
Поэтому муниципалитеты не стремятся принимать на баланс такие участки, хотя обязаны это сделать, например, при ликвидации юрлица, ранее владевшего землей. После этого участки попадают в раздел выморочного имущества и должны быть оформлены в госсобственность.
Передача муниципалитету земли под дорогами и сетями, кроме обязанности по уходу и содержанию, влечет и другие последствия, объясняет Дмитрий Майоров. Во-первых, эта земля должна быть общедоступной. Контроль въезда, шлагбаумы и ограждение поселка становятся незаконными.
Во-вторых, если муниципалитет не ремонтирует дорогу, жители поселка за свой счет это сделать уже не смогут. Эта обязанность лежит исключительно на госсобственнике, по закону он должен выбрать подрядчика на конкурсной основе, профинансировать эти работы из бюджета, и никак иначе.
Если домовладелец заделает яму в асфальте перед своим домом, конечно, его не обязательно привлекут к ответственности, как не штрафуют каждого нарушившего ПДД. Но знать, что это незаконно, стоит.И третье, самое неприятное для жителей коттеджного поселка, последствие: собственник земли вправе перенести, реконструировать или иначе распорядиться дорогами и сетями.
Преимущество передачи земли с дорогами и сетями в собственность государства — единственное: освобождение от уплаты земельного налога. Но и оно, отмечает Дмитрий Майоров, сомнительно: для участков в частной собственности под дорогами и сетями можно установить кадастровую стоимость в размере один рубль.
Доля дорожная
Второй вариант, когда участками с дорогами и сетями владеют в долях (или совместно) жители коттеджного поселка, по мнению Дмитрия Майорова, тоже плох: как показывает практика, сособственникам редко удается договориться и любой вопрос о расходах на ремонт и содержание общего имущества становится яблоком раздора.
Отдельный клубок проблем связан с переходом этой доли в общем имуществе при продаже домовладения в поселке.
Как быть, если покупатель откажется приобретать долю в собственности на дорогу? Или продавец домовладения — продавать свой кусочек дороги? Как оформлять отказ от преимущественного права выкупа сособственников?
Долевое или совместное владение дорогами и инфраструктурой в коттеджных поселках используется, но реже, чем оформление территорий общего пользования в собственность третьих лиц.
По мнению юриста, руководителя юротдела «Русского Фонда Недвижимости» Максима Финионова, несмотря на все сложности при переходе прав, владение долей в собственности на землю под дорогами и сетями дает владельцу больше возможностей по защите своего права на проход/проезд и пользование сетями.
В третьем лице
Третий вариант, окруженный мифами и страшилками, — оставление земельных участков, предназначенных для дорог, в собственности третьих лиц: девелоперской, аффилированной с ней управляющей компании, ДНП или частных лиц.
Собственник дороги в таком случае вправе ограничиватьи устанавливать плату за частичное пользование земельным участком, по которому проложены сети или дорога. Это и становится «заботой» частных владельцев участков.
Обеспечение беспрепятственного прохода и проезда владельцев к наделам зависит от собственника дороги, а отсюда возникают вопросы в разумности платы за пользование дорогой, а также различные спекуляции, связанные с ограничением права проезда для решения других вопросов (оплаты задолженности по коммунальным платежам и пр.).
На участках в составе населенных пунктов, то есть предназначенных под ИЖС, подобные проблемы редки, поясняет Максим Финионов.В ДНП, в качестве которых функционирует большинство коттеджных поселков, случается, что правление или УК завышают плату, а затем закрывают доступ, например, задолжавшим за охрану, вывоз мусора, ремонт или другие услуги в поселке.
При этом обязательство по обеспечению прохода/проезда может быть установлено или по соглашению с собственником, или в судебном порядке. Оба варианта означают установление платы за частичное пользование участком, но плата не должна быть большой, говорит Максим Финионов.
Судебная практика по восстановлению права прохода/проезда владельца к своему участку уже сложилась. И тех, кто препятствовал реализации этого законного права, еще и обязывали компенсировать ущерб.
По-хорошему, осуществляя размежевание земельного массива на индивидуальные участки и их кадастровый учет, добросовестный собственник вновь образованной дороги должен заявить при постановке на кадастровый учет дороги о назначении земли, предназначенной под нее.
То есть, говоря юридическим языком, установить сервитут — право беспрепятственного проезда/прохода по дороге. И тогда это отразится в кадастровом паспорте «дорожных» участков и в публичной кадастровой карте.
Установление сервитута, то есть ограничения, обязывающего собственника обеспечить беспрепятственный проход и проезд по своему участку, — действенный способ защиты прав дачников и садоводов, считает главный юрист «Русского Фонда Недвижимости». Это самый прозрачный для покупателя вариант, когда в публичной кадастровой карте отражена предъявляемая застройщиком поселка планировка территории с землеотводами под дороги, скважину и электроподстанцию и указано назначение этих наделов. Портал Росреестра (pkk5.rosreestr.ru) дает возможность быстро провести исчерпывающую проверку.В последние годы кадастровый учет изменился, и есть прецеденты, когда кадастровый паспорт на участок получен, даже если к нему нет прохода/проезда, то есть вопрос с дорогой не решен. Максим Финионов рекомендует проверять подъезд перед покупкой земли, иначе придется отстаивать свои права через суд.
https://www.youtube.com/watch?v=wU9CAdnMlb4
Ни прокуратура, ни милиция в подобные конфликты не вмешиваются, добавляет Дмитрий Майоров: это спор о соблюдении гражданских прав, поэтому его должен решать суд.
Максим Финионов, руководитель юридического отдела компании «Русский Фонд Недвижимости»
В старых садоводствах земля под дорогами была или в аренде, или в собственности СНТ. Затем садоводам разрешили приватизировать эти участки в долях или в совместную собственность. Покупателю домовладения или участка в таком садоводстве надо требовать оформления доли в собственности.
Но и без этого ограничение права прохода/проезда и различные спекуляции этим (для взыскания долгов по эксплуатационным платежам, платы за содержание общего имущества) будет незаконным: по закону собственник участка имеет право проходить и проезжать к нему.
Для тех, кто это право ограничивает, судебное разбирательство чревато не только принуждением разрешить частичное пользование участком, но и взысканием ущерба в пользу того, чье законное право ограничивалось.
Совет покупателям участков: если в публичной кадастровой карте данных о назначении участков под дорогами нет, проверяйте документы на землю под дорогами у продавца. Для этого лучше привлечь специалиста по земельному праву. Схему планировки территории поселка можно проверить в отделе архитектуры и градостроительства в районной администрации.
Схему планировки территории поселка, на которой разграничены частные наделы и участки общего пользования, утверждает местный орган власти. Она называется «Проект организации и застройки ДНП», объясняет Дмитрий Майоров, по сути, это проект планировки территории.
На схеме обозначены проходы/проезды ко всем участкам, и построить на них, например, дом, нельзя. До утверждения схемы планировки территории риски покупателей участков повышаются многократно.
Если застройщик предлагает «сырой», не готовый продукт, значит, он не выполняет свою работу, за которую хочет получить деньги с покупателей, считает Дмитрий Майоров.
При покупке домовладения в коттеджном поселке в договоре с девелопером (собственником) должно быть прописано, как будет в дальнейшем организована жизнь, кому будут принадлежать сети, дороги, спортплощадки и прочее и какие обязательства по содержанию этого имущества берет на себя покупатель.
Защитой от завышенной платы может служить репутация девелопера и ситуация в построенных и управляемых им поселках.
Передача частных дорог СНТ — Юридическая консультация
Александр Шилович
Консультаций: 16
Основными способами являются:
1) сделка (купля-продажа, аренда) в отношении земельных участков, по которым проходят подъездные пути к территории общего пользования;
2) соглашение сторон об установлении публичного сервитута за плату соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ либо установление сервитута по решению суда при отказе от заключения соглашения.
Особенности установления сервитута в вашей ситуации предусматриваются Федеральным законом от 08.11.
2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3) изъятие земельных участков для муниципальных нужд при наличии оснований (документов территориального планирования, в которых указывается строительство муниципальных дорог);
4) изъятие земельного участка у собственника по основаниям недействительности сделки, неиспользования участка (если земельные участки получены как земли сельскохозяйственного использования и не используются) и т.п.
Дальнейшие варианты развития событий зависят от вида разрешенного использования земельных участков, на которых находятся подъездные пути, проекта межевания территории, основания и срока возникновения права собственности на земельные участки, срока действия разрешения на строительство, особенностей территориального планирования на конкретной территории (территориальной зоны), правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования, иных обстоятельств. Эту информацию вы можете найти на сайте муниципалитета и (или) в отделе (управлении) архитектуры и градостроительства администрации.
Выделение и межевание земельного участка в СНТ
После государственной регистрации СНТ (либо от инициативной группы более семи человек) рекомендую вам письменно обратиться с соответствующими предложениями к собственникам земельных участков по месту их последнего известного места жительства заказным письмом с уведомлением, дополнительно использовав электронную почту, смс, любые известные вам мессенджеры.
Кроме этого, благоустройство территории, обеспечение доступа к территориям общего пользования – прямая обязанность органов местного самоуправления, информируйте администрацию о любых действиях собственников, нарушающих ваши права или создающих угрозу их нарушению.
Запросите администрацию о планируемых мероприятиях на данной территории.
В каждом муниципальном образовании есть муниципальный земельный контроль и положение о его деятельности, изучите его, запишитесь на прием к специалисту, желательно с доверенным лицом, обладающим познаниями в области земельного права, в том числе нормативных правовых актов Московской области и конкретного муниципального образования.
Сказали спасибо:
Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов
Решение организовать ремонт принимается на общем собрании, которое проводится с периодичностью раз в год. Члены товарищества обсуждают способ ремонта, после чего назначаются ответственные лица, которые будут курировать сбор средств и проведение самих работ.
Чем вы будете отсыпать дорогу — щебнем, асфальтовой крошкой или песком, — значения не имеет. Получать специальные разрешения у муниципалитета на это тоже не требуется. Всё ограничивается только фантазией и заложенными в бюджете СНТ средствами.
И, конечно же, не следует пренебрегать строительными нормами.
«Сложности могут возникнуть только в том случае, если отрезок дороги внутри СНТ принадлежит муниципалитету или частному лицу. Прежде чем начинать ремонтные работы на таком участке, необходимо получить согласие собственника.
Вряд ли у чиновников из местной администрации будут претензии, если вы залатаете дорожные ямы, не потратив ни единого бюджетного рубля.
А вот частник запросто может выставить СНТ счёт за порчу его имущества», — уверен адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
У любого собственника есть три основных правомочия: пользования, владения и распоряжения. Своё имущество он содержит в том виде, в котором ему нравится. Захочет — машину поставит или заасфальтирует, а то и вовсе выроет на участке пруд.
Здесь нужно исходить из конкретной ситуации и выяснять, как так получилось, что дорога общего пользования отошла в частную собственность. Участникам СНТ придётся либо договариваться с собственником о ремонте, либо решать вопрос через суд.
«Будучи собственником земельного участка, вы вправе планировать его ландшафт так, как сочтёте нужным. Но и здесь важно соблюсти некоторые требования.
Например, самовольный спил столетней сосны, которая мешала проложить дорожку к дому, грозит не только штрафом, но в некоторых случаях даже уголовной ответственностью, например, по статье 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», — говорит адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
Иная картина складывается с подъездными путями, ведь они вам не принадлежат — вы приобретаете только сам участок под ИЖС. За его границами находятся либо другие участки, либо муниципальная земля. Алгоритм действий примерно такой же, как и в случае с СНТ.
Необходимо выяснить, кто именно является собственником участка, по которому пролегает дорога.
Данные кадастрового учёта можно посмотреть на Публичной кадастровой карте Росреестра, а чтобы узнать данные о собственнике, заказываем из ЕГРН выписку об объекте недвижимости.
«Если собственником является частное лицо, то мы либо договариваемся по-человечески, либо решаем вопрос с ремонтом дороги уже в суде. Если земля муниципальная, вам потребуется получить у чиновников разрешение на проведение работ, согласованный проект и технические условия.
Если дорожное покрытие не соответствует требованиям стандартов безопасности, вас могут заставить демонтировать его за свой счёт. Предположим, дорога принадлежит местной администрации.
Если собственник считает, что ремонт был произведён неправомерно, он вправе обратиться к вам с предписанием об устранении выявленного нарушения. В случае отказа администрация через суд обяжет вас устранить то, что вы «наваяли».
Это может вылиться в такие расходы, что вы сами будете не рады, что всё это затеяли», — считает адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
Кому принадлежат «общие» дороги в СНТ и кто их должен ремонтировать
С вопросами личного имущества в пределах СНТ — садового некоммерческого товарищества, всё просто и понятно, но в случае имущества, которое считается «общим», могут возникнуть проблемы, в особенности тогда, когда возникает потребность в ремонте.
Вопросом о том, кому принадлежат дороги в СНТ, представители товарищества задаются в основном по причине их неисправности.
???? Кому принадлежат дороги
Есть устойчивый стереотип о том, что любые дороги, которые имеют отношение к СНТ, являются общественной собственностью участников товарищества и те обязаны их содержать, а также имеют право видоизменять по своим предпочтениям. Это не совсем так — дороги, относящиеся к садовым товариществам некоммерческого типа можно отнести к двум видам — те, что находятся внутри общей территории участков, и подъездные.
Регламентом всего, что касается дорог в случае СНТ являются два нормативных акта. Это ФЗ №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Всё, что необходимо для подкрепления своей законной позиции, находится в этих актах.
То, кому принадлежит конкретная дорога, может иметь большое значение для членов СНТ. Например, показательны ситуации с ремонтом. Если дорога муниципальная — то есть, принадлежащая местному органу административного управления, то данный орган можно привлечь к ремонту или полному переустройству.
Дорога в собственности владельцев земли в СНТ тоже имеет преимущества — её можно модернизировать по договорённости членов, без утомительных бюрократических формальностей.
Которые ведут к подъезду к СНТ
Такие дороги формально находятся за пределами товарищества, потому принадлежат муниципальным органам. Таковыми могут быть отделения районного, городского или поселкового управления — именно туда и нужно обращаться, если у вас возникли вопросы о конкретной дороге.
Нередко владельцы участков путают муниципальные дороги с теми, что находятся в их собственности — обычно это происходит из-за неявных границ или плохого состояния дорог, когда непонятно, где начинается одна и заканчивается другая.
Что может сделать правление СНТ при неуплате членских взносов — что законно, а что нетВсегда ли собственники участков должны платить взносы в СНТ — когда суды на стороне должников (примеры из судебной практики)
Находящиеся в пределах границ СНТ
Все «внутренние» дороги действительно находятся в имуществе у всех членов товарищества — а точнее, в общем пользовании. Обязанности по их содержанию ложатся на всех, но и отчитываться за внесённые изменения владельцы ни перед кем не должны.
Большинство вопросов, которые возникают по поводу внутренних дорог, решаются коллективно, зачастую неформально. Но стоит помнить, что право владения дорогами для всех жильцов законодательно закреплено в уставных документах, которые относятся к СНТ.
Кто обязан ремонтировать в границах товарищества
Починка и прочее содержание дорог, которые находятся в пределах товарищества, не добровольный вопрос — согласно законодательству, все члены и не члены товарищества обязаны это делать. Самостоятельные решения обычно касаются реализации этой обязанности.
???? Из каких средств оплачивается ремонт
Для того, чтобы закрывать разнообразные потребности членов товарищества, существует система членских взносов – ими оплачиваются повседневные потребности сообщества вроде вывоза мусора.
Также по мере необходимости (при возникновении проблемной ситуации) с участников собираются дополнительные средства — целевые, которые переходят в общий фонд конкретного СНТ. Оплата ремонта дорог тоже входит в перечень таких ситуаций, так как дороги в СНТ – общего пользования.
Дороги в СНТ: кому принадлежат, кто и за чей счет должен ремонтировать
Дорога, которая проходит в границах садоводческого товарищества, относится к землям общего пользования, и принадлежит всем участникам товарищества на правах частной долевой собственности. Поэтому ремонт дороги внутри СНТ, а также ее обслуживание и содержание дачники должны делать и оплачивать самостоятельно.
Председатель СНТ не имеет права самостоятельно принимать решение о модернизации дорог: этот вопрос решается на общем собрании собственников, где определяется смета, сроки и те, кто будет контролировать процесс ремонта.
Дороги, находящиеся за пределами территории СНТ, относятся к муниципальной собственности. Соответственно, ремонт главной подъездной дороги должен проводиться за счет средств бюджета.
На практике, однако, все оказывается сложнее. Нередко проезжая дорога, ведущая от автотрассы к въезду в кооператив, не состоит на балансе у администрации и является бесхозной. Найти документы на землю, по которой она проходит, получается крайне редко, предприятия или социальные учреждения, которые занимались строительством и обслуживанием дороги, перестали существовать вместе с СССР.
Если дорога бесхозная, то и ее ремонтом заниматься некому. Раньше частой практикой был самостоятельный ремонт дороги силами самих членов дачного кооператива, но с вступлением в силу закона №217-ФЗ они больше не имеют права принимать участие в ремонте дорог за пределами товарищества и даже при благих намерениях могут попасть на штраф.
Передача подъездных путей на баланс местной администрации может потребовать немало сил и времени.
- Начать нужно с отправки запроса в администрацию местного самоуправления о том, находится ли на ее балансе дорога, соединяющая товарищество с основной автомагистралью, запрос делает председатель СНТ.
- Собственника территории, по которой пролегает дорога, можно посмотреть на публичной кадастровой карте.
- Если дорога бесхозная, необходимо ходатайствовать о ее передаче на баланс, а в бюджете местного самоуправления должны быть заложены средства на ремонт.
- Поддержание удовлетворительного состояния дороги станет обязанностью органов местного самоуправления.
Дороги в СНТ обслуживают и ремонтируют собственники
- Вся деятельность СНТ регламентируется Федеральным законом №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд»;
- Дороги – Федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»,
- СНИП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения».
Ремонт дорог внутри СНТ
Частые проблемы, которые требуют ремонта общих дорог в СНТ:
- Дорога пришла в негодность и требует ремонта;
- На полотне много ям и выбоин, в дождливую погоду образуются большие лужи, через которые сложно проехать даже на машине;
- В ДНП дороги грунтовые, и в дождь их размывает. Требуется создать нормальное асфальтированное дорожное полотно;
- Дорога не отвечает современным пожарным требованиям, требуется модернизация, расширение полотна и увеличение радиуса разворотов.
Председатель дачного кооператива не может принять решение о проведении ремонтных работ единолично: вопрос требует обсуждения на общем собрании членов ДНП. На собрании также утверждают смету, выбирают ответственное лицо, которому будет поручено контролировать составление договора с подрядчиком и осуществлять контроль выполнения работ.
Поскольку дороги общего пользования в СНТ находятся в собственности всех членов товарищества, обязательства по их содержанию распределяются так же среди всех.
Участие в починке путей – вопрос не добровольный: согласно №217-ФЗ, все члены садоводческого товарищества должны это делать.
Дополнительные сложности
Дороги общего пользования в СНТ часто требуют расширения, и, чтобы соблюсти требования пожарной безопасности, приходится задействовать часть земли участков, которые расположены вдоль дороги. Перспектива пожертвовать часть земли под дорогу общего пользования собственника, скорее всего, не обрадует.
На плечи председателя ложится дополнительная ответственность – помимо утверждения плана модернизации дорог, ему надо получить согласие тех, чьи участки расположены вдоль дороги. Ведь без согласия всех членов СНТ он не сможет приступить к ремонту. А если все оставить, как было, то дороги в товариществе по-прежнему не будут соответствовать требованиям пожарных.
Задача председателя в такой ситуации уговорить членов кооператива согласиться на расширение дороги. Если же согласие не удается получить и вопрос мирно не решается, приходится собирать комиссию и решать вопрос в принудительном порядке.
Ремонт в СНТ определяет собрание собственников
Нормы и требования к дорогам СНТ
Основные нормативы пожарной безопасности, которые необходимо соблюсти в садоводческих товариществах.
- Подъездная дорога, объединяющая товарищество с дорогой общего пользования, должна быть проложена от территории СНТ.
- Если количество участков в дачном кооперативе не превышает 50, достаточно будет одного въезда от 2,5 метров в ширину.
- Если количество участков СНТ более 50, то въездов должно быть как минимум два.
- Главная автомобильная дорога на улицах должна составлять в ширину не менее 7 метров, в проездах между участками – не менее 3,5 метров.
- Регламентировано и расстояние от прилегающих участков до дороги до забора — не менее 3,5 метров.
- Минимальный радиус для поворота должен составлять 6,5 метров, радиус закругления проезжей части — 6,0 метров.
- Необходимо предусмотреть площадки для разъезда транспортных средств 15 на 7 метров.
- В тупиковых проездах должна быть разворотная площадка размером 12 на 12 метров.
Новые правила пользования содержат раздел, учитывающий потребности инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330: нужно обеспечить определенный уклон путей вдоль движения, уровень перепада высоты поребриков и так далее.
Выбирайте наиболее изностойкое покрытие — асфальт или асфальтовую крошку.
Как отремонтировать дорогу в СНТ
Изначально нужно написать заявление председателю СНТ на ремонт дорожного покрытия. Председатель должен инициировать сбор общего собрания собственников.
Если решение о том, что садоводство должно ремонтировать дороги в СНТ принято, составлена смета и определены сроки, то можно начинать искать подрядчика на выполнение дорожных работ, например, обратиться в «Невский Каскад».
После выбора подрядчика необходимо определиться, какого типа будет новая дорога:
- Временная. Отсыпка грунтовой дороги или вариант из асфальтовой крошки. Это самый дешевый вариант, однако грунтовая трасса будет разъезжаться при мокрой погоде, а асфальтовая крошка имеет короткий эксплуатационный срок (всего 2 года). Чтобы дорогу из отсыпанной крошки не размыло, рекомендуется дополнить ее песчаной подушкой.
- Дорога из асфальтовой крошки с уплотнителем. Строители высыпают несколько слоев щебня и асфальтовой крошки, затем укатывают их с помощью катка. Такое покрытие прослужит 2-4 года.
- Асфальтированная дорога или вариант со «пирогом». В первом случае заливается и укатывается асфальт или асфальтобетонная смесь. Во втором – первый слой грунта снимается, работники делают песчаную подушку, укладывают геотекстиль и несколько слоев щебня, утрамбовывают слои катком. Срок службы покрытия – 4-5 лет.
Асфальтовая дорога прослужит не менее 4-5 лет
Если необходим ремонт подъездной дороги, поставленной на баланс администрации, необходимо подготовить обращение.
- Зафиксируйте на фото все недостатки дорожного покрытия.
- Затем составьте обращение в адрес местных властей. Обращение может подать один собственник или все члены товарищества.
В обращении должна быть информация:
- О наименовании СНТ;
- О точном месторасположении и недостатках аварийного участка пути.
Заявление составляется в двух экземплярах и передается в местную администрацию. При подаче заявления вам должны сообщить его входящий номер. Ответ вы получите в течение месяца. Однако необходимо понимать, что бюджет в муниципалитете утверждается на год. И если вы получили утвердительный ответ, то решение проблемы можно ожидать лишь через год.
Если же дорога на муниципальном балансе находится в аварийном состоянии, теоретически можно добиться срочного ремонта за счет расходов на непредвиденные нужды из бюджета. Но на практике такие случаи происходят крайне редко.
Из каких средств выполняется ремонт
Повседневные потребности СНТ оплачиваются за счет регулярных членских взносов. При возникновении внештатных ситуаций с участников собирают дополнительные деньги. Ремонт дорог тоже входит в перечень таких ситуаций.