Частые вопросы

Осуществление государственного и муниципального контроля в 2023 году

В связи с трудной экономической ситуацией Правительство РФ внесло изменения в правила проведения надзора в 2022 году. Минэкономразвития России выпустило письмо-разъяснение о том, как будут проходить проверки граждан и юридических лиц, в том числе управляющих домами организаций. Читайте обзор документа.

Минэк РФ пояснил особенности проведения проверок в 2022 году

10 марта 2022 года Правительство РФ опубликовало постановление № 336, которое отменяет проведение плановых проверок в 2022 году. В том числе документ утверждает особенности внепланового контроля для управляющих многоквартирными домами.

Для плановых проверок в ПП РФ № 336 есть исключение – в текущем году их могут провести в отношении объектов контроля, отнесённых к категории чрезвычайного риска. Внеплановые проверки в отношении организаций ЖКХ правомерны только после согласования с прокуратурой и в следующих случаях:

  • при осуществлении лицензионного контроля,
  • при поступлении жалоб граждан,
  • по истечению срока исполнения предписания об устранении нарушений,
  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

ПП РФ № 336 продлевает сроки исполнения ранее выданных органами контроля предписаний – автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без заявления контролируемого лица. Такое лицо также имеет право направить заявление о продлении срока исполнения предписания.

Профильный департамент Минэкономразвития России в письме от 24.03.2022 № Д24и-8436 дал разъяснения по отдельным вопросам организации и проведения надзора в 2022 году. Минэк РФ в письме разъяснил:

  • к кому применяются положения документа;
  • как определить наличие угрозы причинения какого-либо вреда;
  • проводится ли проверка УО по жалобам граждан;
  • будут ли проводиться профилактические мероприятия и проверки без взаимодействия с контролируемыми лицами;
  • как надзорный орган должен оценивать исполнение предписания, выданного до и после вступления в силу ПП РФ № 336;
  • порядок привлечения лиц к административной ответственности.

Ниже приводим обзор каждого вопроса из письма Минэка РФ.

Осуществление государственного и муниципального контроля в 2022 годуШесть вопросов о работе УО с конференции «Управление МКД в 2022 году»

На кого распространяются требования ПП РФ № 336 к проверкам

Ввели мораторий и ограничения на проверки. Что предпринять органам муниципального контроля

С 10 марта действует мораторий на проведение плановых проверок. Также появились ограничения на внеплановые проверки. Новые меры будут действовать весь 2022 год.

Их цель — ослабить административное давление на бизнес и способствовать экономической активности в условиях санкций.

Из статьи узнаете, какие правила теперь соблюдать органам муниципального контроля и что предпринять в связи с новыми запретами и ограничениями.

Для кого отменили плановые проверки

Проводить плановые контрольно-надзорные мероприятия в 2022 году Правительство запретило. Мораторий затронет муниципальный контроль всех семи видов (см. перечень ниже). Если раньше мораторий обычно вводили только для малого бизнеса, то теперь он затронет все компании.

Виды муниципального контроля, в рамках которых нельзя проводить плановые проверки

На заметку: Постановление Правительства от 10.03.2022 № 336 распространяется на все категории контролируемых лиц: организации, ИП, физических лиц

Правительство предусмотрело два исключения, но только для федеральных государственных органов. Плановые проверки по-прежнему будут проводиться в рамках:

  • федерального санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля (надзора);
  • федерального надзора в области промышленной безопасности.

В каких случаях можно проводить внеплановые проверки

Внеплановые контрольные мероприятия в течение 2022 года можно проводить только в исключительных случаях. Такие проверки разрешены:

  • по согласованию с прокуратурой;
  • без согласования с прокуратурой;
  • с уведомлением прокуратуры.

В списке ниже мы перечислили все случаи, когда орган муниципального контроля вправе провести внеплановую проверку по согласованию с прокуратурой или без него.

Когда орган муниципального контроля вправе провести внеплановую проверку

По согласованию с прокуратурой
Без согласования с прокуратурой

Внеплановые проверки с уведомлением органа прокуратуры могут проводить органы государственного контроля (надзора) лишь в отношении НКО и религиозных организаций.

Для органов муниципального контроля предусмотрено только три вида объектов, которые можно проверить с предварительным уведомлением прокуратуры (см. список далее).

В любом из этих случаев муниципальные контролеры вправе начать внеплановую проверку незамедлительно.

Какие объекты можно проверять внепланово с уведомлением прокуратуры

Что делать с запланированными и уже начатыми проверками

Как поступить с контрольными мероприятиями, которые запланированы на 2022 год или уже начались, посмотрите в таблице.

Как разобраться с контрольными мероприятиями с учетом изменений

Что изменилось в выдаче предписаний

Правительство разрешило выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, только если они влекут непосредственную угрозу:

  • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
  • возникновения ЧС природного и техногенного характера;
  • ущерба обороне страны и безопасности государства.

На заметку: Не выдавайте предписания без взаимодействия с контролируемым лицом

Раньше предписание также можно было выдать, если контрольный орган выявил факт причинения вреда имуществу.

Особые правила установлены для предписаний, которые были выданы до 10 марта и на эту дату продолжали действовать. В день, когда срок исполнения такого предписания истекает, он продлевается автоматически на 90 календарных дней. Ходатайство или заявление от контролируемого лица не потребуется.

Кроме того, контролируемое лицо вправе ходатайствовать о дополнительном продлении срока исполнения предписания. Заявление можно подать не позднее предпоследнего дня этого срока. Рассмотрите заявление или ходатайство в течение пяти рабочих дней со дня его регистрации.

При этом вопрос, на какой срок можно дополнительно продлить срок исполнения предписания, остался открытым.

Можно ли проводить профилактические мероприятия в 2022 году

Органы муниципального контроля по-прежнему вправе проводить профилактические мероприятия и мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований. Это касается, в частности:

  • информирования;
  • обобщения правоприменительной практики;
  • мер стимулирования добросовестности;
  • объявления предостережения;
  • консультирования;
  • самообследования;
  • профилактических визитов.

Полезные ссылки

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.

2022 № 336 предписано, что в 2022 году не
проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением
отдельных объектов в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),
пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, а также
государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию,
разведению и убою свиней.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия возможны исключительно
по согласованию с органами прокуратуры, кроме случаев причинения вреда жизни и
тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства,
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера
на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных
объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II
класса.

Разрешено проводить проверки по поручениям Президента Российской
Федерации, Председателя и Заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации, принятым после 10.03.2022, а также по требованию прокурора.

В отношении контрольных (надзорных) мероприятий, дата которых наступает
после 10.03.2022 и проведение которых не допускается, органом контроля
(надзора) должно быть принято решение об их отмене.

Не законченные проверки подлежат завершению не позднее 17.03.2022.
Предписание по результатам таких мероприятий может быть выдано лишь об
устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и
тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности
государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного
характера.

Срок исполнения ранее выданных предписаний продлевается автоматически на
90 календарных дней. Контролируемое лицо вправе направить ходатайство о
дополнительном продлении срока, которое рассматривается в течение 5 рабочих
дней.

Дела об административных правонарушениях могут быть возбуждены
исключительно по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за
исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по
делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Допускается проведение мероприятий по профилактике нарушения
обязательных требований, которые проводятся только с согласия контролируемых
лиц либо по их инициативе и по результатам которых не могут выдаваться
предписания об устранении нарушений обязательных требований, предъявляться
требования представления сведений и документов.

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»
  • Настоящим Постановлением устанавливается, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора).
  • Федеральный государственный экологический надзор не вошел в перечень исключений, при которых допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
  • Также, необходимо отметить, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся исключительно по следующим основаниям:
  • По согласованию с органами прокуратуры:
  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства;
  • при непосредственной угрозе возникновения ЧС, ситуаций природного или техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • по решению руководителя (заместителя) руководителя Федеральной налоговой службы в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Читайте также:  Можно ли торговать акциями госслужащему

Без согласования с органами прокуратуры:

  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации (его заместителей), принятому после вступления в силу настоящего Постановления;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок (в рамках контроля за охраной объектов культурного наследия);
  • при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии (аккредитации).

Постановлением устанавливается, что контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых не допускается в связи с его вступлением в силу, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления указанного Постановления в силу.

Исключительно в случае, если в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровья, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего Постановления и действующих на день вступления настоящего Постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Дата опубликования: 10 марта 2022 г.

Дата вступления в силу: 10 марта 2022 г.

С 01.07.2021 изменится порядок проведении проверок органами государственного и муниципального контроля

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее данный закон буду называть Закон №248-ФЗ).

  • Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе №248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
  • Достигается это за счёт профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
  • Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).

Кроме того, закон определяет права и обязанности контролёров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассказаны далее.

Разные контролёры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В Законе №248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролёров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.

Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе.

Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня.

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объём, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:

  • проведённых контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлечённых к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Определены способы сокращения количества проверок

Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований.

Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путём осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
Читайте также:  Психолого психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролёрами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закреплённым в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъёмку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.

А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролёра нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия.

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинён в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведённого с грубым нарушением (сейчас согласно ст.

20 закона№ 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Вступление в силу и переходные положения

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утверждённым Законом № 294-ФЗ.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утверждённой ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утверждённому в соответствии с Законом №294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершённых на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Помощник прокурора Братского районаюрист 1 классаД.А. Ефимов

Особенности проведения проверок органами ГПН в 2022 году: на какие наложен мораторий, а какие не отменены

На фоне всем известных событий Правительством РФ принято решение установить особый порядок и частично наложить мораторий на проведение проверок в 2022 году, в том числе проверок среднего и малого бизнеса. В результате 10 марта 2022 года было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г.

№ 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление), которое в тот же день вступило в силу.

Данным законодательным актом наложен запрет на проведение с 10 марта 2022 года большинства плановых проверок на всех объектах, включая средний и малый бизнес, а также предусмотрена отмена внеплановых проверок.

Поскольку данное Постановление напрямую затрагивает деятельность органов государственного пожарного надзора (далее – органы ГПН), мы решили подготовили отдельную статью, в которой расскажем, как изменился порядок проведения органами ГПН проверок или, как их сейчас принято называть, контрольных (надзорных) мероприятий, а также профилактических мероприятий с 10 марта 2022 года. То есть мы убрали из текста Постановления все позиции, не относящиеся к деятельности органов ГПН при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля, а также не относящиеся к проведению проверок и профилактических мероприятий. Все, что осталось поместили в данную статью, дополнив текст нашими ми.

Какие плановые проверки допускается проводить в 2022 году

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления в рамках федерального государственного пожарного надзора допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий только в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;
  • основное общее и среднее (полное) общее образование;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
  • деятельность детских лагерей на время каникул;
  • родильные дома, перинатальные центры;
  • социальные услуги с обеспечением проживания.

Как видите, в основном проверять будут те объекты, в которых могут находиться дети.

Как будут проводиться внеплановые проверки в 2022 году

С внеплановыми проверками все немного сложнее. Их разбили на три группы: те, которые проводятся при условии их согласования с органами прокуратуры, без согласования и с извещением органов прокуратуры.

Итак, в соответствии с пунктом 3 Постановления внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:

  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
  • при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении органа ГПН информации.
Читайте также:  Как вернуть почтовый перевод сделанный по системе форсаж

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия без согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:

  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления;
  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия с извещением органов прокуратуры проводятся исключительно в отношении некоммерческих организаций по основанию, установленным подпунктом 2 пункта 42 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также в отношении религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера орган ГПН вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

  • Что будет с проверками, которые уже начались
  • Постановлением предусмотрен и порядок действий в отношении проверок, которые уже начались или которые должны были начаться после вступления в силу Постановления, то есть после 10 марта 2022 года.
  • Так в соответствии с пунктом 5 Постановления в отношении контрольных (надзорных) мероприятий дата начала, которых наступает после вступления в силу Постановления и проведение которых, в соответствии с ним не допускается, органом ГПН должно быть принято единое решение об их отмене в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу Постановления.
  • В свою очередь на основании пункта 7 Постановления контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых не допускается в соответствии с Постановлением и не завершенные на день вступления в силу Постановления, подлежат завершению в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу Постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, с внесением в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, соответствующих сведений.
  • При этом в пункте 6 Постановления, сказано, что проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий не завершенных на момент вступления в силу Постановления, не допускается до момента осуществления действий, предусмотренных пунктом 7 Постановления (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Постановления, то есть тех внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий проведение которых допускается Постановлением (о них мы рассказали выше)).
  • Теперь постараемся изложить все то же самое, только в более сжатой форме и простым языком.
  • Все проверки, на которые было вынесено решение о начале их проведения после 10 марта, и проведение которых, в соответствии с Постановлением не допускается, должны быть отменены.
  • Все проверки, которые были начаты до 10 марта включительно, но не завершены и проведение которых, в соответствии с Постановлением, не допускается, должны быть завершены в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу Постановления (за исключением внеплановых проверок, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Постановления).
  • Также нельзя не упомянуть о том, что согласно пункта 7 Постановления, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью.
  • Насколько нам известно органами ГПН было принято решение в случаях необходимости завершения проверок по основанию, указанному в пункте 7 Постановления, отражать в актах и предписаниях нарушения требований пожарной безопасности, выявленные по состоянию на 10 марта 2022 года.
  • Что изменится в продлении исполнения сроков предписания, выданных органами ГПН

Правительство РФ не оставило без внимания возможность продления сроков исполнения предписаний (в том числе предписаний органов ГПН).

Так на основании пункта 8 Постановления срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу Постановления и действующих на день вступления в силу Постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Но это еще не все. Также контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в орган ГПН не позднее предпоследнего дня срока, указанного выше (то есть срока продления исполнения предписания на 90 календарных дней). Данное ходатайство (заявление) должно рассматриваться в течение пяти рабочих дней со дня его регистрации.

Эти послабления похожи на те, которые применялись в 2020 году из-за эпидемии коронавируса, но только тогда не было автоматического продления срока исполнения предписания.

Можно ли будет проводить профилактические мероприятия в 2022 году

Что касается профилактических мероприятий, то их ограничения никак не затронули.

В пункте 10 Постановления сказано, что допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Напомним, что в соответствии с пунктом 47 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290, органами ГПН проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

  • информирование;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • профилактический визит;
  • обобщение правоприменительной практики.

Более того, соответствии с пунктом 2 Постановления, орган ГПН вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного в отношении указанных в данном пункте объектов, профилактический визит. Если такое решение будет принято, то контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита.

На этом все. Надеемся, что данная статья поможет разобраться в новом порядке проведения проверок, который начал действовать с 10 марта 2022 года.

для инспекторов ГПНдля ответственных за соблюдение требований ПБдля всехпожарные проверки