Оплата взносов на капремонт после приватизации квартиры
Капитальный ремонт в многоквартирном доме является весьма значимой и важной работой, направленной не только на улучшение условий проживания граждан, но и на поддержание здания в надлежащем, безопасном состоянии.
Проводится капремонт за счёт ежемесячных общественных взносов жильцов квартиры.
В зависимости от того, кто занимается вопросами содержания дома, управляющая компания, товарищество собственников жилья или ЖКХ, планируется время и масштаб проведения ремонта, в который входит и устранение имеющихся неполадок.
Что входит в это понятие?
Чтобы стало немного понятнее, для чего всё же нужен капремонт и так ли весомо его значение, чтобы нужно было каждый месяц делать денежные взносы на него, следует отметить, что входит в ремонтные работы данного типа:
- Ремонтирование стен, цоколей и фасадов дома для продления срока службы здания, утепления, устранения трещин и прочих изъянов, поскольку без основы объект достаточно быстро начнёт разрушаться;
- Монтаж козырька, громоотвода, остекление балконов и их ремонт;
- Установка новых пожарных лестниц, реконструкция шахты лифтов снаружи;
- Устранение неисправностей наружных водостоков;
- Починка подвалов и фундамента, изношенность которых обычно сокрыта от глаз жильцов;
- Работы по герметизации участка с пересечением инженерных коммуникаций;
- Починка кровли и чердаков с противопожарной обработкой;
- Процессы по восстановлению влажностного и температурного режимов;
- Починка заземления;
- Исправность перил, лестниц, ограждений.
Капремонт, за который платит владелец квартиры, включает в себя и починку входных дверей, тамбуров, системы вентиляции, отопления, канализации, системы газоснабжения.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Оплачивать или нет?
Несмотря на возникающие разногласия, владельцы приватизированной квартиры платить за капремонт всё же обязаны.
Не нужно платить взносы лицам, квартиры которых расположены в аварийном многоквартирном доме, а также некоторым категориям населения, за которыми такое право зафиксировано законодательно.
Чтобы удостоверится в данном факте, можно собственнолично убедиться в необходимости внесения взносов, изучив федеральное законодательство Российской Федерации, действующее по сей день.
Кто не платит капремонт:
- Жильцы аварийных домов и зданий, официально признанных подлежащими сносу. Если сборы всё же велись, денежные средства должны быть возвращены;
- Владельцы квартиры, если их жилплощадь изымается для государственных нужд;
- Одинокие пенсионеры возрастом от 80 лет.
Помимо перечисленных лиц, некоторые категории населения могут претендовать на компенсацию расходов, которые были понесены ими в виде сборов на капремонт. К ним относятся инвалиды детства, инвалиды первой и второй группы, родители лиц с ограниченными возможностями и одинокие пенсионеры от 70 лет. Размер компенсации составляет 50%.
Стоит заметить, что на законодательном уровне не упоминается ситуация с новостройками. Однако есть один нюанс, согласно которому, если капремонт новостройке потребовался в течение пяти лет с момента сдачи его в эксплуатацию, то все расходы на его проведение ложатся не на собственников квартиры, а на компанию застройщика.
Законодательные положения
Разногласия по поводу обязанности платить за планируемый капремонт для собственников приватизированной квартиры возникают в большей мере по той причине, что ещё несколько лет назад подобные взносы были добровольными. Однако в 2014 году в федеральное законодательство были внесены изменения, согласно которым платить за капремонт владельцам приватизированного жилья теперь нужно обязательно.
Недовольство граждан затрагивает не только условность определяемых понятий, но и необходимость делать взносы в общую кассу, которая идет не на их конкретный дом, а в местный бюджет. В целом же предусматривается два счёта:
- Специальный, отведённый для отдельного многоквартирного дома, создающийся после согласования на собрании жильцов;
- Регионального оператора.
Ни для кого не секрет, что второй счёт по бюджету гораздо больше первого, поскольку на него осуществляются переводы не с одного дома, а с многих. Однако это не причина для беспокойства, поскольку государственные органы строго следят за размерами поступлений и учитывают, кто сколько платит.
Нюансы во взносах
Есть и иная сторона, согласно которой, если не был подписан договор, не было первого платежа, выступающего в качестве действенного подтверждения начала договорных взаимоотношений, платить не обязательно. Граждане, которые так считают, часто ссылаются на Гражданский кодекс, которым и регламентирован договор, вступающий в силу лишь после его официального заключения. Текстом данного документа стороны могут устанавливать ряд своих условий, применимых к их отношениям, если это не противоречит закону и не ущемляет ничьих прав. Также закон или договор говорит о прекращении всех обязательств и прав с момента расторжения договора. Однако не стоит забывать о Жилищном кодексе и федеральном законодательстве, поскольку именно эти два документа устанавливают правила для владельцев приватизированной квартиры и указывают, нужно им платить или нет.
Разница с неприватизированным жильем
- Оплату за пользование жилым помещением (плата за наем);
- Оплату предоставления коммунальных услуг;
- Оплату за содержание и ремонт помещений.
Платить за проведение капремонта общего домового имущества владельцу неприватизированной квартиры не нужно, потому как капремонт выполняется за средства собственника жилого фонда, на учёте которого состоит квартира.
Если наниматель пользуется приватизированным жильём, то согласно условиям договора о коммерческом найме, он также не обязан перечислять средства за капремонт всего дома.
Статьей 678 Гражданского кодекса для нанимателей предусмотрены обязанности сохранения нанятого жилья в надлежащем состоянии. Квартиросъемщики не могут без согласия владельца осуществлять перепланировку и реконструкцию.
От нанимателя нельзя требовать регулярных отчислений в оплату работ по капремонту.
Каковы последствия?
за капремонт владельцу приватизированной квартиры стоит, если он не желает неприятностей и хочет жить в пригодном для жизни доме. По сути, граждане платят не управляющей компании, а самим себе.
Последствия, если не платить, весьма неблагоприятные:
- Постепенно ветшающее здание;
- Уведомления от управляющей компании;
- Просрочка платежей и начисление пени;
- Судебное разбирательство.
Размер пени будет зависеть от того, какие тарифы установлены в конкретном регионе. Отдельно следует упомянуть о том, как может отреагировать управляющая компания.
Коммунальщики имеют право уведомлять должника о просроченных взносах (официальный документ, почтовым отправлением с уведомлением под подпись), а затем применять санкции. Сюда относится и отключение коммунальных услуг.
Причем наличие несовершеннолетних детей не будет являться препятствием.
Примерно четверть россиян не считает нужным выполнять предписания закона об обязательных взносах на капитальный ремонт. Однако, задавая себе вопрос относительно того, нужно ли платить за будущий капремонт собственникам приватизированной квартиры, стоит учитывать и то, что выполнение своих прямых обязательств исключает массу проблем с законом.
https://youtu.be/xJGdyjj_a3I
Взнос на капремонт: размер взносов, льготы, кому можно не платить?
Взносы на капитальный ремонт — это ежемесячные платежи, которые начисляются собственникам жилья в многоквартирных домах. Они являются обязательными для всех граждан, за исключением льготных групп населения, и перечисляются в специализированные региональные фонды.
Полностью освобождены от необходимости платить взносы на капремонт жители:
- Аварийных домов или зданий, которые подлежат сносу;
- Домов, которые находятся на земле, изымаемой для государственных или муниципальных нужд.
Такие дома не включаются в региональные программы капитального ремонта.
Региональные власти могут выплачивать компенсации для отдельных категорий населения:
- пенсионеры старше 80 лет (выплата 100% от суммы взноса на капремонт);
- инвалиды 1 или 2 группы, дети-инвалиды или граждане, имеющие детей инвалидов (до 50% взноса);
- ветераны ВОВ и члены их семей;
- инвалиды и ветераны боевых действий;
- пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС;
- иные льготные категории, которые определены региональными властями.
Для того, чтобы оформить льготу можно обратиться в один из МФЦ по месту жительства. Список документов может отличаться в различных регионах, но как правило включает:
- заявление (заполняется в МФЦ);
- паспорт;
- выписка из ЕГРН;
- трудовая книжка;
- справка подтверждающая инвалидность (если применимо);
- справка о количестве лиц, зарегистрированных в квартире (форма 9).
Ежемесячно на номер счета, указанный в заявлении, будет приходить сумма компенсации за капремонт.
Размер взноса на капитальный ремонт устанавливают региональные власти. Например, в Санкт-Петербурге по состоянию на 2021 год ежемесячные взносы варьируются от 11 до 12 рублей за квадратный метр (в зависимости от года постройки дома).
Плата за капитальный ремонт начисляется вместе с остальными коммунальными платежами. Их можно найти в квитанции, которую присылает управляющая компания.
Полученные средства управляющая компания перечисляет в региональные фонд капремонта или специальный счет дома (если такое решение приняли собственники дома). Фонд в свою очередь нанимает подрядчиков и контролирует проведение ими ремонтных работ.
Собрание собственников многоквартирного дома может принять решение об отказе от услуг регионального фонда капремонта и открытии отдельного счета, на который будут перечисляться взносы.
В этом случае в ходе собрания также определяются размер ежемесячного взноса (не меньше минимального взноса, установленного регионом), владелец счета (ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая компания) и банк, в котором будет открыт счет.
Решение общего собрания собственников направляется в региональный фонд капитального ремонта, а избранный владелец счета обращается в банк для открытия счета.
После того, как на счете накоплена необходимая сумма и подошло время капремонта, жильцы самостоятельно определяют подрядчика, который проводит работы.
К числу работ, которые проводятся в ходе капитального ремонта, относится ремонт:
- внутридомовых инженерных систем, то есть электропроводки, систем отопления, водоснабжения и водоотведения;
- крыши;
- подвальных помещений;
- фасада;
- фундамента.
Региональные власти по своему усмотрению расширить этот минимальный список работ.
График проведения капремонта утверждается региональными властями. Конкретные даты проведения работ можно уточнить на сайте регионального фонда капитального ремонта, который действует в вашем регионе.
В этом случае плату могут взыскать в судебном порядке. В зависимости от продолжительности неплатежей и суммы долга могут применяться различные меры, включая от начисления пени до ареста имущества и ограничения выезда за границу.
В случае, если у жильцов возникают вопросы к качеству проведенного ремонта дома, можно обратиться в региональный фонд капитального ремонта или в органы региональной власти.
Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья
В ЖК РФ есть норма, которая закрепляет обязанность органа власти проводить за свой счёт капремонт находившегося в его собственности жилфонда, если МКД был внесён в план проведения ремонта до момента приватизации первого помещения. Данную норму попыталась оспорить в КС РФ группа депутатов Госдумы РФ. Рассказываем о выводах суда.
Владелец государственного или муниципального жилфонда оплачивает капремонт до приватизации первого помещения
Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный суд РФ с просьбой проверить на соответствие Конституции РФ ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ. Данная статья Жилищного кодекса РФ касается проведения капитального ремонта общего имущества в домах, принадлежащих муниципалитету и жители которых начали приватизировать жильё, регистрируя на него права собственности.
Если до приватизации первого помещения в доме, находившемся в гос- или муниципальной собственности, многоквартирный дом нуждался в капремонте и был включён в региональный план, то капремонт оплачивается из бюджета наймодателя. Граждане, приватизирующие помещения, не должны оплачивать взносы на капремонт дома вплоть до его проведения.
Если дом был включён в программу до приватизации первого помещения и был проведён капремонт отдельных элементов, то муниципалитет полностью оплачивает ремонт общего имущества, которое не было ранее отремонтировано.
В случае, когда капремонт понадобился в доме, где уже приватизировано хотя бы одного помещение, то такие работы проводятся уже за счёт всех собственников. Взносы на капремонт платят все владельцы помещений.
Фонд капитального ремонта и способы его формирования
После приватизации первого помещения в доме капремонт оплачивается всеми собственниками
Депутаты Госдумы РФ не согласились с тем, что бывший наймодатель обязан оплатить капремонт дома только в том случае, если такой ремонт потребовался до даты приватизации первого помещения, и не обязан оплачивать работы, если дом включили в программу капремонта после того, как было приватизировано первое помещение.
По мнению истцов, ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ приводит к неравенству между собственниками помещений, приватизированных до включения дома в план капитального ремонта, и собственниками, которые оформили права собственности после того, как многоквартирный дом был внесён в такой план.
Депутаты выразили несогласие с уменьшением обязательств бывшего наймодателя в отношении граждан, приватизировавших помещение в доме, нуждающемся в капремонте на момент оформления ими права собственности на квартиру.
Переход права собственности на имущество предполагает передачу бремени на его содержание
Конституционный суд РФ, рассматривая заявление депутатов Госдумы РФ, исходил из следующих постулатов действующего законодательства о праве собственности и бремени его содержания:
- Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
- Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Переход права собственности на имущество от одного лица к другому предполагает и переход к новому собственнику бремени его содержания.
- При отчуждении собственником своего имущества на основании договора требования к состоянию такого имущества определяются законом и условиями договора. Недостатки и степень износа имущества сами по себе не являются основанием для сохранения за прежним собственником обязанности по содержанию такого имущества.
При приватизации долг муниципального образования НЕ переходит к новому владельцу
Летом 2017 года в Жилищный кодекс РФ было внесено важное изменение, касающееся долга по оплате взноса на капитальный ремонт при смене владельца квартиры или нежилого помещения в многоквартирном доме. Ранее этот долг переходил к новому собственнику в полном размере. Однако 30 июля 2017 года появилось исключение из этого правила.
В часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) были внесены изменения.
Исключением из правила перехода задолженности к новому собственнику стала задолженность, не исполненная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме, которая подлежит оплате из соответствующего бюджета. То есть, приватизировав квартиру с долгом, накопленным муниципальным образованием, собственник, согласно ЖК РФ в действующей редакции, уже не обязан погашать этот долг. Тем же, кто его оплатил, можно произвести перерасчёт.
Информация об этих изменениях была опубликована и на сайте Фонда, и на квитанциях за август и сентябрь месяц.
Как получить перерасчёт?
В случае, если, оформив после 1 ноября 2014 года в установленном законодательством порядке право собственности на помещение в МКД (государственная регистрация права собственности в едином государственном реестре недвижимости ст.
131 ГК РФ) и получив в квитанции долги по взносам на капитальный ремонт от предыдущего собственника (Пензенская область, муниципальное образование Пензенской области), Вы вправе обратиться в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области с заявлением о перерасчете суммы взноса на капитальный ремонт. При этом необходимо предоставить копии следующих документов:
- — договора о передаче в собственность помещения (в порядке приватизации);
- — документа о праве собственности на помещение (Свидетельство о регистрации права собственности либо Выписка из ЕГРН);
- — договора социального найма указанного помещения (при наличии),
- Заявление рассматривается в месячный срок со дня регистрации, затем по нему принимается решение о перерасчете либо об отказе в перерасчете (при наличии оснований).
В случае удовлетворения заявления задолженность, не исполненная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения, переносится на вновь открытый лицевой счет предыдущего собственника. В случае, если новый собственник оплатил задолженность предыдущего собственника, сумма переплаты будет учтена при уплате взносов на будущий период.
Заявления и документы принимаются ежедневно с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00 (с 13-00 до 14-00 обед) по адресу: г. Пенза, ул. Некрасова, д. 24 этаж № 6 каб. № 609, 604. Справки по телефонам: 8-(8412) 210-700, 210-223.
Образец заявления размещён в раздела «Собственникам», подраздел «Формы документов«.
Кс разъяснил, кто несет бремя ответственности за капремонт домов, где приватизирована часть квартир
12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О/2019 по запросу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 190.
1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» ЖК РФ, с которым в КС обратилась группа депутатов Госдумы.
По их мнению, оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, допуская уменьшение объема публично-правовых обязательств в отношении граждан, приватизировавших квартиры в домах, требовавших на момент приватизации проведения капремонта.
Позиция заявителей
Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.
Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме.
При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.
Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.
КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.
В первоначальной редакции ст.
16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация.
Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).
- Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.
- КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.
- Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.
При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно.
Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме.
При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.
Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.
Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств.
При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.
Эксперты по-разному оценили позицию Суда
Адвокат АП Московской области Татьяна Серегина поддержала позицию КС. «Определение можно назвать социально ориентированным, – пояснила она «АГ». – Суд справедливо обратил внимание на недопустимость неосновательного обогащения собственника каждого последующего помещения, при приватизации которого нуждаемость дома в работах по капремонту отсутствовала».
Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.
Адвокат добавила, что определение содержит принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в проведении капремонта. Кроме того, Суд впервые упорядочил проведение капремонта многоквартирных домов, в которых он требовался ранее. «Определение сейчас является основным источником, разъясняющим положения ст. 190.1 ЖК», – подчеркнула она.
По мнению Татьяны Серегиной, хотя оспариваемая норма направлена на перспективное регулирование отношений по проведению капремонта в многоквартирном доме, в ее основу положен ретроспективный подход, поскольку все основные моменты обозначаются в прошлом. «Успешное сочетание двух подходов позволяет комплексно регулировать общественные отношения в данной сфере», – полагает она.
Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов считает правовую позицию КС противоречивой.
Он пояснил, что КС, с одной стороны, справедливо указал, что ответственность за содержание многоквартирного дома, в том числе по проведению капремонта, до первого факта приватизации помещения должен нести прежний наймодатель: «Данная позиция логична, так как весьма несправедливо перекладывать на плечи новых собственников результат длительного бездействия прежнего владельца, который не осуществлял надлежащего содержания общего имущества дома».
С другой стороны, отметил адвокат, позиция о том, что новый собственник все равно обязан уплачивать взносы на капремонт, в том числе в связи с тем, что «естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается», представляется неубедительной.
«Ссылка на нормы об обязательности оплаты налогов и сборов сомнительна, – полагает Александр Немов, – так как сам КС указывал, что взнос на капремонт не является аналогом обязательных платежей и налогов.
Суд не пояснил, на что будут направлены средства, собираемые собственниками уже после проведения ремонта прежним наймодателем в рамках текущей программы».
По мнению адвоката, логичнее было бы временно освободить новых собственников от уплаты взносов – как минимум до проведения капремонта прежним владельцем, – и КС в данном вопросе защитил публичный интерес. «Определение закрывает спор о взносах на капремонт при досрочном осуществлении работ за счет бюджета, что упрощает жизнь региональным операторам», – резюмировал Александр Немов.
Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев отметил, что КС, формально уклонившись от разрешения вопроса о конституционности оспариваемых положений, все-таки ответил на запрос депутатов, недвусмысленно указав, что считает спорную норму соответствующей Конституции. «Статья 190.1 появилась в ЖК только в 2017 г.
и определяет, что в отношении домов, решение о включении которых в план капремонта было принято до приватизации первого помещения, обязанность прежнего собственника-наймодателя по проведению капитального ремонта сохраняется, а если такая необходимость возникла уже после приватизации хотя бы одного помещения, ремонт должен производиться за счет самих собственников», – пояснил он.
По мнению эксперта, КС справедливо указал, что приватизация жилья в России продолжается по сей день: «Так что связывать момент, с которым прекращается обязанность прежнего собственника по проведению капремонта, с приватизацией последнего помещения в доме, – как, видимо, предлагали заявители, – означает фактически увековечивать эту обязанность».
С другой стороны, отметил Александр Латыев, нельзя не признать чрезвычайной произвольности момента, установленного оспариваемой нормой: приватизация первого помещения не зависит от волеизъявления других собственников помещений в том же доме, которых может быть несравнимо больше, чем тех, кто приватизировал свои помещения.
«Приватизация жилья в России представляла собой ярчайший пример несправедливого и во многом случайного распределения государственной (в основном) собственности между гражданами, – пояснил он. – Те, кто получил хорошее жилье, пока оно строилось за общенародные деньги, смог бесплатно его приватизировать.
Те же, кто по различным причинам не успел этого сделать, вынуждены были довольствоваться тем, что осталось, – комнатами в коммуналках, общежитиях, помещениями в аварийных домах.
Можно долго обсуждать предпосылки того, почему кому-то повезло, а кому-то нет, но задачей жилищной приватизации являлось создать класс собственников здесь и сейчас, для решения которой, наверное, не было лучшего инструмента, чем такая – пусть и несправедливая – приватизация».
Оспариваемая норма, полагает эксперт, поддерживает эту несправедливость: «Если кому-то не повезло жить в доме, требовавшем капремонта, но в котором кто-то из соседей поторопился приватизировать квартиру, то надеяться на ремонт за счет государства ему уже не стоит. Притом что дом, возможно, был построен очень давно, и львиная доля его износа пришлась на время, когда частной собственности на квартиры не существовало. Учет периода накопления износа игнорируется указанной статьей ЖК».
По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.
«Если так, стоило бы признать, что поскольку в части помещений, которые не приватизированы до сих пор, обязанность вносить взносы на ремонт по-прежнему возложена на публичного собственника, то и в отношении ранее приватизированных помещений следует применять те же подходы: публичный прежний собственник должен нести расходы на капремонт исходя из того, сколько времени в его собственности оставались помещения в конкретном доме», – указал эксперт.
Такое решение, считает Александр Латыев, было бы несравнимо сложнее и требовало индивидуального подхода к каждому случаю. «Однако не секрет, что универсальные абстрактные решения, как в ст. 190.
1 ЖК, как правило, простые, но от того же грубы и зачастую несправедливы, – подытожил он. – Чему отдать приоритет – простоте или справедливости, – предлагали ответить Суду.
Он же уклонился от ответа, но ясно дал понять, что здесь ему ближе простота».
Пришло время платить по счетам: обязан ли новый собственник погашать долг за капремонт?
По словам юриста Юрия Капштыка, обязанность собственника жилья оплачивать капремонт закреплена в ч.1, 3 ст. 158 ЖК РФ. Невыполнение обязательств приводит к образованию долга, начислению пени и штрафным санкциям. Неплательщикам должны высылаться напоминания о задолженности. Ежемесячно на долг за капремонт начисляется пени по ставке 1/300 за каждый просроченный день.
«В ЖК РФ четко указано, что собственники уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, которые им должны предоставляться в определенные сроки. Однако в законе отсутствуют требования, каким образом должны предоставляться эти платежные документы», – говорит адвокат Жанна Казаринова.
Обычно квитанции кидаются в почтовый ящик, но их отсутствие не является поводом для того, чтобы не платить – добросовестный собственник всегда имеет возможность проверить задолженность и распечатать квитанции для оплаты на сайте оператора. А вот если платежные документы отсутствуют и на этом сайте, можно зафиксировать данный факт с помощью нотариуса и представить в суд.
Кроме того, существует трехгодичный срок исковой давности. Он исчисляется с того момента, как наступает обязанность по оплате очередного взноса. Нельзя взыскать задолженность более чем за три года. Но здесь есть один нюанс, на который следует обратить внимание:
«Сам по себе суд не может применить исковую давность. О ней нужно заявить суду. А собственник этого сделать не может, поскольку заявление о взыскании взносов рассматривается в приказном порядке без участия сторон.
Собственник может подать до вынесения приказа письменное заявление в суд о применении исковой давности, но он практически никогда не знает о поданном в отношении него судебном приказе», – отмечает Жанна Казаринова.
В настоящее время заявления о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, коммунальные услуги в сумме, не превышающей 500 000 рублей, рассматриваются в порядке приказного производства: судья на основании документов, представленных заявителем, без вызова сторон выносит приказ, который является исполнительным документом. Суд даже не обязан расписывать, почему он взыскивает эту сумму. Взносы на капитальный ремонт в порядке приказного производства суд взыскивает и за пять, и за десять лет, срок давности не применяет, ведь никто о нем не заявляет.
Затем этот приказ высылается должнику, который имеет право в течение десяти дней со дня его получения направить в суд возражения относительно его исполнения, говорит Жанна Казаринова.
При этом должник не обязан объяснять, почему он возражает – достаточно самого факта несогласия. Нужно направить в суд возражения в этот срок ценным письмом с описью и уведомлением о вручении или сдать под подпись непосредственно в канцелярию суда.
После получения возражений суд отменит приказ, сторонам направит определение о его отмене.
Но обязан ли выплачивать этот долг новый собственник? Если вы принимаете в наследство квартиру, то обязанность по долгам и кредитным обязательствам, в том числе и платы за капремонт переходят к вам. При этом срок исковой давности также составляет три года, говорит Юрий Капштык.
При покупке квартиры вы, становясь новым собственником, также должны уплатить долги:
«Долги переходят, так как вы стали новым собственником и на вас возложена обязанность содержания помещения, в том числе погасить долг.
Чтобы не купить «долговую» квартиру, в момент заключения договора купли/продажи предложите продавцу предоставить или получите сами выписки по взаиморасчетам по коммунальным услугам и проследите, чтобы в договоре было указано, что задолженностей по квартире не имеется. Приложите к акту приема/передачи помещения, в том числе по расчетам за взносы на капремонт», – советует Юрий Капштык.
В случае, если продавец не поставил вас в известность о долге, а в договоре указано отсутствие задолженностей, вы вправе взыскать сумму долга в судебном порядке с прежнего владельца, так как он действовал недобросовестно.
«В договоре отчуждения квартиры можно урегулировать вопрос задолженности. Но следует учитывать, что задолженность, скорее всего, все равно будет взыскана с нового собственника.
А старый собственник должен возместить убытки новому. Но после перехода права бывший собственник обычно начинает уклоняться от этой обязанности.
Поэтому проще всего уменьшить стоимость квартиры на сумму долга и пени», – комментирует Жанна Казаринова.
Кроме того, бывают ситуации, при которых новый собственник покупал квартиру с уже погашенным долгом, а впоследствии, сделав перерасчет долга за капремонт, увидел, что сумма задолженности изменилась в большую сторону. Такое может произойти из-за ошибок управляющей компании: неправильно указанного метража квартиры или адреса. Обычно в этом случае спор решается в пользу собственников:
«Здесь однозначно прослеживается халатность управляющей компании, поэтому если на момент продажи все долги были погашены и имелся подтверждающий документ, то оба собственника, старый и новый, имеют право не признавать данный долг. Это технические ошибки непосредственно работников УК, и если дело будет рассматриваться судьей, им будет трудно доказать, что этот долг необходимо выплачивать собственнику», – рассказывает Юрий Капштык.
Поэтому единственным верным способом избежать выплаты долгов бывшего собственника квартиры является тщательная проверка всех документов перед куплей/продажей.