Образование позволяющее работать воспитателем детского сада
Формирование личности начинается еще в детстве, поэтому труд воспитателя — это весьма значимо, очень важно и почетно. О том, каким должен быть воспитатель детского сада, какими знаниями и умениями он должен обладать, как обучиться профессии и какие существуют карьерные перспективы в этой специальности, мы и поговорим в данном обзоре.
В нашей стране профессия воспитателя ДОУ появилась в середине XIX века, когда в Москве, Санкт-Петербурге, Хельсинки и некоторых других городах начали открываться самые первые дошкольные заведения. В те годы учреждения были платными, потому позволить себе записать в них ребенка могли только состоятельные люди.
Во времена СССР дошкольное образование было совершенно бесплатным, родители только вносили небольшие суммы на оплату питания. В 1959 году возникли ясли, куда малышей принимали с двухмесячного возраста. Сегодня же число детсадов в нашей стране превышает отметку в 40-50 тысяч, и ежегодно строятся и открываются новые дошкольные учреждения.
Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподает основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель дает ребенку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.
Чаще всего в детский сад попадают малыши в возрасте от 3 до 7 лет — это дошкольный период, который условно разделяют на три этапа:
- младший — 3-4 года;
- средний — 4-5 лет;
- старший — 5-7 лет.
Профстандарт воспитателя налагает обязанность знать поведенческие особенности детей в этих группах и уметь использовать для них соответствующие возрасту педагогические методики.
Чаще всего в садах педагогика осуществляется через дидактическую игру, чтобы ребенок мог, сам того не подозревая, получать интересные навыки и овладевал необходимыми знаниями.
Профессия воспитателя привлекательна тем, что позволяет в полной мере проявлять свою любовь к детям, помогать юным членам общества гармонично развиваться. Но если смотреть более практично, то среди плюсов профессии можно выделить следующее:
- сменный график работы: обычно первая смена начинается в 7 часов и заканчивается в 13, а вторая длится с 13 до 19 часов;
- продолжительный отпуск: варьируется от 46 до 56 дней в зависимости от выслуги лет;
- востребованность: хорошие воспитатели всегда были и будут нужны, тем более что количество ДОУ с каждым годом неуклонно растет;
- активный образ жизни: деятельность гарантирует отсутствие скучной работы, предполагает постоянное общение с разными людьми, организацию интересных мероприятий, предусматривает подвижные игры и дает в полной мере проявить все свои качества.
К большому сожалению, труд воспитателя в нашей стране оплачивается очень плохо. О низких зарплатах представителей этой профессии не знают только те, кто полностью «оторван» от реальности. А вот о других недостатках профессии многие даже не подозревают.
К ним можно отнести:
- работу в условиях постоянного шума;
- повышенный уровень ответственности за сохранность жизни воспитанников и их здоровья, причем речь в данном случае идет не только о моральной, но и об уголовной ответственности;
- необходимость держать под контролем свои эмоции: даже если у вас личные проблемы, все равно необходимо дружелюбно общаться, улыбаться и увлеченно заниматься со своими воспитанниками;
- постоянное присутствие на рабочем месте, необходимость проявлять повышенное внимание — это связано с личной ответственностью любого воспитательного работника за безопасность детей.
Среди основных должностных обязанностей воспитателя можно выделить:
- мониторинг состояния здоровья детей во время утреннего приема на дневное пребывание;
- обучение навыкам пользования столовыми приборами в процессе приема пищи;
- организация и проведение общеобразовательных занятий (лепка, рисование, чтение вслух и устный счет);
- контроль над соблюдением установленного распорядка дня;
- организация адаптации ребят;
- организация и проведение детского досуга и праздничных концертов;
- наблюдение за воспитанниками, информирование их законных представителей и администрации ДОУ в случае появления первых признаков болезни;
- контроль посещаемости;
- проведение занятий физкультурой в спортивном зале и на открытом воздухе;
- отслеживание эмоционального фона ребенка, при необходимости организация психологического консультирования;
- проведение прогулок: помощь в одевании, игры на территории и проведение небольших экскурсий;
- организация дневного сна воспитанников: присутствие в спальном зале во время укладывания, помощь в уборке кровати и приведении в порядок внешнего вида после пробуждения;
- обеспечение передачи ребенка родителям или законным представителям;
- участие в конкурсах, педсоветах и семинарах;
- работа с родителями по части воспитания;
- составление отчетов, ведение документации.
Воспитатель должен иметь навыки детского психолога, пройти курс детской физиологии, медицины и личной гигиены. Это нужно ему не только для того, чтобы обучить воспитанников азам ухода за своим телом, но еще и для того, чтобы при необходимости оказать первую помощь детям.
Воспитатель должен точно знать, как поступить, если у одного из детей появилась сыпь, поднялась температура, начался кашель или если произошли другие серьезные изменения в его самочувствии и поведении.
Работник ДОУ должен быть чутким наблюдателем, чтобы видеть и хорошо понимать все, что происходит с его воспитанниками.
Помимо того, в компетенцию воспитателя ДОУ должны входить:
- цели, задачи и базовые методы воспитания и обучения детей младшего возраста;
- основы поведенческой психологии дошкольников;
- разные методики развития ребят.
Воспитатель должен уметь:
- обеспечить создание гармоничной предметно-развивающей среды;
- взаимодействовать с детьми и их родителями, а также прочими сотрудниками ДОУ;
- пользоваться техническими средствами обучения, а также компьютерными программами.
Воспитатель высшей категории может претендовать на должность старшего воспитателя (методиста ДОУ).
Его должностная инструкция включает:
- анализ новых тенденций дошкольного образования;
- выдвижение на рассмотрение перспективных направлений воспитательной деятельности ДОУ;
- оказание квалифицированной помощи воспитателям во внедрении обучающих программ;
- координация взаимодействия между представителями педагогической науки и практиками;
- организация просветительской работы для родителей.
Старший воспитатель, по сути, делает работу заместителя руководителя детсада. В его функции входит создание условий для квалифицированных образовательных услуг.
Старший воспитатель-методист должен знать:
- основы законодательства по части прав и защиты детей;
- основные доктрины дошкольной психологии и педагогики;
- концепцию дошкольного воспитательного процесса;
- распространенные методики образования детей раннего возраста;
- перспективные направления диагностики и коррекции развития;
- основы формы и методов работы с семьей.
Обучение ребенка не имеет смысла, если взрослый человек не показывает ему свой личный положительный пример. Дети в своих поступках опираются не на слова воспитателя, а на его поведение, потому к личностным качествам работника ДОУ предъявляются самые жесткие требования.
Человек, который не обладает такими важными качествами, как доброжелательность, старательность, уважение к малышам и взрослым, честность и отзывчивость, вряд ли сумеет научить ребенка чему-то хорошему.
Воспитатель обязательно должен быть гуманным, и важно привить это качество окружающим его детям. Под чутким руководством педагога дети должны учиться разрешать все трудности в общении со сверстниками, дружить и уважать друг друга, прощать своих обидчиков и самим извиняться.
Не менее актуальна для педагога толерантность: воспитатель должен принимать своих ребят такими, какие они есть, вне зависимости от национальности, вероисповедания и личных особенностей родителей. Важно, чтобы воспитатель считал ребенка личностью: он не должен позволять себе оскорблять его, повышать голос и предпринимать меры физического воздействия.
Крайне важно, чтобы педагог обладал хорошей эмоциональной устойчивостью. Ему приходится работать с большой группой воспитанников (не менее 20-30), поэтому он должен быть сдержанным и терпеливым.
Помимо этого, для воспитателя актуальны такие качества, как:
- наблюдательность;
- коммуникабельность;
- жизнерадостность;
- активная жизненная позиция;
- справедливость;
- искренность;
- отзывчивость;
Воспитатель в любой ситуации должен ориентироваться на интересы детей. Для него недопустимо появление любимчиков и аутсайдеров, ко всем своим воспитанникам он должен относиться одинаково.
На должность педагога ДОУ необходимо подбирать человека с грамотной речью. В юном возрасте, когда у детей активно наращивается словарный запас, важно, чтобы вокруг них существовала чистая и правильная языковая среда, без молодежного сленга, канцеляризмов и различных штампов. Речь воспитателя должна быть четкой, понятной, лаконичной.
Конечно, немаловажную роль играет внешний вид педагога, его культура и социальный образ. С одной стороны, детсады не устанавливают никакого дресс-кода, но рамки все же должны быть четкими.
Для воспитателя непозволительно приходить на работу в обтягивающих футболках, мини-юбках и кофтах с вырезом. Недопустимы рваные джинсы, татуировки и креативные колеры волос.
Облик воспитателя должен показывать его профессионализм, а не достоинства фигуры.
Особо хочется обратить внимание на социальные сети воспитателей. Педагогам лучше воздержаться от выкладывания фривольных фотографий в сеть. Облик воспитателя должен вызывать уважение и доверие родителей.
Чтобы стать воспитателем ДОУ, можно иметь не только высшее, но и среднее специальное образование.
В педагогических техникумах предлагают две основные профессии: дошкольное образование, а также специальное образование.
В первом случае осуществляется подготовка сотрудников ДОУ, во втором готовятся кадры для работы с ребятами, имеющими определенные отклонения в психическом или физическом развитии.
Чтобы поступить в колледж, не нужно сдавать вступительные экзамены по предметам, достаточно пройти только собеседование и конкурс школьных аттестатов. По окончании 9 класса обучение продолжается 3 года 10 месяцев, а после 11 класса — 2 года 10 месяцев.
Многие работодатели предпочитают набирать сотрудников с высшим образованием. Однако, как свидетельствует практика, для того, чтобы быть хорошим воспитателем вполне достаточно обучения в колледже: это объясняется тем, что количество практических занятий в СПО намного большее, нежели в высших учебных заведениях.
В рамках профильного образования будущий воспитатель проходит такие курсы, как:
- методика преподавания базовой математики, изобразительного искусства, чтения, счета, прикладных дисциплин, а также физкультуры;
- анатомия, детская физиология, дошкольная психология.
Чтобы не отставать от современных направлений в педагогике, каждый воспитать должен время от времени проходить курсы переподготовки и повышения квалификации, посещать семинары, конференции и участвовать в методических объединениях.
Любой воспитатель должен раз в несколько лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Большое значение в работе с малышами имеет и постоянное самообразование педработника.
Зарплата работника ДОУ состоит из двух частей: базовый оклад и стимулирующие выплаты. Последние обычно начисляют по итогам различных конкурсов и мероприятий. Сюда включено проведение собраний с родителями, организация праздников и утренников, участие в творческих спортивных состязаниях городского, а также районного, областного или федерального уровней.
Кроме того, к окладу полагаются повышающие надбавки:
- стаж работы: при работе свыше трех лет оклад возрастает на 5%, 10 лет — на 10%, 20 лет — на 20%, а свыше этого опыта — на 25%;
- награды и регалии: оклад обладателя звания «отличник» либо «почетный воспитатель» увеличивается на 20%, прибавке также подлежат оклады кандидатов наук, заслуженных педагогов и лиц, получивших государственные награды;
- уровень образования: базовая ставка обычно применяется к воспитателям, получившим среднее специальное образование, при высшем же педагогическом образовании она возрастает на 50%.
Портфолио воспитателей включает в себя несколько разделов:
- введение, которое содержит общие сведения: личные данные, образование, стаж работы и профессиональный опыт;
- портрет: включает небольшое эссе на тему «Я и моя профессия» и характеристику руководителя ДОУ;
- профессиональные достижения: в этот раздел включаются отчеты о результатах труда, планы воспитательной и методической работы;
- достижения воспитанников: сюда входят грамоты и сертификаты от воспитанников за участие в конкурсах, олимпиадах, смотрах и спортивных мероприятиях;
- документы: здесь необходимо приложить документы, подтверждающие участие в семинарах, курсах повышения квалификации;
- папка оценок экспертов, которая включает отзывы, внутренние и внешние награды, благодарственные письма.
Профессия воспитателя не предполагает какого-то перспективного роста. Самые упорные могут дорасти до должности заведующего детсадом, но для этого обязательно потребуется диплом о высшем образовании. Если вы смогли получить второе высшее образование и прошли несколько курсов переквалификации, то есть шанс сделать карьеру в министерстве образования.
Воспитатель всегда может пойти работать репетитором и заниматься на дому развитием детей, например, по системе Монтессори. Наиболее перспективный, но в то же время и самый трудный вариант — это открытие собственного частного детсада.
На сегодняшний день можно с полной уверенностью утверждать, что профессия воспитателя будет оставаться востребованной еще долгое время.
Однако прежде чем стать воспитателем, необходимо точно взвесить все «за» и «против» и определить, подходит ли вам эта работа. Ведь этот труд намного сложнее и ответственнее, чем может показаться на первый взгляд.
Воспитатель детского сада
Воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе, воспитатель группы продленного дня, воспитатель школы-интерната, няня
- Образование.
- Обслуживание.
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Человек» (основная деятельность воспитателя связана с работой с детьми, с их воспитанием, обучением и развитием).
- Класс профессии: «изыскательский» (эвристический). По характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».
- Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
- Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
- К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
- создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
- руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
- осуществление личностно-ориентированного подхода к работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
- создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
- защита интересов и прав детей.
К профессионально важным качествам воспитателя детского сада относится:
- любовь к детям;
- умение находить подход к детям;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада:
- порядочность,
- доброжелательность,
- высокая ответственность и моральная устойчивость,
- честность,
- способность к сопереживанию,
- коммуникабельность,
- аккуратность,
- организованность,
- чувство такта,
- сдержанность,
- бескорыстие.
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
- Беременность и период лактации.
- Глаукома декомпенсированная.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Воспитатель детского сада должен знать:
- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
- основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста;
- методики развития разных видов деятельности детей;
- особенности анатомии и физиологии дошкольника;
- требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий содержания детей дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада должен уметь:
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействовать с дошкольниками;
- изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
- взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
Воспитатели востребованы:
- в государственных, муниципальных, ведомственных и частных детских садах;
- в центрах детского развития;
- на дому.
Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.
В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено.
Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечнососудистым заболеваниям.
Для овладения профессией «Воспитатель детского сада» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии.
Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, в системе непрерывного профессионального образования.
Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.
Порядок приема на работу в детский сад в 2022 году
Действующее в настоящее время российское трудовое законодательство дает четкое представление о процедуре оформления нового сотрудника, указывает особенности для бюджетных учреждений, в том числе и для детского сада. В 2022 году существенных изменений не произошло, правила остались прежними.
Правила приема
Среди основных правил приема перечислим:
- лица, принимаемые в детский сад на работу, обязаны иметь педагогическую квалификацию, которая соответствует характеру предполагаемой должности;
- к работе не допускаются лица, которым запрещена трудовая деятельность в сфере педагогики по суду;
- к работе не допускаются лица, не соответствующие должности по медицинским показаниям. Перечень прописан в законе;
- не допускаются лица с непогашенной судимостью по уголовным преступлениям. Перечень состава преступлений указан в законе;
- работник принимается в детский сад по трудовому договору.
Порядок приема сотрудников в детский сад
Законодательно установлен порядок приема в детский сад сотрудников:
- на основе заключенного трудового договора между учреждением и сотрудником осуществляется прием;
- трудовой договор заключается между сторонами, составляется в двух экземплярах: один хранится у работника, один – в детском саду;
- при поступлении на должность сотрудник знакомится с коллективным договором, уставом, внутренними правилами, инструкциями по охране труда, жизни и здоровья детей;
- все документы, требуемые при поступлении на должность, описаны в ст.65 ТК РФ;
- работника могут попросить представить самостоятельно краткую письменную характеристику предыдущей деятельности с описанием навыков и умений;
- работнику разъясняются его права и обязанности по конкретной должности, график труда, оплата и прочие вопросы;
- при приеме на работу в детский сад, как правило, устанавливается испытательный срок.
Требования к документам при приеме
В таблице ниже отражен перечень основных документов, которые требуются при приеме на работу в детский сад и их характеристики (ст. 65 ТК РФ).
Документ | Характеристика | Особенности |
Документ удостоверения личности | Паспорт | При трудоустройстве несовершеннолетнего предъявляют свидетельство о рождении |
СНИЛС | Страховое свидетельство | Если не оформлено, то можно не предъявлять. Для вновь поступившего человека работодатель отправляет в органы ПФР документы и заявление от сотрудника на оформление свидетельства. |
ИНН | Идентификационный номер в налоговой | — |
Трудовая книжка | Кроме случаев: · трудоустройство сотрудника на работу впервые; · совместительство. |
Можно не предъявлять, если сотрудник приходит в организацию как совместитель или первый раз трудоустраивается. |
Военные документы | Для военнообязанных | Военный билет. Только для тех, кто стоит на учете в военкомате и является военнообязанным. Если к работе приступает лицо, не служившее в армии, то необходимо предъявить документ: призывное свидетельство |
Квалификационные документы | · диплом об образовании; · свидетельства и сертификаты; · разрешение на право ведения деятельности. |
Базовое образование — педагогическое |
Справки | · от нарколога; · от психиатра. |
— |
Справка | Об отсутствии судимости | — |
Важно! Все документы, необходимые при приеме на работу указаны в ст. 65 ТК РФ. Требовать от кандидата документы сверх установленного перечня запрещено.
Список дополнительных документов для бухгалтерской службы, установленный ТК РФ, указан в таблице ниже.
Документ | Характеристика |
Заявление | Его предоставление не требуется по закону, но некоторые работодатели просят заполнить по установленной форме. |
Свидетельство о рождении ребенка | Предоставляется копия для получения налогового вычета |
Справка 2-НДФЛ | За два года с прошлого места работы (для расчета среднего заработка при больничных) |
Медицинская книжка | Медосмотр является обязательной процедурой при трудоустройстве в детский сад |
Справка о существующих условиях работы | Нужна только для совместителей |
Образец заявления при приеме на работу в детский сад можно скачать тут.
В законе установлен перечень документов, которые работодатель не вправе требовать от сотрудника при приеме на работу в обязательном порядке. Отказ в работе за непредставление необязательных документов является необоснованным.
Документ | Характеристика |
Документ о регистрации работника | Работодатель не обязан отслеживать место регистрации сотрудника. Нельзя устанавливать преимущества по данному критерию при приеме сотрудников. В случае, когда работник проживает не по месту регистрации, отказывать ему в работе запрещено. |
Испытательный срок при приеме на работу в детский сад
При поступлении на работу сотрудник может предоставить информацию о своих предыдущих местах работы (и опыте работы) на бумаге, либо рассказать в устной форме.
Однако не всегда работодателя устраивает такой вариант. С этой целью устанавливаются проверки в виде испытательного срока. Такое условие должно быть прописано в трудовом договоре.
Испытательный срок – это период времени, в течение которого ответственное лицо выполняет все функциональные обязанности по должности, а его руководитель (работодатель) наблюдает за выполнением должностных обязанностей и оценивает этот процесс.
Цель испытательного срока: возможность руководству оценить сотрудника на рабочем месте в части выполнения должностных обязанностей без принятия обязательств по постоянному трудоустройству по данной должности.
Важно! Условие об испытательном сроке должно содержаться не только в трудовом контракте сотрудника, но и оформляться в виде отдельного распоряжения директора.
В течение испытательного срока сотрудник выполняет все обязанности по должности в полном объеме. В случае неисполнения он может быть уволен из заведения на законных основаниях.
Важно! Для того, чтобы повысить эффективность времени на испытательном сроке для сотрудника детского сада совместно с заведующим учебно-воспитательной работы рекомендуется установить цели в самом начале испытания и оценить их достижение в конце. Этот метод получил широкое распространение в детских садах, так как позволяет более качественно и точно оценить сотрудника и его умения на конкретной должности.
В случае, если на протяжении срока испытания, руководитель принял решение не брать его на дальнейшее постоянное сотрудничество, то необходимо письменное уведомление. На этом документе работник ставит свою подпись и дату ознакомления.
Важно! При отказе сотрудника ставить подпись на уведомлении составляется акт об отказе, в котором несколько сотрудников детского сада подтверждают факт отказа от подписи. Далее данный документ отправляется по почте по адресу сотрудника в виде ценного письма с описью вложений.
Главная особенность испытательного срока состоит в том, что работодатель может уволить сотрудника после окончания срока в упрощенном порядке.
Сроки сотрудничества на испытательном периоде:
- 3 месяца – по всем сотрудникам;
- 6 месяцев – в отношении руководителей, заместителей, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера.
Пошаговая инструкция приема на работу в детский сад
Процедура приема сотрудников на работу в детский сад имеет ряд установленных этапов, а пропуск хотя бы одного из них чреват наказанием от контролирующих органов.
Основные этапы отражены в таблице ниже.
Этапы | Описание | Характеристика |
Этап 1 | Составление заявления о приеме на работу | После того, как работнику сообщили о том, что его берут на работу в детский сад, требуется составить заявление. Строгой формы по закону нет. Однако есть примерные шаблоны, в которые надо занести данные. |
Этап 2 | Ознакомление работника с правилами внутреннего распорядка | Работник изучает правила, действующие в детском саду. В специальном листе проставляется подпись о том, что сотрудник ознакомлен с этими документами. |
Этап 3 | Оформление трудового договора | ТК РФ указывает на то, что трудовой контракт должен быть подписан работником в течение 3дней с момента начала выполнения трудовых функций. Копия договора остается на руках работника. |
Этап 4 | Регистрация трудового контракта | После подписания обеими сторонами трудовой договор регистрируется в специальном кадровом журнале с присвоением ему номера. |
Этап 5 | Распоряжение о приеме на работу | Приказ о приеме на работу в детский сад является основным документом, фиксирующим факт приема сотрудника. На его основании проводится в дальнейшем запись большого количества информации. Формы приказа – Т-1 или Т-1а (при приеме нескольких сотрудников). Возможно применение собственного бланка приказа.
|
Этап 6 | Регистрация распоряжения о приеме | После составления распоряжения его нужно занести в книгу учета приказов с присвоением номера. Возможно ведение такого журнала в электронном виде. |
Этап 7 | Оформление записи в трудовой книжке | Запись в трудовую книжку должна быть внесена по закону, если сотрудник проработал 5 дней в учреждении. Запись оформляется темной ручкой понятным почерком без сокращений и исправлений. В случае отсутствия трудовой книжки у работника, приступившего к работе первый раз, кадровик детского сада обязан открыть и оформить этот документ. Следует заполнить титульный лист в присутствии работника. Указываются только данные о подразделении, должности работника из приказа, сроков приема на работу. Прочую информацию вносить не надо. |
Этап 8 | Запись в журнале учета трудовых книжек | Работодатель несет ответственность за сохранность трудовых книжек работников. Должен вестись специальный учет всех книжек в журнале. Для каждой книжки отведена одна запись и строка, где указываются соответствующие даты. Записи в журнале выполняются черной ручкой сквозной нумерацией. |
Этап 9 | Открытие личной карточки на сотрудника | Личная карточка по каждому сотруднику создается по форме Т-2. Заполнение допустимо в письменном и электронном виде. Вносятся персональные сведения о работнике. |
Этап 10 | Создание личного дела сотрудника | Личное дело должно быть открыто в срок 7 дней. Берут пустую папку, на обложке указываются ФИО, день открытия, номер сотрудника. В дело добавляются документы, касающиеся деятельности сотрудника. В начале личного дела приложена опись документов. |
Важно! В состав личного дела можно включать:
- личная карточка с фотографией;
- автобиография;
- копия образовательного документа;
- заявления работника;
- копии распоряжений относительно сотрудника;
- трудовой контракт;
- должностная инструкция;
- характеристики, отзывы;
- прочие документы.
- Образец трудового договора с воспитателем детского сада можно скачать тут.
- Бланк приказа о приеме на работу в детский сад можно скачать тут.
- Образец Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ можно скачать тут.
- Образец и бланк личной карточке Т-2 можно скачать тут.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос № 1. Примут ли на работу в детский сад, если нет педагогического образования?
Ответ: так как для таких должностей как воспитатель требуется знание методики работы с детьми, то попасть на данную должность без профильного образования нельзя. Однако на такие должности как: помощник воспитателя, уборщица, дворник, устроиться реально.
Вопрос № 2. При трудоустройстве в детский сад обязательна ли справка об отсутствии судимости?
Ответ: да, такая справка является обязательной. Об этом указано в ст. 351.1 ТК РФ в отношении трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития детей, организации их отдыха, медицинского оздоровления и обеспечения.
Вопрос № 3. Можно ли поступить на работу в детский сад, если базовое образование не педагогическое, а есть только документ о переподготовке профессии по воспитательной деятельности?
Ответ: в соответствии с Профстандартом 01.001, педагогическое образование для работников ДОУ должно быть базовым.
Вопрос № 4. Что делать, если работник приступил к работе по трудовому контракту, в котором не указано условие об испытательном сроке?
Ответ: если работник еще не успел приступить к работе, но трудовой договор подписан, то достаточно оформить дополнительное соглашение к трудовому контракту. Если же работник уже приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, то установить такой срок уже невозможно и запрещено по закону.
Вопрос № 5. Для каких категорий граждан запрещено устанавливать испытательный срок при работе в детском саду?
Ответ: К таким категориям относятся:
- беременные сотрудницы;
- лица, которым не исполнилось 18 лет;
- молодые специалисты, которые пришли на работу после обучения;
- работники, выбранные по конкурсу.
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка № 1. Ошибочным является мнение о том, что сотрудника нельзя принимать на работу в выходные и праздничные дни. По закону такой процесс организовать можно.
Таким образом, процесс приеме сотрудников на работу в детский сад подчиняется общим трудовым законам. Однако есть и свои особенности, которые надо изучать и применять относительно ДОУ.
Переподготовка на воспитателя дистанционно в Москве, курсы для детских садов и ДОУ | ПрофАкадемия
Качество воспитания и обучения воспитанников детского сада зависит от уровня подготовки воспитателя.
Для создания благоприятной образовательно-развивающей среды нужно иметь специальные знания, уметь применять современные педагогические технологии.
Обучиться на педагога дошкольного образования и пройти переподготовку на воспитателя вы можете в нашем центре дистанционного образования «ПрофАкадемия».
Курсы профессиональной переподготовки подходят для воспитателей, которые не успели подтвердить квалификацию, соответствующую требованиям ФГОС. Они также полезны для руководителей дошкольных образовательных учреждений и специалистов, желающих освоить новую профессию.
Дистанционное обучение и переподготовка на воспитателя
Главное преимущество онлайн обучения при профессиональной переподготовке воспитателей — абсолютно автоматизированный процесс.
Вы получаете доступ к учебным материалам, которые сможете изучать в удобное для вас время.
Вам не нужно успевать за группой, поэтому сможете каждой теме уделить столько времени, сколько требуется для ее понимания. Переподготовка воспитателя успешно совмещается с основной работой.
В нашем центре вы можете пройти переподготовку по следующим специализациям:
- воспитание детей
- методическая работа;
- руководящие программы.
Наши курсы позволят вам освоить следующие профессии:
- воспитатель;
- младший воспитатель;
- логопед дефектолог;
- психолог;
- методист;
- руководитель ДОО.
Профессиональная переподготовка по дошкольному образованию для начинающих воспитателей
«ПрофАкадемия» предлагает курсы для переподготовки на педагога воспитателя дошкольного образования с нуля. Всего в разделе доступно 10 программ, к которым можно приступить на базе среднего специального и высшего образования.
Каждый курс переподготовки воспитателя имеет 3 варианта по времени обучения. Вы можете записаться на программу продолжительностью 288, 520 и 1 040 академических часов. В зависимости от времени обучения его стоимость может составить 7 900, 10 900 и 15 900 руб. соответственно.
Где пройти профессиональную переподготовку на воспитателя в Москве?
Всего доступно 4 направления обучения. Выбирая курс для переподготовки по дошкольному образованию, обратите внимание на отрасли обучения. Наши программы позволят вам переобучиться на воспитателя, педагога в детском саду различных специализаций и руководителя дошкольной образовательной организации.
Преимущества профессиональной переподготовки в образовательном центре «ПрофАкадемия»:
- Акции — на курсы переобучения педагогов ДОО действует акция, в рамках которой вы можете получить новую специальность за полцены.
- Скидки — их размер зависит от сроков оплаты учебных программ. Чем раньше вы внесете оплату, тем больше скидка. Сэкономьте еще больше денег, оплатив курс целиком сразу после записи.
- Доступ к онлайн материалам 24 часа в сутки — занимайтесь в свободное от работы время в том темпе, в котором вам удобно.
- Отправка диплома в любую точку РФ — мы отправим вам его после завершения обучения 1 классом.
Чтобы получить новую специальность, выберите и запишитесь на курс переподготовки, изучите материалы и успешно сдайте итоговую работу. По итогам обучения вы получите документ, на основании которого сможете устроиться на работу в любые детские дошкольные учреждения РФ.