Частые вопросы

Нарушение режима административного надзора

   В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.

   Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Решение об установлении административного надзора

   Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.

   Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.

Максимальный срок административного надзора

   Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.

Если лицом было:

  • совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • имелся рецидив преступлений;
  • лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,

    Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.

Если лицом было совершено:

  • умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
  • имелся опасный или особо опасный рецидив;
  • совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
  • если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,
  •    Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.  
  •    Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.
  •    Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».

Как снять надзор после освобождения?

   После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

   Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Как избежать надзора после освобождения?

Нарушение режима административного надзора

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:

  • ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • ♦ имеющий рецидив преступлений;
  • ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами

устанавливается только в том случае, если:

  • лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
  • лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.

   С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.

Обжалование административного надзора

   При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.

   Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.

Помощь адвоката по административному надзору

   Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Отзыв о нашем уголовном адвокате

Нарушение режима административного надзора

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Как штрафуют за нарушение правил пожарной безопасности

Нарушение режима административного надзора

Польза

Нарушение норм пожарной безопасности влечёт за собой имущественные и человеческие потери. Ответственность за это могут нести различные лица — должностные, из числа руководства компаний, ответственные за противопожарные меры в имущественных комплексах и т. д. Это прописано в ст.

38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-Ф3.

По сути же понести наказание за халатность или невнимательность может любой гражданин, а сама ответственность может быть дисциплинарной, административной и даже уголовной — в зависимости от тяжести последствий и материального ущерба, который возник вследствие пожара.

  • Виды наказаний
  • Штрафы за нарушение пожарной безопасности в лесах
  • Куда идут средства, которые взыскали в форме штрафов
  • Новые штрафы за нарушение правил пожарной безопасности (2021 год)
  • Таблица штрафов, действительных в 2022 году 
  • Подытожим

Виды наказаний

Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности позволяет минимизировать риск возникновения пожара в помещении или на открытой местности. Нарушение этих правил чаще всего провоцирует возгорание и/или задымление, в результате которого люди травмируются, получают ожоги или даже гибнут. Также страдает имущество, а если говорить глобально, то и вся экосистема.

Наказания за нарушения могут быть:

Такая ответственность распространяется исключительно на должностных лиц, а заключается она в различного рода замечаниях, выговорах, которые заносятся в личное дело работника или же бывают только лишь устными.

Как правило, в случае с дисциплинарным наказанием решающим становится мнение руководителя предприятия (компании, фирмы). К такому виду ответственности чаще всего привлекаются сотрудники, не соблюдавшие правила пожарной безопасности или допустившие нарушение из-за халатности.

Работник, который несёт ответственность за противопожарную безопасность, должен быть ознакомлен с соответствующими инструкциями.

2. Административными. 

В этом сегменте наказание следует не только за прямое нарушение правил безопасности, но также и за несоблюдение самых разных требований (к примеру, к эвакуационному плану или обустройству путей для эвакуации в случае пожара, к наличию технических элементов, защищающих от дыма и распространения огня и т. д.).

В качестве административного наказания может применяться штраф за нарушение правил пожарной безопасности (например, штраф за отсутствие пожарной сигнализации), предупреждение (если нарушения не повлекли за собой серьёзных последствий), приостановление деятельности (эта мера наказания касается ИП или юрлиц как нарушителей).

Штрафы могут составлять:

  • от 1000 до 5000 ₽ для граждан, которые не исполняют свои служебные обязанности;
  • от 6000 до 50 000 ₽ для должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 ₽ для предпринимателей (ИП, также их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток, чтобы была возможность исправить все нарушения после инспекции);
  • от 90 000 до 500 000 ₽ и до 1 000 000 ₽ в случае нанесения вреда здоровью (тут чаще подразумевается нанесение тяжкого вреда или смерть людей), также в качестве наказания может применяться и приостановка деятельности юрлица на срок до 90 дней.

К такой ответственности привлекаются нарушители, чьи действия или бездействие привели к уничтожению чужого имущества (собственности), повлекли за собой ущерб в крупных размерах, нанесли вред здоровью граждан или даже привели к смерти людей.

Уголовно наказуемо и хулиганство, приведшее к пожару, а также некоторые виды действий, которые принято относить к категории неумышленных. Уголовные наказания применяются относительно граждан, ИП (предпринимателей), должностных лиц, владельцев компаний и организаций.

Читайте также:  Номер двигателя не совпадает с птс

А вот в отношении юрлиц уголовные наказания не применяют. В качестве уголовных наказаний используются:

  • штрафы по пожарной безопасности — в размере 120 000 ₽;
  • отработку обязательных работ — до 360 часов суммарно;
  • исправительные и принудительные работы — три года и пять лет соответственно;
  • арест и ограничение свободы — шесть месяцев и три года соответственно.

Все виды административных мер и штрафов перечислены в ст. 11.16, 14.1, 17.7, 17.9, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 19.20, 19.26, 20.4 КоАП РФ. Что касается уголовных наказаний, то все они описаны в статьях 167, 168, 219 УК РФ.

Важно: инспектор при первом нарушении имеет право не наказывать, а выдать предупреждение и установить срок, в который все замечания должны быть исправлены. По истечении срока проводится повторная инспекция. Если все нормы противопожарной безопасности соблюдены, то меры не назначаются, если же нет, инспектор движется в сторону ужесточения наказания.

Личный кабинет Эвотора — ваш пульт управления бизнесом. Тут вы будете контролировать выручку и самые маржинальные товары, получать оповещения об уплате налогов и изменениях законодательства.

Штрафы за нарушение пожарной безопасности в лесах

Особняком стоят нарушения, которые приводят к лесным пожарам. В последние годы в жаркие периоды можно было наблюдать настоящие трагедии, настолько огромным был масштаб горения лесов. В статье 8.

32 КоАП РФ прописаны все подробности, включая и штраф за нарушение требований пожарной безопасности.

В частности, наказание последует за разжигание веток, поджог сухой травы, листьев или сухостоя не только непосредственно в лесу, но и на участках, которые примыкают к лесам и лесопосадкам — всё это нарушает противопожарный режим.

Штраф за нарушение пожарной безопасности назначается:

  • физлицу — от 3 до 5 тысяч рублей;
  • должностному лицу — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • юрлицу — от 150 тысяч до одного миллиона рублей.

Важно: согласно статье 8.32 КоАП РФ, индивидуальный предприниматель (ИП) приравнен к юрлицу, что означает, что штраф они заплатят одинаковый.

Денежные взыскания или штрафы за нарушение норм пожарной безопасности в помещениях, зданиях, на производствах и предприятиях могут быть разными по суммам. Распределяются они так:

  • половина от уплаченного денежного взыскания идёт в бюджет федерального уровня;
  • вторая половина направляется в местные бюджеты (определяются по тому, где находится орган, наложивший штраф на нарушителя).

Сервис Эвотора сам заполнит КУДиР данными с ваших смарт-терминалов. Книга учёта доходов и расходов, заполненная без ошибок и пропусков, — гарантия отсутствия штрафов.

Новые штрафы за нарушение правил пожарной безопасности (2021 год)

Прокурор разъясняет — Прокуратура Новосибирской области

Об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 314.

1 УК РФ, может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 06.04.

2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.

Ответственность по ч. 1 ст.314.

1 УК РФ за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, наступает только в том случае, когда эти деяния совершены лицом в целях уклонения от административного надзора.

На наличие такой цели могут указывать фактические обстоятельства, свидетельствующие в каждом конкретном случае о намерении соответствующего лица препятствовать осуществлению контроля либо избежать контроля со стороны органов внутренних дел за соблюдением установленных ему судом административных ограничения или ограничений, а также за выполнением обусловленных этими ограничениями обязанностей, перечисленных в ч.1 ст.11 данного Федерального закона.

При этом, если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в определенный срок не прибыло к месту жительства или пребывания либо поднадзорное лицо временно его оставило без разрешения органа внутренних дел, например, в связи с необходимостью навестить тяжелобольного близкого родственника и т.п., не имея намерения избежать контроля со стороны органов внутренних дел, такое деяние не является уголовно наказуемым.

Под самовольным оставлением поднадзорным лицом места жительства или пребывания следует понимать его непроживание (непребывание) по месту жительства или пребывания и (или) его выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.314.1 УК РФ, заключается в совершении лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по части 1 и по части 3 статьи 19.

24 КоАП РФ за несоблюдение установленных ему судом административных ограничения или ограничений, нового деяния, выразившегося в несоблюдении таких ограничения или ограничений, если при этом не истекли сроки, в течение которых это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения, предусмотренные частью 1 и частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ.

Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного статьей 19.

24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ).

Несоблюдение установленных судом административных ограничения или ограничений следует считать сопряженным с совершением перечисленных в части 2 статьи 314.

1 УК РФ правонарушений (например, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения), если эти действия осуществляются одновременно, в частности, указанные правонарушения совершаются во время нахождения лица, в отношении которого установлен административный надзор, в запрещенных для пребывания местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета, пребывания вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток.

Из вышеуказанного следует, что достаточным основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности и образующим состав преступления, предусмотренного ч.2 ст.314.

1 УК РФ, является лишь третье либо иное последующее в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, установленных ему судом ограничений, сопряженное с совершением определенного правонарушения, при условии, что лицо привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.24 и ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ.

За совершение деяния, предусмотренного ч.1 ст. 314.1 УК РФ может быть назначено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года; по ч.2 ст.314.

1 УК РФ — штраф в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Уголовно-судебное управление

апелляционный отдел

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 06.04.

2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.

Ответственность по ч. 1 ст.314.

1 УК РФ за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, наступает только в том случае, когда эти деяния совершены лицом в целях уклонения от административного надзора.

На наличие такой цели могут указывать фактические обстоятельства, свидетельствующие в каждом конкретном случае о намерении соответствующего лица препятствовать осуществлению контроля либо избежать контроля со стороны органов внутренних дел за соблюдением установленных ему судом административных ограничения или ограничений, а также за выполнением обусловленных этими ограничениями обязанностей, перечисленных в ч.1 ст.11 данного Федерального закона.

При этом, если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в определенный срок не прибыло к месту жительства или пребывания либо поднадзорное лицо временно его оставило без разрешения органа внутренних дел, например, в связи с необходимостью навестить тяжелобольного близкого родственника и т.п., не имея намерения избежать контроля со стороны органов внутренних дел, такое деяние не является уголовно наказуемым.

Под самовольным оставлением поднадзорным лицом места жительства или пребывания следует понимать его непроживание (непребывание) по месту жительства или пребывания и (или) его выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.314.1 УК РФ, заключается в совершении лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по части 1 и по части 3 статьи 19.

24 КоАП РФ за несоблюдение установленных ему судом административных ограничения или ограничений, нового деяния, выразившегося в несоблюдении таких ограничения или ограничений, если при этом не истекли сроки, в течение которых это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения, предусмотренные частью 1 и частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ.

Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного статьей 19.

Читайте также:  Признание незначительными долей в квартире

24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ).

Несоблюдение установленных судом административных ограничения или ограничений следует считать сопряженным с совершением перечисленных в части 2 статьи 314.

1 УК РФ правонарушений (например, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения), если эти действия осуществляются одновременно, в частности, указанные правонарушения совершаются во время нахождения лица, в отношении которого установлен административный надзор, в запрещенных для пребывания местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета, пребывания вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток.

Из вышеуказанного следует, что достаточным основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности и образующим состав преступления, предусмотренного ч.2 ст.314.

1 УК РФ, является лишь третье либо иное последующее в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, установленных ему судом ограничений, сопряженное с совершением определенного правонарушения, при условии, что лицо привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.24 и ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ.

За совершение деяния, предусмотренного ч.1 ст. 314.1 УК РФ может быть назначено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года; по ч.2 ст.314.

1 УК РФ — штраф в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Уголовно-судебное управление

апелляционный отдел

Ответственность за несоблюдение ограничений при административном надзоре

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом могут быть установлены временные ограничения прав и свобод лицам, освобожденным из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершенные преступления, то есть, установлен административный надзор.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения, когда лицо еще отбывает наказание в местах лишения свободы, а после освобождения лица — на основании заявления органа внутренних дел Российской Федерации.  Осуществляется административный надзор органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства поднадзорного лица.

  • При административном надзоре судом в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
  • — запрет на пребывание в определенных местах;
  • — запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
  • — запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
  • — запрет на выезд за установленные судом пределы территории;
  • — обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом лицо, в отношении которого судом установлены ограничения, после освобождения из мест лишения свободы обязано в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства  явиться для постановки на учет в орган внутренних дел, неукоснительно соблюдать эти ограничения, и выполнять обязанности, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей,  поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время отделом организации дознания Управления МВД России по Ненецкому автономному округу  в отношении гражданина, находящегося под административным надзором, возбуждено три уголовных дела за несоблюдение установленного судом административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток. И проводится проверка еще по одному факту нарушения ограничения. При этом во всех случаях несоблюдения ограничений, поднадзорное лицо находилось в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, тем самым совершило и административные правонарушения.

Справочно:

В 2018 году органами предварительного расследования Управления возбуждено 10 уголовных дел по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 314.

1 УК РФ «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений».

Из них в течение года 8 направлено на рассмотрение в суд, и по 6 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры с назначением наказания в виде лишения свободы.

Максимальное наказание по данной статье предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года.

Пресс-служба УМВД России по Ненецкому автономному округу

К вопросу несоблюдения поднадзорными лицами административных ограничений и невыполнения установленных обязанностей



В статье рассматриваются вопросы несоблюдения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административных ограничений и невыполнения ими установленных при административном надзоре обязанностей. Представлены отдельные проблемы применения законодательно определенных предупредительных мер в этой сфере и предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, поднадзорные лица, ограничения, территориальный орган внутренних дел, административная ответственность, уголовная ответственность.

Основным документом, регламентирующим процесс осуществления административного надзора за лицами, которые отбыли наказание в виде лишения свободы, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Закон № 64-ФЗ) [1].

Закон № 64-ФЗ устанавливает ряд ограничений при наличии оснований (перечислены в ст. 3 Закона № 64-ФЗ и ст. 173.

1 УИК РФ [2]) в отношении совершеннолетних лиц, ранее совершивших преступления и отбывших наказание, но фактически не вставших на путь исправления.

По сути, эти ограничения направлены на недопущение рецидива и на исправление таких лиц, а также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности [3, с. 368].

Так, обязательным ограничением является явка поднадзорных лиц для регистрации в территориальный орган внутренних дел с периодичностью от одного до четырех раз в месяц.

Кроме того, к административным ограничениям законодателем отнесены следующие запрещения в отношении поднадзорных лиц: пребывание в определенных местах; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участие в них; нахождение вне помещения — места жительства или пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезд за пределы территории, определенной судом.

Инициатором назначения надзора за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, может быть исправительное учреждение либо территориальный орган внутренних дел.

Надзор устанавливается, продлевается и досрочно прекращается только по решению суда в порядке, установленном главой 29 КАС РФ [4]. Следует отметить, что административный надзор устанавливается на срок от одного года (но не более срока погашения судимости).

Статьями 5 и 7 Закона № 64-ФЗ предусмотрено продление срока административного надзора до 6 месяцев.

Существует ряд случаев, когда течение срока административного надзора прерывается, в том числе: при объявлении поднадзорного лица в розыск или заключении его под стражу, а также при объявлении поднадзорного лица безвестно отсутствующим.

Контроль за выполнением установленных судом ограничений в отношении поднадзорного лица осуществляется территориальным органом внутренних дел.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 64-ФЗ по истечении срока надзора, при снятии судимости с поднадзорного или наоборот его осуждение к лишению свободы, а также объявлении поднадзорного умершим или его смерти административный надзор прекращается.

При условии соблюдения поднадзорным всех условий ограничения и иных обязанностей, установленных Законом № 64-ФЗ, а также при наличии положительных характеристик с места работы и (или) жительства или пребывания, судом может быть прекращен административный надзор досрочно.

Для этого территориальный орган внутренних дел либо сам поднадзорный вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением после истечения половины срока административного надзора.

Однако досрочное прекращение срока надзора не осуществляется в отношении лиц, отбывших наказания за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

В то же время, при несоблюдении административных ограничений и невыполнении поднадзорным лицом установленных при административном надзоре обязанностей ч.1 и 2 ст. 19.24 КоАП РФ предусматривается административная ответственность в виде предупреждения, штрафа в размере от 500 руб. до 1500 руб.

или административного ареста на срок до пятнадцати суток. При повторном в течение одного года совершении административного правонарушения, которое указано в ч. 1 ст. 19.

24 КоАП РФ поднадзорное лицо может быть привлечено к обязательным работам до сорока часов или административному аресту от десяти до пятнадцати суток [5].

Отметим, с одной стороны, меры административного принуждения применяются в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений. С другой стороны, они выполняют карательную функцию [6, с. 586].

Однако если рассмотреть влияние мер административной ответственности, установленных ст. 19.

Читайте также:  Расторжение договора аренды из за предписания прокуратуры

24 КоАП РФ, с точки зрения их психологического воздействия, к примеру, на поднадзорных лиц, которые отбыли наказание в колонии особого режима в течение 10–15 лет, то они (меры), полагаем, ни в коей мере не достигают предупредительной и пресекательной цели. Достаточно слабым будет и их карательное воздействие на таких лиц.

Кроме того, недостаточной мерой является и продление срока административного надзора. Данная мера подлежит применению в случае совершения поднадзорным двух и более административных правонарушений в течение одного года.

Причем здесь берется во внимание совершение административных правонарушений именно против порядка управления и (или) тех, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ст. 7 Закона № 64-ФЗ).

Эффективность данной меры может наблюдаться только в случае применения ее к тем поднадзорным лицам, которым срок административного надзора установлен меньше срока погашения судимости.

При установлении срока надзора равного сроку погашения судимости, в силу ст. 5 и 9 Закона № 64-ФЗ, продление его не представляется возможным.

Соответственно, данная мера не применима к лицам, представляющим большую опасность для общества (например, к неоднократно судимым лицам при опасном или особо опасном рецидиве).

Вероятно, требуется некоторое ужесточение ответственности за нарушения в сфере административного надзора. В 2014 г. уже были внесены изменения в ст. 314.1 УК РФ [7], связанные с введением в нее ч.

2, содержащей уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорными лицами административных ограничений либо ограничений, которые установлены судом, связанное с совершением ими административного правонарушения против порядка управления (кроме правонарушения, установленного ст. 19.

24 КоАП РФ), или административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность [8].

При совершении указанных деяний к поднадзорным лицам может быть применено уголовное наказание в виде штрафа до 60 тыс. руб. либо в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев, или обязательными работами от 100 до 180 часов, или принудительными работами на срок до одного года, или арестом до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до одного года.

В силу ст. 314.1 УК РФ неоднократным несоблюдением поднадзорным лицом административных ограничений либо ограничений, которые установлены судом, будет считаться такое несоблюдение, когда данное лицо уже раньше было привлечено к административной ответственности за подобное деяние два раза в течение одного года.

В настоящее время также видится целесообразность включения в ст. 314.1 УК РФ дополнительной нормы, которая бы предусматривала ответственность за систематическое несоблюдение административных ограничений поднадзорным лицом.

При этом к систематическому несоблюдению административных ограничений поднадзорным лицом, полагаем, следует относить такое несоблюдение, за которое данное лицо уже раньше привлекалось к административной ответственности в течение одного года более двух раз.

Увеличение санкций за подобные деяния позволит в какой-то степени приблизиться к решению проблемы в сфере нарушения условий административного надзора. Однако не на всех поднадзорных лиц данная мера окажет должное влияние. Вероятно, более действенным было бы применение мер социальной направленности, связанных с адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Основанием данного предположения является то, что лица, которые на протяжении долгого времени находятся в местах лишения свободы: во-первых, подвергаются влиянию тюремной субкультуры; во-вторых, зачастую теряют семью и жилье, отторгнуты прежним кругом общения; в-третьих, утрачивают социально полезные связи.

К перечисленному следует дополнить еще и трудности, связанные с финансовым кризисом в стране.

Все это приводит к тому, что такие лица, выходя из мест заключения, самостоятельно не имеют возможности решения обычных бытовых проблем, а, как следствие, идут на совершение правонарушений и преступлений, впоследствии возвращаясь в привычную для них тюремную среду.

Думается, что в настоящее время было бы целесообразно создание реабилитационных центров для поднадзорных лиц, где они бы находились под административным надзором территориальных органов внутренних дел.

В то же время, поднадзорные на определенный период были бы обеспечены местом для проживания, получили бы помощь в трудоустройстве и социальном обеспечении, возможность получения необходимых профессиональных навыков.

Причем большую роль в достижении положительного эффекта от осуществления мероприятий по адаптации поднадзорных лиц сыграла бы именно помощь в их трудоустройстве.

При решении вопросов трудоустройства территориальному органу внутренних дел следует и в дальнейшем (до окончания срока административного надзора) продолжать сотрудничество с администрацией-работодателем (например, производить взаимный обмен информацией, согласованность действий).

Это поможет своевременно отреагировать на возникающие отклонения в поведении поднадзорных лиц от нормы и позволит принять необходимые меры для стабилизации ситуации.

Применение мер по социальной адаптации позволило бы смягчить переход таких лиц из тюремной среды в реальную действительность. Административный надзор в совокупности с пребыванием в таком центре помог бы им социально адаптироваться, отвратить их от дальнейшего совершения правонарушений и преступлений, встать твердо на путь исправления.

Однако отметим, что на современном этапе отсутствует необходимая нормативно-правовая база, которая регулировала бы вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Единственным законом, который содержит нормы, касающиеся оказания помощи таким лицам, является УИК РФ.

Этому вопросу посвящена глава 22, включающая всего 4 статьи, 3 из них — по вопросам оказания помощи. Данные статьи носят бланкетный характер. Так, ст. 181 УИК РФ отсылает нас к Постановлениям Правительства РФ от 24 октября 1997 г.

№ 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания» [9] и от 25 декабря 2006 г.

№ 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» [10], а ст. 182 УИК РФ — к ТК РФ [11] и иным нормативным правовым актам.

Соответственно, УИК РФ не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В нем также не содержатся нормы по социальной помощи, трудоустройству, бытовому устройству и получению другой социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, в целях решения проблем, связанных с профилактикой нарушений условий административного надзора поднадзорными лицами, полагаем, было бы целесообразно: во-первых, включить в ст. 314.

1 УК РФ дополнительную норму, предусматривающую уголовную ответственность за систематическое несоблюдение административных ограничений поднадзорными лицами; во-вторых, разработать нормативно-правовую базу по регулированию вопросов социальной адаптации таких лиц; в-третьих, создать социально-реабилитационные центры для оказания комплекса необходимой помощи поднадзорным лицам.

Для решения проблемных вопросов требуется сделать еще очень многое как в плане совершенствования нормативно-правового регулирования, так и в плане практического воплощения новых законодательных норм по адаптации освободившихся лиц.

Литература:

  1. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  3. Васильев В. П., Полежаев С. М. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в России и зарубежных странах // Научные исследования: от теории к практике. — 2015. — № 2 (3) — Т. 2. — С. 367–372.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 13 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  6. Россинский Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересм. и доп. — М.: Норма, 2009. — 927 с.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996г. № 64-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 514-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (ч.1). Ст. 67.
  9. О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания: Постановление Правительства РФ от 24 октября 1997 г. № 1358 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 44. Ст. 5074.
  10. О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. № 800 (в ред. от 3 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 258.
  11. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

Основные термины (генерируются автоматически): административный надзор, РФ, лицо, поднадзорное лицо, место лишения свободы, территориальный орган, административная ответственность, поднадзорный, УК РФ, общественная безопасность.