Частые вопросы

Как цб рф проводит проверку деловой репутации

С 1 июля Центробанк запустил сервис «Знай своего клиента» (ЗСК), который делит клиентов на три группы риска и каждой присваивает свой цвет: красный, желтый, зеленый. Находчивые россияне быстро переименовали сервис в «банковский светофор». Разберем, кого могут признать ненадежным клиентом, и как бизнесу узнать свой статус.

Что такое «банковский светофор»

Фирмы-однодневки часто открывают счета в нескольких банках, дробят платежи. Один банк может отследить операции внутри своей организации, но не видит ситуации в целом. Центробанку это сделать проще.

 

Регулятор запустил банковский сервис «Знай своего клиента», который собирает информацию из разных источников — из реестров юрлиц и ИП, банков, Росфинмониторинга.

Сервис анализирует хозяйственную деятельность компании, ее налоговую нагрузку, историю банковских операций. К платформе ЗСК обязаны подключиться все банки. 

На основе проведенного анализа сервис определяет причастность клиента к антиотмывочным операциям и определяет группу риска.

  • Красный — высокий риск. К нему относят компании, созданные для сомнительных операций и отмыва денег. 
  • Желтый — средний уровень. Компании, которые время от времени обналичиваю деньги или работают с подозрительными контрагентами. 
  • Зеленый — низкий уровень. Клиенты, которые ведут реальную деятельность: оплачивают счета поставщиков, перечисляют коммунальные и арендные платежи, платят зарплату, налоги и взносы.

Операции, которые могут признать сомнительными

Как цб рф проводит проверку деловой репутацииОперации, которые банки могут признать сомнительными

Как руководителю узнать цвет компании

Банки не обязаны сообщать клиентам, какой уровень риска им присвоил ЦБ. Исключение — компании из «красной» зоны: если организация или ИП попадает в группу высокого риска, она в течение пяти рабочих дней получает уведомление из банка. 

Руководители бизнеса из «зеленой» и «желтой» зоны могут сами уточнить статус в обслуживающем банке. Тот не может отказать — информация о рисках открытая. 

Как цб рф проводит проверку деловой репутацииОбразец заявления о предоставлении информацииУровень риска, присвоенный компании, может измениться. Например, если фирма с «зеленым» уровнем проводит сомнительные операции, ей присваивают «желтый» цвет. Но банк не высылает уведомления об изменении статуса. Поэтому руководителю компании лучше уточнять уровень риска с определенной регулярностью.

Как не выпасть из «зеленой» зоны

Центробанк не раскрывает алгоритмы, по которым оценивает клиентов и распределяет по уровням риска. Четких правил нет, но есть рекомендации, как остаться в «зеленой» зоне. 

Не проводить сомнительных операций.

У банка может вызвать подозрение предприниматель, который часто обналичивает деньги, почти не проводит безналичных расчетов, перечисляет суммы частным лицам или указывает в назначении платежа виды деятельности, не связанные с выбранными кодами ОКВЭД.

Например, строительная компания переводит деньги за продукты питания. 

Проверять контрагентов. Руководители компании должны проверять работу контрагентов. Например, можно запросить копии учредительных документов, проверить компанию по реестру юрлиц или ИП, посмотреть картотеку арбитражных дел и исполнительных производств. Если руководитель обнаружит признаки компании-однодневки, с ней лучше не работать. 

Вовремя перечислять налоги и взносы. Если компания открыла дополнительный счет в другом банке и с него оплачивает все платежи, кредитная организация может запросить справку о движении по счету. Нужно выполнить запрос и предоставить выписку из другого банка.

Не вносить на счет наличные, которые не являются выручкой компании. Если это происходит, желательно уточнить источник денег и их назначение. Например, учредитель предоставил материальную помощь компании. К платежному поручению нужно приложить копию договора о матпомощи.

Подробно расписывать назначение платежа. В платежке нужно указать наименование товара или услуги, реквизиты договора и счета, по которому перечисляют деньги. Аналогично назначение платежа расписывают контрагенты, когда оплачивают счета компании. 

Оперативно реагировать на запросы банка. Если тот запрашивает договор, нужно предоставить все документы, связанные с ним: допсоглашения, спецификации, товарные и транспортные накладные и другие материалы, на основании которых проводят операцию.

Как работать с самозанятыми, чтобы не обвинили в серой схеме

Как изменить категорию риска

Если банк причислил компанию к желтой или красной группе риска, а руководитель с этим статусом не согласен, он может обжаловать решение. Для этого нужно подать заявление в межведомственную комиссию ЦБ. Заявление пишут в произвольной форме.

Но есть сведения, которые нужно указать:

  • банк, решение которого хотят обжаловать;
  • сведения о компании — ИНН, наименование, адрес и вид деятельности по ОКВЭД;
  • сведения о конкретной операции, которую банк отказался провести, — дату, номер платежного документа, сумму, наименование получателя платежа;
  • доверенность на имя сотрудника, который подписывает заявление в комиссию.

К заявлению прикладывают документы, подтверждающие надежность компании. Конкретный перечень зависит от вида сомнительной операции. Например, банк предъявил претензию, что компания не уплачивает с расчетного счета налоги и взносы — нужно предоставить квитанцию об уплате. Или у банка вызывает опасение моментальное обналичивание поступивших денег — нужно предоставить документы, которые объясняют необходимость операции, например, чек на покупку офисных материалов или договор со строительной бригадой на ремонт офиса. 

Документы можно отправить почтой, отвезти лично или загрузить через интернет-приемную регулятора. Обращение бесплатное.

Если комиссия откажется изменить уровень риска, решать проблему придется в суде. Если и суд откажет, Центробанк инициирует процедуру принудительного закрытия компании — передаст сведения в ФНС.

 

По данным ЦБ, в «красной» зоне находятся всего 0,3% организаций, в «желтой» — 0,7%. Оставшиеся 99% — клиенты с низким риском.

Чтобы не столкнуться с проблемами, не ввязывайтесь в сомнительные операции и проверяйте контрагентов. 

Новости, которые нельзя пропускать, — в нашем телеграм-канале

Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий: @life_profit

Цб исключил из черного списка менее 50% просивших об этом финансистов — рбк

Менее 200 из 7,5 тыс. банкиров и финансистов смогли отстоять деловую репутацию перед ЦБ с начала 2018 года. Процент реабилитаций не вырастет, пока владельцы рухнувших банков приводят к краху новые, говорят эксперты

Как цб рф проводит проверку деловой репутации

Михаил Метцель / ТАСС

Центробанк реабилитировал 187 финансистов, исключив их из черных списков, в которых значатся 7,5 тыс. человек, следует из статистики, которую опубликовал регулятор. В эти списки попадают лица, чью деловую репутацию ЦБ счел неудовлетворительной, в частности акционеры и топ-менеджеры, которые своей деятельностью нанесли ущерб банку или финансовой организации.

Всего с начала действия механизма реабилитации (с 29 января 2018 года) заявления на восстановление деловой репутации подали 485 банкиров и финансистов, из них было удовлетворено чуть менее 43%.

175 заявителям регулятор отказал, 74 жалобы оставил без рассмотрения из-за несоответствия установленным требованиям.

Остальные по состоянию на 1 октября либо еще рассматривались, либо были возвращены из-за отсутствия сведений о бизнесмене в базе данных.

Как цб рф проводит проверку деловой репутации

В январе 2018 года вступили в силу поправки в законодательство, которые ужесточили порядок ведения черного списка ЦБ.

Срок пребывания руководителей в нем был увеличен с пяти до десяти лет, а ЦБ получил право оценивать профессиональное прошлое топ-менеджеров и контролирующих лиц не только банков, но и других финансовых организаций — негосударственных пенсионных фондов, страховых или управляющих компаний, инвестфондов, ПИФов, а также МФО. Фигуранты черного списка не могут занимать руководящие должности, а также приобретать свыше 10% акций финансовых организаций или косвенно контролировать их.

Если в начале 2018 года в черных списках ЦБ было 5,8 тыс. человек, то чуть менее чем за два года их число выросло на 22,6%, до 7,5 тыс.

Причины пополнения списков

Список расширяется за счет зачистки финансового сектора, которая пока не закончена, отмечает управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов: «Есть лаг между отзывом лицензии банка и внесением причастных к этому банкиров в черный список. Сотрудники организации привлекаются к ответственности не мгновенно, а после длительных разбирательств».

Впрочем, за прошедший период банков, перешедших на санацию, было немного, указывает управляющий директор НКР Станислав Волков.

Само по себе оздоровление не может быть основанием для ухудшения деловой репутации сотрудников — все зависит от факта привлечения банкиров к ответственности, подчеркивает Беликов.

Ранее ЦБ передавал в правоохранительные органы информацию о злоупотреблениях собственников и менеджмента «Открытия», Бинбанка и Промсвязьбанка, оправленных на санацию в 2017 году.

Сейчас две трети из фигурантов списка — банкиры, отмечает ЦБ. Они подали 416 обращений (85%) на восстановление репутации. От менеджеров и владельцев некредитных финансовых организаций Банк России получил лишь 69 жалоб.

Читайте также:  Получение налогового вычета по договору долевого участия

Ведение черного списка предусмотрено законом «О Центральном банке РФ». Регулятор имеет право проверять квалификацию и деловую репутацию тех, кто входит в советы директоров, набсоветы, исполнительные органы финансовых организаций.

Требованиям ЦБ должны соответствовать владельцы и контролирующие лица, руководители филиалов, ведущие бухгалтеры, руководители служб внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками.

Проверку в отдельных случаях проходят и топ-менеджеры, отвечающие за противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма.

Деловая репутация банкира или финансиста считается испорченной, если он понес административную или уголовную ответственность за неправомерные действия при банкротстве организации, допустил преднамеренное банкротство или был признан виновным в причинении убытков.

Закон устанавливает разные сроки давности по тем или иным проступкам, но с 2018 года ужесточились почти все критерии к оценке деловой репутации.

Например, недобросовестные сотрудники кредитных организаций могут получить пожизненный запрет на занятие руководящих должностей в банках и прямое или косвенное владение долями в них.

Речь идет о тех, кто признан виновным в фиктивном банкротстве или повторно нарушил требования ЦБ к деловой репутации.

Почему реабилитированных банкиров так мало

Примерно 15% жалоб, поданных фигурантами черного списка, остается без рассмотрения, сообщил Банк России. Главная причина — недостаток доказательств, предоставленных заявителями.

Письмо о деловой репутации юридического лица. Образец для банка в 2021-2022 году

Письмо о деловой репутации юридического лица, образец для банка которого доступен для скачивания, часто требуется для предоставления. Оно необходимо для того, чтобы сотрудники банковской организации имели основания для доверия организации.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма о деловой репутации юридического лица .docСкачать образец письма о деловой репутации юридического лица .doc

Если кредит берет физическое лицо, то у него может быть несколько поручителей. Если же речь идет о юридическом лице, то оно не может прибегнуть к такой схеме. Минимальный уставной капитал компании, если это ООО, может составлять 10 тысяч рублей. Именно поэтому некоторые банки, перед тем как начать сотрудничать с той или иной организацией, нуждаются в предоставлении определенных гарантий.

Заполнив бланк гарантийного письма, контрагент организации берет на себя часть ответственности за дальнейшие отношения с банком рекомендуемого юридического лица.

Законные основания

Некоторые предприниматели имеют привычку возмущаться незаконности запросов, которые предъявляют им банковские организации. Однако в этом случае закон полностью стоит на стороне банков. Они имеют право ссылаться, в частности, на Закон о противодействии отмыванию доходов №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

А проверка компаний – потенциальных клиентов ведется исходя из информации, которая отражена в пп. 1 п. 1 ст. 7 этого закона. Центробанк настоятельно рекомендует это делать всем организациям, которые имеют дело с выдачей кредитов.

Положение №449-П, принятое 15 октября 2015 года, ясно говорит о том, что отзывы о компании в письменном виде могут являться одной из форм взаимодействия и проверки банком своего потенциального клиента. Таким образом, банковская организация стремится уменьшить риски, которые она несет. Путем требования писем о деловой репутации юридического лица часто «отсеиваются» компании-однодневки.

Составные части документа

Лучше, если письмо будет напечатано на фирменном бланке организации отправителя. Это добавит тексту большей внушительности. Да и не будет необходимости лишний раз прописывать основные реквизиты. Без них бумага не будет иметь юридической силы.

После реквизитов в прилагаемом бланке письма о деловой репутации юридического лица располагаются:

  • Адресат. Кому из банковских организаций предназначено письмо. Желательно, чтобы тот, кто рекомендует организацию, был клиентом этого банка и имел у него репутацию надежной юридической организации.
  • Номер и дата письма.
  • Наименование документа.
  • Название рекомендуемой компании.
  • КПП и ИНН контрагента, в отношении которого составляется отзыв.
  • Заверение в том, что рекомендуемая организация имеет привычку выполнять взятые на себя обязательства.
  • Подпись уполномоченного лица. Указываются также ее расшифровка и должность лица.
  • Если есть, то печать.

Как цб рф проводит проверку деловой репутации

В тексте представленного образца указана минимально возможная для такого вида документа информация. Бланк может быть заполнен несколькими контрагентами. Но желательно сделать его индивидуализированным.

Письма от разных организаций должны отличаться, иначе это может навести на подозрения сотрудника банковской организации, осуществляющего проверку юридического лица в качестве потенциального клиента.

Разнообразить текст письма можно, прибегая к разным дополнениям в основной его части.

Дополнения

Помимо основных данных, каждая из составляющих письмо компаний вправе добавлять вариативные моменты и нюансы взаимодействия. К ним могут относиться:

  • Время сотрудничества. Чем дольше взаимодействуют контрагенты, тем лучше.
  • Является ли предоставляющая отзыв организация клиентом банка. Если да, то на протяжении какого времени. Стоит отметить, что эти данные сотрудникам банковской организации проверить будет легче всего.
  • Сколько договоров в письменной форме было оформлено у взаимодействующих компаний.
  • Суммы какого порядка выплачивались, насколько масштабные существовали условия договоров. Это конфиденциальная информация, ее можно отразить в общих чертах, не прибегая к конкретным цифрам.
  • Другие моменты, которые касаются взаимодействия и представляют рекомендуемого в привлекательном свете. Главное – показать уровень надежности конкретного делового партнера.

Унифицированной формы делового письма этого типа не существует. Свободная форма позволяет модифицировать текст по своему усмотрению. Главное – соблюдать правила и общепринятые рекомендации.

Нормы

При составлении деловых писем существует ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Например:

  • Один абзац должен отражать единственную мысль. Его объем должен быть ограничен восемью строками.
  • Каждое выражение должно восприниматься однозначно.
  • Неприемлемы жаргонные выражения, ненормативная лексика, диалектизмы.
  • Не стоит вводить в заблуждение адресата.
  • Уважительный тон.
  • Обращение на «вы». Даже если сотрудник, которому адресовано письмо, является близким другом отправителя, в деловой переписке существует своя специфика. Последней следует придерживаться.

Наиболее полно нормы оформления деловой переписки отражены в ГОСТ 6.30 – 2003.

Специфика

Особенность этого письма в том, что оно направляется от делового партнера описываемой организации напрямую в банк. Главная задача – дать некие гарантии банку в том, что взаимодействие с рекомендуемой компанией может сложиться успешно.

Формы переписки

Если письмо оформляется в бумажном виде, то есть смысл его зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции. Так впоследствии можно будет доказать факт его существования.

Письмо о деловой репутации юридического лица обычно оформляется в единственном экземпляре. Оно является подтверждением ответственного отношения компании к выполнению взятых на себя обязательств. Таким образом банковские организации получают возможность минимизировать свои риски, а заемщики – получить средства, необходимые для дальнейшего развития своего бизнеса.

Скачать документна сайте Ассистентус

Оценка опыта и деловой репутации

Как цб рф проводит проверку деловой репутацииДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ УЧАСТНИКА

     При Участии в тендерах зачастую можно встретить стандартный набор критериев, который относят к деловой репутации участников, например опыт выполнения аналогичных договоров и/или финансово-экономическая устойчивость.

По моему мнению, такой подход к оценке деловой репутации не отражает в полной мере квалификацию участника закупки.

Поэтому предлагаю вашему вниманию методику оценки деловой репутации организации исходя из действующих документов стандартизации.

С 1 октября 2015 года вступил в силу национальный стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».

Область применения: настоящий стандарт устанавливает общие положения и структуру национальной системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации организаций, содержит базовую методологию и является основополагающим в системе стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=trgHxkBrx8A\u0026t=70s

Указание в закупочной документации ГОСТ Р 66.0.01-2015 или отдельных его разделов позволит использовать единый подход и методологию в измерении деловой репутации участников закупки, обеспечит сопоставимость результатов;

— субъективизм в оценке деловой репутации участников сменится на объективную, измеряемую величину;

— обоснованность указанных в документации критериев для всех заинтересованных в закупке сторон, в том числе и для контролирующего органа.

Что такое деловая репутация? В ГОСТе дано определение: деловая репутация — совокупность характеристик, которая определяет уровень доверия и мотивации для обращения к услугам или приобретения товаров оцениваемого субъекта предпринимательской деятельности.

  • Стандарт использует факторную модель оценки опыта и деловой репутации организации в зависимости от вида их экономической деятельности:
  • Деловая Репутация = (История + Средства + Кадры + Имидж) x Достоверность.
  • Оценка деловой репутации выражается индексом.
  • — фактор «История», характеризующий продолжительность присутствия (нахождения) участника на рынке по своему профилю экономической деятельности и объем выполненных им работ;
  • — фактор «Средства», зависящий от обеспеченности участника материальными ресурсами, необходимыми для производства и поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • — фактор «Кадры», характеризующий наличие у организации квалифицированных специалистов и руководителей;
  • — фактор «Имидж», характеризующий восприятие участника клиентами и обществом в целом;
  • — фактор «Достоверность», проводится оценка достоверности сведений, предоставленных организацией, и определяется коэффициент «Достоверность».
  • В свою очередь каждый фактор определяется через субфакторы, которые рассчитываются исходя из информации, представляемой участником.
  • История = Количество лет + Рост организации + Награды и звания.
  • — субфактор «Количество лет на рынке», характеризующий количество лет работы участника на рынке;
  • — субфактор «Рост организации», определяющий ритмичность выполнения работ, оказания услуг, поставки продукции по заявленным при сертификации видам деятельности субъекта, характеризуемую коэффициентом вариации объемов выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг за все годы деятельности организации.
Читайте также:  Окончание, приостановление, прекращение исполнительного производства по алиментам

В методике предусмотрена возможность добавления иных субфакторов. Одним из характеризующих участника закупки может быть субфактор «Награды и звания организации», определяющий наличие у организации почетных званий, национальных премий, дипломов и др.

  1. Фактор «Средства» определяют по выражению:
  2. Средства = Основные средства + Финансовая автономия + Финансовая устойчивость.
  3. — субфактор «Основные средства», учитывающий наличие основных средств на балансе организации;
  4. — субфактор «Финансовая автономия», характеризующий финансовую независимость участника, определяемую отношением суммарного собственного капитала к заемным средствам;
  5. — субфактор «Финансовая устойчивость» — некоторые заказчики используют такой показатель, определяющийся отсутствием/наличием кризисного финансового состояния.
  6. Фактор «Кадры» определяют по выражению:
  7. Кадры = Руководители организации + Среднее звено + Награды и звания.
  8. — субфактор «Руководители организации», характеризующий уровень образования, стаж работы в организации и практический опыт по заявленным при сертификации видам деятельности организации топ-менеджеров (руководителей организации);
  9. — субфактор «Среднее звено», характеризующий уровень специального образования, стаж работы в организации специалистов среднего звена;
  10. — субфактор «Награды и звания», учитывающий наличие у сотрудников ученых степеней, званий и (или) почетных званий.
  11. Фактор «Имидж» определяют по выражению:
  12. Имидж = Цитируемость + Претензионная работа + СМК + Отзывы.
  13. — субфактор «Цитируемость», определяющий частоту позитивных/негативных сообщений (упоминаний) организации в печатных изданиях, электронных средствах информации и других СМИ;
  14. — субфактор «Претензионная работа», характеризующий работу организации по устранению недостатков в производстве (поставках) продукции, оказании услуг, выполнении работ;
  15. — субфактор «Сертифицированная система менеджмента», характеризующий наличие сертификатов на системы менеджмента, выданные аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации (процессов, систем менеджмента, услуг, персонала);
  16. — субфактор «Отзывы клиентов», учитывающий наличие благоприятных отзывов и благодарностей от клиентов организации.
  17. Фактор «Достоверность сведений» учитывает полноту и достоверность сведений — исходных данных, представляемых организацией.
  18. В случае если обнаружена недостоверность сведений, не связанная с наличием умысла, заказчик вправе установить значение коэффициента в пределах от 0,9 до 1.
  19. В случае если обнаружена недостоверность сведений, связанная с умыслом, направленным на завышение итоговой оценки организации, заказчик вправе установить значение коэффициента в пределах от 0,7 до 0,9 либо установить коэффициент, равный 0, — при наличии недостоверных, намеренно (или неоднократно) искаженных данных, представленных организацией для оценки деловой репутации.

Деловая репутация

Требования к деловой репутации делают работу руководителей, членов органов управления, персонала и собственников финансовых организаций более ответственной и профессиональной.

  • 28 января 2018 года вступили в силу новые требования к деловой репутации руководителей, членов органов управления, иных должностных лиц, приобретателей (владельцев) более 10 % акций (долей) (в том числе в составе группы лиц), контролеров владельцев более 10 % акций (долей) кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, а также микрофинансовых компаний.
  • Закон расширил перечень критериев соответствия деловой репутации установленным требованиям.
  • Внедрен кросс-секторальный подход к контролю за соответствием требованиям к деловой репутации руководителей, членов органов управления и иных должностных лиц, собственников финансовых организаций.
  1. Поступило 1195 жалоб,
  2. из них 569 жалобы удовлетворены,
  3. по 403 жалобам принято решение об отказе в удовлетворении

по состоянию на 01.10.2022

Теперь в случае, если человек, например, не соответствует требованиям, применяемым к должностным лицам банков, он не сможет занимать руководящие должности и покупать крупные доли в страховых компаниях, НПФ, УК и микрофинансовых компаниях.

Для всех участников финансового рынка выравнены требования к порядку приобретения крупных (более 10%) пакетов акций (долей) и установления контроля в отношении крупных акционеров (участников), а также к порядку раскрытия информации об акционерах (участниках) и о структуре собственности. Регламентируется порядок устранения нарушений, касающихся требований к деловой репутации.

Кроме требований к деловой репутации, законом установлены требования к квалификации должностных лиц финансовых организаций, требования к финансовому положению для приобретателей более 10% акций (долей), а также ряд других требований и ограничений.

Банк России контролирует соблюдение данных требований.

Лицо, деловая репутация или квалификация которого признаны не соответствующими установленным требованиям, вправе обратиться с жалобой в Комиссию Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании его не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами (далее — Комиссия). К жалобе должны быть приложены документы, являющиеся доказательством непричастности заявителя к принятию решения или совершению действий (бездействию), повлекших негативные последствия в деятельности финансовой организации.

Комиссия принимает решение о соответствии деловой репутации или квалификации заявителя требованиям, определенным федеральными законами, в случае установления его непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые повлекли возникновение оснований для признания его не соответствующим установленным требованиям.

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 11.10.2022

"Обзор практики рассмотрения жалоб Комиссией Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, за 2019 год"
(подготовлен Банком России)

«Обзор практики рассмотрения жалоб Комиссией Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, за 2019 год»
(подготовлен Банком России)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • ОБЗОР
  • ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ КОМИССИЕЙ БАНКА РОССИИ
  • ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЛИЦА
  • НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
  • И (ИЛИ) ТРЕБОВАНИЯМ К ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ,
  • УСТАНОВЛЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ, ЗА 2019 ГОД

ВВЕДЕНИЕ

  1. Банк России публикует обзор практики рассмотрения жалоб Комиссией Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами (далее — Комиссия).
  2. Данный обзор в целях сохранения конфиденциальности персональных данных заявителей представляет собой ряд обезличенных примеров, подготовленных на основании жалоб, рассмотренных Комиссией в 2019 году, и краткое описание решений, принятых Комиссией, об удовлетворении или отказе в удовлетворении жалобы.
  3. Обзор практики рассмотрения жалоб направлен на повышение прозрачности деятельности Банка России, доведение до участников финансового рынка и иных заинтересованных лиц информации о подходах, применяемых Комиссией при принятии решений , а также на повышение уровня ответственности должностных лиц и собственников финансовых организаций.
  4. ———————————

Приведенные примеры принятых по жалобам решений не могут рассматриваться как прецедент, поскольку примеры содержат только краткое описание факторов и обстоятельств, учтенных Комиссией при рассмотрении конкретной жалобы, для иллюстрации общих подходов, применяемых Комиссией при принятии решений. При этом в целях принятия объективного решения Комиссией учитывается вся полнота имеющейся по жалобе информации, совокупность всех фактов и обстоятельств, связанных с конкретной жалобой.

https://www.youtube.com/watch?v=trgHxkBrx8A\u0026t=197s

В соответствии с Указанием Банка России от 26.12.2017 N 4666-У «О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации» жалоба заявителя должна содержать мотивированное обоснование о несогласии с обжалуемым решением.

К жалобе должны прилагаться документы, являющиеся доказательством непричастности заявителя к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые повлекли возникновение оснований для признания заявителя не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами.

По результатам рассмотрения представленных документов Комиссией принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении жалобы, о чем заявителю сообщается в уведомлении, содержащем обоснование принятого решения.

Жалоба 1

  • Заявитель осуществлял функции единоличного исполнительного органа управляющей компании.
  • Основания для признания деловой репутации заявителя не соответствующей требованиям, установленным федеральными законами:
  • Осуществление заявителем функций единоличного исполнительного органа управляющей компании в течение 12 месяцев, предшествовавших дню аннулирования у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду ее деятельности, за нарушение законодательства Российской Федерации.
  • Причины аннулирования лицензии управляющей компании:
Читайте также:  Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

Неоднократное в течение года неисполнение предписаний Банка России при осуществлении деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (подпункт 2 пункта 1 статьи 61.2 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»).

  1. Решение Комиссии:
  2. В удовлетворении жалобы отказать.
  3. Обоснование принятого Комиссией решения:

Основанием для аннулирования лицензии управляющей компании послужило неоднократное в течение года неисполнение предписаний Банка России о необходимости приведения размера собственных средств в соответствие с установленными требованиями.

Нарушения в части несоблюдения достаточности собственных средств имели место в период занятия заявителем должности генерального директора управляющей компании.

При этом на нарушение размера собственных средств повлияла выдача займов взаимосвязанным с управляющей компанией лицам.

  • Заявитель в обоснование доводов о непричастности к возникновению оснований для аннулирования лицензии указал, что решение о выдаче займов, повлекшее снижение размера собственных средств управляющей компании, принимались не им, а собственником данной финансовой организации.
  • Вместе с тем, несмотря на одобрение данных сделок общим собранием участников управляющей компании, выдача займов осуществлялась заявителем как генеральным директором управляющей компании в соответствии с полномочиями, предоставленными единоличному исполнительному органу федеральным законодательством и внутренними документами финансовой организации.
  • В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
  • Таким образом, единоличный исполнительный орган финансовой организации несет всю полноту ответственности за результаты деятельности финансовой организации.

Жалоба 2

  1. Заявитель осуществлял функции члена правления кредитной организации.
  2. Основания для признания деловой репутации заявителя не соответствующей требованиям, установленным федеральными законами:
  3. Осуществление заявителем функций члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций за нарушение законодательства Российской Федерации.
  4. Причины отзыва лицензии кредитной организации:

Неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течение одного года к кредитной организации мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (пункты 6 и 6.1 части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

  • Решение Комиссии:
  • В удовлетворении жалобы отказать.
  • Обоснование принятого Комиссией решения:
  • В подтверждение доводов о непричастности к возникновению оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций заявитель сообщил, что правление не принимало решений, которые могли привести к негативным последствиям в деятельности кредитной организации, в том числе в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и повлечь отзыв лицензии.
  • Между тем одним из оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций послужило неисполнение кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России в части необходимости создания резервов на покрытие возможных убытков.
  • Допущенная кредитной организацией недооценка кредитного риска повлекла применение к кредитной организации мер воздействия в виде предписаний с требованиями о реклассификации ссудной задолженности и доформировании резервов в необходимом объеме с одновременным введением ограничений и запретов на осуществление отдельных банковских операций.
  • К компетенции правления, в состав которого входил заявитель, относились в том числе вопросы, связанные с принятием решений о классификации (реклассификации) ссудной задолженности, а также с осуществлением внутреннего контроля, основными направлениями которого являются обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов и управления банковскими рисками.
  • Факты неоднократного применения надзорным органом мер воздействия по отношению к кредитной организации свидетельствуют о том, что органы управления кредитной организации в рамках своих полномочий не предпринимали надлежащих, действенных и эффективных мер, направленных на устранение нарушений в деятельности кредитной организации, а также о неэффективности внутреннего контроля.
  • Заявителем не были представлены документы, подтверждающие принятие им как членом правления необходимых и достаточных мер для предотвращения возникновения оснований, приведших к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Жалоба 3

  1. Заявитель осуществлял функции члена совета директоров кредитной организации.
  2. Основания для признания деловой репутации заявителя не соответствующей требованиям, установленным федеральными законами:
  3. Осуществление заявителем функций члена совета директоров кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций за нарушение законодательства Российской Федерации.
  4. Причины отзыва лицензии кредитной организации:
  5. Неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (пункт 6 части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
  6. Решение Комиссии:
  7. В удовлетворении жалобы отказать.
  8. Обоснование принятого Комиссией решения:

Информационное письмо Банка России от 24.12.2020 N ИН-06-14/180 "О рекомендациях руководителям службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита, службы управления рисками финансовых организаций"

  • ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 24 декабря 2020 г. N ИН-06-14/180
  • О РЕКОМЕНДАЦИЯХ РУКОВОДИТЕЛЯМ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА, СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
  • ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • В целях совершенствования практики корпоративного управления в финансовых организациях Банк России направляет для применения Рекомендации руководителям службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита, службы управления рисками финансовых организаций, являющиеся приложением к настоящему информационному письму.
  • Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  • Первый заместитель Председателя Банка России

С.А.ШВЕЦОВ

Приложение к информационному письму Банка России

от 24.12.2020 N ИН-06-14/180

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА, СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
  2. ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Настоящие рекомендации ориентированы прежде всего на должностных лиц, выполняющих, в том числе временно, задачи (функции) по следующим должностям:
  • руководитель службы внутреннего контроля (далее — СВК), руководитель службы внутреннего аудита (далее — СВА) и руководитель службы управления рисками (далее — СУР) кредитной организации;
  • контролер (руководитель СВК), должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками) негосударственного пенсионного фонда;
  • сотрудник СВК, осуществляющий внутренний контроль в управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • внутренний аудитор, руководитель СВА страховой организации;

работники, выполняющие задачи (функции) по вышеуказанным должностям в иной финансовой организации, поднадзорной Банку России, из числа перечисленных в части первой статьи 76.

1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», если наличие таких должностей предусмотрено федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность финансовой организации, и (или) учредительными документами такой финансовой организации.

Финансовым организациям рекомендуется в отношении работников, занимающих иные должности в структурных подразделениях, осуществляющих функции внутреннего контроля, внутреннего аудита и (или) управления рисками, а также ревизора (руководителя ревизионной комиссии) финансовой организации, исходя из специфики их роли, предусмотренных во внутренних документах функций, порядка назначения, подотчетности и ответственности, применять настоящие рекомендации (полностью или в части) с учетом базовых и внутренних стандартов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, членом которой является финансовая организация (далее — СРО) , в том числе в случае если к таким работникам федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предъявляются требования к деловой репутации.

———————————

Кредитные организации, а также некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в статье 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России).