Что такое государственная собственность
Определение 1
Государственная собственность – это совокупность имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее субъектам на правах собственности.
Такое определение понятия государственной собственности дается статьей 214 Гражданского кодекса России.
В соответствии с этим определением можно выделить два уровня государственной собственности:
- во-первых, это федеральная государственная собственность, то есть то имущество, которое принадлежит Российской Федерации;
- во-вторых, это государственная собственность регионов России, то есть то имущество, которое принадлежит субъектам Федерации.
Согласно уровням государственной собственности выделяют два уровня управления этой собственностью:
- во-первых, федеральный уровень управления государственной собственностью;
- во-вторых, региональный уровень управления государственной собственностью.
- В качестве собственника в отношении государственной собственности выступают Российская Федерация и ее регионы.
- Всю совокупность государственной собственности также можно разделить на две части, одна из которых включает в свой состав то имущество государства, которое находится в его собственности, но закрепляется за определенными государственными учреждениями и предприятиями, наделяемыми правом пользования, владения и распоряжения этим имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
- Вторая часть имущества, находящегося в государственной собственности, не закреплена за государственными учреждениями и предприятиями, но включена в состав государственной казны Российской Федерации или ее субъектов.
- Источниками формирования государственной собственности является:
- государственное строительство;
- средства государственного бюджета;
- национализация предприятий иных форм собственности .
Замечание 1
Порядок отнесения имущества к собственности государства определяется федеральным законодательством.
Особенности управления государственной собственностью
Государственная собственность представляет собой огромную совокупность имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам.
Как и любое иное имущество, государственная собственность требует тщательного и продуманного управления ею со стороны органов государственного управления.
К числу органов государственного управления, ответственных за осуществление управления государственной собственностью, относятся российское Правительство и иные органы государственного управления, входящие в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.
Основным федеральным органом государственного управления, на который возложена функция управления государственной собственностью, является Росимущество или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Роснедвижимость, то есть Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Первый из указанных органов осуществляет функцию управления имуществом государства, организует продажу государственного имущества, контролирует процесс приватизации. Второй из указанных органов государственного управления осуществляет регистрацию прав собственности и управление государственным кадастром.
Государственная собственность регионального уровня разделяется в соответствии с предметами ведения.
В состав государственной собственности регионального уровня включаются средства региональных бюджетов, инфраструктура регионального уровня, имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственного управления регионального уровня, больницы, детские дома, диспансеры, земельные участки, не отнесенные к собственности федерации или муниципалитетов, акции, принадлежащие регионам, и прочее имущество.
Объекты исключительной государственной собственности
В отношении определенных объектов установлено исключительное право собственности государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительное право собственности государства распространяется на следующие виды объектов:
- природные объекты в виде водного и воздушного пространства, недр, шельфовых зон, земельных участков, лесов и прочего;
- оборонные объекты собственности, включающие в свой состав имущество Вооруженных сил России и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных сил России;
- объекты отраслей экономики инфраструктурного назначения и общефедеральной значимости. К таким объектам относят железную дорогу, автодороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и прочее;
- объекты стратегического назначения. К числу таких объектов относят гидроэлектростанции, атомные электростанции, военно-промышленный комплекс, объекты, характеризующиеся уникальностью и так далее. В отношении объектов третьего и четвертого пунктов установлено право на частную собственность в пределах 25% акций;
- объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К данному виду объектов относят заказники, памятники культуры, заповедники, национальные парки общефедерального значения;
- прочие объекты. В эту группу включаются объекты, не упомянутые в ранее перечисленных группах. Например, объекты, в отношении которых установлены правила обязательной федеральной регистрации, то есть морские воздушные суда, суда внутреннего плавания, объекты космического назначения. Также эта группа включает в себя бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золотой, валютный и алмазные фонды, недвижимые объекты государственной собственности, находящееся за границей и так далее.
Особый вид государственной собственности составляет бесхозное имущество, в отношении которого Российская Федерация наделяется монопольным правом собственности. Монополия государства также устанавливается в отношении всех видов земель, за исключением сельскохозяйственных земель, земель поселений и отраслей экономики.
Государственная собственность
Наряду с частной, господствующей в условиях рыночной экономики, собственностью, существует общественная собственность – собственность общества (народа) в целом.
Рассматривая общественную собственность, надо иметь в виду, что, во-первых, поскольку общество – это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень имеет относительную экономическую самостоятельность, соответственно, и общественная собственность многоуровневая.
И, во-вторых, поскольку политической организацией современного общества является государство, то общественная собственность выступает, прежде всего, в форме государственной. При этом равенство всех членов общества как собственников обусловлено степенью развития демократических начал в стране.
Является ли государственная собственность действительно общественной, во многом зависит и от того, насколько интересы государственного аппарата совпадают с интересами общества в целом, так как практически управление и распоряжение объектами государственной собственности осуществляются представителями государственной власти.
Формы общественной собственности зависят от государственного устройства общества, она может выступать в форме собственности государства в целом или того или иного национального или административно-территориального образования.
В России, соответственно, существуют федеральная собственность и собственность субъектов Федерации (региональная).
Наряду с государственной в России существует муниципальная (местная) собственность – собственность органов местного самоуправления (районов, городов, сел, поселков и т.п.).
Государственная собственность преобладает в отраслях, имеющих общеэкономическое значение, т.е. отраслях, которые необходимы обществу в целом, но часто малоэффективны и не выгодны для частного бизнеса.
Практически государственная собственность представлена преимущественно в таких сферах и отраслях экономики, как:
− производственная инфраструктура (передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и.т.п.);
− непроизводственная инфраструктура (школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство);
− новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу;
– атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.
Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. Основной эффект инфраструктуры – снижение затрат и потерь в других отраслях и сферах общественной жизни, повышение продуктивности всех звеньев экономики.
В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, низкой рентабельностью отраслей, поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности.
Так, например, на отрасли инфраструктуры приходится 62% занятых в госсекторе Европейского союза.
Раздел III. Гражданское право
Цель лекции: определение структуры, видов гражданских правоотношений, анализ юридических фактов в гражданском праве.
План лекции
1. Понятие и структура гражданского правоотношения.
2. Субъекты гражданских правоотношений.
3. Объекты гражданских правоотношений.
4. Классификация гражданских правоотношений.
5. Основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты в гражданском праве).
1. Понятие и структура гражданского правоотношения. Гражданское правоотношение — это урегулированное нормами гражданского права фактическое общественное отношение, участники которого являются юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей.
- В гражданском правоотношении получают свое конкретное выражение абстрактные нормы гражданского права.
- Особенности гражданского правоотношения:
- 1. самостоятельность, имущественная обособленность и юридическое равенство субъектов гражданского правоотношения;
- 2. основные юридические факты, ведущие к возникновению гражданского правоотношения, — это сделки, то есть акты свободного волеизъявления участников правоотношения;
- 3. возможность самостоятельного определения содержания правоотношения его участниками (свобода договора);
- 4. имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей;
5. преимущественно судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав.
Структура гражданского правоотношения: субъекты, объекты и содержаниеправоотношения.
2. Субъекты гражданских правоотношений.
Субъекты гражданского правоотношения — это лица, обладающие гражданскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении.
Ими могут быть любые субъекты гражданского права: физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Участник гражданского правоотношения, наделенный правом, называется управомоченным лицом (кредитором), а участник, несущий обязанности, — обязанным лицом (должником).
Обычно каждый участник гражданского правоотношения является одновременно и должником и кредитором (например, продавец по договору купли-продажи несет обязанность по передаче вещи и в то же время имеет право на получение платы за нее).
Содержание гражданского правоотношения — это субъективные гражданские права и обязанности субъектов гражданского правоотношения.
Субъективные права и обязанности тесно связаны между собой, и каждому субъективному праву одного лица соответствует определенная субъективная обязанность другого лица.
Так, в договоре займа праву заимодавца получить назад данные в заем деньги соответствует обязанность заемщика вернуть долг.
- Субъективное право — это предусмотренная правовыми нормами мера возможного поведения управомоченного лица. Эта возможность обычно включает в себя три правомочия:
- • возможность собственного поведения (например, использование вещи лицом, в собственности которого она находится);
- • право требовать определенного поведения от других (обязанных) лиц (например, право собственника требовать от третьих лиц не мешать ему использовать вещь по собственному усмотрению);
- • право на защиту субъективного права путем:
- • самозащиты (например, установка сигнализации);
• применения мер оперативного воздействия (то есть применение определенных мер к обязанному лицу без обращения в компетентные государственные органы: удержание вещи за неуплату долга, отключение электроэнергии и т. п.);
• применения мер государственного принуждения, в том числе и мер юридической ответственности (неустойка, возмещение убытков, компенсация морального вреда и т. п.).
- Субъективная обязанность — установленная правовыми нормами мера должного поведения обязанного лица, которая, как и субъективное право, состоит из трех элементов:
- • непрепятствие законным действиям управомоченного лица;
- • обязанность выполнять законные требования управомоченного лица;
- • обязанность претерпевать меры, которые законно применяет управомоченное лицо.
3. Объекты гражданских правоотношений. Объект правоотношения – это то, на чем сосредоточен интерес участников правоотношений, то, на что направлена их деятельность. Круг объектов подвижен.
Основная часть – объекты материального мира (вещи, ценные бумаги, деньги). Объектами могут быть не только существующие блага, но и процесс их создания, то, что именуется работами или услугами.
Объектами также могут быть:
— имущественные права (право на наследство),
— информация;
— результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, т.е. интеллектуальная собственность;
— нематериальные блага: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право на имя и т.д.
- Вещи – это объекты материального мира, создаваемые природой или человеком, удовлетворяющие определенные человеческие потребности.
- Классификация вещей
- 1) связана с возможностью их обращения:
- — свободно обращающиеся;
- — ограниченные в обороте (наркотические средства);
- — вещи, изъятые из оборота (отдельные виды вооружения).
2) — делимые. Они поддаются разделу на отдельные части без ущерба для их назначения (земля).
— неделимые: их деление невозможно без ущерба для их назначения (квартира, животные).
3) движимые и недвижимые. Если вещь является недвижимой, то все сделки по поводу данной вещи подлежат государственной регистрации. Недвижимость – то, что неразрывно связано с землей.
4) — потребляемые вещи: уничтожаются или существенно видоизменяются в результате однократного использования (топливо).
— непотребляемые вещи: сохраняют в течение длительного срока свое качество. Юридическое значение: потребляемые и не потребляемые вещи становятся объектами различных по содержанию договоров.
- 5) — индивидуально – определенные вещи: стороны интересует конкретная вещь со своими индивидуальными признаками.
- — вещи, определяемые родовыми признаками.
- 6) сложные вещи: состоят из нескольких разнородных частей и используются по единому назначению.
- 7) главная вещь и принадлежность.
- Некоторые вещи имеют особые характеристики.
1) предприятие: рассматривается как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. В целом этот комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия входят: земельные участки, здания, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, права и требования, фирменные наименования, знаки обслуживания, товарные знаки и другие способы индивидуализации.
- 2) домашние животные.
- Деньги и ценные бумаги
- С учетом особой роли денег и ценных бумаг в обороте правовое регулирование в их отношении имеет свои особенности.
- Ценная бумага –это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.
- Классификация ценных бумаг
- Именные: указано имя владельца (чеки, сертификаты);
- Предъявительские (акции, облигации): субъектом считается предъявитель;
- Ордерные: должник должен использовать обязательства в отношении лица, который указан в документе. Индоссамент – передаточная надпись, посредством которой передаются права по ценной бумаге.[1]
4. Классификация гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения можно классифицировать по различным основаниям:
- а) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного субъекта: абсолютные (когда управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанностей субъектов (собственник и третьи лица)) и относительные(когда управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное обязанное лицо);
- б) по объекту: имущественные (объектом правоотношения являются материальные блага (имущество)) и неимущественные (объектом выступают результаты интеллектуальной деятельности и другие нематериальные блага);
- в) по способу удовлетворения интересов управомоченного лица: вещные (закрепляют за управомоченным лицом возможность непосредственного воздействия на вещь с правом отражения посягательств на нее третьих лиц) и обязательственные (имущественные отношения по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг);
- г) корпоративные (основаны на участии субъекта в организационно-правовых образованиях (корпорациях) и состоят в праве по управлению корпорацией и ее имуществом);
- д) преимущественные права (например, преимущественное право на приобретение продаваемой доли в общей долевой собственности).
5. Основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты в гражданском праве). Основанием возникновения гражданских правоотношений являются жизненные обстоятельства, именуемые юридическими фактами.
Юридические факты – факты реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. правоотношений.
По признаку зависимости от воли субъекта они подразделяются на действия и события.
Юридические факты – действия. В действиях всегда проявляется воля субъектов (физических или юридических лиц). По признаку дозволенности законом таких действий бывают правомерные и неправомерные.
Правомерные – это действия, соответствующие требованиям закона, иных нормативных правовых актов и принципов права.
В свою очередь делятся на юридические акты (правомерные действия субъектов, имеющие целью возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений) и юридические поступки (правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения определенного правового результата).
Юридические акты – а) сделки (волевые действия юридических или физических лиц, направленные на достижение определенного правового результата); б) административные акты государственных органов и органов местного самоуправления (ненормативные и непосредственно направленные на возникновение гражданских прав и обязанностей у конкретного адресата (субъекта)); в) государственная регистрация юридических действий и событий; г) судебные решения, устанавливающие гражданские права и обязанности.
Юридические поступки – находка потерянной вещи, обнаружение клада, создание произведений литературы (культуры, искусства).
Неправомерные – это действия, нарушающие предписания законов, иных нормативных правовых актов и принципов права.
К их числу относятся: причинение вреда или ущерба (деликты); нарушение договорных обязательств; неосновательное обогащение (приобретение или сбережение имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований); злоупотребление правом; действия, совершенные в виде сделок, признанных недействительными; действия, нарушающие исключительные права авторов произведений науки, литературы, искусства и др.
Юридические факты — события – это явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека (сильное землетрясение, смерть человека и т.д.). События подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютные события – такие явления, возникновение и развитие которых не связано с волевой деятельностью субъектов (стихийные бедствия и другие природные явления).
Относительные события – такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли (смерть убитого).
Близки к относительным событиям такие юридические факты как сроки. Сроки по происхождению зависят от воли субъектов или законодателя, но течение сроков подчинено объективным законам времени.
Сроки играют самостоятельную и многогранную функцию в механизме гражданско-правового регулирования общественных отношений.
Они порождают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности; порождают гражданско-правовые последствия.
Возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или юридическим составом, т.е. совокупностью юридических фактов.
В юридический состав могут входить в различных комбинациях действия и события (возникновение права на страховое возмещение – юридический факт-событие (землетрясение) плюс юридический факт-действие (договор страхования, заключенный страхователем).
Юридические составы могут порождать правовые последствия: а) при условии возникновения их составляющих юридических фактов в строгом определенном порядке или наличия их совокупности в нужное время (сложные юридические составы – стать наследником: завещание, открытие наследства, принятие наследства); б) при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов, независимо от их последовательности (простые юридические составы – приостановление срока исковой давности: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение Вооруженных Сил на военное положение).
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое гражданское правоотношение?
2. Что относится к объектам гражданских правоотношений?
3. Перечислить основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений.
4. Привести классификацию гражданских правоотношений.
Литература
- Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч.1. М., 2002 г.
- Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958.
- Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1981.
- Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.
- Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959.
[1] Барабанова С.В. Учебно-методический комплекс по гражданскому праву. Казань, 2006 г.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной и муниципальной собственности
Государственная
собственность
— это имущество, принадлежащее на праве
собственности Российской Федерации
(федеральная собственность), а также
имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам Российской
Федерации — республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной
области, автономным округам. Земля и
другие природные ресурсы, находящиеся
в не собственности граждан, юридических
лиц либо муниципальных образований,
являются государственной собственностью.
Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и
2) части 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации [14].
Земля и другие
природные ресурсы, не находящиеся в
собственности граждан, юридических лиц
либо муниципальных образований, являются
государственной собственностью.
Имущество,
находящееся в государственной
собственности, закрепляется за
государственными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование
и распоряжение в соответствии с ГК РФ
ст.294, 296.
-
Средства
соответствующего бюджета и иное
государственное имущество, не закрепленное
за государственными предприятиями и
учреждениями, составляют государственную
казну РФ, казну республики в составе
РФ, казну края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного
округа. -
Отнесение
государственного имущества к федеральной
собственности и к собственности субъектов
РФ осуществляется в порядке, установленном
законом. -
Объекты, составляющие
основу национального богатства страны: -
— ресурсы
континентального шельфа, территориальных
вод и морской экономической зоны
Российской Федерации; -
— охраняемые или
особым образом используемые природные
объекты (заповедники, в том числе
биосферные, национальные природные
парки, курорты, а также заказники, имеющие
общереспубликанское значение); -
— объекты
историко-культурного и природного
наследия и художественные ценности,
учреждения культуры общероссийского
значения, расположенные на территории
Российской Федерации; -
— объекты, необходимые
для обеспечения функционирования
федеральных органов власти и управления
и решения общероссийских задач; -
— государственная
казна Российской Федерации (средства
республиканского бюджета Российской
Федерации, Пенсионного фонда Российской
Федерации, фонда социального страхования
и других государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, Центрального
банка России; золотой запас, алмазный
и валютный фонды); -
— имущество
вооруженных сил, железнодорожных,
пограничных и внутренних войск, органов
безопасности, органов внутренних дел
Российской Федерации и других учреждений,
финансирование которых осуществляется
из республиканского бюджета Российской
Федерации -
Муниципальная
собственность
— самостоятельная форма собственности,
особый вид публичной (общественной)
собственности, представляет собой
совокупность экономических отношений,
возникающих между органами местного
самоуправления (их представителями) в
процессе реализации ими социально-экономических
функций и иными субъектами экономической
деятельности и обеспечивающих условия
сохранения и воспроизводства объектов
жизнеобеспечения муниципального
образования в целях удовлетворения
приоритетных потребностей местного
сообщества. -
Муниципальная
собственность
— экономическая категория, ее статус и
правосубъектность определяются
установленными правилами, соответственно
разграничивая экономический и юридический
аспекты понятия «муниципальная
собственность», необходимо подчеркнуть
приоритет экономической природы данного
феномена. -
В настоящее время
муниципальная собственность занимает
достойное место в структуре форм
собственности Российской Федерации.
Характерными особенностями муниципальной
собственности являются: -
— непосредственная
связь данной собственности с интересами
местного сообщества; -
— воплощение в ней
особой совокупности экономических
отношений между человеком и властью; -
— отнесение ее к
разновидности публичной (общественной)
собственности; -
— муниципальная
собственность является основным
инструментом социальной защиты и
поддержки населения территории
муниципального образования.
Сущность и назначение
муниципальной собственности предполагает,
что целью управления является решение
вопросов местного значения, т.е.
вопросов
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального
образования.
Субъекты, реализующие
право владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью, действуют
в публичном интересе, установленном их
предметами ведения, компетенцией и
полномочиями.
Состояние объектов
муниципальной собственности и
муниципальных хозяйствующих субъектов
целиком на совести местных органов
власти и управления.
Муниципальная
собственность является одним из важнейших
элементов современной экономической
системы.
Эта собственность включает в
себя широкую сеть объектов как
хозяйственного, так и социально-бытового
назначения, локализованную в рамках
муниципального образования и являющуюся
основой территориальной воспроизводственной
системы.
От уровня развития муниципальной
собственности, а также эффективности
использования её составляющих и всей
системы в целом во многом зависит
качество жизни местного населения.
При
этом следует подчеркнуть, что процесс
формирования муниципальной собственности
в муниципальных образованиях России
ещё не завершён. Территориальные,
отраслевые особенности муниципальной
собственности, формы использования её
производственной, финансовой и социальной
составляющей ещё не имеют устоявшихся
проявлений, требуют изучения и
оптимизации.2
Муниципальная
собственность служит основой независимости
и самостоятельности местного
самоуправления, инструментом социальной
защиты и поддержки населения территории.
В России выполнение этих функций
муниципальной собственности приобретает
особую значимость.
Субъекты, формы и виды права собственности в гражданском праве
Содержание публикации:
- Субъекты права собственности
- Формы (виды) права собственности
- Иные виды права собственности
В п. 1 ст. 212 ГК РФ перечисляются основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации. Вслед за ст. 8 Конституции в ней называются частная, государственная и муниципальная.
Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
Субъектом права собственности может выступать практически любой субъект гражданских правоотношений: от государства до частных лиц. Ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов при наличии достаточных оснований.
1. Субъекты права собственности
Субъектами права собственности могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- Российская Федерация;
- субъекты Российской Федерации;
- муниципальные образования.
Субъектов права собственности можно разделить:
- на частных (граждане и юридические лица) и публичных (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). При этом действует правило: все то, что не отнесено к публичной собственности, является частной;
- на естественных — граждан и искусственных — созданных гражданами. К последним относятся юридические лица и публичные образования;
- на российских, иностранных и международных. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- по полной и ограниченной возможности участия в гражданском обороте. Граждане обладают такой возможностью тогда, когда становятся дееспособными, т.е. по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ), либо до достижения данного возраста, но в соответствии с законом вступившие в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ), либо эмансипированные (ст. 27 ГК РФ). Как правило, юридические лица обладают общей правоспособностью с момента государственной регистрации.
ГК РФ формулирует единое для всех субъектов понятие права собственности и наделяет их равными правомочиями. Реализуя, таким образом, принцип равенства субъектов, закон предоставляет им и равную степень защиты (п. 4 ст. 212 ГК РФ).
Вместе с тем, ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (объекты водоснабжения, дороги и т.д.).
Закон также устанавливает особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, специфику владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, в собственности какого субъекта — гражданина, юридического лица, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования — оно находится.
Таким образом, в зависимости от субъекта закон определяет правовой режим использования собственником своих правомочий. Этот же критерий лежит в основе выделения форм собственности.
2. Формы (виды) права собственности
В ст. 212 ГК РФ представлено деление видов собственности по субъекту, т.е. в зависимости от того, кому она принадлежит. Иными словами, форма собственности определяется кругом и характером управомоченных субъектов. Различают следующие формы собственности:
- 1) частную собственность — собственность граждан и юридических лиц;
2) государственную собственность;
3) муниципальную собственность; - 4) иные формы собственности.
- Следует отметить, что понятия «формы права собственности» и «виды права собственности» как правило, отождествляются.
В собственности граждан и юридических лиц в силу закона может находиться любое имущество, количество и стоимость которого не ограничиваются. Исключение составляют отдельные виды имущества, которые в соответствии с законом не могут принадлежать частным лицам (п. 1 ст. 213 ГК РФ).
Частная собственность, т.е. собственность граждан и юридических лиц, в равной степени может быть как индивидуальной, так и коллективной (общей).
Частная собственность физических лиц. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане, призвана обслуживать исключительно их интересы.
Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам (ст. ст. 24, 25 ГК РФ). При этом на отдельные виды его имущества, перечень которых приведен в статье 446 ГПК РФ, взыскание обращено быть не может.
В случае смерти собственника — физического лица принадлежавшее ему на праве собственности имущество переходит в порядке наследования к наследникам по закону или завещанию.
Частная собственность юридических лиц. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ).
То есть, сам факт образования организации свидетельствует о том, что она наделяется участниками определенным имуществом. Исключение из данного правила составляют государственные и муниципальные предприятия и учреждения, для которых собственниками передаваемого имущества остается государство, субъект РФ или муниципальное образование.
Указанным субъектам в большинстве случаев имущество передается на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
После прекращения деятельности юридического лица оставшееся имущество подлежит распределению между ее участниками пропорционально их долям.
Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, которое используется такими субъектами исключительно для достижения целей, указанных в учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ).
Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации.
В случае ликвидации общественной или религиозной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в соответствии с целями, для которых она была учреждена.
Государственная собственность подразделяется на два уровня: 1) федеральная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации; 2) региональная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст. 214 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Государство осуществляет свои полномочия через систему органов государственной власти, каждый из которых наделяется собственной компетенцией. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным предприятиям и учреждениям.
Имущество, составляющее государственную собственность, может быть передано иным юридическим лицам, например, на праве аренды, причем в большинстве случаев речь идет о долгосрочной аренде, позволяющей одновременно передать и обязанность несения всех расходов.
Государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.
Муниципальная собственность включает в себя объекты, принадлежащие: 1) городским поселениям; 2) сельским поселениям; 3) иным муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).
Муниципальная собственность включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество и принадлежит муниципальному образованию, а правомочия осуществляются соответствующими органами местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, субъектами права муниципальной собственности могут выступать все органы муниципального образования, которыми являются представительный и исполнительный орган.
Иные формы собственности. Понятие «иные формы собственности», хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК РФ не раскрывается.
Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.
3. Иные виды права собственности
В зависимости об объектного содержания в праве собственности можно выделить право собственности:
- на землю и иные природные ресурсы (земельная собственность, лесная собственность и т.д.);
- жилые помещения (жилищная, коммунальная собственность);
- здания, строения, сооружения;
- имущественные комплексы (предприятия);
- движимые имущественные объекты;
- интеллектуальные объекты и т.п.
Также ученые указывают, что в теории, исходя из различных оснований и научных целей, право собственности можно классифицировать на несколько видов и подвидов. Критериями такой классификации могут служить:
- функциональное (целевое) назначение имущества и хозяйственной деятельности собственника (осуществление публичных или частных функций);
- служение публичным или частным интересам;
- характер присвоения имущества;
- способы использования имущества, распоряжения и управления им;
- особенности правового статуса публичного или частного собственника.