Банкротство

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведения

Внешнее управление при банкротстве подразумевает отстранение от работы всего руководящего состава и исполнение их обязанностей специалистом, назначенным Арбитражным судом. Оно преследует цели восстановления платежеспособности юридического, а не физического лица.

Понятие внешнего управления

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияВо время процедуры банкротства нередко назначают внешнего управляющего

Внешнее управление как одна из процедур банкротства проводится для отдельных категорий должников. В список включены:

  • Юридические лица — процедура применима при временной несостоятельности, доказанной судом. Проблема может быть устранена при проведении ряда мероприятий по оздоровлению. Во время работы с банкротом используются разнообразные меры, результатом которых является улучшение денежной ситуации, продолжение деятельности потенциального ответчика после возвращения долговых обязательств.
  • Предприятия — для компаний внешний управляющий назначается как специалист по финансовому улучшению системы. Максимальный срок этапа не превышает двух лет, а изначально он вовсе рассчитан на 18 месяцев. Для увеличения продолжительности можно подать заявление на изменение времени. Процедура рекомендуется Арбитражным судом и проводится для градообразующих и иных крупных компаний.
  • Застройщики — процесс применим для строительных фирм, в результате действий они могут завершать начатые проекты, отдавать задолженности потенциальным кредиторам. Если помощь не помогла восстановить состояние, то устанавливается конкурсное производство с реализацией имеющейся собственности, включая недостроенные объекты.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияОпределение понятия ВУ

Под внешним управлением подразумевают совокупность действий, которые позволяют остановить банкротство и вернуть прежнюю работоспособность организациям. Выбрать этот вариант может Арбитражный суд, а реализация проходит при наличии шансов на материальное восстановление компании.

Кроме совокупности финансовых особенностей, послуживших причиной возникновения данной ситуации, для реанимации фирмы важен уровень профессиональной грамотности внешнего управляющего. Согласно практике, процедура банкротства под ВУ может назначаться при определенных условиях:

  • при реальных шансах возвращения ответчику состоятельности — за отдельные промежутки времени;
  • при совместном решении пострадавших и направленном исковом заявлении в судебные инстанции о просьбе ввести ВУ в компанию;
  • если после направленного прошения о признании некредитоспособной организации появились доказательство, что выполнить восстановление реально, а назначение соответствующего специалиста целесообразно.

Важно! Какое отличие данного шага банкротства: отстранение от руководства должностных лиц и передача их функций ВУ. Последний, вступив в права может увольнять директоров, заместителей, главного бухгалтера и самостоятельно определять дальнейшую политику по деятельности предприятия.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияПлан работы

В чем отличия от финансового оздоровления предприятия

К реабилитационным стадиям процедуры банкротства относят финансовое оздоровление и стороннее управление. Они вводятся по отношению к некредитоспособному предприятию и используются для сохранения компании в роли рыночного субъекта. Оба варианта дают льготы на ведение деятельности и применяются после первичного собрания заемщиков или по решению судебной инстанции.

К принципиальным различиям между двумя вариантами относят разницу в организации экономическо-финансовой реабилитации проблемной компании:

  • во время стабилизации (оздоровления) — менеджмент фирмы сохраняет право на руководство, но получает ограничения в полномочиях;
  • при работе ВУ — все функции исполняются назначенным по суду специалистом.

Важно! Материальное восстановление аналогично рассрочке для постепенного погашения задолженностей с использованием определенных гарантий. Внешнее управление использует комплексные меры по изменению всей функциональности компании.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияСравнение двух понятий

Стандартный период работы под внешним управлением не превышает 18 календарных месяцев. Он соответствует нормам ст. 93 № 127 Федерального закона и исполняется после судебного решения. Максимальное время продления равно шести месяцам и вводится по требованию заемщиков. Для его осуществления должны присутствовать веские доводы:

  • внесение исправлений в первоначальный план управления компанией;
  • достижение видимых результатов на этапе нормализации работы предприятия.

Согласно ст. 92 под № 127 п. 2 ФЗ, общее время санации и ВУ не может превышать 24 месяцев или двух полных лет. Сокращение периода работы под сторонним управляющим производится по его собственному запросу или решению собрания истцов (ст. 93 п.3). Исполнение проходит незамедлительно.

Важно! Для градообразующих предприятий и фермерских хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий, временные рамки длятся 2,5 года.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияДопустимые сроки

В обязанности конкурсного управляющего входит составление подробного плана действий, последовательно исполняющегося по мере прохождения всех стадий для получения статуса некредитоспособности. ВУ включает следующие последовательные шаги:

  • поиск с дальнейшим согласованием и наймом специалиста;
  • разработка пошаговой стратегии и направлений работы;
  • создание плана по материальному оздоровлению проблемной компании;
  • проведение общего собрания заемщиков с озвучиванием цели и обсуждением мероприятий и корректировок для восстановления статуса предприятия;
  • старт деятельности и запланированных процедур;
  • исполнение договоров по отношению к истцам.

Внешние управляющие это специалисты, разрабатывающие пошаговые планы по реанимации фирм с последующим положительным результатом решения проблемы. Для приостановки признания предприятия несостоятельным в стратегии прописываются следующие шаги:

  • поэтапные действия, оказывающие прямое влияние на восстановление кредитоспособности;
  • подсчет сроков реализации обещаний, данных заемщикам;
  • составление сметы на реализацию;
  • время, за которое проблемы с платежеспособностью будут ликвидированы;
  • приведение фактов и аргументов, доказывающих, что возвращение стабильности компании реально;
  • описание обязанностей взыскателей и комитета, который должен одобрять действия проблемного предприятия.

Важно! Назначенный специалист обязан составлять отчетность и рассказывать о совершенных мероприятиях заинтересованным сторонам — при первом их запросе.

После завершения всех стадий процедура считается успешной только при возвращении статуса кредитоспособности и возвращения задолженностей заинтересованным компаниям.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияОбязанности ВУ

Особенности процедуры

Стороннее управление не относится к обязательным и назначается судебным решением по инициативе истцов или арбитража. Оно направлено как на погашение возникшей задолженности, так и на:

  • улучшение материальной базы ответчика;
  • сохранения фирмы в роли действующего субъекта.

Важно! По желанию разоряющегося предприятия данный тип восстановления не используется.

К особенностям процедуры относят следующие положения:

  • ввод моратория на исполнение требований заемщиков по долговым документам, исключением является компенсация морального вреда, выполнение запросов первой и второй очереди истцов, возврат имущества из незаконного владения;
  • отмену объявленных мер по обеспечению требований заинтересованных компаний;
  • наложение ареста на имущество должника проводится в рамках банкротства;
  • вводится ограничение на крупные сделки с собственностью ответчика.

Важно! Залоговое имущество продается на открытых торгах и с согласия заемщиков, цель заключается в обеспечении их запросов.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияОсобенности бухгалтерии при ВУ

Порядок действий при введении внешнего управления

Начало процесса проходит по положению ст. 75 и 93 из ФЗ под № 127, основано на решении собрания истцов или судебного постановления.

К веским причинам его осуществления относят наличие возможности реанимации кредитоспособности разоряющейся организации.

Судебная санация позволяет должнику пользоваться определенным типом льгот, направлена на изменение приоритетов и поиска выхода из сложившегося экономического кризиса.

Дата ввода процедуры провоцирует:

  • лишение полномочий прежнего руководства — исключением является сохранение технической функций;
  • введение моратория на выплату различного рода вознаграждений заинтересованным сторонам.

Важно! Приглашенный специалист проводит работу согласно законодательству и своим непосредственным обязанностям. Все ранее согласованные меры для обеспечения расчетов с заемщиками отменяются.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияПорядок введения ВУ

Возможные последствия

Судебное решение по внедрению в руководство фирмы постороннего сотрудника, назначаемого для решения возникших материальных трудностей, приводит к переходу руководства в его руки.

К последствиям для предприятия относят смену власти, получение новым управляющим неограниченных полномочий с правом перемещения работников по должностям и увольнения тех, кто не соответствует занимаемой должности.

В список дополнительных результатов введения полноправного руководителя относят:

  • отсутствие у собственников имущества прав и полномочий в деятельности компании;
  • отмену любых соглашений, ранее подписанных с кредиторами.

В ходе работы на проблемном предприятии применяют запрет на оплату долгов из бюджета, регулярных платежей и иных выплат. К исключениям относятся отдельные, установленные законодательством случаи.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица: понятие, порядок открытия и проведенияПоследствия ВУ

Процедура банкротства рекомендуется при отсутствии иных вариантов спасения и невозможности подписания мирового соглашения.

Закон «О банкротстве и несостоятельности» рекомендует ВУ для реабилитационных мероприятий и возвращения утерянной стабильности.

При успешном ведении дел фирма сможет рассчитаться по долговым обязательствам, а если процесс оказался нерезультативным, то судебная инстанция устанавливает дополнительные меры, позволяющие решить вопросы с заемщиками.

Последнее обновление 07.08.2022

Что такое внешнее управление. Объясняем простыми словами

Управляющий составляет план действий, цель которого — исполнить все обязательства должника и завершить дело о банкротстве.

https://www.youtube.com/watch?v=GuukqCu0GJs\u0026pp=ygWsAdCS0L3QtdGI0L3QtdC1INGD0L_RgNCw0LLQu9C10L3QuNC1INC_0YDQuCDQsdCw0L3QutGA0L7RgtGB0YLQstC1INGO0YDQuNC00LjRh9C10YHQutC-0LPQviDQu9C40YbQsDog0L_QvtC90Y_RgtC40LUsINC_0L7RgNGP0LTQvtC6INC-0YLQutGA0YvRgtC40Y8g0Lgg0L_RgNC-0LLQtdC00LXQvdC40Y8%3D

Управляющий может уволить руководителя или предложить ему переход на другую работу. Также он может поступить в отношении заместителей руководителя, бухгалтеров и т.д.

Внешний управляющий может полностью поменять подход к менеджменту: сократить штат, ликвидировать нерентабельные подразделения или изменить их деятельность, распродать имущество и т.п.

Кроме этого, управляющий ищет способы взыскать всю имеющуюся дебиторскую задолженность, чтобы с помощью полученных средств затем рассчитаться с кредиторами.

На этот период приостанавливаются начисление процентов по долгам и исполнение по исполнительным документам судебных приставов или налоговых органов.

«На верфи Harland and Wolff ввели внешнее управление. Это должно спасти компанию от судебных исков кредиторов и помочь списать часть долгов».

(Из новости о том, как построившая «Титаник» компания [пошла на дно] (https://secretmag.ru/news/kompaniya-poshla-na-dno-10-08-2019.htm).)

«Во время внешнего управления строительной компанией с 500-миллионным долгом у неё оказалась дебиторка одного заказчика на 800 млн рублей, которая не взыскивалась больше двух лет.

Внешний управляющий понял, что одна из причин — обида гендиректоров компании-заказчика (дебитора) и подрядчика (должника во внешнем управлении) друг на друга. После привлечения юридической команды и подачи исков в арбитражный суд заказчик пошёл на переговоры.

В итоге стороны заключили мировое соглашение, клиент рассчитался с кредиторами и вывел предприятие из банкротства».

  • (Управляющий партнер адвокатского бюро «Юшин и партнеры» Анатолий Юшин — в колонке о том, как использовать банкротство для оздоровления бизнеса).
  • Внешнее управление вводится не более чем на 18 месяцев и может быть продлено по решению собрания кредиторов на срок до полугода.
  • В конце внешнего управления может быть одно из решений собрания кредиторов:
  • обращение в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления, потому что компания восстановила платежеспособность и может переходить к расчётам с кредиторами;
  • принятие решения о продлении внешнего управления;
  • обращение в арбитражный суд с ходатайством о прекращении банкротства, так как все требования всех кредиторов удовлетворены;
  • обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании компании банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • заключение мирового соглашения.
Читайте также:  Сроки получения ответа ФАС физлицом

В будущем внешнее управление, скорее всего, исчезнет из процедуры банкротства. Дело в том, что в 2021 году Минэкономразвития предложило масштабные поправки в законодательство.

«Сократится число процедур: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление заменят одной — реструктуризацией долгов», — объяснял «Секрету» партнёр юридической компании «Сотби» Владимир Журавчак.

Срок реструктуризации будет ограничиваться четырьмя годами, но его можно будет продлить ещё на четыре года.

Новая процедура реструктуризации долгов будет включать:
конвертацию долгов в доли в уставном капитале компании-должника, акции, облигации и другие ценные бумаги;

  • реорганизацию компании-должника;
  • продажу предприятия целиком или частями;
  • замещение активов;
  • изменение порядка и объёма погашения долгов и др.

Внешнее управление при банкротстве

Банкротство — принятие судом статуса заемщика. Что обеспечивает банкротство кредиторов при разорении юридического лица. По закону юридическим лицам предоставляется статус, когда обещания не выполнены в течение 90 дней.

Банкротство содержит в себе следующие рубежи:

  • Наблюдения. На этом этапе проводится анализ финансовых возможностей и защиты имущества;
  • Улучшения. На этом шаге готовится проект оплаты;
  • Внешнее управление как процесс разорения;
  • Руководство конкуренцией. На этом шаге недвижимость реализуется для удовлетворения условий кредиторов;
  • Мирный договор. Возможна очистка на любой стадии создания.

Юридический субъект освобождается от уплаты в конце рубежей.

Концепция внутреннего управления

Внешнее разорение — процесс самостоятельного банкротства параллельно с реабилитацией фирмы. Это здоровье, что мешает конкурентоспособному учреждению.

https://www.youtube.com/watch?v=GuukqCu0GJs\u0026pp=YAHIAQE%3D

Транзакция инициируется после периода аудита транзакций с кредиторами. Он был организован на период не больше полутора лет. В редких вариантах возможно продление еще на пол года. То есть продолжительность периода внешнего управления не превышает 24 месяца.

Этап предполагает отмену существующего управления. Это право предоставляется выбранному менеджеру. По желанию, компания может управлять всеми активами. Но действующий руководитель лишь частично лишен власти.

Функции управляющего недвижимостью

В согласовании со статьей 99 Федерального закона № 127 внешний администратор имеет следующие права, а также обязанности:

  • имеет возможность управлять собственностью в согласовании из законными нормами и внешними инструкциями;
  • отказаться подписывать контракты;
  • достижение соглашения от имени банкротства;
  • обратиться в арбитраж с заявлением касательно признания недействительным процесс;
  • включить информацию инвентаризации в течение 3 суток с времени открытия;
  • учет и документы по всей финансовой статистике;
  • подготовка проекта внешнего управления;
  • утвердить все меры для оплаты долгов кредиторам;
  • принять все меры и уведомить комитет;
  • отчеты и выводы собрания кредиторов.

Внешнее и Федерационное руководство о банкротстве заявляют о том, что этап внешнего управления выполняется Арбитражным комитетом. Причина для стадии – наличие возобновления платежеспособности.

Контроль

Подтверждение функционала, который возложен на руководителя, выполняется при помощи плана руководства. На разработку документа выдается 1 месяц со дня утверждения (регламентировано пунктом 1, статьей 106 Федерального закона №127).

В документе обязаны содержаться все реквизиты, в том числе период восстановления для этого.

Отчет

За 15 дней до окончания управляющий обязан составить итоговый отчет. В нем излагаются полные сведения о результатах предпринятых действий, полученных за период временного руководства. На его основании совет кредиторов принимает решение о пролонгации процедуры или же назначении нового этапа.

Если компания является после процедуры платежеспособной, то управляющий начинает выплату в соответствии с реестром.

Оплата услуг

За свою работу управляющий получает вознаграждение от банкрота. Ежемесячный платеж – это фиксированная плата в размере 45000 рублей, также начисляются проценты.

Сумма к выплате от процентов устанавливается по результатам работы управляющего и зависит от обязательств, цены активов юридического лица на период проведения процедуры.

Руководство банкротством считается главным шагом для улучшения вашего потенциального банкротства.

Завершением внешнего управления является оплата долгов кредиторам или публичное объявление статуса должника и, в конечном итоге, назначение другой фазы производства.

Все принимаемые методы — надзор, финансовое оздоровление, производится учитывая специфики учреждения.

Когда фирма относится к категории юридических лиц, перечисленных в Законе 127-ФЗ, требуется соответствовать требованиям законодательства определенных заемщиков.

Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия

Когда юридическое лицо признается финансово несостоятельным, совсем не обязательно, что его ликвидируют. К организации-должнику могут быть применены реабилитационные процедуры в виде внешнего управления при банкротстве. Его цель заключается в восстановлении платежеспособности банкрота и полный расчет с кредиторами по имеющимся долговым обязательствам.

Когда вводится внешнее управление при банкротстве юридического лица?

На стадии внешнего управления все полномочия полностью переходят ко внешнему управляющему.

Управление вводится решением арбитражного суда, если собрание кредиторов или сам должник обращался с заявлением в судебную инстанцию. Обоснованием введения внешнего управления является потенциальная возможность предприятия восстановить свое финансовое положение.

Введение этой процедуры для кредиторов имеет преимущества. У кредитующих лиц появляется больше шансов вернуть свои финансовые средства, так как при начале стадии конкурсного производства и реализации имущества на аукционе, полученных денег может не хватить на полное погашение всей задолженности.

Как проводится внешнее управление?

Этап банкротства юридического лица, получивший название «внешнее управление», начинается с передачи всех полномочий руководителя новому арбитражному управляющему.

Внешний управляющий принимает всю документацию от должника и приступает к руководству предприятием.

 Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.

Внешнее управление не является обязательной стадией банкротства. Реабилитационные мероприятия проводятся только при условии обоснования их целесообразности. Если новое руководство не восстановит платежеспособный статус организации, то после стадии внешнего управления компания сразу вступает в заключительный этап банкротства — конкурсное производство, когда имущество юридического лица распродается на аукционах. Деньги, вырученные с реализации активов, идут на погашение долговых обязательств компании.

Пока должник находится под внешний управлением, вводится мораторий на долговые выплаты. Так компания сможет улучшить свои финансовые дела и вести деятельность без постоянного давления со стороны кредиторов.

План проведения

В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.

План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер.

Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности.

Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.

План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:

  • предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
  • иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
  • соответствовать установленным законодательствам требованиям.

Управляющий по требованию собрания кредиторов обязан отчитываться о реализации утвержденного плана и общей финансовой ситуации должника.

Внешний управляющий в процедуре несостоятельности

Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего.

Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации.

Также в обязанности внешнего управляющего входит разработка мер по взысканию задолженности с дебиторов, открытия реестра требований кредиторов и ряд других мероприятий.

Срок процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

Внешнее управление не может длиться бесконечно. Его максимальный срок не должен превышать полгода. Однако при определенных условиях период может продлеваться до полутора лет.

Для некоторых организаций предусмотрены более широкие временные рамки. Это градообразующие предприятия, при ликвидации которых возникают негативные социально-экономические последствия для региона. Срок управления такими предприятиями может продлеваться вплоть до 2,5 лет при наличии заявления от органов местного самоуправления.

Помимо градообразующий предприятий, рассчитывать на продление срока внешнего управления могут фермерские хозяйства. Судебной инстанцией устанавливается отдельный временной отрезок, на протяжении которого может быть выращен и собран очередной урожай.

К общему сроку в 18 месяцев добавляется еще один год в исключительных случаях, когда на работу организации-должника повлияли стихийные бедствия.

Права и обязанности участников

Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.

Должник вправе принимать решения:

  • о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
  • об избрании представителя должника;
  • о замещении активов должника;
  • о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.

Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.

Кредиторы вправе:

  • принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
  • направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
  • формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
  • одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.
Читайте также:  Нужно ли оформлять в собственность общедомовую территорию

Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.

Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Последствия процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника.

Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом.

Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:

  • прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
  • отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.

Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования.

В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов.

К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.

Внешнее управление при банкротстве

  • Процедуры банкротства (статья 27 закона о банкротстве):
  • — наблюдение;
    — финансовое оздоровление;
    — внешнее управление;
  • — конкурсное производство;

— мировое соглашение.

Внешнее управление. Определение понятия

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 статьи 2 закона о банкротстве).

Введение процедуры внешнего управления не свидетельствует о прекращении должником своей деятельности.

Последствиями введения процедуры внешнего управления являются прекращение полномочий руководителя должника и передача его полномочий внешнему управляющему; прекращение полномочий органов управления должника (ст. 94 Закона о банкротстве).

С момента введения процедуры внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; таким образом, требования в данной процедуре не удовлетворяются, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве).

Основания введения процедуры внешнего управления

Процедура внешнего управления регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» как судебная процедура.

Процедура внешнего управления вводится определением арбитражного суда. Основаниями введения процедуры может быть обращение собрания кредиторов с ходатайством о введении процедуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также заключение арбитражного управляющего, иные юридические факты, предусмотренные вышеназванным Законом.

Основанием введения процедуры может быть решение первого собрания кредиторов о введении процедуры внешнего управления, если в процедуре наблюдения после анализа финансового состояния должника временным управляющим будет сделан вывод о возможности восстановления платежеспособности должника.

Согласно абз. 4 п. 2 ст.

75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления после окончания процедуры наблюдения при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении какой-либо из процедур несостоятельности, а у суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела ввиду истечения срока процедуры наблюдения и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Срок внешнего управления

В силу пункта 2 статьи 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, не более чем на шесть месяцев, если законом о банкротстве не установлено иное.

План внешнего управления

  1. В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

  2. План внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

  3. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 107 Закона о банкротстве).

Основания для отказа в утверждении судом отчета внешнего управляющего

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 119 Закона о банкротстве арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника.

В случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Наличие у должника признаков банкротства, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве, в силу положений пункта 1 статьи 53 Закона о банкротстве является основанием для принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Результат рассмотрения отчета внешнего управляющего

В силу пункта 3 статьи 118 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

  • — об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • — об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • — об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.

Внешнее управление как процедура банкротства: порядок введения, права и обязанности управляющего

Внешнее управление при банкротстве вводится с целью восстановления финансовой стабильности и платежеспособности компании должника по итогам наблюдения или в случае, если финансовое оздоровление не принесло необходимого результата.

Правовое регулирование

Порядок и особенности процедуры регулируются главой 6 закона 127-ФЗ. На практике внешнее управление представляет собой передачу компании под полный контроль внешнего управляющего, который получает право принимать любые важные решения:

  • о реорганизации производства;
  • о продаже части активов должника;
  • о закрытии неприбыльных производств;
  • о взыскании долгов в пользу фирмы;
  • о перепрофилировании компании;
  • об участии в венчурных проектах;
  • о сокращении штатов.

Порядок введения и последствия

Внешнее управление вводится судом по решению собрания кредиторов на срок до 1,5 лет и может продлеваться один раз на полгода по решению суда.

Важно учесть, что суммарный срок оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, а введение внешнего управления после финансового оздоровления допустимо только в случае, если с момента ввода финансового оздоровления прошло не больше 18 месяцев.

Внешнее управление вводится в следующем порядке:

  1. Управляющий предоставляет отчет по итогам наблюдения или в ходе оздоровления предприятия.
  2. Собрание кредиторов анализирует отчет управляющего, принимает решение о вводе внешнего управления и направляет протокол собрания в арбитражный суд.
  3. Суд проверяет законность решения собрания кредиторов и выносит определение о переходе к внешнему управлению.
  4. Утверждается внешний управляющий.
  5. Управляющий разрабатывает план по восстановлению платежеспособности должника в течение месяца после своего назначения.
  6. Собрание кредиторов утверждает план.

План управления предприятием должен содержать перечень мер по восстановлению финансовой стабильности предприятия, смету сопутствующих расходов, а также сроки восстановления платежеспособности и обоснование таких сроков.

Собрание кредиторов может утвердить план, потребовать устранить недочеты или принять решение о переходе к конкурсному производству. С момента введения внешнего управления наступают следующие правовые последствия:

  • руководство компании должника утрачивает свои полномочия;
  • отменяются все меры, принятые ранее в целях обеспечения требований кредиторов;
  • арест активов допускается только в рамках закона о банкротстве;
  • действие исполнительных листов приостанавливается;
  • замораживается начисление штрафов и пеней за просрочки.

В отношении отстраненных руководителей должника вновь утвержденный управляющий вправе принять одно из следующих решений:

  • уволить;
  • предложить работу в компании, не связанную с управлением;
  • предложить продолжить исполнять свои обязанности в статусе помощника управляющего.

Важно учесть, что руководитель подразделения, оставленный внешним управляющим в должности, не может принимать управленческие решения без подписи управляющего. При увольнении руководители всех уровней должны передать всю документацию, печати и материальные ценности управляющему в течение трех дней.

Читайте также:  Как добиться косметического ремонта подъезда?

Органы управления должника при этом сохраняют право принимать следующие действия:

  • размещать дополнительные акции и определять их стоимость;
  • ходатайствовать перед собранием кредиторов о дополнительной эмиссии акций и о продаже фирмы должника;
  • определять регламент процедуры собрания акционеров;
  • принимать решение о замещении активов;
  • заключать соглашение с третьими лицами о получении финансовой помощи.

Поданные собранию ходатайства рассматриваются собранием и утверждаются арбитражным судом.

Исполнительные производства по ранее поданным требованиям прекращаются, и выплаты кредиторам начинаются только после восстановления платежеспособности компании или открытия конкурсного производства, если платежеспособность восстановить не удалось. Важно учитывать, что прекращают свое действие только те исполнительные листы, которые были выданы до введения процедуры – если в ходе внешнего управления компания задерживает обязательные платежи поставщикам ресурсов, то они вправе взыскивать средства через суд.

Итогом внешнего управления могут быть восстановление платежеспособности компании и закрытие дела о банкротстве или – при безуспешности принятых управляющим мер – переход к завершающей стадии банкротства – конкурсному производству.

Внешний управляющий

Внешний управляющий – это состоящее в саморегулируемой некоммерческой структуре арбитражных управляющих лицо, кандидатура которого была утверждена судом для осуществления руководства процедурой внешнего управления.

Суд может утвердить кандидатуру, предложенную собранием кредиторов, или выбрать управляющего из обозначенной кредиторами саморегулируемой структуры.

Предложенный собранием управляющий не должен иметь действующую дисквалификацию.

Права

Внешний управляющий имеет следующие права:

  • управлять собственностью фирмы должника в соответствии с утвержденным планом;
  • подписывать мировое соглашение от имени фирмы должника;
  • отказываться от исполнения сделок должника;
  • подавать иски от имени должника с требованием признания заключенных ранее договоров недействительными;
  • осуществлять иные полномочия по руководству банкротящейся компании.

Отказ от сделок по договорам, заключенным ранее, допускается в течение трех месяцев после введения внешнего управления в случаях, когда такие сделки не закрыты полностью, и выполнение их условий в полной мере будет препятствовать восстановлению платежеспособности компании должника.

Важно учитывать, что Пленум ВАС РФ №58 определил, что отказ от залоговых сделок недопустим.

Обязанности

К обязанностям внешнего управляющего относятся:

  • провести инвентаризацию активов должника и в течение 3 дней опубликовать результаты инвентаризации в Едином реестре;
  • сформировать план управления и представить его собранию кредиторов;
  • вести финансовую и бухгалтерскую документацию, составлять отчеты;
  • возражать на требования кредиторов при необходимости;
  • взыскивать долги в пользу компании должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • осуществлять утвержденный план внешнего управления;
  • составлять отчет об исполнении плана и представлять его собранию кредиторов.

Также управляющий обязан информировать по запросу о ходе внешнего управления кредиторов и других участников дела о банкротстве.

В каких случаях управляющий может быть отстранен от должности

Управляющий может быть отстранен от должности по решению суда, если поступит заявление о неисполнении управляющим своих обязанностей от кредиторов или иных лиц, права которых были нарушены действиями управляющего.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

https://www.youtube.com/watch?v=PH0xRnZ-dg8\u0026pp=ygWsAdCS0L3QtdGI0L3QtdC1INGD0L_RgNCw0LLQu9C10L3QuNC1INC_0YDQuCDQsdCw0L3QutGA0L7RgtGB0YLQstC1INGO0YDQuNC00LjRh9C10YHQutC-0LPQviDQu9C40YbQsDog0L_QvtC90Y_RgtC40LUsINC_0L7RgNGP0LTQvtC6INC-0YLQutGA0YvRgtC40Y8g0Lgg0L_RgNC-0LLQtdC00LXQvdC40Y8%3D

Внешнее управление вводится

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Определение о сокращении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

С даты введения внешнего управления:

  • прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Статьи 96-105 Закона о банкротстве регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

Внешний управляющий имеет право:

  1. распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными законом;
  2. заключать от имени должника мировое соглашение;
  3. заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона;
  4. подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов органов управления должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника;
  5. осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 закона):

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • продажа предприятия должника;
  • замещение активов должника;
  • иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет, где должно содержаться одно из предложений:

  1. о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  2. о продлении установленного срока внешнего управления;
  3. о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  4. о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. К отчету прилагаются протокол собрания кредиторов и реестр их требований.

По результатам рассмотрения отчета арбитражный суд выносит определение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
  • о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
  • об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).