Банкротство

Внесение изменений в разрешение на строительство

Правительство российской федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2020 г. № 1816

МОСКВА

Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173)

  • В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 и пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
  • 1. Утвердить прилагаемые:
  • перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;
  • перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство;

изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 50, ст. 7089; 2016, № 19, ст. 2706; 2018, № 28, ст. 4227).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 12, ст. 1715);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. № 1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 34, ст. 4896).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации                               М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ПЕРЕЧЕНЬслучаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории

  1. 1. Строительство, реконструкция:
  2. объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором — седьмом и девятом — тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.

    № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

  3. газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 мегапаскаля.
  4. 2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:
  5. строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;
  6. строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;

общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.

3. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

_____________

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ПЕРЕЧЕНЬслучаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173)

  • Строительство, реконструкция:
  • линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;
  • линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
  • тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно;
  • водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
  • линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
  • линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов; 
  • отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
  • автомобильных дорог IV и V категории;
  • объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;
  • местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
  • пешеходных улиц и площадей городов;
  • парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек;

объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1173)

____________

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 12 ноября 2020 г. № 1816

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

1. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Защитные сооружения гражданской обороны, сооружения инженерной защиты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.».

2. В пункте 18 слова «на дворовых территориях многоквартирных жилых» заменить словами «на придомовых территориях многоквартирных».

3. Пункт 24 дополнить словами «, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции».

4. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31.

 Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).».

____________

Разрешение на строительство ✅ Порядок получения, внесение изменений, срок выдачи в Москве и Московской области

Хотите возвести какой-либо объект в Московской области? Обратитесь к нам. С нашей помощью вы максимально быстро получите необходимое разрешение на строительство.

Предлагаем услуги по получению разрешения на строительство как в рамках его комплексного сопровождения, так и при наличии готового пакета документов, разработанных не нами. Во втором случае стоимость процедуры увеличится, т. к. нам придется тщательно изучить все документы.

Если все в порядке, то согласование разрешения на строительство пройдет без проблем. Если же в разработанной не нами документации будут выявлены ошибки и недочеты, вам придется дополнительно заплатить за их исправление.

Преимущества нашей компании — решать задачи комплексно

  • Утверждение архитектурно-градостроительного
  • облика
  1. Проработка потенциалаземельного участка или
  2. объекта реконструкции
  • Проектирование всехстадий, разделов,
  • любой сложности

Согласования и утверждение в ИСОГД

Получение разрешения на строительство

Документы, необходимые для получения разрешения на возведение объекта капитального строительства

Разрешение на строительство объекта капитального строительства выдает Министерство строительного комплекса Московской области, часть полномочий из которых сейчас передано в Министерство жилищной политики Московской области. Для оформления необходимо подать следующие документы.

  • Пакет правоустанавливающих документов на земельный участок.
  • Заполненное на стандартном бланке заявление.
  • Отчеты о проведенных экологических, геодезических и геологических изысканиях.
  • Согласованный градостроительный план земельного участка.
  • Все разделы проектной документации.
  • Технические условия на подключение будущего объекта капитального строительства к инженерным сетям.
  • Необходимые согласования со всеми службами.
  • Результаты экспертиз проектной документации и архитектурно-градостроительного облика.
  • Справки о регистрации и утверждении необходимых документов в ИСОГД.
  • Иные документы, если их наличия требует действующее законодательство.

Обратите внимание! Для получения разрешения на строительство также потребуется электронная цифровая подпись. Чтобы мы взаимодействовали с надзорными органами от вашего имени, необходимо оформить доверенность и заверить ее.

Ключевые требования к разрешительной документации

Разрешительная документация на строительство капитального объекта имеет важное значение. Во-первых, подтверждается, что планируемое к возведению сооружение в ходе строительных работ и после начала его эксплуатации будет отвечать всем требованиям безопасности. Во-вторых, сам объект и процесс его возведения приобретают легальный статус. Строящееся здание не признают незаконными.

Требования к получению разрешений на строительство детально прописаны в статье №51 Градостроительного кодекса РФ. Чтобы получить разрешение, необходимо соблюсти главное условие: проект не должен противоречить следующим нормативным документам:

  • градостроительный регламент;
  • проект планировки и межевания территории для нелинейного или линейного объекта;
  • разрешение на использование территории.

В документации не допускаются ошибки и недочеты. Необходимы согласования проекта с надзорными органами.

Требуется консультация по получению разрешения на строительство?

Позвоните нам по телефону или заполните онлайн-форму. Наш специалист подробно ответит на вопросы, уточнит нюансы и предложит оптимальный вариант взаимовыгодного сотрудничества.

Особенности оформления и получения разрешения на строительство в Московской области

Почему вам могут отказать в получении разрешения на строительство в Московской области

Перечислим наиболее распространенные предпосылки.

  • В проекте и сопроводительной документации имеются данные, противоречащие градостроительному плану земельного участка.
  • Некоторые документы, нужные для удовлетворения заявления на разрешение на строительство, утрачены.
  • Имеются разногласия с:
    • показателями, перечисленными в проекте межевания или планировки территории;
    • предельными параметрами допустимого строительства, устанавливаемыми разрешением на наличие отклонений.

Почему разрешение на строительство может утратить юридическую силу

Это происходит в следующий ситуациях:

  • Владелец ЗУ потерял право пользования территорией в принудительном порядке.
  • Застройщик отказался от прав собственности.
  • Был расторгнут договор аренды или иной документ, устанавливающий права пользования земельным участком.

В каких случаях получение разрешения на строительство не требуется

  • Реконструкция объекта капитального строительства без изменения технических и экономических показателей и конструкции строения (капремонт).
  • Возведение вспомогательных сооружений.
  • Строительство в дачных поселках.
  • Возведение гаражей на территории частных владений.
  • Бурение скважин.
  • Строительство временных сооружений (навесы, киоски и т. п.).

Как правильно подготовить заявление и подать документы

Лучше всего, если этой задачей и подготовкой пакета документов займутся специалисты организации, оказывающей услуги по сопровождению строительства. В подобной ситуации проблем с оформлением и получением разрешения на строительство точно не возникнет.

О внесении изменений в разрешения на строительство

Основаниями для внесения изменений в разрешение на строительство становятся:

  • необходимость корректировки какой-либо части проектной документации (к примеру, для исправления технических ошибок);
  • образование нового земельного участка;
  • разделение территории.

В роли заявителя для внесения изменений в разрешение на строительство может выступить как технический заказчик, так и застройщик.

Обратите внимание! Во многих случаях для внесения изменений в разрешение на строительство требуется переоформление ГПЗУ.

Возможно ли продление РС в Московской области?

Да возможно. Чтобы продлить разрешение на строительство в Московской области, нужно подать в госорган соответствующее заявление. Это нужно сделать за 2 месяца до конца действия выданного ранее документа.

Важно! Если прошло 60 дней с момента подачи заявления, а работы на площадке так и не были начаты, в продлении вам откажут.

Комплексное сопровождение строительства и получение соответствующего разрешения от ГК IR Proekt

Сопровождение строительства на всех его этапах — основная специализация ГК IR Proekt. Возложите обязанности на плечи наших специалистов и сэкономьте большое количество времени и денег. В нашей компетенции — все виды работ.

На этом сопровождение строительства под ключ обычно не заканчивается. Далее мы займемся непосредственно организацией работ и будем контролировать правильность их выполнения. После окончания строительства оформим нужные документы и акты и получим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Почему стоит заказать услуги по сопровождению строительства и получению нужных разрешений именно в ГК IR Proekt

  • Сотрудничество только с нами. Вам не придется обращаться в иные организации и переплачивать.
  • Профессиональная помощь в получении разрешения на строительство. Документы разрабатывают и согласовывают опытные специалисты, учитывающие все требования и нюансы. Проблем с утверждением документов в надзорных органах и получением разрешений не возникает.
  • Доступность. Предлагаем минимальные цены на услуги по сопровождению строительства, заказанные в комплексе.
  • Оперативность. Процедура получения разрешения на строительство объекта пройдет максимально быстро.
  • Удобный формат взаиморасчетов. Вы платите за услуги по мере их предоставления.
  • Внушительный опыт. Мы работаем с 2001 года. Специалисты группы компаний IR Proekt участвовали в реализации огромного количества проектов. Примеры работ доступны для ознакомления в разделе «Портфолио».

Порядок выдачи разрешения на строительство объекта таков.

  1. Подготовительные работы. Мы собираем пакет документов.
  2. Отправка. Документы в электронном виде пересылаются в надзорный орган.
  3. Рассмотрение. Пакет документов проходит проверку.
  4. Оформление разрешения на строительство. Мы получаем утвержденный документ и передаем его вам.

Срок получения разрешения на строительство

При наличии полного пакета правильно оформленных документов на получение разрешения на строительство уйдет не более 10 дней.

Порядок оказания услуг

Стоимость услуг по получению разрешения на строительства конкретного объекта и определяется в индивидуальном порядке и зависит от следующих факторов.

  • Объем работ.
  • Место расположения будущего объекта.
  • Характеристики участка.
  • Тип сооружения.
  • Его габариты и особенности.
  • Количество необходимых согласований и пр.

Для заказа разрешения на строительства в Московской области заполните форму на сайте или позвоните нам по телефону. Менеджер примет заявку, предоставит консультацию и обсудит с вами условия сотрудничества.

  1. Заявка на консультацию по разрешению на строительство
  2. Оставьте свои данные и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
  3. *Поля отмеченные звездочкой обязательны для заполнения

Анализ объема допустимой застройки за 1 рабочий день Гарантия получения разрешения на строительство по договору

Нужно ли получать новое разрешение на строительство взамен старого?

автор ответа,

Вопрос

Застройщиком было получено разрешение на строительство объекта капитального строительства. В процессе выполнения работ в связи с изменением проектных решений потребовалось сдавать измененную проектную документацию в государственную экспертизу. Получено положительное заключение экспертизы на проектную документацию.

  • Нужно ли получать новое разрешение на строительство взамен старого?
  • Ответ
  • В случае, если в ходе строительства объекта капитального строительства застройщиком принято решение об изменении проектных решений такого объекта, которые вызваны объективными обстоятельствами, то требуется внесение соответствующих изменений в ранее полученное разрешение на строительство.
  • Если же изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и при этом не связаны с объективными обстоятельствами, а вызваны предпринимательскими решениями, то в данном случае с учетом характера вносимых изменений необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в выданные разрешения.
  • Обоснование
  • В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) разрешение на строительство является документом, дающим застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и подтверждающим соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Согласно с п. 7 ст.

52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.

Из приведенных норм следует, что разрешение на строительство является одним из документов, на основании которого устанавливается соответствие содержание проектной документации установленным требованиям. Кроме этого, наличие разрешения на строительство является одним из признаков того, что объект не является самовольной постройкой и имеются основания для возникновения права на такой объект.

Однако вопрос, в каких случаях необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, а в каких случаях требуется получение нового разрешения, по-прежнему остается дискуссионным. Проблема связана с тем, что предусмотренные в ст. 51 ГрК РФ основания для внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.

При этом необходимо учитывать практику Верховного Суда РФ о возможности внесения изменений в разрешение на строительство в случае изменений проектной документации. В частности, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 11.11.2015 по делу N 301-ПЭК15, (А65-4542/2014) суд указал, что перечень оснований для внесения изменений в разрешение на строительство не является исчерпывающим:

«Частями 21.5 — 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном ч. ч. 21.10, 21.14 названной статьи.

Между тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими».

Высшей судебной инстанцией было разъяснено: из положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ следует, что причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными, обусловлены необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта.

Если же изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и при этом не связаны с объективными обстоятельствами, а вызваны предпринимательскими решениями, по мнению суда, в данном случае с учетом характера вносимых изменений необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в выданные разрешения. Так, в рассматриваемом деле суд посчитал правомерным отказ в переоформлении разрешений на строительство, поскольку изменения, которые заявитель просил внести в выданные ему разрешения на строительство, были вызваны намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.

Таким образом, в случае если в ходе строительства объекта капитального строительства застройщиком принято решение об изменении проектных решений такого объекта, которые вызваны объективными обстоятельствами, то требуется внесение соответствующих изменений в ранее полученное разрешение на строительство. Аналогичные разъяснения даны в Письме Минэкономразвития России от 11.05.2017 N ОГ-Д23-5493.

На вопрос отвечала: С.А. Токмина,    консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Внесение изменений в разрешение на строительство

  • Согласно требованиям Градостроительного законодательства, строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается уполномоченным органом и является подтверждением соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
  • Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией и иными документами, указанными в части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Вместе с тем, застройщики, получив в установленном порядке разрешение на строительство, в некоторых случаях хотят увеличить площадь строящихся объектов, в том числе за счет увеличения проектной этажности, и ссылаясь на положения части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просят о внесении изменений в ранее выданные разрешения на строительство в связи с указанной корректировкой.

Аналогичный случай стал предметом судебного разбирательства и дошел до рассмотрения в Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Фабула данного дела такова.

Общество на основании разрешений на строительство осуществляло строительство жилых домов г. Казани.

Вместе с тем, решив на стадии строительства увеличить проектную этажность домов обратилось в уполномоченный исполнительный орган (управление) с заявлением о внесении изменений в ранее выданные разрешения на строительство в связи с корректировкой проектной документации в части увеличения этажности и перерасчета нагрузок этих жилых домов.

Однако управлением было отказано Обществу во внесении таких изменений в виду необходимости оформления документов согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, согласованную главным архитектором города Казани; цветового решения фасада, пересогласованного главным архитектором города Казани.

Общество оспорило в судебном порядке отказы управления в переоформлении разрешений на строительство.

Решением арбитражного суда Обществу было отказано в удовлетворении заявления. Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, требования заявителя удовлетворены.

  1. Арбитражный суд округа отменил постановление апелляционного суда, решение суда первой инстанции оставил в силе.
  2. Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации решение суда первой инстанции и постановление арбитражного суда кассационной инстанции отменены, постановление апелляционного суда оставлено в силе.
  3. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов первой инстанции и округа ошибочными и сочла правомерным вывод суда апелляционной инстанции о допустимости внесения изменений в ранее выданные разрешения на строительство объектов в случае внесения изменений в параметры застройки.

В надзорной жалобе управление полагало, что двукратное увеличение нагрузки может повлечь обрушение здания, поскольку фундамент строящегося объекта запроектирован на строительство жилых домов значительно меньшей этажности. В связи с этим требуется проведение экспертизы фундамента и его несущей прочности.

По мнению подателя жалобы, обжалуемым судебным актом нарушаются права дольщиков, которые в случае завершения конкурсного производства, открытого в отношении Общества о признании его несостоятельным (банкротом), и его ликвидации будут лишены возможности предъявить застройщику претензии, связанные с возможностью обрушения дома.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в порядке надзора, нашел доводы надзорной жалобы Управления обоснованными у указал следующее.

Частями 21.5 — 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном чч. 21.10, 21.14 названной статьи.

Между тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.

Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика.

  • В данном споре общество просило внести в выданные разрешения на строительство изменения, вызванные намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.
  • В материалах дела не имеется доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации.
  • В связи с этим, отказав в переоформлении разрешений на строительство при изложенных обстоятельствах, уполномоченный орган не нарушил положения действующего законодательства.

Кроме того, в представленных обществом положительных заключениях негосударственной экспертизы не отражено, что экспертами учитывалось возведение застройщиком части объектов и что проводилась проверка соответствия уже возведенной части измененному проекту. Между тем изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части.

Удовлетворение заявленных обществом требований в отсутствие доказательств соответствия уже построенной части объектов условиям измененной проектной документации и требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий, а также соблюдения этим лицом положений ч. 5 ст. 52 ГрК РФ (извещение органов строительного надзора о начале строительства) нельзя признать правомерным.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации N 301-ПЭК15

Консультация специалиста

Специалисты юридической компании LEGAL RIGHT обладают богатым накопленным опытом защиты прав и интересов субъектов строительной отрасли и оказывают квалифицированную правовую помощь в области строительства и проектирования, в том числе по вопросам внесения изменений в разрешение на строительство.

Как заказать услугу нашей компании?

Заявку Вы можете оставить на сайте нашей фирмы заполнив соответствующую форму, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге: 8 (812) 920 12 75 или отправив запрос по электронной почте: [email protected]

Президиум ВС: причины корректировки разрешений на строительство должны быть "объективными" — новости Право.ру

Президиум Верховного суда объяснил, почему не поддержал подход Коллегии по экономическим спорам и отказал в требованиях застройщика из Казани переоформить разрешения на строительство многоквартирных жилых домов.

Перечень оснований для такой корректировки не является исчерпывающим, согласились судьи надзора с экономколлегией, однако причины должны быть «объективными».

Что конкретно это подразумевает, президиум не пояснил, однако изменение проектной документации такой причиной не является.

Желание застройщика из Казани – ООО «Свей» – внести изменения в разрешения на строительство было вызвано корректировкой проектной документации, а именно увеличением этажности домов уже после начала их строительства (двух – с девяти до 18 этажей и еще одного – с 16 до 18 этажей) и перерасчетом их загрузок.

Как пояснял на заседаниях представитель «Свей», строительство 18-этажных домов предполагалось изначально, однако разрешение было получено только на девять этажей из-за того, что в зоне застройки действовал запрет возводить здания выше 10 этажей.

Теперь же градостроительный регламент допускает там строительство до 20 этажей, и «Свей» попросил местные власти изменить уже выданные разрешения на строительство.

Застройщику отказали, и он пошел добиваться своего в суд (№ А65-4542/2014). Первая инстанция в требованиях ему отказала, решив, что теперь уже необходимо получать новые разрешения, а не корректировать старые.

По мнению суда, внесение изменений в разрешение на строительство возможно только в строго определенных случаях, которые перечислены в ст.

 51 Градостроительного кодекса (ГрК РФ) (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков, а также при смене обладателя лицензии на пользование недрами под участком). Этот перечень является исчерпывающим и изменение проектной документации в этот список не входит, рассудил суд.

Апелляционная инстанция считала иначе: ГрК РФ запрета на внесение изменений в разрешение на строительство в связи с изменением проектной документации не содержит, а значит, иск «Свей» надо удовлетворить. Но его не поддержала кассация округа, которая оставила в силе решение суда первой инстанции.

«Свей» обратился с кассационной жалобой в Верховный суд РФ, и экономическая коллегия ВС (Владимир Попов, Елена Борисова и Алексей Маненков) вновь поддержала его позицию.

Ей показался обоснованным и правомерным вывод апелляции о том, что отсутствие в ГрК РФ норм, регламентирующих порядок внесения изменений в случае изменения проектной документации на строящийся объект, не может являться основанием для отказа в реализации права на приведение строительной документации в соответствии с внесенными в установленном порядке изменениями в проект (в том числе из-за изменившихся параметров застройки территории). Как указала «тройка», перечисленные в ст. 51 случаи внесения изменений в разрешения на строительство исчерпывающими не являются.

Вопросом захотел заняться и Президиум ВС РФ. И дело «Свея» стало первым арбитражным спором, дошедшим до надзорной инстанции.

В результате акты апелляции и экономколлегии были отменены, а решения суда первой инстанции и кассации округа – оставлены в силе (см. «Президиум ВС поправил экономколлегию в деле о завышенной вдвое этажности домов»).

Таким образом, в требованиях «Свей» Президиум ВС полностью отказал, а свои мотивы объяснил в опубликованном на прошлой неделе постановлении.

Перечень не исчерпывающий, но нужны «объективные причины»

С тем, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими, Президиум ВС согласился.

Однако, как считают судьи надзора, «причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными», и намерение «Свея» увеличить этажность и количество секций жилых домов вряд ли является таковым. Такая логика, по их мнению, следует из ч. 7 ст.

 52 ГрК РФ, согласно которой «отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений».

«В материалах дела не имеется доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объектов капитального строительства от проектной документации», – решили судьи надзора, сделав вывод, что в таком случае отказ местных властей застройщику в корректировке разрешений соответствует закону.

Владислав Ганжала, партнер адвокатского бюро «Линия права»,с такой трактовкой ч. 7 ст. 52 ГрК РФ не согласен.

«В этой норме установлено, что если параметры объекта капитального строительства меняются в процессе строительства, то это требует обязательного внесения соответствующих изменений в проектную документацию, – говорит он.

 – Однако Президиум ВС почему-то истолковал слово «необходимость» только как «причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными» – то есть не зависящими от застройщика».

По словам юриста, теперь застройщику, который при соблюдении всех градостроительных и строительных норм и правил решил улучшить объект («например, сделать его более красивым»), будет невозможно это осуществить – «поскольку он будет жестко связан «объективными причинами».

«К сожалению, Президиум ВС не раскрывает содержание понятия «объективная причина», – отмечает также Рустам Курмаев, партнер практики разрешения споров Goltsblat BLP.

 – Однако он четко указывает на то, что одно лишь намерение застройщика изменить проектную документацию таковой не является».

Таким образом, наличие подобной «объективной причины» должно будет устанавливаться судом в каждом конкретном случае отдельно, считает Курмаев.

А по мнению Алексея Коневского, партнера «Пепеляев групп», Президиум ВС, наоборот, внес ясность в вопрос о возможности изменений разрешений на строительство объекта в процессе его строительства.

«Произвольное изменение технико-экономических показателей и параметров, направленное, например, на увеличение этажности или количества секций объекта, теперь недопустимо», – поясняет он.

Это разъяснение Президиума ВС, на его взгляд, направлено на пресечение недобросовестной практики строительства объектов с значительно превышающими параметрами и станет препятствием для застройщиков в получении неосновательной выгоды за счет отклонения от проектной документации.

Надежность и безопасность

На заседании Президиума ВС представители «Свея» также ссылались на положительные заключения Центра судебных и негосударственных экспертиз «Индекс», согласно которым корректировка проектной документации на строительство жилых домов соответствует всем нормам, правилам и регламентам.

Однако, как отметили судьи Президиума ВС, эксперты не проводили проверку соответствия уже возведенной части измененному проекту.

«Между тем изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части», – говорится в постановлении.

Удовлетворение же требований «Свея» при отсутствии доказательств соответствия уже построенной части объектов условиям измененной проектной документации и требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий, нельзя признать правомерным, подытожили судьи Президиума ВС.

По словам Курмаева, теперь судам, помимо установления «объективной причины» внесения изменений в проектную документацию, также необходимо будет устанавливать и отсутствие угрозы общественной безопасности (например, проверить характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части). В целом, по его мнению, постановление надзора окажет позитивное влияние на правоприменительную практику и будет способствовать единообразию при разрешении подобных споров.