Банкротство

Расторжение договора о целевом обучении

Чем чревато нарушение порядка расторжения договора о целевой подготовке специалиста? На что нужно обращать внимание работникам кадровых служб при трудоустройстве выпускников государственных учреждений образования?

Расторжение договора о целевом обучении

На эти и другие вопросы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, отвечает главный правовой инспектор труда Брестского обкома профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Сергей Василюк.

– В моем направлении на работу указана дата прибытия к месту назначения. Я должен быть на рабочем месте именно в этот день?

Евгений, Брест

– Согласно п.

27 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование (утверждено постановлением Совета Министров от 22 июня 2011 г. № 821), выпускник обязан прибыть к месту работы не позднее срока, указанного в свидетельстве.

Следует обратить внимание на тот факт, что согласно п. 4 ст.

83 Кодекса об образовании сроки обязательной работы по распределению исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем.

Для лиц, получивших высшее образование по профилю «здравоохранение», срок обязательной работы по распределению исчисляется с даты заключения трудового договора по должности врача-специалиста.

– Я получил среднее специальное образование и был направлен по распределению в учреждение культуры. Отработав месяц, поступил в вуз и был уволен. Через год после начала учебы меня отчислили за неуспеваемость. Обязан ли я доработать обязательный срок по распределению?

Сергей, Пинск

– Вам необходимо обратиться в учреждение образования, которое вы окончили, за направлением на работу.

В случае отчисления студента из университета, не отработавшего срок обязательной отработки по распределению после получения среднего специального образования, такой порядок действий регламентирован п.1 ст.85 Кодекса об образовании.

Согласно п. 3 ст. 85 Кодекса об образовании срок обязательной работы по распределению будет уменьшен на отработанное время.

– Каков порядок расторжения договора о целевой подготовке специалиста и что будет, если его нарушить?

Светлана, Кобрин

– Расторжение договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) возможно в случаях, предусмотренных п.п. 7, 8 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров от 22 июня 2011 г. № 821. Согласно п.

13 упомянутого документа при нарушении порядка расторжения договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) ответственность по возмещению в республиканский или местные бюджеты средств, затраченных государством на его подготовку на условиях целевой подготовки, солидарно несут заказчик кадров и сам гражданин.

– На какие вопросы следует обращать внимание работникам кадровых служб при трудоустройстве выпускников госучреждений образования?

Ирина Ивановна, специалист отдела кадров, Барановичи

– Согласно п.

32 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение двух лет после получения высшего или среднего специального образования и одного года – после получения профессионально-технического образования должны требовать предъявление ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве.

Галина Строцкая, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

Минобрнауки России от 07.12.2016 N ЛО-1841/05
"О целевом приеме и целевом обучении"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 декабря 2016 г. N ЛО-1841/05

О ЦЕЛЕВОМ ПРИЕМЕ И ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ

Во исполнение пункта 4 Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве Минобрнауки России информирует о возможности применения механизмов целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ).

Механизм целевого приема и целевого обучения определен статьей 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

———————————

См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 2, 3. — Ред.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

Согласно части 3 статьи 56 Федерального закона целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме.

Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (далее — заказчик целевого приема), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.

Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076 .

———————————

См. Образование в Документах. — 2014. — N 2. — С. 12 — 25. — Ред.

В соответствии с Правилами заказчик целевого приема направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, после чего образовательная организация в течение 10 календарных дней сообщает заказчику целевого приема о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема.

При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме заказчик целевого приема в течение 5 календарных дней направляет образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных заказчиком целевого приема самостоятельно (далее — граждане).

Отбор кандидатов для участия в конкурсе в рамках целевого приема, заключение договоров о целевом обучении и формирование списка граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, осуществляется заказчиком целевого приема самостоятельно (п. 6 Правил).

Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения.

Согласно Правилам договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Заказчик целевого приема до начала целевого приема в письменной форме информирует образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении.

Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с заказчиком целевого приема и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема.

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 56 Федерального закона федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.

Заключение указанных договоров возможно как с лицами, обучающимися по программам высшего образования, так и с теми, кто осваивает образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе в профессиональных образовательных организациях. При этом законодательством об образовании установлены единые требования к целевому обучению для среднего профессионального и высшего образования.

Читайте также:  Во время декрета начисляется ли отпуск и отпускные по законам РФ: как начисляют, как определяется период для отпускных и сколько дней положено во время декрета

Обязательными условиями целевого обучения (как в случае поступления по целевому приему, так и вне его) является трудоустройство выпускников и оказание мер социальной поддержки студентам в виде стимулирующих выплат и стипендий, компенсации затрат на жилье, оплаты образовательных услуг и т.п.

Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Аналогичная ответственность предусмотрена и для заказчиков целевого приема, не обеспечивших трудоустройство выпускника.

Минобрнауки России рекомендует рассмотреть возможность использования механизмов целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц.

При рассмотрении указанного вопроса Минобрнауки России просит обратить внимание на доступность для абитуриентов и студентов информации о возможности заключения соответствующих договоров, а также на создание организациями, в которые планируется трудоустройство выпускников, условий для работы лиц с инвалидностью и ОВЗ в случае заключения договоров с указанными лицами.

Заместитель министра

Л.ОГОРОДОВА

Поиск решений судов общей юрисдикции

  • Дело № 2-5781/2019
  • 35RS0010-01-2019-006631-92
  • РЕШЕНИЕ
  • Именем Российской Федерации
г. Вологда 01 августа 2019 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой Е.В.

при секретаре Сакичевой В.Ф.,

с участием представителя истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) по доверенности Серова А.Г.,

представителя ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Страхова С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Следственного комитета Российской Федерации к Гулькиной Алине Николаевне о взыскании затрат на обучение, встречному исковому заявлению Гулькиной Алины Николаевны к Следственному комитету Российской Федерации о расторжении договора, взыскании средств,

установил:

Следственный комитет Российской Федерации (далее – СК России, Следственный комитет) обратился в суд с исковым заявлением к Гулькиной А.Н. о взыскании затрат на обучение.

В обоснование требований указано, что 07 июля 2014 года между СК России и ответчиком заключен договор о целевом обучении в Северо-Западном институте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е.

Кутафина». В соответствии с пунктом 1 договора Гулькина А.Н.

приняла на себя обязательство освоить образовательную программу по направлению подготовки высшего профессионального образования «Юриспруденция», пройти итоговую аттестацию и заключить трудовой договор со Следственным комитетом или его территориальным органом или учреждением.

В силу пункта 5 договора ответчик обязалась не позднее 2 месяцев со дня получения соответствующего документа об образовании заключить трудовой договор и пройти федеральную государственную службу в следственном органе или учреждении СК России сроком не менее 5 лет. 11 июля 2018 года Гулькина А.Н.

получила диплом бакалавра с отличием, после чего приказом и.о. руководителя следственного управления от 05 сентября 2018 года № назначена на должность Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области с 06 сентября 2019 года. Приказом руководителя следственного управления от 24 октября 2018 года ответчик уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Гражданского кодекса Российской Федерации по собственному желанию.

Ссылаясь на неисполнение Гулькиной А.Н. обязательств по договору о целевом обучении, СК России просит взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства, затраченные на обучение в размере 332 080 рублей 18 копеек.

Определением от 11 июня 2019 года к производству суда принято встречное исковое заявление, в котором Гулькина А.Н.

, ссылаясь на неисполнение Следственным комитетом обязательства по предоставлению в период прохождения ею обучения мер социальной, просит расторгнуть договор о целевом обучении от 07 июля 2014 года и взыскать с СК России в ее пользу денежные средства в размере 73 155 рублей 25 копеек.

В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску – ответчика по встречному по доверенности Серов С.Е. исковые требования СК России поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Встречные исковые требования Гулькиной А.Н. не признал, просил в удовлетворении отказать. Пояснил, что обучение Гулькиной А.Н. профинансировано из федерального бюджета.

Следственный комитет уполномочен на обращение в суд с иском о взыскании указанных средств в случае неисполнения условий договора. Оснований для расторжения договора по мотиву невыплаты мер социальной поддержки не имеется, поскольку договор в части обучения исполнен, а в связи с неисполнением Гулькиной А.Н.

своих обязательств по прохождению службы в СК России меры социальной поддержки подлежат возврату в двойном размере.

Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному) Гулькина А.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Представитель Гулькиной А.Н. по доверенности Страхов С.Е.

в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении первоначального иска. Требования Гулькиной А.Н. по встречному исковому заявлению поддержал в полном объеме.

Указал, что СК России не доказал факт несения расходов на обучение Гулькиной А.Н.

Третье лицо по первоначальному иску федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета Российской Федерации не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета Российской Федерации до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета Российской Федерации или упразднением ликвидацией) учреждения Следственного комитета Российской Федерации, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета Российской Федерации) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 07 июля 2014 года между СК России и Гулькиной А.Н.

заключен договор о целевом обучении, в соответствии с пунктом 1 которого, ответчик по первоначальному иску – истец по встречному приняла на себя обязательство освоить образовательную программу по направлению подготовки высшего профессионального образования «Юриспруденция» квалификация «бакалавр», реализуемую Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА), успешно пройти итоговую аттестацию и заключить трудовой договор со Следственным комитетом или его территориальным органом или учреждением.

В силу подпунктов «д» и «е» пункта 5 договора от 07 июля 2014 года Гулькина А.Н. обязана не позднее 2 месяцев со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации заключить трудовой договор и пройти федеральную государственную службу в следственном органе или учреждении СК России сроком не менее 5 лет.

По сведениям Северо-Западного института (филиала) Университета О.Е. Кутафина (МГЮА) Гулькина А.Н. приказом ректора от 31 июля 2014 года № зачислена в число студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Читайте также:  Как выписать временно зарегистрированного человека: пошаговая инструкция

Решением Государственной аттестационной комиссии от 08 июня 2018 года Гулькиной А.Н. присвоена квалификация бакалавр по направлению подготовки «Юриспруденция» и 11 июля 2018 года выдан диплом бакалавра с отличием № регистрационный №.

Приказом и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области от 05 сентября 2018 года № Гулькина А.Н.

принята на федеральную государственную службу в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области на должность .

На основании личного заявления, приказом руководителя следственного управления СК России по Вологодской области от 24 октября 2018 года № освобождена от замещаемой должности и уволена 29 октября 2018 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Гулькиной А.Н. не исполнены обязательства по договору о целевом обучении о прохождении федеральной государственной службы в следственном органе или учреждении СК России сроком не менее 5 лет.

14 января 2019 года в адрес Гулькиной А.Н. направлено претензионное письмо № с требованием о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на ее обучение, которое оставлено без исполнения.

Согласно справке Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) от 10 декабря 2018 года № стоимость обучения Гулькиной А.Н. за 1 учебный год составила 85 550 рублей и 342 200 рублей за весь период обучения.

Доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, внесенных в справку, ответчиком не представлено.

Поскольку в нарушение взятых на себя обязательств в СК России Гулькина А.Н. отработала 54 дня из 1826 дней, предусмотренных договором о целевом обучении, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Следственного комитета о взыскании с Гулькиной А.Н. расходов на обучение пропорционально отработанному времени в размере 332 080 рублей 18 копеек (342 200-(342200/1826*54)).

Разрешая встречные исковые требования о расторжении договора и взыскании суммы невыплаченных мер социальной поддержки, суд исходит из следующего.

Подпунктом «б» пункта 9 договора целевого обучения предусмотрено, что основанием для досрочного прекращения договора является неполучение гражданином в течение 6 месяцев мер социальной поддержки, предоставление которых пунктом 3 договора возложены на СК России в виде дополнительной выплаты в размере 50 % государственной академической стипендии студента, обучающегося по образовательной программе высшего образования.

Согласно справке Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) размер выплат из стипендиального фонда за весь период обучения ответчика по первоначальному иску составил 146 310 рублей 50 копеек.

Из изложенного следует, что Гулькина А.Н. за период обучения обладала правом на получение мер социальной поддержки на общую сумму 73 155 рублей 25 копеек (146310,5/2).

Вместе с тем, своим правом на получение указанных мер социальной поддержки в период обучения истец по встречному иску не воспользовалась.

О досрочном расторжении договора о целевом обучении в связи с их неполучением заявила после того как закончила обучение, получила диплом и уволилась со службы, нарушив обязательство по трудоустройству.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 договора о целевом обучении в случае неисполнения обязательств по трудоустройству Гулькова А.Н. обязана возместить Следственному комитету расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, и выплатить штраф в двукратном размере от суммы данных расходов.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Гульковой А.Н. о взыскании в ее пользу мер социальной поддержки в размере 73 155 рублей 25 копеек и расторжении договора о целевом обучении.

Удовлетворяя требования СК России по первоначальному иску и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, принимая во внимание, что истец по первоначальному иску от уплаты государственной пошлины освобожден, суд на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает с Гулькиной А.Н. в доход местного бюджета госпошлину в размере 6520 рублей 80 копеек.

  1. Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  2. решил:
  3. исковые требования Следственного комитета Российской Федерации к Гулькиной Алине Николаевне о взыскании затрат на обучение удовлетворить.
  4. Взыскать с Гулькиной Алины Николаевны в пользу Следственного комитета Российской Федерации расходы на обучение в размере 332 080 рублей 18 копеек.
  5. Взыскать с Гулькиной Алины Николаевны в доход местного бюджета расходы по оплате госпошлины в размере 6520 рублей 80 копеек.
  6. В удовлетворении встречного искового требования Гулькиной Алины Николаевны к Следственному комитету Российской Федерации о расторжении договора, взыскании средств отказать.
  7. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись Е.В. Вахрушева

Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2019 года.

Иск о расторжении договора на целевую подготовку специалиста удовлетворен, поскольку в силу действующих в спорный период времени положений пунктов 6 и 7 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием истец имеет право расторгнуть договор на целевую подготовку специалиста с освобождением от понесенных ответчиком затрат на осуществление ежемесячной социальной поддержки

Судья Судоплатов А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Бартенева Ю.И., судей Желонкиной Г.А., Совкича А.П., при секретаре Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.

к управлению здравоохранения Тамбовской области администрации Тамбовской области (далее — Управление), государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.

Разумовского» министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — СГМУ), третье лицо — администрация Тамбовской области (далее — Администрация), о расторжении договора на целевую подготовку специалиста Тамбовской области

по апелляционным жалобам Управления и Администрации на решение Кировского районного суда города Саратова от 25 февраля 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ш.

к управлению здравоохранения Тамбовской области, государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.

Разумовского» министерства здравоохранения Российской Федерации, третье лицо — администрация Тамбовской области, о расторжении договора на целевую подготовку специалиста Тамбовской области — удовлетворить в полном объеме.

Расторгнуть договор на целевую подготовку специалиста Тамбовской области от 18.06.2008 года, заключенный между Ш.

, государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.

Разумовского» министерства здравоохранения Российской Федерации и управлением здравоохранения Тамбовской области администрации Тамбовской области.

Освободить Ш. от обязанности возмещения управлению здравоохранения Тамбовской области затрат на осуществление ежемесячной социальной поддержки на общую сумму 54300 (пятьдесят четыре тысячи триста) руб.».

Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения Ш. и ее представителя М., возражавших против доводов апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш. (Б.) обратилась в суд с иском к Управлению и СГМУ, в котором просила расторгнуть договор на целевую подготовку специалиста Тамбовской области в СГМУ, заключенный между СГМУ, Управлением и Ш. (Б.); освободить истца от обязанности возмещения затрат на осуществление ежемесячной социальной поддержки.

Читайте также:  Запрет на ловлю рыбы в природном водоеме

Рниму поднял тему компенсации затрат на обучение отчисляемых студентов-целевиков

Медицинские вузы обеспокоены ситуацией, связанной с предложением компенсации затрат на обучение студентов-целевиков при их досрочном отчислении. Вопрос до конца не урегулирован, при этом образовательные организации принуждают увеличивать долю целевых мест.

Вузы будут доносить до абитуриентов, поступающих по целевому договору, и их родителей, что в случае отчисления им придется компенсировать затраты на обучение. Об этом сообщила декан международного факультета РНИМУ им. Н.И.

Пирогова, ответственный секретарь приемной комиссии университета Надежда Былова на дискуссии руководителей и экспертов высших учебных заведений страны «Next Generation: как стартует новая приемная кампания» 2 марта.

Ссылка на видеозапись обсуждения размещена на официальном сайте РНИМУ.

По словам Быловой, вузы обеспокоены этой ситуацией, так как Минздрав дал указание столичным учебным заведениям принимать больше абитуриентов из регионов.

При этом наблюдается огромная разница в их подготовке: поступающие из ряда субъектов проходят по целевому направлению с минимальным баллом — 150 за три дисциплины.

В результате им удается поступить, но они не справляются с учебной программой.

«Целевик» в большинстве случаев идет с более низким баллом, чем поступивший по свободному конкурсу. Его шансы сохранить свой статус студента в университете невысоки. Большинство отчисляемых у нас — это именно целевые студенты. Поэтому и родителям, и абитуриентам необходимо очень доходчиво доносить информацию о том, что, отчислившись, они становятся должниками», — подчеркнула Былова.

Стоимость обучения в РНИМУ им. Н.И. Пирогова в 2020/2021 учебном году — более 300 тыс. руб. в год. Таким образом, при отчислении на втором курсе студент остается должен 600 тыс. руб., на третьем — почти 1 млн руб. «Думаю, что это не самый лучший старт для молодого человека в будущую жизнь», — пояснила декан.

Она отметила, что вопрос ответственности касается и третьей стороны — заказчиков целевого обучения (медорганизаций). В присылаемых ими договорах меры социальной поддержки «или вычеркнуты, или они смешные». «Мы долго ругаемся с регионами, что не примем такой целевой договор. Хотя есть регионы, такие как Якутия, которые дают очень высокие стипендии», — уточнила Былова.

С 1 января 2021 года в России вступило в силу новое положение о целевом обучении в вузах и колледжах.

Правительством установлена ответственность работодателей, которые направляют абитуриентов на обучение, а после обязуются взять их на работу.

В случае отказа от трудоустройства такие организации должны будут возмещать бюджету расходы на студента-целевика. Срок обязательной отработки — три года.

В постановлении оговаривается, что если гражданин был отчислен из образовательной организации, в которой обучался в соответствии с договором о целевом обучении, или трудовой договор расторгнут по его инициативе (по собственному желанию) в соответствии со ст.80 Трудового кодекса до истечения срока, он несет ответственность за неисполнение обязательств, прописанных в этом документе. То есть должен выплатить штраф в размере расходов федерального бюджета на обучение.

В прошлом году ректоры медицинских вузов Санкт-Петербурга предложили ввести психологическое тестирование абитуриентов. По их оценкам, в основном в связи с академической неуспеваемостью вузы теряют на этапе обучения 25–40% студентов,.

Как рассказал декан медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Петр Яблонский, в 2019 году вуз выдал 62 диплома при 108 поступивших на первый курс. В 2018 году было выдано 47 дипломов на 106 поступивших.

Источник: https://medvestnik.ru/content/news/RNIMU-podnyal-temu-kompensacii-zatrat-na-obuchenie-otchislyaemyh-studentov-celevikov.html

Обучение по целевому договору. Ответственность гражданина за неисполнение обязательств по договору

  • Основные
    сведения о целевом договоре
  • Одной
    из форм получения бесплатного среднего
    профессионального, высшего образования
    является обучение по целевому договору.
  • Квоты
    приема на целевое обучение могут
    устанавливаться Правительством
    Российской Федерации, органами
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации, органами местного
    самоуправления.
  • Соответственно,
    обучение на целевом месте осуществляется
    за счет бюджетных ассигнований
    федерального бюджета либо бюджета
    субъекта Российской Федерации, либо
    местного бюджета.

Гражданин, поступающий на обучение, заключает договор с заказчиком целевого обучения (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 56).

Заказчиком
по договору о целевом обучении может
быть федеральный государственный орган,
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации, орган местного
самоуправления, юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель.

Меры
поддержки обучающегося со стороны
заказчика

Заказчик
предоставляет студенту в период его
обучения меры поддержки.

Заказчик может
гарантировать предоставление таких
мер поддержки, как меры материального
стимулирования, оплату дополнительных
платных образовательных услуг, оказываемых
за рамками образовательной программы,
предоставление в пользование и (или)
оплату жилого помещения в период
обучения, оплату проезда к месту обучения,
дополнительную стипендию во время
обучения и других мер. Также заказчик
гарантирует трудоустройство выпускника,
предоставляя ему работу по специальности
после окончания обучения.

  1. Обязательства
    обучающегося по целевому договору
  2. Гражданин,
    заключая договор о целевом обучении
    берет на себя обязательства освоить
    образовательную программу, указанную
    в договоре о целевом обучении, а по
    окончании отработать не менее трех лет
    в соответствии с полученной квалификацией
    в установленные договором сроки.
  3. В
    случае неисполнения гражданином,
    заключившим договор о целевом обучении,
    предусмотренных договором о целевом
    обучении обязательств по освоению
    образовательной программы и (или)
    осуществлению трудовой деятельности
    в течение трех лет, он обязан возместить
    заказчику целевого обучения расходы,
    связанные с предоставлением мер
    поддержки.
  4. Основания
    для освобождения гражданина от
    ответственности за неисполнение
    обязательств по договору о целевом
    обучении

Гражданин, заключивший договор о целевом обучении, может инициировать расторжение договора без негативных последствий для себя при обстоятельствах, которые перечислены в III Разделе Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования…»:

  • 1)
    уход за сыном, дочерью, родителем,
    супругом (супругой), признанными в
    установленном порядке ребенком-инвалидом,
    инвалидом I группы, если гражданин
    обучался по образовательной программе
    не по месту их постоянного жительства;
  • 2) гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если гражданин обучался не по месту военной службы супруга (супруги);
  • 3) гражданин признан в установленном
    порядке инвалидом I или II группы.
  • Аналогичные основания плюс несколько
    дополнительных к ним могут освободить
    гражданина от ответственности за
    неисполнение целевого договора в части
    осуществления трудовой деятельности
    в оговоренные договором сроки.
  • Негативные
    последствия за нарушение гражданином
    целевого договора
  • Гражданин
    в случае неисполнения предусмотренных
    договором о целевом обучении обязательств
    по обучению и (или) осуществлению трудовой
    деятельности обязан возместить заказчику
    в полном объеме расходы, связанные с
    предоставлением мер поддержки.

Сумму
понесенных расходов рассчитывает
заказчик и предъявляет её гражданину
в месячный срок после расторжения
целевого договора (п. 43 ПП № 302).

Если
гражданин, который обучался за счет
бюджетных ассигнований федерального
бюджета, не исполнит обязательства по
осуществлению трудовой деятельности
в течение 3 лет, то он должен будет
выплатить штраф в размере расходов
федерального бюджета, осуществленных
на обучение гражданина (п. 53 ПП № 302).

Если гражданин не освоит образовательную программу и будет отчислен из образовательной организации, то размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного федеральным государственным образовательным стандартом (п. 58 ПП № 302).