Банкротство

Банкротство отдельных категорий должников: особенности каждой организации

Банкротство отдельных категорий должников — юридическая процедура, которая регламентирована Законом «О несостоятельности» № 127-ФЗ.

В соответствии с этим нормативно-правовым актом установлены особенности банкротства, которые обязательно следует учитывать как должникам, так и кредиторам, и иным участникам судопроизводства.

Кто входит в число отдельных категорий должников и что нужно учитывать на каждом из этапов банкротства — разбираемся вместе.

Банкротство отдельных категорий должников: особенности каждой организации

Если проанализировать общие положения главы IX Закона о несостоятельности, то в ней указано, что при банкротстве отдельных видов субъектов применяются правила проведения процедуры несостоятельности юридических лиц. Список лиц, которые считаются отдельными, представлен ниже в таблице.

Наименование Расшифровка
Градостроительные организации В эту категорию входят предприятия, которые являются работодателем более чем 25% населения трудоспособного возраста в населенном пункте, где оно расположено.
Сельскохозяйственные организации Речь идет об организациях, чья основная деятельность связана с производством или переработкой сельхозпродукции. При этом свыше 50% совокупной прибыли компании должно быть связано с реализацией этой продукции.
Финансовые предприятия В данном случае речь идет о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, микрофинансовых организациях, страховщиках.
Кредитные организации В категорию отнесены организации, которые оказывают клиентам услуги в сфере кредитования и имеют на это официальную лицензию (банки и небанковские организации).
Стратегические предприятия К стратегическим субъектам можно отнести ОАО или ФГУП, участие в которых принимает государство, если они производят продукцию, имеющую стратегическое значение для общегосударственного права. Например, сюда включены все компании ОПК. Конкретный перечень стратегических предприятий утвержден Правительством РФ.
Естественные монополии Субъектами естественных монополий называют компании, которые производят и реализуют товары и услуги в границах естественной монополии. Например, это предприятия энергетического рынка.
Застройщики Это компании, которые привлекают средства долевых участников с целью построения жилой или нежилой постройкой с дальнейшей передачей права собственности.
Клиринг Клиринг представляет собой безналичные расчеты, совершаемые между участниками рынка ценных бумаг. Поэтому в эту категорию отнесены компании, которые совершают обслуживание сделок по купле-продаже ценных бумаг.

Каждый из перечисленных участников имеет особенности несостоятельности (банкротства), которые важно знать перед тем, как подать заявление в суд.

Банкротство градостроительных предприятий

Градообразующее предприятие — организация, которая имеет общую численность работников свыше 5000 человек, а также является местом работы для 25% жителей конкретного населенного пункта.

Причины несостоятельности

Градообразующая организация, как один из видов отдельной категории должников юридических лиц, может обанкротиться по ряду веских причин:

  • произошел рейдерский захват;
  • была изменена рыночная конъюнктура, что привело к сильному падению спроса на продукцию предприятия;
  • уменьшение прибыли компании, что обусловлено быстрым ростом себестоимости продукции;
  • неумелое управление компанией представителями руководящего звена.

Вне зависимости от того, что является причиной неплатежеспособности градостроительного предприятия, необходимо, чтобы оно отвечало ряду обязательных требований, которые позволят суду возбудить производство о несостоятельности. Если вы не знаете, подходит ли субъект под банкротство — обратитесь за консультацией к нашим юристам. Проанализируем документы в режиме онлайн и спрогнозируем исход дела.

0 юристов онлайн 0 + активных клиентов ЕЮС

Оцени шансы на успех — задай вопрос бесплатно

Особенности банкротства

В чем же состоят особенности процесса признания градообразующей компании несостоятельной? Главное отличие — более широкий перечень участников, кто могут заявить свои претензии к организации. В соответствии со ст. 170 Закона «О несостоятельности, предъявить свои претензии к должнику могут:

  • органы местного самоуправления;
  • исполнительные органы федерального и регионального значения.

Банкротство градообразующих организаций

Банкротство сельхозпредприятий

Если вести речь про банкротство отдельных видов субъектов, а именно сельхозпредприятий, то этот процесс регламентирован несколькими нормативно-правовыми актами:

Особенности банкротства

Главная особенность банкротства предприятия сельхозназначения состоит в том, что в рамках ликвидации юрлица принадлежащие на праве собственности земельные участки и сельхозугодия переходят к прочему юрлицу или государству при соблюдении следующих условий:

  1. Будут соблюдены требования разрешенного землепользования;
  2. В рамках дела о банкротстве будет соблюдено преимущественное право приобретения земли;
  3. Преимущество при торгах землей обладают соседи, то есть собственники участков, граничащих с выставленными на торгах;
  4. Временный управляющий, который анализирует состоятельность отдельной категории должников в виде с/х предприятия, должен обязательно учитывать сезонность работ и климат, в котором функционирует хозяйство;
  5. Если в рамках торгов не удается отдельно реализовать имущество должника, то в качестве лота выставляется все с/х предприятие.

Если банкротится должник в виде сельскохозяйственного предприятия, как отдельная категория субъектов, то земельные участки, отчуждаемые третьим лицам или органам, не могут быть использованы с иной целью. Наделы могут использоваться только по прямому назначению — производство с/х сырья.

Особенности банкротства с/х предприятий

Порядок банкротства

Банкротство отдельных категорий субъектов, в частности, и сельскохозяйственных предприятий подразумевает многоэтапный процесс. Он состоит из последовательных стадий:

  • подача заявления о банкротстве должника от имени заинтересованного лица;
  • рассмотрение заявления судом с дальнейшим принятием решения об инициации производства и введении этапа наблюдения;
  • назначение на должность временного управляющего, в чьи обязанности входит анализ особенностей финансового положения должника, как отдельной категории субъектов банкротства;
  • проведение первого собрания кредиторов, где будет принято решение о финансовой санации предприятия или введении процедуры внешнего управления;
  • при отсутствии улучшения финансового положения должника дело о банкротстве отдельной категории субъектов будет закрыто, после чего будут проведены торги.

Банкротство финансовых организаций

Не менее интересной является процедура банкротства финансовых организаций. В данном случае процесс прописан в параграфе 4 главы IX Закона о банкротстве. В частности, нормативно-правовой акт устанавливает следующие особенности признания несостоятельным финансовой компании:

  • При первых трудностях, которые испытывает финансовая организация, не будет начато банкротство. Напротив, будут предприняты упреждающие меры, которые позволяют в большинстве случаев восстановить платежеспособность должника.
  • С целью финансового оздоровления проводится проверка представителями контрольного органа, после чего будет избрана временная администрация. Именно временные управляющие предпринимают необходимые меры для того, чтобы избежать банкротства.
  • Если процедура предотвращения нежелательных рисков не может исправить ситуацию, то временная администрация направляет заявление в арбитражный суд о банкротстве. При возбуждении производства вводится либо процедура наблюдения, либо конкурсное производство. Иные стадии при банкротстве этой отдельной категории должников не предусмотрены.
  • В качестве арбитражного управляющего может быть назначено только тот эксперт, который пройдет специальное обучение по банкротству финансовых организаций.

Важно! Главная особенность признания несостоятельности этой отдельной категории должников состоит в том, что на этапе производства предпринимаются всевозможные меры, необходимые для восстановления платежеспособности организации.

Банкротство кредитных организаций

Одной из самых сложных категорией дел о банкротстве является признание несостоятельности кредитных организаций, в первую очередь, банков. Суд при рассмотрении дел из этой отдельной категории учитывает следующие постулаты, прописанные в законе:

  • До того момента, пока Центральный банк не отзовет у организации лицензию, могут быть предприняты меры по финансовому оздоровлению компании. Чтобы достичь этого, принимается решение о назначении временной администрации.
  • Если улучшить состояние компании не удается, то по решению суда при начале банкротства минуют все стадии, применяемые в банкротстве обычных юрлиц. После принятия заявления сразу инициируется конкурсное производство. Невозможно и заключение мирового соглашения.
  • До тех пор пока идет внесудебное оздоровление организации, учредители могут предпринять меры, направленные на оказание финансовой поддержки. Например, с этой целью можно менять структуру активов, уменьшать уставной капитал и пр.
  • При назначении временной администрации вводится мораторий на все требования, озвученные кредиторами.
  • Суд может возбудить производство, где в роли отдельной категории должников выступает кредитная организация, только после отзыва лицензии. Это условие — обязательно!

Пример из практики 

В 2010 году лицензия была отозвана у крупного на тот момент банка «Межпромбанк». Основанием для этого явилось множество нарушений российского законодательства, а также возможность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов.

Читайте также:  Расселение из аварийного жилья

Размер активов банка составлял 175 миллиардов рублей, поэтому банк можно смело назвать одним из самых крупных банкротов в современной России.

Причиной банкротства организации стали махинации руководства, которое выводили деньги путем выдачи кредитов аффилированным лицам на незаконных основаниях.

Банкротство стратегических предприятий

Закон в отношении данной отдельной категории должников еще более суров. Для начала производство о несостоятельности стратегического предприятия должны быть следующие основания:

  • задолженность организации превышает 1 миллион рублей, а срок просрочки не менее 6 месяцев;
  • государственные органы на этапе предупреждения банкротства выделяли средства на погашение задолженности, но из-за убыточности предприятия реструктуризация долга не привела к улучшению финансовых показателей.

Обратите внимание! Активное участие в процедуре банкротства стратегических предприятий принимают органы федеральной власти. Кроме того, организация проходит все этапы, предусмотренные для юрлиц: наблюдение, финансовая санация, внешнее управление, конкурсное производство.

Несостоятельность монополий

Если вести речь про признание естественной монополии, как отдельной категории должников, банкротом, то в данном случае важно учитывать следующие особенности:

  1. Заявление принято к рассмотрению может быть только при наличии задолженности в размере 1000000 рублей и неплатежеспособности должника в течение 6 месяцев;
  2. Обязательный участник процедуры — органы федеральной власти, которые являются кураторами естественной монополии;
  3. Дело может быть приостановлено в том случае, если будет подано заявление в суд, направленное на оспаривание цены на товары или услуги, реализуемые естественными монополиями. При удовлетворении требований дело о несостоятельности будет закрыто без удовлетворения;
  4. Имущество, которое использует естественная монополия, реализуется в рамках конкурсного производства в качестве единого лота.

Образец заявления Заявление о банкротстве застройщика в 2023 году Банкротство отдельных категорий должников: особенности каждой организации

Несостоятельность застройщиков

Принимать активное участие в банкротстве этой отдельной категории должников могут не только кредиторы, но и долевые участники. При этом помимо требований о возмещении долговых обязательств могут быть выставлены претензии в достраивании и сдаче нежилых и жилых помещений.

Важно! С целью завершения строительных работ и сдачи помещений в собственность участникам строительства возможна финансовая поддержка застройщика из специального фонда. Кроме того, суд может принять решение о внешнем управлении даже на этапе конкурсного производства.

Несостоятельность клиринга

Если вести речь о клиринговых организациях, то в данном случае закон прописывает следующие ключевые особенности:

  • При введении наблюдения участник клиринга не может совершать какие-либо сделки за счет клиента, а также предоставлять имущество в заем, чтобы покрыть собственные долговые обязательства.
  • При описи имущества финуправляющий добавляет ценные бумаги и денежные средства в перечень конкурсной массы.
  • В обязанности арбитражного управляющего входит ведение отдельного реестра клиентов, числящихся как участники клиринга.
  • Если участник клиринга не передает в течение 6 месяцев с начала конкурсного производства имущество клиентов,то управляющий ходатайствует о передаче таких имущественных объектов в нотариальный депозит.

Причины отказа в производстве

Арбитражный суд имеет множество причин, чтобы отказать в начале производства дела о банкротстве отдельных категорий должников. Самыми актуальными являются следующие факторы.

Причины отказа в принятии заявления при банкротстве отдельных категорий должников

Судебная практика

Сельскохозяйственное предприятие ЗАО «Молодая гвардия», осуществляющее свою деятельность в Московской области, находилось в стадии глубокой стагнации. Чтобы оставаться на плаву, руководство компании предпринимает меры по реализации активов компании.

В рамках производства о несостоятельности были предприняты меры, по восстановлению финансовой состоятельности предприятия. В частности, были выкуплены не обрабатываемые земли с/х назначения, примыкающие к полям «Молодой гвардии». Выкуп был проведен за счет привлечения средств партнера – банка «Альфа Банк».

Антикризисная программа, которая была введена на этапе банкротства, позволила улучшить состояние должника, в связи с чем суд принял решение о прекращении дела.

Частые вопросы

В какой срок кредиторы могут предъявить свои требования к банкротящемуся должнику? +

По закону кредиторам дается срок, равный 1 месяцу.

Применяется ли упрощенный порядок при банкротстве отдельных категорий должников? +

Да, упрощенный порядок применяется, так как позволяет «очистить» рынок от организаций, которые наносят непоправимый урон экономике государства.

В каком формате проводится реализация имущества естественных монополий? +

Продажа имущества ведется только единым лотом на открытых торгах, организуемых в формате конкурса.

Заключение эксперта

Закон «О несостоятельности» № 127-ФЗ предусматривает особые условия для процедуры признания банкротом отдельной категории должников.

Чтобы правильно организовать процесс, все участники производства должна обладать специфическими знаниями и навыками.

Это связано с тем, что главная цель процедуры — не ликвидировать компанию, покрыв долги, а, напротив, восстановить платежеспособность субъекта.

Публикуем только проверенную информацию

Получите консультацию юриста прямо сейчас

Получить консультацию

Банкротство отдельных категорий должников: особенности каждой организации

Большое количество компаний занимается строительством, кредитованием, производством сельскохозяйственной продукции. При банкротстве таких должников процедура проходит в особом порядке. Разберем, какие организации относятся к отдельной категории банкротов и каковы особенности процедуры банкротства в отношении каждой из них.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Какие организации относятся к отдельной категории банкротов?

Отдельным категориям банкротов посвящена глава IX Закона о банкротстве.

В перечень организаций с особой процедурой банкротства включены:

  1. Градостроительные организации. К ним относят предприятия с численностью работников не менее 25 % численности работающего населения в соответствующем населенном пункте.
  2. Сельскохозяйственные организации. К ним относят компании, основными видами деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, если выручка от реализации составляет более 50 % от общей суммы.
  3. Финансовые организации. К ним относят страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющие компании фондов (ИФ, ПИФ, НПФ), клиринговые компании, организаторов торговли, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации.
  4. Кредитные организации. К ним относят компании, основной целью которых является извлечение прибыли от осуществления лицензируемой деятельности по кредитованию (банки и небанковские организации).
  5. Стратегические предприятия и организации. К ним относят ФГУП и ОАО с государственным участием, которые осуществляют производство продукции (работ или услуг), имеющих стратегическое общегосударственное значение. Также в эту категорию входят организации оборонно-промышленного комплекса. Конкретный перечень утвержден Правительством РФ.
  6. Субъекты естественных монополий. К ним относят компании, занимающиеся производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественных монополий. Например, энергетические предприятия.
  7. Застройщики. К ним относят компании, привлекающие денежные средства граждан и юридических лиц для строительства жилых домов с последующей передачей права собственности на жилье участникам строительства.
  8. Участники клиринга и клиенты участников клиринга. К ним отнесены профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие клиринговое обслуживание по сделкам с ценными бумагами или заключившие договор с такой компанией. Клиринг – это безналичные расчеты между участниками рынка ценны бумаг.

Особенности банкротства градостроительных организаций

Банкротство градостроительных организаций проводится с учетом положений параграфа 2 главы IX Закона о банкротстве.

При рассмотрении банкротных дел учитываются следующие положения закона:

  1. К участию в деле привлекается орган местного самоуправления или орган государственной власти по месту регистрации организации.
  2. Внешнее управление может быть введено без решения собрания кредиторов по ходатайству органа местного самоуправления или органа государственной власти.
  3. Государственный орган или муниципалитет дает поручительство по обязательствам должника и выбирает кандидатуру арбитражного управляющего.
  4. Российская Федерация, субъект РФ или муниципалитет вправе погасить все требования кредиторов.
  5. В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия.

Важно! Банкротство градостроительных организаций влияет на большое количество граждан в населенном пункте. Срок проведения конкурсного производства составляет 2,5 года. При определенных обстоятельствах он может быть продлен до 10 лет. В случае продажи предприятия должно быть гарантировано сохранение не менее 50 % рабочих мест.

Читайте также:  Оформление проживания супруга-иностранца в России

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных организаций проводится с учетом положений параграфа 3 главы IX Закона о банкротстве.

При рассмотрении банкротных дел учитываются следующие положения закона:

  1. При продаже земельного участка должно учитываться разрешенное использование.
  2. Для возбуждения дела о банкротстве принимается во внимание долг от 500 000 руб.
  3. При анализе финансового состояния в процессе наблюдения должны учитываться сезонность деятельности компании и зависимость от природно-климатических условий.
  4. Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся на период до окончания сельскохозяйственного сезона с учетом времени, необходимого для продажи произведенной продукции.
  5. В случае, если имущество организации не будет продано на первых торгах, на повторные торги выставляется вся компания единым лотом.
  6. Преимущественным правом покупки имущества компании обладают владельцы соседнего участка, занимающиеся сельским хозяйством.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Особенности банкротства финансовых организаций

Банкротство финансовых организаций проводится с учетом положений параграфа 4 главы IX Закона о банкротстве.

При рассмотрении банкротных дел учитываются следующие положения закона:

  1. Прежде, чем начать банкротство финансовой организации, предпринимаются меры по его предупреждению. С этой целью составляется план по восстановлению платежеспособности.
  2. Контрольный орган проводит проверку деятельности должника и назначает временную администрацию, которая реализовывает меры по предупреждению банкротства.
  3. Если предупредить банкротство не удалось, временная администрация подает заявление о банкротстве. В отношении должника может быть введено наблюдение и конкурсное производство. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления не применяются.
  4. В качестве арбитражного управляющего назначается кандидат, прошедший обучение по программе банкротства финансовых организаций.

Таким образом, банкротство финансовых организаций представляет собой отдельную процедуру, существенно отличающуюся от общей процедуры. Это связано со спецификой деятельности компании. Основной задачей является вывод банкрота из кризиса и восстановление платежеспособности.

Особенности банкротства кредитных организаций

Банкротство кредитных организаций проводится с учетом положений параграфа 4.1 главы IX Закона о банкротстве.

При рассмотрении банкротных дел учитываются следующие положения закона:

  1. До дня отзыва лицензии на осуществление кредитной деятельности во внесудебном порядке может вводиться финансовое оздоровление или применяться меры по предупреждению банкротства. С этой целью назначается временная администрация.
  2. В случае начала судебной процедуры банкротства применяется только процедура конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение в судебном порядке не применяются.
  3. В процессе внесудебного финансового оздоровления учредители могут оказать финансовую помощь должнику, изменить структуру активов, уменьшить уставный капитал.
  4. Для проведения финансового оздоровления разрабатывается план мероприятий, который реализовывается временной администрацией.
  5. После назначения временной администрации вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
  6. Дело о банкротстве может быть возбуждено в суде только после отзыва лицензии.

Нужно помнить! Банкротство кредитных организаций затрагивает большое количество лиц, пользующихся ее услугами. Наиболее благоприятное развитие событий – ликвидация компании без банкротства. В таком случае денежные средства будут выплачены всем кредиторам.

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Банкротство стратегических предприятий и организаций проводится с учетом положений параграфа 5 главы IX Закона о банкротстве.

При рассмотрении банкротных дел учитываются следующие положения закона:

  1. Для возбуждения дела о банкротстве принимается во внимание задолженность от 1 000 000 руб., которая не погашается в течение шести месяцев подряд.
  2. Прежде, чем начать процесс банкротства, принимаются меры по его предупреждению. Федеральным бюджетом выделяются средства на погашение долга, предоставляется государственная гарантия, проводится реструктуризация долга.
  3. К участию в деле о банкротстве привлекаются федеральные органы исполнительной власти.
  4. Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
  5. В отношении стратегических компаний применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Банкротство субъектов естественных монополий проводится с учетом положений параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве.

При рассмотрении банкротных дел учитываются следующие положения закона:

  1. Дело о банкротстве возбуждается при наличии долга от 1 000 000 руб. и неисполнении финансовых обязательств в течение полугода.
  2. К участию в деле привлекается орган федеральной власти, курирующий деятельность естественных монополий.
  3. Если после начала банкротства в суд подано заявление об оспаривании цен и тарифов на товары, работы или услуги естественной монополии, то дело приостанавливается до вынесения судебного решения по этому делу. Если тарифы признаны недействительными, суд отказывает в признании должника банкротом.
  4. Внешний управляющий не вправе отказывать потребителям товаров, работ и услуг естественных монополий.
  5. Имущество должника, используемое в его деятельности, продается на торгах единым лотом.

Особенности банкротства застройщиков

Банкротство застройщиков проводится с учетом положений параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве.

При рассмотрении банкротных дел учитываются следующие положения закона:

  1. В качестве участников деле о банкротстве привлекаются участники строительства, имеющие право на получение жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.
  2. Кредиторы вправе наряду с денежными требованиями предъявить требование о передаче жилого помещения, машино-места или нежилого помещения.
  3. Мероприятия по завершению строительства могут быть профинансированы специальным фондом.
  4. Помимо собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит собрание участников строительства.
  5. Суд вправе перейти к внешнему управлению даже если компания находится в конкурсном производстве.

В процессе банкротства застройщика предпринимаются меры по завершению строительства жилых домой и передаче жилых и нежилых помещений собственникам. Если платежеспособность компании не восстановилась, оставшиеся долги подлежат списанию.

Особенности банкротства участника клиринга и клиента участника клиринга

Банкротство участников клиринга и клиентов участника клиринга проводится с учетом положений параграфа 8 главы IX Закона о банкротстве.

При рассмотрении банкротных дел учитываются следующие положения закона:

  1. В процессе наблюдения участник клиринга не вправе совершать сделки за счет клиента, предоставлять имущество в заем или в качестве обеспечения своих обязательств.
  2. В конкурсную массу включаются денежные средства и ценные бумаги.
  3. Арбитражный управляющий должен вести отдельный реестр клиентов участника клиринга.
  4. Если по истечении шести месяцев после открытия конкурсного производства участником клиринга не было передано имущество клиентов, конкурсный управляющий передает такое имущество в депозит нотариуса.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Закон о банкротстве предусматривает специальные правила для банкротства градостроительных компаний, сельскохозяйственных предприятий, финансовых и кредитных организаций, стратегических предприятий, субъектов естественных монополий, застройщиков, участников клиринга и клиентов участников клиринга.
  2. Для участия в процедура банкротства специальных категорий должников необходимо обладать профессиональными знаниями в сфере их деятельности.
  3. Целью банкротства является восстановление платежеспособности должника. Процедура вводится в крайнем случае после того, как меры по предупреждению банкротства не дали результата.
  4. Процесс банкротства курирует арбитражный управляющий, прошедший специальную подготовку по программе банкротства конкретного вида организаций.

Кредиторам и должникам следует внимательно изучить нюансы банкротства отдельных категорий банкротов, чтобы максимально эффективно защитить свои интересы.

Поэтому желательно обратиться к квалифицированному юристу, который специализируется на данным вопросам.

Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать кредиторов и должников по всем вопросам, касающимся банкротства отдельных категорий должников. Оставьте заявку и получите консультацию.

Особенности банкротства отдельных категорий должников

«Законом о банкротстве» установлены особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Под градообразующими организациями «Закон о банкротстве» понимает юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления, также могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть введено при наличии оснований, предусмотренных «Законом о банкротстве», а также при наличии ходатайства органов власти, даже если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице их уполномоченных органов вправе предоставить поручительство по обязательствам должника.

  • Срок финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации может быть продлен не более чем на год (для иных категорий должников продление внешнего управления возможно не более, чем на шесть месяцев, а возможность продления финансового оздоровления не предусмотрена).
  • В любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным способом, предусмотренным «Законом о банкротстве».
  • При продаже предприятия градообразующей организации существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников.
  • Под сельскохозяйственными организациями «Закон о банкротстве» понимает юридических лиц, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.
Читайте также:  Как уменьшить размер алиментов?

Главной особенностью банкротства сельскохозяйственных организаций является учет периода сельскохозяйственных работ, природно-климатических условий и иных факторов, существенных для сельского хозяйства, при анализе финансового состояния должника, установлении и продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления.

При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Под финансовыми организациями «Закон о банкротстве» понимает кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Особенности несостоятельности кредитных организаций определяются также Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято решение либо об отказе в признании кредитной организации банкротом, либо о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, иные процедуры банкротства не предусмотрены.

При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, также признается Минфин России как орган, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.

При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию Минфина России на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

  1. При банкротстве страховых организаций установлены особенности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. В рамках этой очереди происходит деление на 4 «подочереди»:
  2. · требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
  3. · требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;
  4. · требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;
  5. · требования иных кредиторов.
  6. При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (ФКЦБ России) и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.
  7. Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).
  8. С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим.
  9. Под стратегическими предприятиями и организациями «Закон о банкротстве» понимает:
  10. а) федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
  11. б) организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
  12. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.
  13. Для стратегических предприятий и организаций установлен повышенный срок неисполнения обязательств, до истечения которого заявление о признании несостоятельным не может быть принято арбитражным судом, — шесть месяцев.
  14. Правительство России осуществляет реализацию установленных Законом о банкротстве мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.
  15. Правительство РФ вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации.
  16. На этапе внешнего управления стратегическим предприятием или организацией внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороны и безопасности Российской Федерации.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий установлены в §6 гл. 9 «Закона о банкротстве», вступившего в силу 1 января 2005 г. До этого момента действовал ФЗ от 24 июня 1999 г. № 124-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», имевший более узкую сферу действия.

Действующий закон устанавливает особые признаки несостоятельности данной категории должников.

Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Также установлено, что заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. МРОТ и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.

  • Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса.
  • В случае если организацией-должником до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти, рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается до принятия решения по указанному заявлению.
  • Предусмотрен более длительный срок внешнего управления, которое вводится на срок не более 18 месяцев, он может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет.
  • Закон о несостоятельности предусматривает еще одну особенность банкротства субъектов естественных монополий: внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с законодательством России не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов естественных монополий.