Возврат Дела Об Административном Правонарушении В 2023 Году
Евгений Разумный / Ведомости
Минюст разработал поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые позволят не наказывать дважды за одно и то же правонарушение в том случае, если ответственность за него предусмотрена общей и специальной нормами КоАПа. Предложена и глава о возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Законопроект разработан для реализации постановления Конституционного суда (КС) от 17 мая 2023 г., согласно которому ст. 12.18 (непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения), ч. 2ст. 12.
24 (нарушение ПДД, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) и п. 7 ч. 1 ст. 24.
5 КоАПа (обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении) во взаимосвязи могут привести к тому, что водителя могут наказать дважды за одно и то же правонарушение.
Жалобу в КС подавал автомобилист Роберт Чепурной. Он был оштрафован ГИБДД по ст. 12.18, а затем суд лишил его прав в соответствии со ст. 12.24. Чепурной счел, что его дважды наказывают за одно и то же нарушение.
Он несколько раз обжаловал дело в судах, но они приходили к выводу, что это разные составы. После этого Чепурной обратился в КС, который решил, что во взаимосвязи статьи нарушают Конституцию. До того момента, пока поправки не приняты, действует запрет на одновременное применение ст. 12.18 и ст. 12.24 КоАПа.
Минюст предложил скорректировать ст. 4.1 КоАПа (общие правила назначения административного наказания). В нее добавляется норма о том, что если административная ответственность предусмотрена общей и специальной нормами административного права, то она наступает по специальной норме.
Инициатива правильная, ведь рассматриваемый пример показал несовершенство КоАПа, которое на практике позволяло дважды привлекать водителей за одно нарушение ПДД, но по разным статьям, говорит адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Радько поддерживает и положение о возобновлении производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, «поскольку во всех иных отраслях права оно есть – и в уголовном, и в гражданском, и арбитражном процессах».
Для этого в КоАПе появится, согласно предложениям Минюста, целая глава.
К примеру, к «вновь открывшимся обстоятельствам» предлагают отнести заведомую ложность показаний потерпевшего или свидетеля, пояснений специалиста, заключений эксперта, фальсификацию доказательств и проч. А к «новым обстоятельствам» – признание постановлением КС нормативного акта, а также «иные существенные для дела» обстоятельства.
Заявление в суд о возобновлении производства может быть подано потерпевшим, силовиками, уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей и др. Сделать это можно не позднее чем через три месяца после появления вновь открывшихся или новых обстоятельств. Рассмотреть же заявление суд должен в течение месяца после его поступления.
Такой институт возобновления производства универсальный, не было его только в КоАПе, отмечает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант: «Приоритет применения специальных норм над общими – тоже универсальное правило, ему учат на первом курсе юридических вузов». Как эти новшества будут работать, «прогнозировать невозможно, тем более в нынешней ситуации», говорит он.
Клювгант подчеркивает, что должен быть не формальный подход [к выбору статьи КоАПа], а основанный на фактах дела: «Если дается другая правовая оценка тому, за что уже дана оценка, то это и есть дважды наказание за одно и то же, что запрещено Конституцией».
По словам адвоката, в уголовных делах если возобновляется производство ввиду новых обстоятельств, то это, как правило, в пользу того, кого наказывают: «И только в исключительных случаях, когда появляется больший вред, чем был известен на момент рассмотрения дела, может быть поворот к худшему, и то за определенный период».
Председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников сказал «Ведомостям», что приветствует решение Минюста выложить новую главу КоАПа для общественного обсуждения.
Но, по его словам, эта глава, скорее всего, станет частью уже нового КоАПа, который сейчас находится в разработке. В действующий КоАП эти изменения внесены не будут, полагает он.
При этом Крашенинников отмечает, что раньше следующего года проект нового КоАПа в Госдуму внесен не будет.
Новый КоАП разрабатывают с 2016 г.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области
Может ли быть возвращен протокол об административном правонарушении судом, коллегиальным органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, со стадии рассмотрения дела?
В соответствии со статьей 28.
8 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении, по общему правилу, подлежит направлению судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления (часть 1); в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 данного Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении; материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (часть 3).
В свою очередь, пункт 4 части 1 статьи 29.
4 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушениях Российской Федерации устанавливает, что, выявив при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении факты составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья, орган, должностное лицо, к компетенции которых отнесено рассмотрение дела о соответствующем административном правонарушении, в случае необходимости выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол.
Если же при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении указанные дефекты (недостатки) протокола об административном правонарушении и других материалов дела не были обнаружены компетентным судьей, органом, должностным лицом, они не вправе, выявив такие дефекты (недостатки) на стадии рассмотрения дела по существу, возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы в орган, должностному лицу, которые составили протокол, а обязаны по результатам рассмотрения дела вынести постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении(пункты 1 и 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушениях Российской Федерации Российской Федерации). Это со всей очевидностью вытекает из действующего законодательства, поскольку принятие других решений по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении возможно лишь при вынесении определения о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации, или о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица (пункты 1 и 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушениях Российской Федерации Российской Федерации).
Прямая ссылка на материал
Поделиться
В соответствии со статьей 28.
8 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении, по общему правилу, подлежит направлению судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления (часть 1); в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 данного Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении; материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (часть 3).
В свою очередь, пункт 4 части 1 статьи 29.
4 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушениях Российской Федерации устанавливает, что, выявив при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении факты составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья, орган, должностное лицо, к компетенции которых отнесено рассмотрение дела о соответствующем административном правонарушении, в случае необходимости выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол.
Если же при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении указанные дефекты (недостатки) протокола об административном правонарушении и других материалов дела не были обнаружены компетентным судьей, органом, должностным лицом, они не вправе, выявив такие дефекты (недостатки) на стадии рассмотрения дела по существу, возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы в орган, должностному лицу, которые составили протокол, а обязаны по результатам рассмотрения дела вынести постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении(пункты 1 и 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушениях Российской Федерации Российской Федерации). Это со всей очевидностью вытекает из действующего законодательства, поскольку принятие других решений по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении возможно лишь при вынесении определения о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации, или о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица (пункты 1 и 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушениях Российской Федерации Российской Федерации).
Основания вынесения судьями определений о возвращении материалов об административном правонарушении
- Проведено обобщение практики возврата материалов в ОМВД России по Соль-Илецкому городскому округу мировыми судьями Соль-Илецкого района Оренбургской области.
- Цель обобщения: изучить основания вынесения судьями определений о возвращении материалов об административном правонарушении.
- За 2022 год мировыми судьями Соль-Илецкого района Оренбургской области всего возвращено 206 материалов об административном правонарушении, из которых:
- — судебным участком № 1 Соль-Илецкого района возвращено 83 материала об административном правонарушении,
- — судебным участком № 2 Соль-Илецкого района возвращено 58 материал об административном правонарушении,
- — судебным участком № 3 Соль-Илецкого района возвращено 65 материалов об административном правонарушении.
- За 2023 год мировыми судьями Соль-Илецкого района Оренбургской области всего возвращен 21 материал об административном правонарушении, из которых:
- — судебным участком № 1 Соль-Илецкого района возвращено 4 материала об административном правонарушении,
- — судебным участком № 2 Соль-Илецкого района возвращено 8 материалов об административном правонарушении,
- — судебным участком № 3 Соль-Илецкого района возвращено 9 материалов об административном правонарушении.
- Обобщенная информация о возвращенных материалах на судебных участках Соль-Илецкого района.
Основанием возврата материалов по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ послужило:
— истечение сроков привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения (возвращено 35 материалов).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ, составляет 3 месяца.;
— неявка лица, в отношении которого ведется производство по делу (возвращено 12 материалов).
В силу требований ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дела, по которым предусмотрено наказание в виде ареста либо обязательных работ, судебное разбирательство осуществляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. Обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности.
— усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.314 УК РФ, что является основанием, препятствующим для рассмотрения дела об административном правонарушении (возвращено 12 материалов).
Основанием возврата материалов по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ послужило:
— истечение сроков привлечения к административной ответственности (возвращен 91 материал).
В соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по делам, рассматриваемым судьей, составляет три месяца.
— отсутствие сведений о вручении копии протокола (возвращено 3 материала).
В соответствии с ч.4.1 ст.28.
2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.;
Основанием возврата материалов по ч.1 ст.7.27 КоАП РФ послужило:
- — истечение сроков привлечения к административной ответственности (возвращено 4 материала);
- — отсутствие справки о стоимости похищенного имущества (возвращено 3 материала);
- — отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя потерпевшего на представление интересов юридического лица (возвращено 2 материала).
В соответствии со ст. 28.2 и ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и немедленно передается судье на рассмотрение.
https://www.youtube.com/watch?v=UFVV91zyddA\u0026pp=ygVr0JLQvtC30LLRgNCw0YIg0JTQtdC70LAg0J7QsSDQkNC00LzQuNC90LjRgdGC0YDQsNGC0LjQstC90L7QvCDQn9GA0LDQstC-0L3QsNGA0YPRiNC10L3QuNC4INCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D
Указанные недостатки, допущенные при оформлении материалов дела, судья признает существенными и препятствующими рассмотрению дела об административном правонарушении по имеющимся материалам.
В силу требований ст. 29.4 КоАП РФ неправильное составление протокола и оформление других материалов дела, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, являются основаниями для возвращения протокола составившему его органу для устранения имеющихся недостатков.
Основанием возврата материалов по ст.6.1.1 КоАП РФ послужило:
- — отсутствие в объяснении подписи должностного лица (возвращен 1 материал);
- — отсутствие сведений о разъяснении потерпевшему процессуальных прав (возвращены 2 материала);
- — отсутствие сведений о вручении копии протокола (возвращен 1 материал);
- — не указан квалифицирующий признак (возвращен 1 материал);
- — неявка лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие акта медицинского освидетельствования, подтверждающего возможность его содержания в ИВС (возвращено 6 материалов);
Санкцией ст.6.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу требований ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
— приложены письменные доказательства, собранные в рамках уголовного и уголовного процессуального законодательства, то есть отсутствуют объяснения лица в отношении которого возбуждено дело, потерпевшего, отобранные в рамках Кодекса об административных правонарушениях РФ (возвращено 16 материалов);
Указанные недостатки, допущенные при оформлении материалов дела, судья признает существенными и препятствующими рассмотрению дела об административном правонарушении по имеющимся материалам.
В силу требований ст. 29.4 КоАП РФ неправильное составление протокола и оформление других материалов дела, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, являются основаниями для возвращения протокола составившему его органу для устранения имеющихся недостатков.
Основанием возврата материалов по ч.1 ст.6.9 КоАП РФ послужило:
— неявка лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие акта освидетельствования лица о возможном содержании в ИВС (возвращено 4 материала);
Основанием возврата материалов по ст.6.9.1 КоАП РФ послужило:
— отсутствие вступившей в законную силу копии постановления, о привлечении лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.
9 КоАП РФ, согласно которому на него возложена обязанность и установлен срок, в течении которого он обязан пройти диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию по рекомендации и назначению врача нарколога, в связи с чем, невозможно установить факт наличия или отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9.1 КоАП РФ (возвращено 5 материалов);
Основанием возврата материалов по ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ послужило:
— отсутствие в объяснении подписи должностного лица (возвращен 1 материал);
Основанием возврата материалов по ст. 14.17.1 КоАП РФ послужило:
— истечение срока давности привлечения к административной ответственности (возвращено 1 материал);
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, составляет 1 год.
— приложено письменное объяснение свидетеля не подписанное должностным лицом (возвращено 2 материала);
— материалы содержали заключение эксперта, однако на разрешение эксперта не дан ответ на вопрос является ли представленная жидкость пищевой продукцией (возвращено 9 материалов).
В соответствии с приведенным в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ понятием «спиртосодержащая продукция» к таковой относится как пищевая, так и непищевая продукция.
В то же время, обязательным условием для привлечения лица к административной ответственности по статьи 14.17.
1 КоАП РФ является продажа им алкогольной продукции, которая согласно статье 2 Федерального закона №171-ФЗ является пищевой продукцией, или спиртосодержащей пищевой продукции.
https://www.youtube.com/watch?v=UFVV91zyddA\u0026pp=YAHIAQE%3D
Основанием возврата материалов по ч. 4.3 ст. 20.8 КоАП РФ, ст.7.6 КоАП РФ, ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ, ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ послужило:
— отсутствие в протоколе ссылки на нормативный акт, свидетельствующий о нарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности, требований закона (возвращено 10 материалов).
Основанием возврата материалов по ст. 20.13 ч.4.3 КоАП РФ послужило:
— истечение срока привлечения к административной ответственности (возвращен 1 материал);
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Основанием возврата материалов по ст. 8.37.ч.2 КоАП РФ послужило:
— объяснения отобраны в рамках УПК РФ (возвращен 1 материал).
Основанием возврата материалов по ст. 7.17 КоАП РФ послужило:
— истечение срока привлечения к административной ответственности (возвращен 1 материал).
Основанием возврата материалов по ст. 19.13 КоАП РФ послужило:
— неполнота представленных доказательств, необходимых для рассмотрения дела по существу (возвращено 2 материала).
Основанием возврата материалов по ст. 20.21 КоАП РФ послужило:
— неявка лица, привлекаемого к ответственности (возвращен 1 материал).
Дела, по которым предусмотрено наказание в виде ареста либо обязательных работ, судебное разбирательство осуществляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. Обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности.
Указанные недостатки, допущенные при оформлении материалов дела, судья признает существенными и препятствующими рассмотрению дела об административном правонарушении по имеющимся материалам.
В силу требований ст. 29.4 КоАП РФ неправильное составление протокола и оформление других материалов дела, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, являются основаниями для возвращения протокола составившему его органу для устранения имеющихся недостатков.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 26.
2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу требований ч. 2 ст. 28.
2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.
4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае существенного нарушения требований закона при их составлении, которые не могут быть устранены при рассмотрении дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Данная позиция изложена и в п.
4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», из содержания разъяснений следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (ст. 29.4 КоАП РФ).
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае недостаточности материалов для рассмотрения дела по существу, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Статья 30.7 КОАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
- 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.
См. все связанные документы >>>
Комментируемая ст. 30.7 КоАП РФ устанавливает порядок вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность
6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:
- 1) административный штраф должен быть заменен на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
- 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятий устанавливается по новым правилам;
- 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицо или другой работник;
- 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.
По правилу части 2 статьи 1.
7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:
ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:
1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.11 КоАП РФ).
Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:
- правонарушение совершено впервые;
- правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
- правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.11 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 — 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);
2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.12 КоАП РФ).
- Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
- – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
- – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
- Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
- размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
- нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.
3) освободить от административной ответственности ЮЛ, которое привлечено к ней одновременно с должностным лицом (иным работником) (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ).
Предварительно убедитесь в том, что выполняются следующие условия:
- ЮЛ и должностное лицо (иной работник) ЮЛ привлечены к ответственности в рамках одного дела об административном правонарушении;
- должностное лицо (иной работник) привлекается к ответственности в связи с невыполнением (нарушением) своих должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах ЮЛ/договоре;
- ЮЛ в рассматриваемой ситуации приняло все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность;
4) назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом, выявленных в рамках контрольно-надзорного мероприятия (в том числе уменьшить суммарный размер назначенного штрафа) (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).
Проверьте наличие следующих обязательных условий:
- все административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия;
- ответственность за все правонарушения предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.
! Возможно совмещение сразу нескольких целей: 1 и 4, 2 и 4.
- ШАГ 2. Определите, на какой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы находитесь:
- – дело в процессе рассмотрения;
- – постановление по делу вынесено, но еще не вступило в законную силу (не истекли 10 суток со дня вручения копии постановления);
- – постановление по делу вынесено и вступило в законную силу.
- ! В любом случае важно, чтобы постановление по делу, если оно уже вынесено, не было исполнено (штраф не был уплачен в полном объеме, срок административного приостановления деятельности или лишения специального права либо дисквалификации не истек)
ШАГ 3. Действуйте!
Вариант 1. Если дело об административном правонарушении еще не рассмотрено и постановление по делу не вынесено, направьте в суд, в орган, должностному лицу, которые рассматривают дело, ходатайство в произвольной форме, в котором укажите:
- право на применение закона, смягчающего ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
- конкретное требование о применении нормы КоАП РФ, которой ответственность смягчается, изменяется или исключается, исходя из обстоятельств дела и цели (целей), которые вы хотите достичь, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ.
!Если срок рассмотрения дела подходит к концу, и вы полагаете, что требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, связанных с вашим требованием, в ходатайстве укажите также о необходимости продления срока рассмотрения дела, ссылаясь на часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ (продление срока допускается не более чем на 1 месяц).
! Важно: будьте готовы представить дополнительные доказательства, подтверждающие ваши доводы и выполнение условий для применения закона, смягчающего или изменяющего вашу ответственность.
Вариант 2. Если постановление по делу уже вынесено, но не вступило в законную силу, обжалуйте это постановление.
Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.
Жалобу подавайте (статья 30.1 КоАП РФ):
- в районный суд, если постановление вынесено должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с региональным законом;
- в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей (постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, а постановление районного суда – в областной или другой соответствующий ему суд субъекта РФ);
- в арбитражный суд по правилам АПК РФ (глава 25), если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности ЮЛ или ИП.
- Постановление может быть обжаловано также вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, если оно вынесено должностным лицом.
- !Важно:
- – жалобу подавайте в суд, должностному лицу, в вышестоящий орган, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой совершено правонарушение;
- – если жалоба подана одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то рассматривать ее будет суд;
- – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
- – успейте подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения копии постановления по делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу;
– постановления, вынесенные за совершение правонарушений, связанных с нарушением или невыполнением норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, обжалуйте в суды общей юрисдикции.Такие правонарушения не относятся судами к связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:
- 10 дней, если она подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган;
- 2 месяца, если она подана в суд.
! Если обжалуется постановление, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, жалоба на него должна быть рассмотрена в 5-дневный срок со дня поступления в суд.
По результатам рассмотрения жалобы:
- может быть принято решение об изменении постановления в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Вариант 3. Если постановление по делу вынесено, вступило в законную силу (в том числе после обжалования), подайте жалобу о пересмотре постановления.
Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.
Жалобу подавайте (статья 30.13 КоАП РФ):
- в кассационный суд общей юрисдикции, если постановление до этого в таком суде не было обжаловано;
- в Верховный Суд Российской Федерации, если постановление ранее обжаловалось в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).
!В России создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, которыми охвачены все регионы. Перечень этих судов с указанием территорий их юрисдикции, адресов и ссылок на их официальные сайты приведен здесь: https://www.vsrf.ru/press_center/news/28148/.
- Важно:
- – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
- – подавайте жалобу в любой срок после вступления постановления в законную силу (главное, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме);
- – вместе с постановлением обжалуйте решение по жалобе на него, а также решение по последующей жалобе на постановление, если этими решениями постановление оставлено в силе полностью или в части;
- – обязательно приложите к жалобе, подаваемой через почту или канцелярию суда, копию постановления, копии решений по жалобам, выданные вынесшими их судом, органом или должностным лицом.
Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:
- 2 месяца со дня поступления в суд;
- + 1 месяц со дня поступления дела об административном правонарушении в суд, если оно истребовано им у другого суда или органа (должностного лица).
По результатам рассмотрения жалобы:
- может быть принято решение об изменении постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 4 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ).
Образцы материалов для обжалования актов по делам об административных правонарушениях