Аренда

Возможна Ли Дополнительная Работа Для Госслужащего В 2023 Году

Работать на муниципальной службе — это честь и ответственность. Однако, желание подрабатывать или работать на другой должности может возникнуть у многих государственных и муниципальных служащих. В этом случае, можно ли совмещать должности или работать на подработке, не нарушив законодательство?

Какие возможности и ограничения имеются при совместительстве на муниципальной службе? Для того, чтобы попасть в число идеальных кандидатов на муниципальную службу и знать, что разрешено при совместительстве, необходимо понимать особенности законодательства и трудового ведомства. В данной статье мы рассмотрим какое совместительство разрешено муниципальным служащим, какие есть запреты и какие точки зрения на это разрешение со стороны законодательства и государственных организаций.

Ограничения на совмещение муниципальных должностей и подработку могут быть крайне важными для госслужащих. Совместительство требует умения работать эффективно и не пренебрегать своей первоочередной должностью.

Тем более, совмещение должно быть под контролем со стороны государственных и муниципальных организаций и должно соответствовать законодательству.

Но если все ограничения соблюдаются, есть ли возможность подрабатывать в 2023 году? Мы рассмотрим какие требования выставляет государственное ведомство, чтобы возможность совмещения работы была применена корректно.

Новые возможности для граждан на муниципальной службе

Муниципальный служащий может совмещать работу с подработкой, это одно из преимуществ данной профессии.

Но есть запреты и ограничения, которые нужно знать каждому, кто рассматривает возможность работать на муниципальной службе.

Особенности госслужбы и требования вакансий в муниципальных органах могут быть различными, поэтому государственный служащий должен точно знать, какие виды работ разрешены к совмещению, а какие – нет.

При совмещении работы допускаются разные варианты применения трудового законодательства. Так, госслужащий может попасть на муниципальную службу как при полной занятости, так и при совместительстве. Но не все должности могут быть комбинированы с другими видами работ.

Какие возможности есть для граждан, желающих работать на муниципальной службе? В первую очередь, чтобы попасть на муниципальную службу, кандидат должен уметь работать с законодательством, а также стремиться быть идеальным госслужащим, в полной мере выполняющим свои обязанности. Муниципальные служащие должны иметь хороший уровень квалификации и знать особенности работы в муниципальном ведомстве.

Особенности работы на муниципальной службе заключаются в том, что госслужащие обязаны придерживаться определенных правил и законов. Разрешено совмещать работу только в том случае, если это не нарушает законодательство. Также муниципальный служащий обязан знать, какие должности могут быть совмещены, и в какой форме – совместительство по найму или заказу на постоянной или временной основе.

Есть ли возможность совмещать работу в муниципальном ведомстве с другими видами работ? Да, это возможно, но только при соблюдении всех требований трудового законодательства. Разрешено совмещать работу в свободное время, при условии, что это не нарушает правила муниципальной службы и не находится в противоречии с должностной инструкцией.

  • Итак, можно сделать вывод, что работа на муниципальной службе – это огромная возможность для граждан, которые хотят приобрести новые знания и навыки в сфере государственного управления.
  • Однако перед подачей заявления на работу в муниципальный орган, нужно внимательно изучить все ограничения и запреты, связанные со совмещением должностей.

Перспективы трудоустройства на муниципальных должностях при совмещении

Муниципальный служащий имеет возможность подрабатывать при совмещении должностей. Но в этом случае существуют определенные ограничения, которые наложены законодательством. Для того чтобы работать по совместительству на муниципальной должности, необходимо знать какие точки закона устанавливают возможности данного вида деятельности.

Совмещение труда с государственной или муниципальной службой возможно при соблюдении ряда запретов. При условии соответствия всем правилам и законодательным требованиям можно получить возможность работать на нескольких должностях. Прием на работу кандидата на должность служащего ведомства рассматривает вопрос о его умении совмещать работу.

Важно учитывать особенности работы на муниципальных должностях. Для совмещения работы с госслужбой, необходимо знать, какие требования к муниципальным служащим применения в данном случае допустимы.Существуют различные правиласовместительства, поэтому необходимо предварительно знать какое именно применение допустимо в этом случае.

Идеальный вариант для гражданина, работающего на муниципальной службе, предполагает возможность подрабатывать на другой должности. Следует иметь в виду, что совместительство не всегда может быть разрешено исходя из законодательства, поэтому нужно понимать, на какие должности и при каких условиях возможно совместительство.

  • Уметь организовать свое рабочее время, чтобы совмещать работу;
  • Рассмотреть все возможности работ по совместительству на муниципальной должности для выбора оптимального варианта;
  • Ознакомиться с законодательством госслужащих, чтобы понимать свои возможности и эту точку зрения законодательства;
  • Стремиться к получению дополнительных трудовых мест для повышения доходов;

Также важно помнить, что дополнительные возможности сочетания занятости на муниципальной должности с другой работой могут быть лимитированы законодательством, которое устанавливает запреты совмещения работ в разной степени жесткости.

Таким образом, для того чтобы подрабатывать на муниципальной должности при совмещении, нужно учитывать все правила, требования и запреты по законодательству, а также знать свои возможности и организовывать свою работу правильно.

Программы и условия для совмещения должностей в муниципальном ведомстве

Вопросы совмещения должностей государственных и муниципальных служащих регулируются законодательством. Существуют точки зрения, что совмещение должностей может быть ограничено, но достаточно разрешительно.

Для совмещения должностей, служащий должен уметь работать на двух работах, знать, какое ведомство ведет формальные особенности работы и как можно попасть на вакансию. Есть запреты и ограничения, что недопустимо совмещать работу госслужащих и муниципальных сервисманов в идеальном случае.

Совместительство в муниципальных службах может быть рассмотрено только при условии, что служащий должен работать на двух работах, подрабатывать после трудового дня на другой работе. Какие работы можно совмещать, какие должности разрешены — нужно знать и соответствовать законодательству.

Государственный законодатель регулирует совмещение должностей муниципальных служащих. Ограничения на занимаемые должности муниципальных служащих могут быть установлены ведомством или для отдельной должности.

Также может быть установлена возможность получения дополнительной оплаты при совмещении.

Совещание по поводу возможности совмещения должностей доступно кандидатам при подаче документов на работу в муниципальную службу.

  • Для совмещения должностей, служащий должен иметь возможность выполнять свою работу в госслужбу и осуществлять другую работу согласно законодательству.
  • Совмещение должностей может быть разрешено только при условии, что служащий будет выполнять обязанности на двух работах в соответствии с законодательством.
  • Совмещение должностей госслужащих и муниципальных служащих может быть разрешено при условии, что это соответствует ограничениям, установленным законодательством.
  • Есть возможность получения дополнительной оплаты при совмещении должностей муниципальных служащих.

Ограничения и требования для совмещения должностей в муниципальной службе

Муниципальные служащие имеют возможность совмещать должности, но при этом существует ряд ограничений и запретов, которые определены законодательством. Поэтому, кандидат должен знать, какое совместительство может быть разрешено, а какое нет.

Как правило, государственный служащий не должен подрабатывать. В этом смысле муниципальный служащий не исключение. Однако в каждом ведомстве или на каждой должности могут быть свои правила и особенности, при которых можно совмещать работу. В этом случае служащий должен уметь работать в совместительстве и соответствовать всем требованиям основной должности.

Для совмещения должностей нужно знать:

  • Какие работы можно совмещать с госслужбой и на каких условиях при каждой конкретной должности.
  • Какое законодательство рассматривает муниципальных госслужащих.
  • Какие есть точки зрения на совмещение должностей в разных ведомствах и предприятиях.

Муниципальный служащий, стремящийся к совмещению должностей, должен знать, какой идеальный уровень работы он готов совмещать. Кроме того, нужно знать, в каких случаях Конституция РФ разрешает или запрещает гражданам заниматься бизнес-деятельностью.

Обычно муниципальные госслужащие при приёме на работу должны подписывать трудовой договор, в котором уже содержится информация о возможности совмещения должностей.

Однако иногда возможность совмещения может быть ограничена на уровне общего решения по подразделению.

Поэтому служащий должен понимать, какие именно особенности применяются к данной должности и на какие ограничения ему стоит обращать внимание.

Какие должности нельзя совмещать и почему

Совмещение должностей может быть затруднительным для муниципального служащего в силу определенных особенностей работы. Во-первых, нельзя совмещать должности в разных муниципальных ведомствах, так как это приведет к конфликту интересов. Во-вторых, совмещение работы может быть запрещено трудовым законодательством или внутренними нормативными актами муниципальных ведомств.

Читайте также:  Льготная Пенсия Курсы Повышения Квалификации В 2023 Году

Для государственных служащих также есть ограничения. Например, их не могут совмещать с военной службой, предпринимательской деятельностью или работой в подчиненных организациях. Это связано с тем, что государственный служащий должен полностью посвятить себя своей работе и оставаться независимым от других внешних факторов.

Слово «совместительство» подразумевает возможность подрабатывать по основной работе. Однако такое совмещение должно соответствовать законодательству и внутренним правилам ведомства. Чтобы попасть в идеальный вариант, служащий должен знать точки применения законодательства на трудовом месте.

  • Какие должности нельзя совмещать по мнению муниципальных ведомств?
  • Какое ведомство или государственный орган рассматривает совмещение должностей?
  • Есть ли возможность работать по совместительству? Если да, то с какими ограничениями?

Ответы на эти вопросы можно найти в законодательстве и внутренних правилах муниципальных ведомств. Кандидат на муниципальную службу должен уметь оценить свои возможности и попытаться рассмотреть этот вопрос со стороны работодателя.

Правовые нормы для совмещения на муниципальной службе

Многие госслужащие муниципальных ведомств могут задаваться вопросом, как законодательство относится к совместительству. Можно ли подрабатывать, работая на муниципальной должности, какие есть ограничения и запреты, и какие есть возможности? Рассматриваем подробнее из точки зрения законодательства и государственных служащих.

Совмещение работы на муниципальной и трудового договора

Для госслужащих муниципальных ведомств существует возможность подрабатывать через заключение трудового договора. В этом случае возможным является совмещение официальной работы на муниципальной должности и трудового договора. Однако, важно знать, что количество часов работы по трудовому договору ограничено и не должно превышать часов работы на государственной должности.

Ограничения и запреты на совмещение должностей

Согласно законодательству, государственный и муниципальный служащий не может занимать более одной должности в государственном или муниципальном ведомстве, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом. Также запрещено занимать должности, которые несовместимы по своей сути.

Идеальный кандидат для совмещения на муниципальной службе

Для того, чтобы успешно совмещать работу на муниципальной должности и трудовой договор, госслужащий должен уметь управлять своим временем и стремиться к эффективному выполнению задач. Также важно учитывать особенности трудового договора при подписании проектов на государственной или муниципальной службе.

Возможности и применения для совмещения на муниципальной службе

Как правило, муниципальные служащие могут совмещать работу с образованием, юридической или медицинской деятельностью, гражданскими службами и другими видами деятельности несовместимыми по их характеру и условиям организации. Ведомство может устанавливать свои ограничения и условия для совмещения, однако, они не должны противоречить законодательным актам и правилам муниципальной службы.

Как совмещать работу на муниципальной службе и другую работу?

Совместительство госслужбы с работой в другом ведомстве на муниципальном уровне может быть разрешено в соответствии с законодательством. Однако, есть определенные запреты и ограничения, которые необходимо знать и соблюдать, чтобы сохранить работу на госслужбе.

Какие требования должны соблюдаться?

  • Государственный или муниципальный служащий должен уметь выполнять свои обязанности на основной работе и не нарушать трудового законодательства;
  • Он не должен злоупотреблять своим положением и использовать ресурсы ведомства для личных нужд или целей;
  • Совмещение должно быть разрешено законодательством, не противоречить интересам государства и не создавать конфликта интересов;
  • Служащий должен соблюдать ограничения, которые налагаются на работников государственных или муниципальных учреждений в соответствии с законодательством;
  • Служащий может работать на муниципальной службе только после прохождения соответствующих конкурсов и соблюдения всех правил и требований ведомства.

Идеальный кандидат для работы на муниципальной службе должен быть грамотным, дисциплинированным и владеть знаниями в соответствующей сфере. Он должен попасть в шорт-лист по результатам собеседования и прохождения конкурсных процедур. С точки зрения законодательства, совмещение должно быть разрешено и не нарушать правила и ограничения ведомства.

Возможность для совмещения двух работ зависит от ряда факторов, включая законодательство и политику муниципальных властей или ведомства. Рассматривая такую возможность, необходимо учитывать все особенности и применения точки зрения законодательства индивидуально.

Как подготовиться и подать заявление на должность совмещения

Совмещение на муниципальной службе – это возможность подрабатывать на другой работе, не нарушая трудового законодательства. Но как попасть на должность совмещения?

Для начала нужно знать, какие должности госслужащих позволяют совмещать работу. В каждом муниципальном ведомстве есть своя таблица с точками, где указывается, какие должности могут быть совмещены.

При этом есть ограничения и запреты по применению совместительства. Например, запрещается совмещать должности работника муниципального ведомства с такой же должностью в другом государственном или муниципальном ведомстве. Также нельзя совмещать должности с работой по гражданскому договору или с предпринимательской деятельностью.

Кроме того, муниципальный служащий должен знать особенности законодательства по совместительству. Он должен понимать, какие возможности предоставляет законодательство и какие ограничения и запреты есть на данном уровне.

Рассматривая совместительство с точки зрения кандидата, нужно стремиться к тому, чтобы в идеальном случае совмещать должности, которые максимально будут соответствовать его квалификации и опыту работы.

Для подачи заявления на совмещение муниципальных должностей нужно уметь составлять трудовой договор и знать, какие документы должны быть приложены к заявлению.

Возможность совмещать муниципальные должности находится под контролем ведомства по работе с государственными служащими. Это ведомство рассматривает заявления на совмещение муниципальных должностей и принимает решение о возможности такого совмещения.

Таким образом, для того чтобы подготовиться и подать заявление на должность совмещения, необходимо знать какие должности можно совмещать, какие ограничения применяются, какие документы нужно приложить и в каком ведомстве рассматривается заявление.

Как оформить трудоустройство государственного служащего в 2023 году

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

Работодатель при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего должен в течение 10 дней сообщить об этом по последнему месту службы кандидата (ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Уведомление нужно направить в каждой из ситуаций:

  • заключен срочный или бессрочный основной трудовой договор;
  • работник принят по совместительству в другую организацию;
  • заключен договор ГПХ на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью больше 100 000 рублей в месяц;
  • подписан гражданский договор сроком действия менее месяца, но стоимостью услуг (работ) исполнителя свыше 100 000 рублей.

Если сам служащий захочет зарегистрировать ИП или учредить юридическое лицо, то обязанности сообщать об этом по бывшему месту службы нет (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).

По закону есть два исключения из ст. 12 273-ФЗ, в которых сообщать о трудоустройстве не нужно:

Исключение 1. Ранее занимаемая служащими должность не входит в специальные перечни

Речь о следующих перечнях:

  • раздел I или раздел II списка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557;
  • перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня по Указу № 557;
  • перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 27.07.2010 № 925).

В этих перечнях приведены должности, при замещении которых служащие представляют справки о доходах, имуществе и обязательствах в отношении себя и членов своей семьи. И на них же распространяются ограничения по ст. 12 273-ФЗ при трудоустройстве.

Работодатель может посмотреть перечни должностей на сайте органов государственной власти или органов местного самоуправления, в которых раньше трудился кандидат. Если такой информации на официальной странице в интернете нет, или кадровик ее не нашел, то можно направить запрос по месту бывшей службы.

Например, на сайте Администрации Городского округа Коломны перечень должностей, на которые распространяются ограничения по ст. 12 273-ФЗ, «спрятался» в разделе «Нормативные документы»

Нет ничего страшного в том, что работодатель уведомит о найме служащего, который не занимал должности из специальных списков. За это не накажут. А вот если не сообщить о заключении договора, когда это нужно по закону, работодателю грозит административная ответственность.

Исключение 2. С момента увольнения служащего из органов прошло более двух лет

В этом случае ограничения по ст. 12 273-ФЗ уже не действуют.

Если же гражданин уволился со службы менее двух лет назад, то не имеет значения, сколько мест он сменил за это время. Обязанность уведомить о трудоустройстве такого кандидата есть у всех, кто захочет взять его на работу.

Читайте также:  Льготы На Оплату Жкх Инвалида В 2023 Году

Верховный Суд РФ назвал еще один случай, когда не нужно сообщать о найме бывшего госслужащего: тот трудоустроился в организацию, которая выполняет государственные функции.

Суд рассмотрел ситуацию, когда Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в МКД принял на работу сотрудницу ИФНС и не сообщил об этом бывшему работодателю.

Верховный Суд отметил, что работа в государственных и муниципальных органах не предполагает пересечения публичных и частных интересов. Поскольку коррупционных рисков в этом случае нет, направлять уведомление по месту бывшей службы работника не нужно (постановление Верховного Суда РФ от 21.04.2017 № 45-АД17-11).

Но это судебная практика. В законодательстве не содержится исключений из правила об уведомлении, зависящих от формы собственности организации-работодателя. То есть если директор госкомпании решит не сообщать о найме бывшего служащего, он должен быть готов отстаивать свою позицию в суде.

Минтруд советует запрашивать у кандидата на трудоустройство или заключение договора ГПХ письменные сведения о последнем месте своей службы (п.

 44 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией). Например, это могут быть:

  • заполненная анкета соискателя о последних местах работы за два года до трудоустройства;
  • отдельное письменное сообщение.

Пример. Кадровик может попросить кандидата заполнить сообщение «Уведомляю, что в течение предыдущих двух лет я занимал (не занимал — выбрать нужный вариант) должность государственной (муниципальной) службы, на которую распространяются ограничения по ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: (указать должность и период службы)».

По закону гражданин обязан информировать работодателя или заказчика о последнем месте службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров (ч. 2 ст. 12 273-ФЗ).

Если он скроет эту информацию, кадровика либо компанию к ответственности не привлекут.

Но только в том случае, если информация о последних местах службы действительно отсутствует в документах гражданина — например, в трудовой книжке, военном билете, документах воинского учета, в анкете (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

Второй документ, который нужно попросить у бывшего служащего при найме, — согласие Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Оно нужно при заключении трудового или гражданского договора с организацией, если кандидат занимал государственную (муниципальную) должность из специальных перечней, и в его служебные обязанности входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией (ч. 1 ст. 12 273-ФЗ).

Пример. Бывший начальник Департамента регионального Минздрава переходит на должность главврача областной больницы.

Или заместитель руководителя ИФНС после увольнения заключает договор на консалтинговые услуги стоимостью более 100 000 рублей в месяц с ООО, которое зарегистрировано в этой инспекции.

Во всех подобных случаях нужно согласие Комиссии. Его бывший служащий получает самостоятельно.

Минтруд советует не заключать трудовой договор до оформления согласия Комиссии (п. 47 Методических рекомендаций). Иначе работника придется увольнять по основанию в п. 11 ч. 1 ст.

77 ТК РФ — «нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».

Гражданский договор, подписанный без согласия Комиссии, также прекращается (ч. 3 ст. 12 273-ФЗ).

По закону работодатель должен сообщить по месту бывшей государственной или муниципальной службы. Это тот орган государственной власти или орган местного самоуправления, где трудился кандидат.

Если на момент заключения трудового договора или договора ГПХ место бывшей службы упразднено или реорганизовано, то работодатель направляет сообщение о найме правопреемнику или любому из них, когда их несколько (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

Пример. Юридическая фирма принимает на работу бывшего начальника Департамента правового обеспечения Министерства торговли региона.

На момент трудоустройства кандидата такого органа нет в структуре правительства субъекта РФ. Его обязанности были распределены между Министерством промышленности и Министерством экономики.

Работодатель может направить уведомление в любой из этих органов.

На отправку сообщения о найме госслужащего дается 10 дней. Срок считается со дня, следующего за датой заключения договора или фактического допуска сотрудника к работе. Если последний день выпадает на выходной, то сообщение нужно отправить не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

Важно. Работодатель должен сообщить о найме госслужащего или заключении с ним договора ГПХ независимо от того, входили ли в обязанности этого служащего функции управления организацией работодателя. Здесь нет зависимости от служебных обязанностей по месту бывшей службы, как при оформлении согласия.

Правила приведены в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Бланка уведомления не утверждено — есть только требования к его заполнению и содержанию.

Документ оформляется на фирменном бланке организации. Его подписывает руководитель или уполномоченное им лицо, которое подписало трудовой либо гражданско-правовой договор. Уведомление заверяется печатью организации или печатью кадровой службы, если они есть.

Что обязательно нужно указать в тексте:

  1. Общая часть (п. 5 Правил № 29). Здесь приводят Ф.И.О. работника; дату его рождения; должность, которую он занимал на государственной или муниципальной службе; полное и краткое наименование нынешнего работодателя. Место бывшей работы берут из трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности. Если Ф.И.О. гражданина изменялись, то указывают и прежние.

  2. При заключении трудового договора (п. 6 Правил № 29): дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу; дата и срок действия трудового договора; наименование должности по штатному расписанию у нынешнего работодателя; основные должностные обязанности.

  3. При заключении договора ГПХ (п. 7 Правил № 29): дата и номер договора ГПХ; сроки выполнения работ или оказания услуг; предмет договора (краткое описание услуги и результата); стоимость услуг или работ.

Пример сообщения о найме госслужащего по правилам в Постановлении № 29

Работодатель сам решает, как он будет направлять уведомление: Почтой России или курьерской службой. Минтруд советует выбирать способы, которые позволяют подтвердить сроки сообщения — это заказное письмо с уведомлением о вручении или личное вручение с распиской (п. 58 Методических рекомендаций).

Работник может трудиться у неограниченного количества работодателей или выполнять работу по нескольким должностям. Трудовой кодекс здесь его не ограничивает. И это применимо к бывшим государственным и муниципальным служащим.

Уведомлять о заключении трудового договора по ст. 12 273-ФЗ нужно при внешнем совместительстве. Это случай, когда работник принимается на работу в другую организацию, помимо основной.

Если бывшему служащему поручают дополнительную работу у одного и того же работодателя (внутреннее совместительство) или переводят его на другую должность, сообщать об этом по месту бывшей службы не нужно. Достаточно того, что уведомление было направлено при первичном трудоустройстве в эту компанию (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

Автоматизируйте работу с сотрудниками: рассчитывайте зарплату, НДФЛ, взносы, оформляйте кадровые документы прямо в Экстерне

Попробовать

Административная ответственность за нарушение требований ч. 4 ст. 12 273-ФЗ предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ. По ней одна санкция — штраф в размере:

  • 2 000 — 4 000 рублей — на граждан;
  • 20 000 — 50 000 рублей — на должностных лиц;
  • 100 000 — 500 000 — на юридических лиц.

Работодателя привлекут к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, если он не сообщил о найме бывшего служащего или нарушил 10-дневный срок. 

Избежать наказания не удастся, если работник уже фактически приступил к работе, а договор с ним не подписан. В этом случае работодатель рискует получить двойные санкции — за нарушение требований антикоррупционного законодательства и за ненадлежащее оформление трудового договора либо уклонение от его заключения (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

  1. В Трудовом кодексе и антикоррупционном законодательстве есть ограничения на трудоустройство бывших государственных и муниципальных служащих, если их должность входит в специальные перечни по Указам Президента № 557 и № 925, и с момента их увольнения со службы прошло менее двух лет. Работодатели, которые нанимают таких работников, обязаны в 10-дневный срок сообщить об этом по месту бывшей службы.

  2. Уведомлять нужно при заключении трудовых договоров, независимо от размера зарплаты или срока действия договора, а также при подписании гражданских договоров на оказание услуг или выполнение работ стоимостью свыше 100 000 рублей в месяц или сроком действия менее месяца с ценой от 100 000 рублей.

  3. Если работник принимается как внешний совместитель, то об этом тоже нужно сообщать. Уведомление направляется один раз. При дальнейших перемещениях внутри организации или при внутреннем совместительстве сообщать по месту бывшей службы не надо.

  4. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего кадровик должен проверить, входила ли должность кандидата в специальные перечни, и сколько лет прошло с момента увольнения из государственных органов или органов местного самоуправления. Минтруд рекомендует запросить эти сведения в письменном виде у самого соискателя на трудоустройство.

  5. Если бывший служащий устраивается в организацию, которую он ранее контролировал, то для заключения трудового договора или договора ГПХ он должен представить работодателю согласие антикоррупционной Комиссии по месту бывшей службы. Соискатель получает его самостоятельно. Договор, оформленный без согласия, должен быть прекращен. Работника увольняют по основанию в п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

  6. Если работодатель не уведомит о найме бывшего служащего, то его могут привлечь к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ. Это штраф в размере 20 000 — 50 000 рублей на должностных лиц и 100 000 — 500 000 — на юридических лиц. 

  7. Нет ничего страшного в том, что работодатель уведомит о найме служащего, который не занимал должности из специальных списков. За это не накажут. В такой ситуации работодателям лучше перестраховаться, чтобы не попасть под многотысячные штрафы.

Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт | Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы

3. Об установлении государственным гражданским служащим режима работы (службы), отличного от установленного служебным распорядком государственного органа

Читайте также:  Понятие Охраны Труда На Предприятии В 2023 Году

Положениями статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Отдельным гражданским служащим как при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), так и в период ее прохождения может устанавливаться особый режим служебного времени.

При поступлении гражданина Российской Федерации или гражданского служащего на должность гражданской службы, при замещении которой предусматривается особый режим служебного времени, в служебном контракте гражданского служащего в обязательном порядке указывается данный режим (пункт 7 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ). В случае установления гражданскому служащему при прохождении гражданской службы режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени и, при необходимости, срок установления данного режима.

Виды и особенности режимов рабочего времени регламентированы главой 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которой субсидиарно применяются к правоотношениям, связанным с гражданской службой.

В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. При этом работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других) (статья 102 ТК РФ).

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики составляются исходя из установленной нормы рабочего времени за учетный период и содержат информацию о продолжительности рабочего времени в течение смены, перерывах на отдых между сменами и порядке их чередования. При этом при составлении графика необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которым продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

После составления график сменности утверждается работодателем (представителем нанимателя) и вводится в действие посредством издания соответствующего приказа. При этом работники (гражданские служащие) должны быть ознакомлены под роспись с утвержденным графиком сменности не менее чем за месяц до введения его в действие.

  • При применении указанных режимов служебного времени может быть не соблюдена ежедневная и (или) еженедельная продолжительность служебного времени, установленная для гражданских служащих.
  • В данном случае представителю нанимателя следует вести суммированный учет служебного времени с тем, чтобы обеспечить гражданским служащим, осуществляющим профессиональную служебную деятельность в таких режимах, отработку суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение определенного учетного периода (как правило, недели или месяца в целях обеспечения увязки такого режима службы с выплатой месячного денежного содержания в установленном размере).
  • Порядок введения суммированного учета служебного времени согласно статье 104 ТК РФ должен быть определен правилами внутреннего служебного распорядка.

Для учета рабочего (служебного) времени могут применяться формы № Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и № Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации.

Таким образом, для гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) или в режиме гибкого служебного времени, начало и окончание служебного времени должно определяться локальными актами государственного органа, графиками дежурства (сменности) и служебным контрактом соответственно.

При этом с учетом обеспечения отработки такими гражданскими служащими суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение месяца исходя из установленной для гражданских служащих еженедельной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю), денежное содержание указанным лицам выплачивается в полном размере, установленном в служебных контрактах.

В случае если служебный день при указанных режимах работы продолжается в ночное время (с 22.00 до 06.00), то согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в такое время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г.

№ 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Прохождение гражданским служащим службы в условиях сменного режима в соответствии с графиком дежурств может предусматривать попадание рабочих дней на общие выходные дни (субботу и воскресенье). При этом такой случай не считается работой в выходные дни, так как выходными для гражданского служащего, работающего по графику, являются другие дни недели.

Что касается случая, при котором служебный день гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), совпадает с праздничным днем, то часы, отработанные в праздничные дни, оплачиваются в повышенном размере.

При определении размера оплаты труда гражданского служащего, осуществляющего профессиональную служебную деятельность по графику дежурства в праздничный день, следует руководствоваться статьей 153 ТК РФ.

В соответствии с данной статьей ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г.

№ 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), за работу в нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.