Аренда

Порядок Общественного Контроля В Сфере Закупок Цели Базовые Принципы И Формы Контроля В 2023 Году

Закон уделяет вопросу обязательного обсуждения одну небольшую статью. Однако принятые правительством Правила существенно дополняют и расширяют закон. Поговорим о тех действиях, которые необходимо предпринять заказчику, чтобы выполнить все необходимые требования.

Порядок Общественного Контроля В Сфере Закупок Цели Базовые Принципы И Формы Контроля В 2023 Году

Общий порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается статьей 20 Закона о контрактной системе. Начало публичному рассмотрению задает размещение в Единой информационной системе (ЕИС) плана закупок, если в его содержании указаны подлежащие такому мероприятию процедуры. Окончание должно оставлять заказчику возможность отменить закупку.

Полномочия по определению случаев и уточнению порядка проведения рассмотрений переданы правительству и региональным законодателям. С начала 2020 года вступили в действие подробные Правила обсуждений (утверждены ПП от 22.08.2016 № 835).

Действующим порядком установлено, что обязательное общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ проводится заказчиком при единовременных случаях:

  • превышения размера начальной (максимальной) цены контракта в 1 млрд рублей;
  • выбора конкурентного способа закупки;
  • отсутствия признаков исключений.

Исключения и правила при обсуждении

Некоторые условия обозначены в Правилах как исключения. Заказчику проводить общественное рассмотрение не надо, если его закупка:

  • закрытого типа;
  • относится к гособоронзаказу;
  • проводится как повторный конкурс или аукцион по ч. 4 ст. 71 или как запрос предложений;
  • осуществляется через запрос котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧП.

Но если есть исключения, то есть и правила для всех остальных случаев. Закон говорит, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчик получает возможность:

  • изменить план закупок, план-график или документацию;
  • отменить определение поставщика.

Подлежащие рассмотрению закупки невозможно осуществить без указанного мероприятия.

Обязательное общественное обсуждение проводится в 2 этапа. В обоих этапах могут принимать участие любые лица, которые прошли соответствующую регистрацию в ЕИС.

Первый этап

Включает в себя обмен мнениями через специальный раздел ЕИС и очные слушания. Напомним, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана закупок.

С этого момента и в течение не менее 20 дней участники высказывают замечания и предложения. Свой ответ на них заказчик размещает в течение 2 дней.

Затем, не позднее чем через 10 дней, заказчик проводит очные публичные слушания. Со стороны участников присутствовать может любое заинтересованное лицо. Со стороны заказчика присутствуют руководитель или его заместители, руководитель контрактной службы. Они дают ответы на поступившие вопросы.

  • Информация с данными по слушаниям публикуется им не менее чем за 5 дней.
  • В течение 2 дней после слушаний по каждой закупке заказчик размещает протокол с вопросами и ответами и со своим решением по закупке.
  • Если решением заказчика процедура не отменена и ее подготовка продолжена без внесения изменений в планы, извещение и документация о закупке публикуются заказчиком в предусмотренные планом сроки.

Порядок Общественного Контроля В Сфере Закупок Цели Базовые Принципы И Формы Контроля В 2023 Году

Второй этап

Со дня размещения извещения и документации в ЕИС начинается второй этап. Участниками рассматривается в ЕИС документация заказчика. Заказчик дает свои ответы на замечания также в течение 2 дней.

При этом обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается за 3 дня до того срока, при котором у заказчика сохраняется возможность отменить закупку.

Протокол по второму этапу заказчик публикует с соблюдением аналогичных первому этапу правил, т. е. в течение 2 дней после завершения этапа.

Итоги первого и второго этапов идентичны. Заказчик обладает правом в отношении закупочной процедуры:

  • отменить;
  • продолжить без внесений изменений;
  • проводить с изменениями документов.

Порядок Общественного Контроля В Сфере Закупок Цели Базовые Принципы И Формы Контроля В 2023 Году

Ответственность за неисполнение

Протоколы по результатам обоих этапов с помощью технических средств ЕИС доводятся до сведения контролирующих финансовых органов.

Допущенные заказчиком нарушения автоматически фиксируются в ЕИС. В специализированном разделе появляется актуальная информация о случаях несоблюдения установленных правил.

Статьей 7.29.3 КоАП установлен штраф виновных за нарушение порядка или сроков проведения должностных лиц в размере 30 000 руб.

Основные виды контроля в сфере закупок. — ГосТендер

Порядок Общественного Контроля В Сфере Закупок Цели Базовые Принципы И Формы Контроля В 2023 Году

Контроль в сфере закупок бывает:

  • Федерального и муниципального уровня;
  • Со стороны уполномоченных государством ведомств;
  • Контроль со стороны финансовых учреждений;
  • Контроль со стороны государственного заказчика;
  • Контроль со стороны общественности.

Каждый из перечисленных пунктов списка вид и орган контроля распространяет свое влияние на строго определенный субъект закупочных отношений, согласно полномочиям. Остановимся на каждом подробнее.

На федеральном уровне контроль в сфере закупок ложится на плечи Федеральной Антимонопольной службы. На уровне муниципалитетов контроль осуществляется местными органами власти. Сама процедура контроля осуществляется посредством проверок.

Они могут быть как плановыми так и внеплановыми. Поводом для проверки может послужить жалоба в соответствующий орган. Контролю со стороны органов подвергаются любые госзакупки и субъекты, участвующие в них (госзаказчики, операторы ЭТП).

Федеральные и муниципальные органы контроля призваны следить, чтобы действия сторон, участвующих в закупке, были в рамках закона. Если ФАС и подконтрольные ей органы в регионах регистрируют нарушения, то они обязаны отреагировать.

Сторонам спускаются список зарегистрированных нарушений и предписания по их устранению. Если нарушения серьезные, то исполнение контракта может быть приостановлено до их устранения, либо вовсе аннулировано.

А участник, уклонившийся от исполнения обязательств по контракту внесен в реестр недобросовестных поставщиков.

Важно!

Влияние ФАС и подконтрольных ей служб не распространяется на торги, относящиеся к гособоронзаказу, финансовому и казначейскому контролю. Ревизии в этих областях проводят другие службы.

Осуществление контрольных функций также осуществляют надзорные ведомства. К ним относятся госорганы и госкорпорации такие как: «Росатом» и «Роскосмос», управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

https://www.youtube.com/watch?v=jsU6iWGDGsE\u0026pp=ygWwAdCf0L7RgNGP0LTQvtC6INCe0LHRidC10YHRgtCy0LXQvdC90L7Qs9C-INCa0L7QvdGC0YDQvtC70Y8g0JIg0KHRhNC10YDQtSDQl9Cw0LrRg9C_0L7QuiDQptC10LvQuCDQkdCw0LfQvtCy0YvQtSDQn9GA0LjQvdGG0LjQv9GLINCYINCk0L7RgNC80Ysg0JrQvtC90YLRgNC-0LvRjyDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

В процессе проверок осуществляется контроль за:

  • Соблюдением предписанных запретов и ограничений;
  • Соблюдение положений о нормировании;
  • Компетентностью в расчете начальной максимальной цены контракта;
  • Санкциями в отношении исполнителей, нарушивших условия сделки.

Проверка может быть выездного характера и документальная, когда изучению подвергается только «бумажная» часть процесса госзакупки.

Основная цель финансового контроля – недопущение перерасхода бюджетных средств. Объектом проверки считают госкомпании и госучреждения, на осуществления закупок которых государство выделяет средства.

Финансовая проверка – форма контроля в сфере закупок, которая осуществляется со стороны счетной палаты и иных контрольно-счетных органов – так называемый внешний уровень и Федеральным казначейством, местными органами финансового контроля на уровне внутреннем.

Внутренний контроль, осуществляемый казначейством, подразумевает проверку данных по финансовому обеспечению. Сравниваются сведения из плана графика с реальными показателями финансовой отчетности, идет проверка документации, контрактов с поставщиками, расчета НМЦК.

Общественный контроль – способ привлечения независимых агентов для критики государственной системы закупок. Сведения об общественном контроле и отводимых ему полномочиях указаны 212-ФЗ.

Общественный контроль осуществляется только на основе тех сведений о закупочных процедурах, которые размещены в открытом доступе. Субъектами выступают объединения юр.лиц, общественные объединения, рядовые граждане РФ. Они вправе осуществлять мониторинг, проверку, экспертизу, выносить предложения на обсуждения и слушания, обращаться в контрольные органы и суды.

Контроль со стороны заказчика подчинен его желанию надлежащего исполнения условий контракта со стороны исполнителя. В случае фиксирования нарушений он обращается за помощью к контрольному органу.

Также его обязанностью является контроль за привлечением к исполнению контракта СМП и СОНКО, если данное требование предписано условиями контракта.

  1. Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок?

    На федеральном уровнях контроль осуществляется ФАС, на муниципальном уровне – местными органами власти. Финансовый контроль осуществляют: Казначейство РФ, местные органы финансового контроля, счетная палата, контрольно-счетные органы.Ведомственный контроль: госорганы и госкорпорации («Росатом», «Роскосмос»), управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

  2. Кто осуществляет контроль в сфере закупок 44 ФЗ?

    Контроль в сфере закупок осуществляется– На федеральном уровне – ФАС, на муниципальном – органами местного самоуправления;– Ведомствами РФ, госорганами и госкорпорациями;– Финансовыми учреждениями (счетной палатой, казначейством);– Заказчиком;

    – Общественностью.

  • Что является объектом контроля в сфере закупок?

    Объектами контроля выступают: денежные средства, выделяемые государством на совершение сделок, нормы законодательства, призванные регулировать отношения между сторонами, предписания, относящиеся к сфере закупок, требующие исполнения.

  • Кто осуществляет финансовый контроль в сфере закупок?

    Финансовый контроль в сфере закупок осуществляет: Счетная палата РФ и иные контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, местные органы финансового контроля.

  • Кто является контрольным органом в сфере закупок?

    Целью системы закупок в государственном секторе является обеспечение прозрачности и экономного расходования бюджетных средств. Без системы контроля этого невозможно добиться. Именно поэтому сразу несколькими органами контролируются госзакупки. Также существует общественный контроль и контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

    В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности.

    Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю.

    Читайте также:  Ремонт подъездов в многоквартирном доме: кто делает капитальный или текущий ремонт и периодичность проведения работ по закону

    Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов.

    Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности:

    • заказчики,
    • контрактные службы,
    • контрактные управляющие,
    • комиссии по осуществления закупок,
    • уполномоченные органы и учреждения, с
    • пециализированные организации,
    • операторы торговых площадок
    • и другие.

    Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

    Порядок Общественного Контроля В Сфере Закупок Цели Базовые Принципы И Формы Контроля В 2023 Году

    Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

    Глава 5 закона 44-ФЗ посвященаконтролю в закупках. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:

    Контроль за заказчиками осуществляют уполномоченные органы и организации, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

    • уполномоченные органы;
    • операторы электронных площадок;
    • специализированные организации.

    Действия этих участников также контролируются.

    Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

    • планирование процедуры;
    • проведение закупки вне зависимости от способа;
    • исполнение контракта или каждого его этапа;
    • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.

    Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.

     Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.

    Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.

    А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

    Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок.

    Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.

    Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство.

    Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению.

    Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств.

    На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:

    1. Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
    2. Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.

    Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.

    Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.

    ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

    • Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку.
    • К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта.
    • Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности.

    При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки.

    В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

    • рассматривать дела;
    • составлять протоколы;
    • обращаться в правоохранительные органы и суд;
    • выдавать предписания.

    Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.

    При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

    1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
    2. Квалификация участников и их работников.
    3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
    4. Репутация.
    5. Опыт работы.

    Участник вправе обратиться в суд для обжалования решения службы при несогласии с выводами ФАС.

    Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

    Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

    Общественный контроль в сфере закупок: кто вправе осуществлять и какие цели преследуются?

    Помимо антимонопольной службы и казначейства, контролировать деятельность государственного заказчика могут и другие инстанции. Согласно 44-ФЗ, предусмотрен общественный контроль за проведением закупок.

    Передача общественности права на проведение контроля за деятельностью заказчиков по 44-ФЗ стала одной из ключевых инноваций законодательства о контрактной системе.

    Общественный контроль осуществляется также по нормам 212-ФЗ от 21 июля 2014 года.

    Правовое регулирование

    Несмотря на постоянное ужесточение правил проведения закупок по 44-ФЗ и 212-ФЗ, нарушение принципов законодательства является весьма актуальной проблемой. Для повышения открытости и прозрачности закупочной сферы и недопущения нарушений в отношении законодательства действует несколько форм контроля. В их числе внутренний, ведомственный и общественный.

    Под общественным контролем в сфере закупок можно понимать деятельность субъектов общественного контроля, которая осуществляется в целях содействия развития закупочной отрасли, предупреждения и выявления нарушений законодательства.

    Общественный контроль за деятельность заказчиков по 44-ФЗ опирается на положения:

    • 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 2014 года;
    • 44-ФЗ «О контрактной системе» от 2013 года;
    • 212-ФЗ «О закупках отдельными категориями…» от 2014 года.
    • 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 1995 года.

    Общественный контроль должен проводиться на принципах законности, верховенства права, принципа обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности контрактной системы.

    Кто может осуществлять общественный контроль

    На основании ч. 1 ст. 102 44-ФЗ можно выделить следующих субъектов общественного контроля:

    1. Граждане.
    2. Общественные объединения.
    3. Объединения юридических лиц.

    В самом 44-ФЗ не приводится расшифровка общественных объединений, но, согласно 82-ФЗ, они могут иметь следующие формы:

    1. Общественная организация.
    2. Общественный фонд.
    3. Общественное движение.
    4. Политическая партия.
    5. Общественное учреждение.
    6. Орган самодеятельности.

    Нередко субъектами общественного контроля становятся сами участники закупочной деятельности.

    Государственные и муниципальные заказчики обязаны предоставить указанным субъектам возможности для проведения контролирующих мероприятий.

    Согласно 212-ФЗ от 21 июля 2014 года, контрольными функциями наделяются федеральная, региональная и муниципальная общественные палаты, а также советы при органах власти разных уровней, инспекции, наблюдательные комиссии и прочие объединения с заданными целями.

    Какие цели преследуются

    Общественный контроль имеет следующие цели:

    1. Реализация на практике принципов контрактной системы.
    2. Развитие и совершенствование системы государственных закупок.
    3. Выявление и предупреждение нарушений в области государственных закупок.
    4. Информирование контролирующих инстанций на случай выявления нарушений.
    Читайте также:  Срок Ответа На Жалобу В Налоговую В 2023 Году

    Несмотря на достаточно высокую эффективность системы общественного контроля, отсутствие реальных рычагов влияния на закупочную отрасль у общественных объединений остается достаточно актуальной проблемой.

    Формы общественного контроля

    Законами 44-ФЗ и 212-ФЗ от 21 июля 2014 года предусмотрены такие виды общественного контроля, как:

    1. Общественный мониторинг.
    2. Общественные слушания.
    3. Общественная проверка.
    4. Общественная экспертиза.
    5. Иные формы взаимодействия.

    Общественный мониторинг

    Общественный мониторинг выступает формой контроля. Он осуществляется открыто с использованием интернета по ч. 3 ст. 19 212-ФЗ. По результатам общественного мониторинга субъектом направляется в адрес заказчика документ для ознакомления. Также такой отчет размещается субъектом мониторинга в сети.

    В зависимости от того, какие результаты были достигнуты по итогам общественного мониторинга закупок и оценки эффективности закупок, организатором могут предприниматься различные меры. Субъект мониторинга вправе инициировать (на основании ч. 7 ст. 19 212-ФЗ):

    1. Проведение общественных обсуждений.
    2. Проведение общественных слушаний.
    3. Проведение общественной проверки.
    4. Проведение общественной экспертизы.

    На основании п. 3 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ общественные объединения могут заниматься мониторингом закупок и оценкой их эффективности, в том числе оценкой закупок на предмет их соответствия требования законодательства о контрактной системе.

    Информацию о проводимых закупках и подписанных контрактах общественные объединения могут найти в реестре государственных контрактов, который ведет Федеральное казначейство. В реестре контрактов отражаются наименование заказчика, сведения о поставщике, источниках финансирования закупки, акты приемки, штрафы и неустойки и пр.

    В рамках общественного мониторинга субъект контроля вправе направлять в адрес заказчика запрос о предоставлении дополнительной информации, руководствуясь п. 2 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ.

    Общественная проверка

    Хотя, согласно ч. 6 ст. 20 212-ФЗ, организатор общественной проверки обязан запросить у проверяющего органа необходимые документы и материалы, на практике это сделать не так просто.

    Во-первых, субъект проверки должен довести до руководителя заказчика информацию о проверке, ее сроках, порядке проведения и определения результатов проверки. Во-вторых, круг субъектов, которые вправе инициировать такую проверку, ограничен законодательно.

    На основании ч. 2 ст. 20 212-ФЗ инициаторами общественной проверки вправе стать:

    1. Уполномоченный по правам ребенка и человека в РФ.
    2. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей.
    3. Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
    4. Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ.
    5. Общественная палата.

    Стоит отметить, что речь в законодательстве идет об Общественной палате РФ, тогда как региональные и муниципальные палаты могут стать субъектами проверки в ограниченных случаях: если это предусмотрено российским законодательством. Аналогичные требования предусмотрены иными субъектами общественного контроля.

    В 44-ФЗ не предусмотрена форма контроля в виде общественного контроля. Таким образом, общественные организации не могут стать субъектами контроля в контрактной системе закупок. По п. 4 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ общественным объединениям принадлежит право на передачу в контролирующие инстанции (в частности, в ФАС) имеющихся у них сведений для инициации проведения проверочных мероприятий по 44-ФЗ.

    Также общественники могут передать обращения в закупочную комиссию заказчика, территориальное подразделение Счетной палаты, управление антимонопольной службы и прокуратуру. Контролировать законность расходования бюджетных денег могут и депутаты, к которым также могут обратиться общественные объединения по факту неэффективного и нецелевого расходования средств.

    Общественная экспертиза

    Проведение общественной экспертизы по нормам 212-ФЗ обязательно в отношении (на основании ч. 2 ст. 22 212-ФЗ):

    • актов (проектов);
    • решений (проектов);
    • документов и прочих материалов.

    Инициатива о проведении общественной экспертизы может исходить и от органа контроля (заказчика по 212-ФЗ). Тогда как общественные объединения могут инициировать экспертизу только в случаях, предусмотренных законодательно.

    Что касается законодательства о контрактной системе, то экспертиза результатов выполненного контракта может производиться заказчиком своими силами. Но, согласно ч. 3 ст. 94 44-ФЗ, к проведению экспертизы допускается привлекать сторонних экспертов и экспертные организации.

    Заказчик по 44-ФЗ обязан привлекать экспертов при проведении экспертизы оказанной услуги, выполненной работы или поставленного товара, если закупка производилась у единственного поставщика. Исключением являются закупки у монополистов, закупки экспертных услуг, проектной документации и инженерных изысканий и пр. На основании п. 15 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ эксперт и экспертная организация обязаны обладать специальными познаниями в области науки, искусства, техники и ремесла.

    Таким образом, по 44-ФЗ общественные организации не могут выступать инициаторами экспертизы. Но они могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки результатов контракта, если обладают соответствующими компетенциями.

    Прочие формы

    Важными правами общественных объединений по 44-ФЗ и 223-ФЗ выступают:

    • передача общественных инициатив и предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов, повышению открытости и прозрачности закупочной отрасли, снижению возможностей для совершения коррупционных правонарушений;
    • выявление признаков преступления в действиях заказчиков и контрактных управляющих и передача сведений в ФАС и в правоохранительные органы (например, при обнаружении признаков ограничения конкуренции в техническом задании на закупку или при закупках предметов роскоши, товаров с избыточными свойствами);
    • защита интересов граждан через обращение в судебные инстанции.

    Их нельзя отнести к какой-либо форме общественного контроля, но данные права общественных объединений играют важную роль, с точки зрения возможности влияния на объекты закупочной деятельности.

    Таким образом, общественный контроль направлен на недопущение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ и закупок отдельными юрлицами по 223-ФЗ. Общественный контроль позволяет обеспечить грамотное распределение бюджетных средств, реализовать принципы честности и открытости при определении поставщиков.

    Общественный контроль в системах закупок

    «Руководитель бюджетной организации», 2014, NN 1, 2

    Законом о контрактной системе вводится общественный контроль, включающий любые активные действия общественности, способствующие улучшению ситуации в закупочной области.

    Однако данная новелла требует доработки, поскольку механизмы общественного контроля остаются не вполне ясными.

    Рассмотрим, как будет осуществляться общественный контроль, кто будет в нем участвовать, что будут проверять и какие инструменты при этом использовать.

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Цели общественного контроля изложены в ч. 2 ст. 102 Закона о контрактной системе:

    • реализация принципов контрактной системы;
    • содействие развитию и совершенствованию контрактной системы;
    • предупреждение нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе;
    • выявление нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе;
    • информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

    «Слепые закупки»

    Положение об общественном контроле, закрепленное в Законе о контрактной системе, является следствием длительного мониторинга работы системы госзакупок, в том числе и с целью выявления нарушений.

    Так, по инициативе Открытого правительства было проведено исследование «Слепые закупки». Исследование выполняли НП «Информационная культура», Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) и ВШЭ.

    Был составлен список наиболее популярных нарушений и начата работа по их предотвращению. Например, до мая 2013 г. в целях сокрытия информации заказчики часто использовали латиницу — заменяли кириллические буквы на аналогичные по написанию латинские (с мая 2013 г.

    на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru такая возможность исключена).

    В закупочной документации часто встречаются «случайные» опечатки и грамматические ошибки, как правило, в ключевых словах (например, «поставка мсяо (гавядина)» или «поставка автамобиля»), буквы заменяются на похожие по написанию цифры (например, буквы «о» и «б» на цифры 0 и 6).

    В адресных закупках также распространено отсутствие ключевых слов: в наименовании закупки используются только общие слова, не позволяющие однозначно определить предмет закупки (например, «Лот N 15» или «закупка товаров»). «Свои да наши» знают, о чем идет речь, а чтобы вникали посторонние, нежелательно.

    Некоторые заказчики затрудняют идентификацию информации, размещая внутри слова знак дефиса (например, «поставка мо-лочных про-дуктов»), разделяя буквы пробелами или иными знаками (например, «работ п о и з г о т о в л е н и ю п р о д у к ц и и (п о л и г р а ф и ч е с к а я)»).

    Автоматической выборкой за 2012 г. было выявлено 12,5 тыс. закупок с подобными искажениями. Все они были проверены в ручном режиме, по итогам чего 3,5 тыс.

    таких закупок признали потенциально «неслучайными», из них 662 — с одним участником. ВШЭ провела экономический анализ и подсчитала, что среднее снижение цены по таким закупкам составило 1% вместо обычных 6%.

    Также были обнаружены регулярные «связки» одних и тех же поставщиков.

    Читайте также:  Подтверждение Трудового Стажа Свидетельскими Показаниями В 2023 Году

    По результатам исследования «Слепые закупки» был подготовлен ряд рекомендаций, в том числе и по доработке официального сайта госзакупок. В частности, был введен контроль за использованием латиницы. В перспективе — автоматический контроль за опечатками, ошибками, пробелами и иными «случайными» знаками в словах.

    Кто может осуществлять общественный контроль?

    В ч. 1 ст. 102 Закона о контрактной системе перечислены субъекты, имеющие право на осуществление общественного контроля: граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. При этом в ч. 3 данной статьи устанавливаются специальные права только для общественных контролеров — общественных объединений и юридических лиц, но не для граждан.

    Напомним, что к общественным объединениям относятся общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии .

    Статья 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

    К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

    Акопян, А. П. К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / А. П. Акопян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32709/ (дата обращения: 14.08.2023).

    

    В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

    Ключевые слова: общественный контроль, контрактная система, субъекты общественного контроля в сфере закупок

    Значимость контроля со стороны народа (общественности) за осуществлением государством своих функций неоднократно подчёркивал Президент Российской Федерации, в том числе Федеральному Собранию РФ, в своих посланиях. Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.

    2013 глава государства указывал, что современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение [1].

    В большей степени контроль со стороны народа востребован в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Прежде чем переходить к явлению общественного контроля в сфере закупок, необходимо разобраться, что под собой подразумевает термин «общественный контроль».

    Впервые на законодательном уровне определение общественного контроля было закреплено в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об общественном контроле в Российской Федерации».

    Согласно данному определению под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Вместе с тем, действие указанного Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о контрактной системе в сфере закупок [2].

    Законодательство о контрактной системе не содержит понятия общественного контроля в сфере закупок. Тем не менее, в отличие от Федерального закона от 21 июля 2005 г.

    № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вовсе не предусматривал такой вид контроля, законодательство о контрактной системе выделило отдельную статью (статья 102), в котором отражены основные цели и права субъектов общественного контроля.

    К сожалению, в отсутствии понятия, перечня субъектов общественного контроля в сфере закупок и принципов невозможно определить, насколько широкий круг общественных отношений включает в себя данное явление.

    Исходя из практического опыта, автор настоящей статьи предлагает свое понятие «общественного контроля всфере закупок» — деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

    Также в действующем в законодательстве, равно как и в теории права отсутствует закрепленный перечень принципов общественного контроля в сфере закупок.

    В связи, с чем представляется выделить две группы принципов: общие и специальные. Первая группа включает в себя принципы законности, верховенства права.

    Вторая же включает себя комплекс принципов, закрепленных в законодательстве о контрактной системе:

    1. принцип открытости и прозрачности;
    2. принцип обеспечения конкуренции;
    3. принцип стимулирования инноваций;
    4. принцип единства контрактной системы в сфере закупок.

    Как и любой правовой институт, общественный контроль в сфере закупок должен иметь субъекты контроля. А субъектами могут быть: общественные объединения, общественные советы при органах государственной власти, а также сами участники закупок.

    Одним из активных субъектов общественного контроля в настоящее время является Общественный народный фронт с проектом «За честные закупки». Не зря В. В. Путин на встрече с представителями общественного народного фронта охарактеризовал проект «За честные закупки» как чрезвычайно востребованный проект.

    Ведь по обращениям общественного народного фронта «За честные закупки» были аннулированы сотни закупок, которые содержали в себе как нарушения законодательства о контрактной системе, так и предметы роскоши.

    Довольно активную позицию субъекты общественного контроля в сфере закупок занимают при подготовке и принятии законопроектов и нормативно-правовых актов в сфере закупок.

    Так, благодаря активности Общественного народного фронта при реализации проекта «За честные закупки» Минэкономразвития РФ подготовила и направила в Государственную думу законопроект о переводе на рельсы законодательства о контрактной системе государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

    Не остается незамеченным и активное взаимодействие общественных контролеров с органами государственной власти, осуществляющих регулирование контрактной системы в субъектах Российской Федерации.

    Так, в Самарской области разработка постановления Правительства от 29.12.

    2015 № 895, которое устанавливает требования к закупаемым государственными органами товарам, проходила исключительно при участии Общественного народного фронта «За честные закупки».

    Кроме того, исходя из опыта работы Общественного народного фронта «За честные закупки», можно предположить, что общественный контроль имеет две модели: правовой и политический.

    Первая модель заключается в реализации прав по обжалованию действий заказчиков, в обращениях с запросами к заказчику, а также обращениях в суд с заявлением.

    Вторая имеет политическую природу, основанную на институтах современного общества, в частности, на праве на информацию и свободу слова. Удивительно, но зачастую модель политического контроля наиболее эффективен.

    Это говорит нам о том, что в обществе существует запрос, направленный на общественный контроль над деятельностью властных институтов.

    Другим субъектом общественного контроля в сфере закупок, по мнению автора, являются участники закупок. Законодательство о контрактной системе предоставляет широкий круг полномочий по контролю за осуществлением закупки, начиная с размещения извещения, заканчивая заключением контракта.

    В частности, участники закупки, могут подавать запросы на разъяснения, обращаться в контролирующие органы с жалобами на положения документации о закупке и на действия комиссии.

    Исключением являются случаи, когда обжаловать действия комиссии по осуществлению закупок могут только те лица, которые непосредственно принимали участие в закупке.

    Согласно результатам мониторинга Минэкономразвития РФ применения законодательства о контрактной системе в 2015 году в ФАС России поступило 69883 жалобы на действия заказчиков и комиссии по осуществлению закупок. По сравнению с аналогичным 2014 годом количество поступивших жалоб в 1,2 раза больше [3].

    Здесь возникает вопрос об эффективности общественного контроля в сфере закупок.

    По большинству жалоб от участников закупок контрольные органы признают хоть и формальные (несущественные) нарушения законодательства, но в то же время выдают предписания об аннулировании закупок, тем самым делая невозможным своевременно удовлетворить потребности государственных (муниципальных) нужд.

    В то же время Президиум ВАС РФ однозначно связывал задачи законодательства о размещении заказа с выявлением в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации [4].

    • Таким образом, если общественному контролю предоставить неограниченные полномочия, можно допустить нарушение эффективной деятельности государства, что, в конечном счете, подорвет и саму демократию, базирующуюся на государственных институтах.
    • Поэтому любой контроль должен осуществляться в необходимых рамках, обеспечивающих, во-первых, удовлетворение запросов общества, и, во-вторых, сохранение государственных институтов.
    • Литература:
    1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013. // Российская газета. № 282. 2013. С. 4.
    2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, Ст. 1652.
    3. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/44/20160217.