Аренда

Особенности Участия Субъектов Малого Предпринимательства В Госзакупках По 44-фз И 223-фз В 2023 Году

Особенности Участия Субъектов Малого Предпринимательства В Госзакупках По 44-фз И 223-фз В 2023 Году

Из нашей статьи вы узнаете:

Какие льготы установлены для СМП и СОНО при госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, по каким правилам заказчик должен осуществлять закупки у СМП (СОНО), есть ли какие-то нюансы, — отвечаем в нашей статье.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

К малому бизнесу в Российской Федерации могут быть отнесены следующие субъекты, при условии, что они соответствуют критериям, прописанным в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ:

  • потребительские кооперативы и коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия — исключение);
  • ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Определяется малое предпринимательство по следующим критериям:

  • среднесписочная численность работников;
  • объём дохода за период в один календарный год;
  • доля юрлиц в уставном капитале.

Например, субъектом малого бизнеса будет считаться компания, у которой годовой доход не превышает 800 млн рублей, а численность наёмных работников составляет не более 100 человек.

Кто относится к СОНО

СОНО (СОНКО) расшифровывается как социально ориентированные некоммерческие организации. Такая же расшифровка даётся в Федеральном законе № 44-ФЗ.

К примерам деятельности, которой занимаются такие структуры, относятся:

  • соцобслуживание, а также соцподдержка и защита граждан;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных и др.

Полный перечень приведён в п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Если учредителями организации, занимающейся подобной деятельностью, являются государство, его субъекты либо муниципальные образования, то такая организация не будет относиться к СОНО.

Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ

Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ, заказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО.

Заключить контракт можно следующими способами:

  1. Через проведение открытых конкурентных способов закупки, в которых участниками закупок являются только СМП/СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
  2. Через установление в извещении о закупке требования о привлечении победителем закупки к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей), являющихся СМП/СОНО.
  3. Установить привлечение СМП (СОНО) в качестве субподрядчика как одно из требований к победителю тендера.

Есть особенности и по части оплаты. С 1 июля 2022 года оплата по контракту СМП/СОНО — 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке. Если приёмка без ЕИС или контракт подлежит казначейскому сопровождению – 10 рабочих дней.

Для участия в закупке с ограничением «только СМП/СОНО» потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что участник закупки является СМП или СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несёт поставщик (подрядчик, исполнитель).

Специфика закупок у СМП и СОНО

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ проводить закупки у СМП (СОНО) могут любые заказчики. Автономные учреждения и другие юрлица, не являющиеся заказчиками, заключают с СМП (СОНО) контракты о закупке только в случае, установленном ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.

Обязательный минимум по объёму закупок у СМП и СОНКО — 25 процентов от объёма совокупного годового дохода. Максимальный объём не установлен.

Какое-либо обязательное соотношение закупок у СМП и СОНО в общем объёме также не установлено, поэтому закупаться можно только у малого бизнеса либо только у СОНО.

Процент объёма закупок у СМП (СОНО) может быть нулевым. Например, если заказчик в течение года осуществлял все закупки только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Особенности проведения закупок у СМП и СОНО

  1. Можно осуществлять закупки любых товаров (работ, услуг).
  2. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.
  3. Конкурентная закупка возможна любыми способами, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ.
  4. Ограничения указываются в извещении об осуществлении закупки.
  5. Принадлежность к СМП (СОНО) подтверждается информацией об участнике закупок из единого реестра СМСП. Потребовать какие-либо дополнительные документы для подтверждения заказчик не может.
  6. Для закупок с электронной приёмкой установлен срок оплаты — не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке.
  7. Обеспечение исполнения контракта:
    • устанавливается в зависимости от цены контракта, его размер должен превышать размер аванса;
    • устанавливается заказчиком в зависимости от цены контракта, уменьшенной на размер аванса, если аванс рассчитывается Федеральным казначейством;
    • должен быть возвращён не позднее чем спустя 15 дней после даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту.
  8. Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств не требуется предоставлять, если СМП (СОНО) подтвердили добросовестность.
  9. Антидемпинговые меры не применяются, если субъект СМП (СОНО) подтвердил добросовестность.

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства

В соответствии со статьёй 43 Закона №44-ФЗ для участия в закупках с установленным ограничением «только СМП/СОНО» необходимо через оператора электронной площадки представить декларацию.

Для участия в закупках по Закону №223-ФЗ такая декларация не является обязательной

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства теперь достаточно информации об участнике закупок из единого реестра СМСП. При этом заказчики не могут требовать от участника закупки по 223-ФЗ дополнительной информации или документов в качестве подтверждения их принадлежности к субъектам МСП.

Однако может получиться так, что данные о предпринимателе в реестре искажены или ещё не внесены в реестр. В подобной ситуации единственным вариантом подтверждения будет декларация СМП.

Образец заполнения декларации СМП

Особенности Участия Субъектов Малого Предпринимательства В Госзакупках По 44-фз И 223-фз В 2023 Году

Приведённая в примере форма заполнения не является обязательной, поскольку строгих требований к форме законодательством не установлено.

Бланк декларации СМП скачать

Положения Закона №223-ФЗ, касающиеся участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг применяются и к самозанятым лицам. При этом в закупках по Закону №44-ФЗ самозанятые лица не имеют права на участие в закупках, проводимых только для СМП/СОНО.

Отчётность по закупкам у СМП (СОНО)

Каждая организация-заказчик должна ежегодно размещать в ЕИС отчёт по закупкам у СМП и СОНО. Если в течение года заказчик не закупал товары (работы, услуги) у СМП и СОНО, в ЕИС необходимо сформировать нулевую отчётность. Форма и порядок составления отчёта закреплены Постановлением Правительства РФ № 238 от 17 марта 2015 года.

Для размещения отчёта в ЕИС установлен срок — до 1 апреля следующего года (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ). Если крайний день установленного срока выпадает на выходной, отчёт необходимо разместить заранее, в последний рабочий день перед этой датой. Размещение отчёта позднее 1 апреля является нарушением.

Нарушение установленных требований при размещении отчёта ведёт к ответственности в виде штрафа:

  • для ответственного лица (контрактного управляющего или иного уполномоченного работника) — 15 тысяч рублей;
  • для организации-заказчика — 50 тысяч рублей.

В случае представления отчётности с нарушением установленного срока или непредставления отчётности налагается штраф (ч. 3 ст. 7.30 КоАП):

  • для должностного лица — 50 тысяч рублей;
  • для юрлица — 500 тысяч рублей.

Если объём закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНО составляет менее 25 процентов от объёма годового дохода, на ответственное лицо налагается штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем использовать комплексное решение Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте на нашем сайте.

Преимущества в закупках для субъектов МСП | Контур.Закупки

Для некоторых организаций в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусмотрены определённые особенности:

  • организации малого и среднего бизнеса;
  • организации инвалидов;
  • социально-ориентированные некоммерческие организации;
  • предприятия уголовно-исполнительной системы.

ФЗ «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливают преимущества при закупке для разных категорий организаций. Это нужно учитывать.

По ст. 1 ФЗ » от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» МСП – это субъекты малого и среднего предпринимательства, в качестве которых могут выступать ИП, КФХ, хозяйственные общества, товарищества, партнёрства, производственные и потребительские кооперативы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

Читайте также:  Компенсационные Выплаты Лохотрон Или Правда В 2023 Году

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

По Закону № 44-ФЗ заказчики должны устанавливать «особые условия» представителям малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества для представителей как малого, так и среднего бизнеса.

Преимущества участия в закупках для МСП:

  1. Закупки проводятся только для представителей малого и среднего бизнеса.
  2. Единая (общая) регистрация участника закупок (в ЕРУЗ).
  3. Особый размер обеспечения закупок.
  4. Вместо обеспечения исполнения контракта, можно предоставить сведения по наличию опыта.
  5. Сокращение сроков оплаты по договорам.

Рассмотрим подробнее преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в закупках.

1. Закупки только для МСП

Доля закупок, проводимых для МСП, от общего совокупного годового объёма закупок заказчика устанавливается 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2022-ом она увеличится до 25 % у СМП и СОНКО (44-ФЗ) и МСП (223-ФЗ) (См. подробнее: «Доля закупок государственных компаний у субъектов малого«).

Также по новой редакции ПП РФ №1352 все заказчики, осуществляющие деятельность по 223-ФЗ, обязаны размещать закупки для участников из числа МСП.

Обратите внимание: до 2022-го эта обязанность предусмотрена не для всех заказчиков.

Процедуры закупок, проводимых для малого и среднего бизнеса, по 223-ФЗ имеют унифицированный характер. Они схожи закупками по 44-ФЗ (См. также: «Изменения в закупках по 44-ФЗ«).

В документах к закупке (в том числе в извещении) только для субъектов МСП должно быть соответствующее обозначение. Например, «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП». (См. также: «Запрос котировок в электронной форме«).

В извещении и документации заказчик указывает, что закупка размещена для определённой категории поставщиков, а это фактически означает невозможность участия в такой процедуре представителей других организаций.

Сейчас участнику закупки в составе заявки по процедурам 44-ФЗ нужно декларировать свою принадлежность к МСП. С 2022-го будет проходить автоматическая проверка на соответствие участника данному требованию – для этого он должен числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Единая регистрация в ЕИС

Любому поставщику для участия в закупках по требованиям Закона «О контрактной системе» необходимо зарегистрироваться на сайте единой информационной системы (ЕИС), после чего его внесут в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Только тогда он сможет участвовать в закупках на восьми федеральных электронных площадках. Это означает, что после регистрации в ЕИС поставщик автоматически получит аккредитацию на федеральных электронных площадках.

Чтобы участвовать в закупках, по 223-ФЗ может потребоваться отдельная регистрация на площадке, на которой непосредственно проводится закупка. Однако МСП – исключение из этого правила.

Чтобы участвовать в такой закупке, поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (как и при регистрации для участия в закупках по 44-ФЗ).

Для МСП закупки проводятся только на федеральных электронных площадках.

Если по 223-ФЗ в закупках «для всех» допускается применение «индивидуальных» правил проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, то закупки для МСП должны проводиться строго по общим правилам, изложенным в ст. 3.4 223-ФЗ.

3. Особый размер обеспечения закупок

При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:

  • обеспечение заявки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • обеспечения гарантийных обязательств.

По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:

  • закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).

4. Предоставление сведений по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта

Ещё одно существенное преимущество для участников закупок, которые проводятся для СМП и СОНКО, по 44-ФЗ: победитель может не предоставлять обеспечение исполнения контракта (включая обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении закупки. Вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022-го – вместо независимой гарантии), участник вправе предоставить сведения о наличии у него необходимого опыта.

Порой для СМСП и СОНКО по 44-ФЗ данная возможность – определяющий фактор участия в закупках. Она распространяется и на закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяют антидемпинговые меры (когда начальная максимальная цена контракта снижается на 25% и более).

Обязательные требования, которые предъявляются к опыту поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Не менее 3 контрактов должно находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
  2. Сумма цен данных контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и документации по закупке.
  3. Правопреемство не учитывается.
  4. Не принимаются для подтверждения опыта контракты, по которым применялись штрафные санкции, пени.
  5. Контракты должны быть исполнены в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Допускается, к примеру, предоставить все контракты за 1 год.
  6. Сведения необходимо предоставить при подписании контракта.
  7. Требуемый статус контракта — «Исполнение завершено» без неустойки. Порой для подтверждения опыта допускается предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но тогда нужно учитывать объём исполненных обязательств (оплаченную заказчиком сумму), а не общую сумму заключения контракта.
  8. Требования о релевантности предмета контракта отсутствуют. Важно наличие у кандидата опыта участия в закупках в целом.
  9. Если поставщик предоставляет опыт, а не обеспечение исполнения контракта, гарантийные обязательства по контракту можно не предоставлять.

5. Сокращение сроков оплаты по договорам для СМСП

Срок оплаты по государственному контракту на данный момент составляет:

  • 30 дней – для «обычных» закупок;
  • до 15 рабочих дней – для контрактов с СМСП.

С 1 января 2022-го сроки оплаты по контрактам для СМСП сократятся и составят (до 31.12.2022 включительно) с даты подписания заказчиком документа о приёмке:

  • не более 10 рабочих дней – при проведении закупок у СМСП и СОНКО;
  • не более 15 рабочих дней – при проведении других закупок.

После 1 января 2023 г. предельные сроки составят:

  • не более 7 рабочих дней – при проведении закупок у СМСП и СОНКО;
  • не более 10 рабочих дней – при проведении других закупок.

Подробнее читайте в Особые сроки оплаты контрактов для госзаказчиков

223‑ФЗ простыми словами. Часть 3. Закупки у МСП

Для проведения обычных тендеров в 223-ФЗ есть только общие рекомендации — детали заказчики сами прописывают в своем положении о закупке, опираясь на нормы 44-ФЗ и опыт коммерческих тендеров. С закупками у МСП все иначе: они строго регламентированы законом.

Основные правила изложены в статье 3.4 223-ФЗ. Другие важные особенности — например, годовой объем закупок у МСП и порядок отчета о таких заказах, — регулирует Постановление Правительства от 11 декабря 2014 № 1352 (ч. 8 ст. 3 223-ФЗ). Заказчик включает эти нормы в свое положение о закупке.

Перечислим основные особенности закупок для МСП:

  • Участвовать могут только представители малого и среднего бизнеса.
  • Заказчики обязаны проводить такие закупки и отчитываться о них, а минимальный годовой объем таких тендеров устанавливает Правительство.
  • Их проводят только в электронном виде и определенными способами.
  • Для МСП действуют льготные тарифы на электронных площадках (ЭТП).
  • Заказчики устанавливают пониженный процент обеспечения или могут не требовать обеспечения вовсе.
  • Сроки подачи заявок и возврата обеспечения, а также состав заявок установлен законом.

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Получить ЭП

Все заказчики по 223-ФЗ обязаны проводить тендеры для малого и среднего предпринимательства. Исключение — сами представители МСП.

За год заказчики должны заключить договоры с МСП на сумму не менее 25% от объема договоров по всем закупкам и не менее 20% по итогам закупок, которые проводили только для МСП (п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, п. 5 ПП № 1352). Если заказчик нарушит эти требования, ему придется работать по 44-ФЗ (ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ).

Чтобы соблюсти эти нормы, в план закупок включают не менее 20% тендеров для МСП. Процент таких закупок считают от общей суммы всех запланированных на год заказов. В эту сумму не входят заказы перечня ПП № 1352. План составляют не менее чем на три года (ч. 3.1. ст. 4 223-ФЗ).

Кроме плана закупок, заказчик составляет перечень товаров, работ и услуг (ТРУ), которые будет закупать у МСП (п. 8 и п. 9 ПП № 1352). В перечне прописывают название ТРУ и код ОКПД 2. Документ заказчик утверждает приказом, публикует в ЕИС и на своем сайте.

Закупать ТРУ из перечня на сумму до 200 млн рублей заказчики обязаны только у МСП (п. 18 ПП № 1352). Отступать от правила разрешено только в исключительных случаях — они перечислены в  п. 21 ПП № 1352:

  • представители малого и среднего бизнеса не стали участвовать в тендере;
  • все заявки отозваны или подготовлены с нарушениями;
  • заявка единственного участника подготовлена не верно;
  • заказчик решил не заключать договор (при условии, что товар закупают без тендера).
Читайте также:  Как Рассчитать Налоги Для Разных Категорий Земельных Наделов В 2023 Году

Товары из перечня заказчики вправе закупать также у МСП, если начальная цена договора больше 200 млн рублей, но не превышает 800 миллионов рублей (п. 19 ПП № 1352).

Тендеры для МСП проводят электронно и следующими способами:

  • конкурс,
  • аукцион,
  • запрос предложений,
  • запрос котировок.

Запрос предложений используют для закупок с ценой не более 15 млн рублей. Запрос котировок — для заказов на сумму не больше семи млн. Для аукционов и конкурсов ценового порога нет.

Если главный критерий выбора поставщика — цена, то проводят аукцион или запрос котировок. Если важны такие критерии как опыт, квалификация и деловая репутация участников, объявляют конкурс или проводят запрос предложений. Какой способ выбрать, заказчик решает исходя из своего положения о закупке и цели тендера.

Обычно заказчики пишут в своем положении о закупке, что приоритетные способы — аукцион и конкурс, а далее указывают, для каких ТРУ предпочтителен тот или иной способ. Например, строительные работы закупают конкурсом, а сырье — с помощью аукциона.

Тендеры для предприятий малого и среднего бизнеса проводят только на ЭТП из списка, утвержденного Распоряжением Правительства от 12 июля 2018 №1447-р (ч. 10 ст. 3.4.) Их восемь:

Аккредитацию на ЭТП получают автоматически, после регистрации на Госуслугах и в ЕИС. Для МСП действуют льготные тарифы. Например, ЗАО «Сбербанк-АСТ» берет с победителей торгов для МСП 1% от цены тендера, но не более 4 300 рублей.

Разовое участие в других тендерах обойдется не больше 5 900 рублей. АО «РАД» также берет с победителей 1% от цены тендера, но не более 4 500 рублей.

Разовое участие в других закупках по 223-ФЗ с ценой от 300 тысяч на этой площадке стоит 12 000 рублей.

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Получить ЭП

Сколько дней заказчики должны отводить на подачу тендерных заявок, сказано в статье 3.4 223-ФЗ. Для наглядности составили таблицу:

Вид электронной закупки Цена закупки, руб. Минимальный срок подачи заявок
Конкурс Не более 30 млн 7 календарных дней
Более 30 млн 15 календарных дней
Аукцион Не более 30 млн 7 календарных дней
Более 30 млн 15 календарных дней
Запрос предложений Не более 15 млн 5 рабочих дней
Запрос котировок Не более 7 млн 4 рабочих дня

Аукцион для МСП проводят в несколько этапов:

  1. подача заявок,
  2. рассмотрение первых частей заявок,
  3. торги,
  4. рассмотрение вторых частей заявок,
  5. подведение итогов.

Во время торгов участники делают ставки в пределах шага аукциона — от 0,5% до 5% от начальной цены договора. Нельзя делать ставки на увеличение, равные нулю или ставкам других участников.

В конкурсах для МСП заказчики могут установить следующие этапы (ч. 4 ст. 3.4. 223-ФЗ):

  1. обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик товара или качества работ — до конца срока подачи заявок;
  2. обсуждение предложений участников с целью корректировки извещения;
  3. рассмотрение заявок;
  4. рассмотрение дополнительных ценовых предложений.

Каждый этап конкурса заказчик может установить однократно, причем первый и второй этапы нельзя включать в один конкурс одновременно: проводят либо первый, либо второй. На каждый этап составляют отдельный протокол, а по итогам последнего готовят итоговый протокол.

В запросе предложений предусмотрены те же этапы, но без окончательных и дополнительных ценовых предложений. Запрос котировок проводят в два этапа — подача заявок и подведение итогов.

Заказчики запрашивают у участников тендера для малого и среднего бизнеса только те документы, которые предусмотрены 223-ФЗ. Какие сведения включать в заявку, указано в частях 19.5–19.7 статьи 3.4 223-ФЗ:

Аукцион Конкурс/Запрос предложений Запрос котировок
Первая часть: предложение участника Вторая часть:

  • сведения о фирме и обеспечении
  • одобрение крупной сделки
  • декларация о соответствии общим требованиям (ч. 19.1 ст. 3.4 223-ФЗ)
  • документы на товар
  • информация и документы о происхождении товара
Первая часть:

  • предложение участника
  • документы, подтверждающие соответствие участника критериям заказчика

Вторая часть:

  • сведения о фирме и обеспечении
  • одобрение крупной сделки
  • декларация о соответствии общим требованиям (ч. 19.1 ст 3.4 223-ФЗ)
  • документы на товар
  • информация и документы о происхождении товара

Ценовое предложение

Единая заявка:

  • сведения о фирме и обеспечении
  • одобрение крупной сделки
  • декларация о соответствии общим требованиям (ч. 19.1 ст. 3.4 223-ФЗ)
  • документы на товар
  • информация и документы о происхождении товара
  • ценовое предложение

Учитывайте: в 223-ФЗ не сказано, что участник закупки должен подтвердить свой статус. Это значит, что прикладывать к заявке выписку из реестра МСП не нужно. Если компания — субъект малого или среднего бизнеса, заказчик увидит эту информацию на  сайте реестра МСП, который ведет налоговая служба. В противном случае заявку отклонят.

Обеспечение участия и исполнения договора

В закупках для МСП заказчики устанавливают пониженный процент обеспечения заявки — не более 2% от начальной цены тендера (ПП № 1352). Обеспечение исполнения договора не должно превышать 5% от стоимости закупки либо в размере аванса, если он предусмотрен.

Обеспечение предоставляют в виде банковской гарантии или деньгами. Для перевода средств придется открыть спецсчет в банке из Распоряжения Правительства от 13 июля 2018 №1451-р.

Оплата по договору

Раньше заказы для МСП оплачивали быстрее, чем в обычных закупках. С 16 апреля 2022 срок оплаты один для всех — не более семи рабочих дней.

Задержка оплаты грозит штрафом — от 30 до 50 тыс. рублей на сотрудника и от 50 до 100 тыс. рублей на фирму (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП).

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Попробовать

Заказчики по 223-ФЗ обязаны готовить отчет о закупках у МСП и публиковать его в ЕИС. Отчет сдают ежемесячно и по итогам года. Каждый месяц отчитываются до 10 числа за предыдущий период. Годовой отчет сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным. Форму отчета берут из ПП №1352.

Если в прошлом месяце у заказчика не было закупок для МСП, он сдает нулевой отчет. Если заказчик не разместил отчет в ЕИС или «подтасовал» его данные, ему придется работать по правилам 44-ФЗ за такое нарушение.

Мы рассмотрели основные положения статьи 3.4 о закупках у МСП, которые проводят по строгим правилам. Такие нормы поддерживают малый и средний бизнес и дают ему определенные преимущества. Найти выгодный заказ для МСП можно заранее — в плане, который заказчик публикует в ЕИС и на своем сайте. Это позволит лучше подготовиться к тендеру.

В следующей части цикла поговорим о закупках определенных категорий товаров и услуг.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-фз и 223-фз в 2023 году – Olgagp

Закупки, осуществляемые в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ, имеют особенности для отдельных категорий организаций. Например, преимущества могут быть установлены для представителей малого и среднего бизнеса, организаций инвалидов, предприятий уголовно-исполнительной системы, социально ориентированных некоммерческих организаций.

  • При определении специфики участия в закупках отдельных категорий бизнеса следует учитывать, что при их проведении согласно Законам «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливаются преимущества для разных категорий организаций.
  • В конце статьи вы найдете список обязательных требований к опыту СМСП, которые заказчик предъявляет участнику закупки.
  • В конце статьи есть шпаргалка

МСП — субъекты малого и среднего предпринимательства, которыми могут быть хозяйственные общества, товарищества, партнерства, производственные и потребительские кооперативы, КФХ и индивидуальные предприниматели (ст. 1 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков устанавливать особые условия для представителей малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества как для представителей малого бизнеса, так и для представителей среднего бизнеса.

К преимуществам участия в закупках МСП следует относить:

  • закупки, которые проводятся только для участия представителей малого и среднего бизнеса;
  • единую (общую) регистрацию участников закупок (в ЕРУЗ) для участия в закупках МСП;
  • особый размер обеспечения закупок;
  • возможность предоставить сведения по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта;
  • сокращенные сроки оплаты по договорам

Далее подробно рассмотрим преимущества, предоставляемые для малого и среднего бизнеса в закупках.

Закупки только для МСП

В соответствии с Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ регламентирована доля закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, которые проводятся для участников из числа МСП.

https://www.youtube.com/watch?v=f4qLcG0S46M\u0026pp=ygWwAdCe0YHQvtCx0LXQvdC90L7RgdGC0Lgg0KPRh9Cw0YHRgtC40Y8g0KHRg9Cx0YrQtdC60YLQvtCyINCc0LDQu9C-0LPQviDQn9GA0LXQtNC_0YDQuNC90LjQvNCw0YLQtdC70YzRgdGC0LLQsCDQkiDQk9C-0YHQt9Cw0LrRg9C_0LrQsNGFINCf0L4gNDQt0YTQtyDQmCAyMjMt0YTQtyDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

В 2022 г. произойдет увеличение доли закупок у СМП и СОНКО до 25% (44-ФЗ) и МСП до 25% (223-ФЗ).

Более того, ПП РФ № 1352 в новой редакции обязывает всех заказчиков, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с 223-ФЗ, размещать закупки для участников из числа МСП (до 2022 г.

обязанность предусмотрена не для всех заказчиков).

Процедуры закупок, которые проводятся для участия малого и среднего бизнеса согласно нормам 223-ФЗ, имеют унифицированный характер и по порядку проведения похожи на закупки в соответствии с 44-ФЗ.

Процедуры закупок, которые размещаются для участия только субъектов МСП, в документации, извещении имеют характерное обозначение, например «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП».

Также в самом извещении и документации заказчик указывает, что это закупка размещена для определенной категории поставщиков.

Фактически это означает невозможность участия представителей других категорий организаций в такой процедуре.

До 2022 г. участник закупки обязан в составе заявки по процедурам в соответствии с Законом № 44-ФЗ декларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства. С 2022 г. такая необходимость исключена. Участник будет автоматически проверен на соответствие данному требованию (на наличие в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства).

Единая регистрация в ЕИС

Для участия в закупках в соответствии с требованиями Закона «О контрактной системе» любой поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан зарегистрироваться на сайте Единой информационной системы.

После регистрации в ЕИС поставщика вносят в ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) и у участника появляется возможность принимать участие в закупках на восьми федеральных электронных площадках.

Таким образом, поставщик в автоматическом режиме после регистрации в ЕИС получает аккредитацию на федеральных электронных площадках.

Иные требования установлены для работы на площадках, на которых проводятся закупки в соответствии с 223-ФЗ. Для участия в процедурах в соответствии с данным Законом может потребоваться отдельная регистрация на той площадке, где проводится закупка.

Однако отдельно регистрироваться при участии в процедурах в соответствии с 223-ФЗ для МСП не нужно: в случае участия в такой закупке поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (по аналогии с регистрацией для участия в закупках согласно Закону № 44-ФЗ).

Закупки для МСП проводятся только на федеральных электронных площадках.

В закупках «для всех» в рамках 223-ФЗ могут быть установлены «индивидуальные» правила проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, однако закупки для МСП по 223-ФЗ проводятся строго в соответствии с общими правилами, которые изложены в ст. 3.4 данного Закона.

Особый размер обеспечения закупок

При проведении закупок заказчик может установить обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств.

В закупках, проводимых для СМП в соответствии с 44-ФЗ, заказчик обязан установить также преимущества для социально ориентированных некоммерческих организаций. Такие процедуры (для СМП и СОНКО) проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.

В отношении размера обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе действуют льготные условия для СМП и СОНКО: согласно ст. 44 Закона 44-ФЗ размер составляет от 0,5% до 1% НМЦК.

При проведении закупок для участия СМП, СОНКО в соответствии с Законом № 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от начальной максимальной цены контракта как в общем случае, а от цены, по которой заключается контракт.

Возможность предоставить сведения по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта

Участвуя в закупках, проводимых для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Законом № 44-ФЗ, участники закупок имеют еще одно существенное преимущество: участник-победитель вправе не предоставлять обеспечение исполнения контракта (в том числе обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении о закупке. Участник может предоставить сведения из реестра контрактов о наличии у него опыта вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022 г. вместо независимой гарантии). Данное обстоятельство является порой определяющим фактором участия в закупках для СМП и СОНКО в соответствии с 44-ФЗ. Распространяется такая возможность и на те закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяются антидемпинговые меры (при снижении начальной максимальной цены контракта на 25% и более).

  1. В конце статьи есть шпаргалка
  2. Однако поставщику, подрядчику, исполнителю необходимо помнить про обязательные требования, которые предъявляются к опыту.
  3. Учитывайте следующие нюансы для того, чтобы предоставить заказчику релевантные контракты:
  • Контракты должны находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
  • Количество — 3 контракта.
  • Сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
  • Правопреемство не учитывается.
  • Принимаются контракты в качестве подтверждения опыта только без применения неустойки (штрафов, пени).
  • Контракты должны быть исполнены в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов. При этом можно, например, предоставить все контракты за один год.
  • Предоставление сведений при подписании контракта.
  • Статус контракта. В единой информационной системе предусмотрены следующие статусы контрактов: «Исполнение», «Исполнение завершено», «Исполнение прекращено». Участнику закупки важно выбрать контракты со статусом «Исполнение завершено» (исполнение должно быть завершено без применения неустойки). В отдельных случаях участник может в качестве подтверждения наличия опыта предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но при этом важно учитывать объем исполненных обязательств. Предоставить такие контракты возможно с учетом оплаченной заказчиком суммы, а не исходя из суммы заключения контракта.
  • Отсутствуют требования по релевантности предмета контракта. Контракты подтверждают в целом наличие у поставщика опыта в сфере участия в закупках.
  • При предоставлении поставщиком опыта вместо обеспечения исполнения контракта и при наличии гарантийных обязательств участник не предоставляет гарантийные обязательства по контракту.

Сокращенные сроки оплаты по договорам

Для обычных закупок срок оплаты по государственному контракту составляет 30 дней, для контрактов с СМП — до 15 рабочих дней.

С 1 января 2022 г. произойдет сокращение сроков оплаты по контрактам для СМП. С 1 января 2022 г. до 31.12.2022 г. включительно предельный срок оплаты с даты подписания заказчиком документа о приемке составит:

44-ФЗ: преимущества для льготных категорий поставщиков

Среди поставщиков в государственных закупках есть несколько льготных категорий. Им необходимо предоставить определенные преимущества. Рассмотрим, для кого они предназначаются и как нужно действовать заказчику.

Льготные категории участников госзакупки

Контрактная система создавалась не только с целью сделать бюджетные траты прозрачнее, но и обеспечить участникам равный доступ к закупкам. Это способствует добросовестной конкуренции. Вместе с тем для отдельных групп предусмотрены преференции. В госзаказе есть три категории льготников:

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
  • организации инвалидов (ОИ);
  • учреждения исправительной системы (УИС).

Правила отнесения участников к каждой категории и ссылки на нормативные акты представлены на следующей схеме.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • выручка без НДС до 800 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников до 100 человек;
  • доля коммерческих компаний (не СМП) в уставном капитале – не более 49%

СОНО: Организации в формах, предусмотренных законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (кроме госкорпораций, госкомпаний, политических партий). Они осуществляют деятельность, перечисленную в статье 31.1 закона № 7-ФЗ.

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы:

Организации, капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

  • среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим – не менее 50%;
  • доля ЗП инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.
  • В следующей таблице дана основная информация по льготам, их объему и способу предоставления.
  • Таблица. Льготы для СМП и СОНО, учреждений ИС, организаций инвалидов
  • Категория
  • Преимущество
  • Объем закупок не менее 15% от СГОЗКонтракт заключается по цене, которая до 15% выше предложенной ОИ или УИС

Как предоставляются преференции льготным категориям

Преимущества для ОИ и УИС

Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.

Преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов таково: контракт будет заключен по цене на 15% выше, чем фигурирует в заявке такого участника.

Из формулировки закона может показаться, что преимущество может быть и менее 15%, однако это такая трактовка ошибочна.

Подразумевается, что преимущество составляет 15%, но при этом контракт может быть заключен по цене, не выше НМЦК (письмо Минэкономразвития 15.10.2014 № Д28и-2197).

В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.

Структура ОКПД2

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»