Организация Учреждением Внутреннего Финансового Контроля В 2023 Году
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2023 года № 341 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в три федеральных стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, регулирующие стадии планирования контрольных мероприятий, проведения и оформления их результатов, а также порядка и правил составления отчетности о результатах контрольной деятельности.
Из наиболее значимых изменений следует отметить следующие.
Стандартом по планированию проверок, ревизий и обследований закреплено, что в утвержденный план контрольных мероприятий также могут вноситься изменения в связи с поручениями (актами) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, главы местной администрации.
- Стандарт по проведению проверок, ревизий и обследований и оформлению их результатов дополнен положением о том, что акт, заключение, содержащие описание нарушений, в том числе нарушений, устраненных в ходе контрольного мероприятия, дополняются приложениями, подтверждающими нарушения и факты устранения нарушений в ходе контрольного мероприятия, в обязательном порядке.
- Кроме того, стандарт дополнен нормой, согласно которой документы, полученные от объекта контроля, не прилагаются к копии акта, заключения, вручаемого руководителю объекта контроля, его уполномоченному представителю или направляемого объекту контроля.
- В стандарте по правилам составления отчетности о результатах контрольной деятельности изменены сроки представления отчета о результатах контрольной деятельности – до 1 апреля (вместо 1 марта) года, следующего за отчетным; также изменены сроки размещения отчета на официальном сайте органа контроля – не позднее 1 мая (вместо 1 апреля) года, следующего за отчетным.
- Постановление вступает в силу 10 марта 2023 года.
Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «Закон о персональных данных»).
Новые задачи внутреннего финансового аудита. Обзор изменений федеральных стандартов
А. Н. Захаренко
Постоянно проводимый Минфином России анализ практики применения действующего законодательства по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита дает основания для корректировки некоторых его норм. В настоящем обзоре, подготовленном заместителем руководителя направления по взаимодействию с федеральными органами власти Центра исследования бюджетных отношений Андреем Николаевичем Захаренко, рассмотрены актуальные изменения соответствующих федеральных стандартов.
Определение финансового менеджмента
11 октября 2022 года вступили в силу изменения (приказ Минфина России от 1 сентября 2022 года № 134н) федеральных стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств.
Больше всего изменений внесено в федеральный стандарт «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденный приказом Минфина России от 21 ноября 2019 года № 196н.
Самым важным нововведением здесь стало нормативное определение финансового менеджмента, ранее отсутствующее в российском бюджетном законодательстве:
«Финансовый менеджмент — деятельность должностных лиц (работников) ГА(А)БС, направленная на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности ГА(А)БС, включая оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления» (выделено автором).
Определение финансового менеджмента как деятельности, направленной на достижение результатов оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий, логично вписывается в представление о единой отраслевой сфере финансово-хозяйственной деятельности главного администратора бюджетных средств. Кроме того, такая трактовка повышает значение мониторинга качества финансового менеджмента, который проводится (пункт 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса) в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств и включает оценку качества исполнения ими бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг. Здесь нужно отметить: из сформулированного определения финансового менеджмента следует, что он направлен на достижение результатов деятельности ГА(А)БС, а описание мониторинга качества финансового менеджмента, приведенное в Бюджетном кодексе, пока не включает такого направления, как оценка качества результатов деятельности. С определением финансового менеджмента непосредственно связаны и другие изменения федеральных стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.
Значительно дополнено содержание задач (пункт 16 приказа Минфина России от 21 ноября 2019 года № 196 н), решаемых субъектом внутреннего аудита в целях повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.
Новые задачи аудита
В соответствии с новой редакцией пункта 16 федерального стандарта деятельность субъекта внутреннего финансового аудита теперь должна быть направлена на решение следующих задач:
1Оценка исполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, включая, в частности, оценку:
- порядка формирования (актуализации), достаточности и актуальности ведомственных (внутренних) актов и документов, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур и результатам выполнения бюджетных процедур;
- качества подготовки и полноты обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих предоставление и использование субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
2В задачи субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с новой редакцией федерального стандарта включена также оценка обоснованности объемов бюджетных ассигнований, межбюджетных трансфертов, показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства.
При этом оценивается полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, в том числе:
- объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов;
- своевременность доведения и полнота распределения бюджетных ассигнований;
- полнота обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
- своевременность и равномерность принятия и исполнения бюджетных обязательств с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
- качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись, бюджетную смету;
- соответствие объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
- наличие, объем и структура дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
- соответствие кассового исполнения бюджета по доходам прогнозу поступлений по доходам, а также причины отклонения прогнозных показателей от кассового исполнения бюджета по доходам.
3Также деятельность субъекта внутреннего финансового аудита теперь должна включать решение задач по оценке:
- своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих администрирование доходов бюджетов;
- своевременности и качества подготовки сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, а также сведений для составления и ведения кассового плана;
- качества осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании);
- обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании).
4В новой редакции федерального стандарта значительно расширен состав задач по оценке экономности и результативности использования бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса), в том числе путем:
- формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о полноте и качестве среднесрочного и долгосрочного планирования;
- анализа соотношения полученных результатов с затраченными ресурсами;
- анализа обоснованности использования и эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом во взаимосвязи с использованием бюджетных средств на содержание этого имущества;
- анализа обоснованности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение мероприятий по информатизации деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств. В связи с этим дополнен и перечень задач субъекта внутреннего финансового аудита по оценке организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Вывод
По итогам обзора дополнений федерального стандарта 196н важно отметить, что успешное решение субъектом внутреннего аудита значительно расширенного перечня задач непосредственно связано и в большой степени зависит от распространения его деятельности на всю ведомственную бюджетную, экономическую и финансово-хозяйственную систему ГА(А)БС. Эта система включает в себя аппарат, подведомственные учреждения всех типов и в отдельных случаях подведомственные предприятия, если они, например, участвуют в выполнении мероприятий государственных (муниципальных) программ. Подробнее об этом — в статье «Ведомственный контроль и внутренний финансовый аудит — конкуренты или союзники?».
Дополнения (пункты 2 и 3 приказа Минфина России от 1 сентября 2022 года № 134н) федеральных стандартов внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» и «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» носят в основном уточняющий характер.
Как организовать внутренний финансовый контроль
Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.
В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля.
Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.
Можно проводить несколько видов контроля:
- Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
- С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
- Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.
Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.
Оформить документы
Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции.
Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля.
В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.
Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля.
Составить план мероприятий
После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:
- денежные средства и бланки строгой отчетности;
- банковские операции;
- дебиторская и кредиторская задолженности;
- фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
- товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
- бухгалтерский учет и отчетность.
По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.
Провести проверку
Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.
Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).
На что смотрят в ходе плановой проверки:
- соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
- насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
- насколько полно и правильно оформлены операции;
- своевременно ли проводится инвентаризация;
- насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.
Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной.
Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр.
Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.
Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка.
Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.
) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.
Что проверяет ревизионная комиссия:
- подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
- соответствие данных в первичных документах и бухучете;
- подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
- соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
- правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.
Оформить результаты
Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения.
В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии.
Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.
А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.
В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:
- согласованная с руководителем программа проверки;
- состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
- использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
- данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
- выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
- перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.
Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.
Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.
Внутренний финансовый аудит: организация и стандарты
С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит должен соответствовать положениям ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ. Эти правила установлены Министерством финансов Российской Федерации и обязательны к исполнению. На официальном сайте ведомства опубликовано три основных проекта о стандартах данного вида проверок.
Российский бизнес, особенно его малые представители, в большинстве своем скептически относится к внутреннему аудиту, тогда как регулярная проверка финансовой отчетности способна в значительной степени улучшить общие показатели рентабельности.
В процессе аудита нередко выявляются скрытые резервы, за счет которых можно получить дополнительную прибыль.
И хотя добровольный внутренний финансовый аудит пока не развит должным образом, его обязательные процедуры уже давно регламентированы государством.
Что такое внутренний финансовый аудит?
Под этим понятием понимается всесторонний комплексный контроль экономического и финансового здоровья организации.
В ходе проверок анализируется достоверность информации, изложенной в финансовой отчетности, оцениваются дальнейшие перспективы развития, прощупываются уязвимые места.
В реальности российские бизнесмены интерпретируют это понятие как более узкое – классический обязательный аудит финансовой и бухгалтерской документации.
Основная цель проверяющих – сканирование уже подготовленной отчетности в компании. Результатом проделанной работы всегда является аудиторское заключение, свидетельствующее либо о грубых нарушениях в ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, либо о их достоверности и правильности.
Другое дело – бюджетные организации. Для них внутренний финансовый аудит обязателен. Контролирующие лица должны понимать, насколько эффективно и целесообразно расходуются средства, выделенные государством.
Какие задачи решает внутренний финансовый аудит?
11 октября 2022 года юридическую силу обрели некоторые изменения установленных ранее стандартов по организации и осуществлению финансового контроля главными администраторами бюджетных средств
Система внутреннего контроля в организации: недостатки и рекомендации 2022
Внутренний контроль — это процесс, который направлен на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект работает результативно и эффективно. СВК призвана на каждом участке, в каждом бизнес-процессе компании минимизировать риски путем выстраивания контрольной среды и адекватного реагирования на выявленные угрозы.
СВК работает эффективно, если собственник и/или руководство организации на любом этапе могут осуществлять контроль. И контроль этот должен быть оперативным. При этом не нужно полного погружения в каждый бизнес-процесс (иначе руководство просто «утонет» в деталях), нужна краткая аналитическая информация, позволяющая принимать решения для улучшения ситуации.
Какие недостатки СВК часто встречаются на практике?
1. Недостаточность контроля
Некоторые важные объекты контроля (их составляющие) не попадают «в поле зрения». Например, некоторые компании строго следят, чтобы не было недоплаты налогов, но совершенно не замечают их переплаты, а иногда сотрудники необдуманно принимают предложения налоговых органов и лишают компанию положенных ей средств.
Об ошибках и эффективных стратегиях при общении с налоговой >>
2. Нет четкого определения ответственных
Может получиться так, что ущерб есть, а виновных работников как бы нет. Что особенно опасно сегодня для руководителей и владельцев бизнеса, т.к.
при определенных обстоятельствах им может быть предъявлено умышленное создание условий для ухода от налогов и другие нарушения, а это может повлечь уголовную ответственность.
Кроме того, участились случаи привлечения руководителей и собственников компаний к субсидиарной ответственности по долгам компаний.
Подробнее о рисках субсидиарной ответственности руководителей >>
3. Нет стандартизированных процедур контроля
В итоге каждый контролирует, как и когда ему удобно. Так, например, распространенным нарушением является проведение формальной инвентаризации, что создает благодатную почву для хищений и злоупотреблений. Нередко в аудиторской практике встречаем ситуации, когда длительные периоды контроль может вообще отсутствовать.
О чем рассказал собственнику тайный аудит его компании >>
Рекомендации по усилению СВК
1. Сфокусировать контрольную деятельность
Определите четко объекты контроля, к которым должно быть пристальное внимание. Они индивидуальны для каждой организации и полезно не ограничиваться «стандартными» сферами (например, учет ТМЦ).
Включите сюда все, что так или иначе влияет на эффективную деятельность организации.
Например, это может быть контроль за соблюдением скидочной политики компании, оценка последствий предоставления скидок и т. д.
2. Детализировать контрольную деятельность
В отношении каждого объекта контроля полезно осветить 3 вопроса:
Как будет проходить контроль?
Например, какая методика будет использоваться, какие документы/действия будут проверяться, как часто и т. д.
- Что является «границей нормы»?
- Нарушения каких требований или отклонение от каких показателей станет тревожным сигналом.
- Каким образом должны фиксироваться/устраняться нарушения?
- Иными словами, какие действия должен совершить проверяющий, если заметит риск.
3. Персонифицировать контрольную деятельность
Исходя из предполагаемой методики контроля и борьбы с рисками/нарушениями нужно определить для каждого объекта контроля квалифицированных ответственных лиц.
https://www.youtube.com/watch?v=vUZx4haAIL0\u0026pp=ygV90J7RgNCz0LDQvdC40LfQsNGG0LjRjyDQo9GH0YDQtdC20LTQtdC90LjQtdC8INCS0L3Rg9GC0YDQtdC90L3QtdCz0L4g0KTQuNC90LDQvdGB0L7QstC-0LPQviDQmtC-0L3RgtGA0L7Qu9GPINCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D
Также важно избегать и другой крайности — «задвоение ответственности»: когда одна и та же контрольная функция по одному и тому же объекту закрепляется за разными работниками. Но важно заранее подумать, кто будет осуществлять контроль в случае временного отсутствия контролирующего лица (отпуск, например).
Также, полезно четко определить подотчетность лица, осуществляющего контроль. Кому и как этот работник будет докладывать о результатах контрольной деятельности?
Рекомендуем обратить особое внимание на документирование ключевых вопросов внутреннего контроля (кто, что, когда и как контролирует, какие действия совершает при обнаружении нарушений).Ответственные лица обязательно должны быть ознакомлены с соответствующими документами под роспись.
Пример 1.
Если в вашей компании множество договоров, множество контрагентов — очень полезно разработать инструкцию по работе с договорами.
В инструкции должен содержаться порядок согласования и подписания любого договора. Инструкция сократит возможность подделки договоров, включения неправомерных, кабальных условий и др. риски.
- Также в этой инструкции можно предусматривать порядок оплаты: каким образом оплачивается счет по договору, каким образом списываются денежные средства (порядок согласования оплаты, например).
- Пример 2.
- Все организации, у которых имеется большой склад с товаром и присутствует большой товарооборот, просто обязаны иметь договоры о материальной ответственности.
Они могут быть заключены с каждым физическим лицом, могут быть коллективными: если склад очень большой и много кладовщиков и др. материально ответственных лиц.
В случае выявления какого-то ущерба, недостачи каждый работник склада понимает меру своей ответственности за товар.
Также обязателен регламент проведения инвентаризации. Инвентаризация должна проводиться чем чаще, тем лучше. Хотя бы раз в квартал. Инвентаризацию должны проводить не менее 3-х человек, назначенных приказом руководителя. Эти работники должны ответственно подходить к пересчету и составлению документов.
В регламенте нужно прописать не только порядок и сроки проведения инвентаризации, но и порядок утверждения ее результатов, каким образом они представляются руководству. Руководитель должен ознакомиться с тем, что выявлено по итогам инвентаризации — недостача или, наоборот, избыток, пересортица и т. д., и принять дальнейшие решения.
СВК и регламентирующие ее документы должны быть актуальны как в части организационных изменений (например, своевременная замена контролеров в случае их увольнения), так и в части обнаружения новых объектов контроля, возможностей для роста эффективности компании и т. д.
Наш многолетний опыт проверок показывает, что работы только СВК недостаточно: в 93 % случаев при комплексном аудите компаний обнаруживаются не выявленные риски и резервы, а в некоторых случаях и корпоративные мошенничества.
Почему даже хороший внутренний контроль не может решить всех проблем?
Мы рекомендуем держать СВК «в тонусе» путем периодических проверок внешних контролеров (речь, конечно, не о налоговой инспекции). Эти проверки не разрушат СВК и доверие к ней, они повысят качество ее работы. И только в такой ситуации возможно достижение синергетического эффекта, когда 1+1 = 11.
Узнать за минуту стоимость комплексного аудита >>
Ну а если вы заметили:
- рост расходов при прежней выручке;
- рост расходов на персонал при сокращении численности;
- просроченную задолженность по выданным займам;
- отсутствие четких критериев выбора поставщиков;
- стопроцентную предоплату при закупках, если были иные условия с теми же поставщиками;
- увеличение дебиторской задолженности при снижении выручки;
- необоснованные скидки и отсрочки контрагентам;
- иные действия и ситуации, которые идут «вразрез» с интересами компании,
советуем вам незамедлительно провести форензик и убедиться, что у указанных фактов все-таки есть какие-то объективные причины, либо выявить корпоративные мошенничества.
Итогом проверки является отчет с оценкой возможной величины ущерба, который может служить основанием для обращения в следственные органы и суды. Данные отчета позволяют принять необходимые управленческие решения для нивелирования рисков и потерь, а также для улучшения СВК.
Кейс
- При оказании услуг форензика для крупного промышленного предприятия аудиторами «Правовест Аудит» выявлено совершение убыточных сделок, связанных с нецелевым использованием денежных средств.
- По результатам проведенных процедур установлено, что в отдельные периоды Организация от исполнения некоторых договоров получила отрицательные финансовые результаты.
- При анализе движения денежных средств Организации установлено, что в отдельных случаях при получении предоплаты от покупателя Организация направляла не все средства на закупку материала для исполнения заказа, частично денежные средства направлялись на погашение кредитных обязательств и на иные хозяйственные цели.
- Нецелевое использование полученных авансов привело к завышению себестоимости реализованной продукции из-за роста цен на основной материал и, как следствие, привело к незапланированным убыткам.
- Аудиторами рекомендовано проводить управленческое планирование, направленное на снижение производственных затрат, ужесточить контроль за использованием авансов.
Если собственник не может должным образом контролировать бизнес, то некоторые недобросовестные руководители могут воспользоваться этим, уводя выручку в свою фирму или создавая завышенные расходы, заключая ненужные договоры с самим собой (например, договоры займа под «нерыночные» проценты) или приобретая что-то у аффилированных лиц по завышенным ценам за «откаты». В нашей практике, к сожалению, нередко встречаются такие ситуации:
- Неправомерные действия директора нанесли ущерб в размере 13 млн руб. >>
- Раскрыта схема увода прибыли в размере 80 млн руб. >>
- «Слабое звено» ценою в 500 млн руб. >>
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений в 2023 году
семинар
Проведение курса на ближайшее время не запланировано.
Основное внимание семинара уделено действующей практике организации ВГФК в сфере бюджетных правоотношений, включая прикладные решения для контрольных мероприятий и локальных документов. Актуальные Регламенты ВГФК, Положения, Инструкции и прочие документы включены в раздаточный материал для упрощения применения информации семинара на практике.
В программе семинара пошагово разъясняются методические и прикладные вопросы осуществления контрольной деятельности органами финансового контроля:
- Субъекты полномочий по осуществлению ВГФК, внутреннего финансового аудита (ВФА) и внутреннего контроля — подтверждение, передача полномочий. Особенности совмещения полномочий ВГФК и ВФА (в случае передачи органу ВГФК полномочий на осуществление ВФА).
- Субъекты исполнения государственной функции финансового контроля —институциональные (структурные) единицы и формы организации ВГФК. Распределение нагрузки по осуществлению контрольных мероприятий между органом ВГФК и объектами контроля (ГРБС, ЦРБ и др.).
- Формирование Регламента ВГФК и прочих локальных нормативных актов, определяющих порядок, форму и прочие параметры контрольной деятельности в рамках осуществления контрольных мероприятий. Регламент взаимодействия субъекта ВГФК и ЦРБ.
- Формирование перечня рисков, подлежащих минимизации в результате контрольной деятельности ВГФК. Увязка перечня рисков и полномочий субъекта ВГФК. Анализ рисков в рамках исполнения требований риск-ориентированного контроля. Методы оценки рисков Мониторинг.
- Формирование должностных обязанностей и инструкций для субъекта ВГФК. Возможности и допустимые способы привлечения должностных лиц объектов контроля к выполнению задач в рамках контрольного мероприятия ВГФК.
- Составление и утверждение плановых и внеплановых мероприятий ВГФК. Особенности содержания плана мероприятий ВГФК.
- Формирование результатов контрольных мероприятий ВГФК. Особенности отражения результата контроля в виде снижения риска.
- Практические вопросы осуществления контрольной деятельности. Мероприятия финансового контроля и финансового аудита.
Дать разъяснения методических и прикладных вопросов осуществления контрольной деятельности органами финансового контроля.
Бюджетная реформа — основные направления изменений и обновленные требования к контрольным мероприятиям.
- Сущность, приоритеты и принципы бюджетной реформы системы управления общественными финансами:
- развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля — определение перечня рисков в увязке с полномочиями проверяющих, оптимизация контрольных мероприятий за счет внедрения риск-ориентированного подхода. Особенности формирования критериев существенности и оценки бюджетных рисков. Прикладные вопросы формирования программ контрольных мероприятий ВГФК
- методические и прикладные задачи переориентация государственного (муниципального) финансового контроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля. Оценка эффективности контроля, качества финансового менеджмента.
- централизации в сферах бюджетного и учётного процессов. Новые инструменты контроля на базе информационных систем.
- переход к унифицированным требованиям контрольной деятельности в рамках внутреннего финансового контроля (аудита).
- Действующая система контроля расходования бюджетных средств. Трехуровневая система контроля и аудита в бюджетной сфере:
- ВГФК — функции, полномочия и принципы осуществления деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля.
- Внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль администратора бюджетных средств, ГРБС. Порядок и требования контроля учредителя за деятельностью подведомственных учреждений. Ведомственный контроль.
- Внутренний финансовый контроль на уровне учреждения. Внутренний аудит как дополнительный инструмент контроля.
- Государственный (муниципальный) контроль (надзор). Требования федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Отличия государственного надзора и государственного финансового контроля.
- Уровни функций контроля и специфика муниципального финансового контроля (МФК) в Российской Федерации. Порядок формирования местными органами власти органов муниципального финансового контроля.
Бюджетная реформа и обновление механизма внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
- Правовое регулирование организации и проведения внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Положения и изменения Бюджетного кодекса, федерального законодательства и иных НПА.
- Отмена ранее действовавших НПА и уточнение требований к ВГФК федеральными стандартами в 2023 году. Принципы, способы и прочие правила, перешедшие в действующий регламент из отмененных документов (в т.ч. отмененный Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»).
- Полномочия органов ВГФК и МФК. Отличия и особенности полномочий на разном уровне контроля.