Аренда

Как Происходит Отмена Извещения О Закупке У Единственного Поставщика В Еис По 44-фз В 2023 Году

Заказчик может отменить закупку по 44-ФЗ или 223-ФЗ, если позволяют сроки. Рассказываем, как происходит отмена тендера на разных этапах его проведения и что делать поставщику, если заказчик передумал размещать заказ.

Отмена тендера до публикации извещения о его проведении в единой информационной системе (ЕИС) — самый простой вариант отмены. Потенциальные поставщики еще не подали заявки, и заказчику для аннулирования закупки достаточно корректировки плана-графика.

Как заказчику отменить закупку в плане-графике:

  1. Издайте приказ на изменение плана графика.

  2. Создайте новую версию плана-графика в ЕИС.

  3. Опубликуйте новую версию графика на сайте информационной системы.

В какой именно срок вносить изменения в график, в контрактном законодательстве не сказано. Рекомендуем руководствоваться внутренним положением организации для исчисления точного срока. Например, регламентом размещения закупок, если он утвержден в учреждении.

Во время подачи заявок

Аннулировать закупку на этом этапе можно, если не прошел установленный законом срок.

Отменять электронные закупки разрешено не позже, чем за один рабочий день до окончания приема тендерных заявок (п. 1 ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Позже — только из-за чрезвычайных обстоятельств или по предписанию контролеров (ч. 1 ст. 36, п. 2 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ). Например, если ФАС потребовала аннулировать закупку.

Как заказчику отменить тендер:

  1. Проверьте, не пропущен ли срок отмены.

  2. Выпустите приказ об изменении план-графика.

  3. Опубликуйте новую версию плана-графика в ЕИС.

  4. Выпустите приказ об отмене тендера.

  5. Оформите решение в виде документа.

  6. Утвердите решение подписью руководителя.

  7. Опубликуйте решение в ЕИС.

Что делать поставщику, если заказчик отменил закупку:

  1. Дождитесь уведомления об отмене тендера и возврата тендерной заявки.

  2. Проверьте, не нарушил ли заказчик допустимый срок отмены.

  3. При нарушениях обращайтесь к контролерам. Нарушение правил отмены тендера грозит заказчику штрафом в 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП).

Если тендер аннулирован после истечения срока подачи заявок по решению контрольных органов, ситуация чуть сложнее — придется дождаться разблокировки средств на спецсчете.

После подведения итогов

Когда поставщик уже выбран по итогам тендера, отмену закупки называют отказом от заключения контракта. На это у заказчика должны быть веские причины (ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ):

  • Выяснилось, что победитель торгов предоставил недостоверную информацию или не соответствует требованиям заказчика. Например, участник задекларировал свое соответствие требованием закона, а после подведения итогов оказалось, что фирма зарегистрирована в офшорной зоне.
  • Победитель торгов предложил поставлять жизненно важные лекарства по цене, которая не внесена в госреестр предельных отпускных цен на ЖНВЛП.
  • Поставщик жизненно важных лекарств отказывается снижать цену до предельно отпускной из госреестра цен на ЖНВЛП. Это основание работает в федеральных тендерах с ценой более 10 млн руб. и для региональных и муниципальных тендеров с ценой, которая установлена местными властями. Если поставщик — производитель лекарств, цена тендера не имеет значения.

Что делать поставщику, если заказчик отказался от закупки после подведения итогов:

  1. Дождитесь размещения в ЕИС протокола об отказе от заключения контракта и внимательно изучите документ — там перечисляют причины решения.

  2. Проверьте, точно ли учреждение обоснованно отказалось от заключения контракта — список оснований перечислен в частях 9 и 10 статьи 31 44-ФЗ.

  3. Если заказчик нарушил правила принятия решения об отказе от заключения контракта, обращайтесь к контролерам. Необоснованный отказ от сделки грозит госучреждению штрафом — 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.32 КоАП).

    Нарушение сроков публикации протокола об отказе в ЕИС грозит учреждению штрафом, его неразмещение в системе — тоже (ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ).

    Также возможно принуждение к подписанию контракта и взыскание убытков по решению суда.

После заключения контракта

Если заказчик передумал покупать товар после заключения контракта, расторгнуть его без серьезных оснований не получится. Заказчик может отказаться от сделки в одностороннем порядке, если (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-06-08/104139 от 27.10.2022):

  • победитель торгов предоставил ложные сведения о себе и товаре;
  • компания или товар не соответствуют требованиям;
  • специальный инвестиционный контракт (СПИК), по которому выпускается закупаемый товар, расторгнут;
  • офсетный контракт, по которому налажено производство закупаемого товара, расторгнут;
  • поставщик не выполняет условия сделки: не поставляет товар, документы на продукцию, срывает сроки работ или допускает иное существенное нарушение, которое является основанием для расторжения контракта по ГК.

Юридическая помощь для поставщиков в закупках

Получить консультацию

На этапе планирования

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, могут аннулировать закупку, которая уже внесена в план закупок. Строчку плана в этом случае не удаляют.

Достаточно внести правки в документ в ЕИС до публикации извещения о проведении тендера и указать причины отмены.

Порядок оформления документов для отмены закупки по 223-ФЗ должен быть закреплен в положении о закупке. Обычно процедуру отменяют на основании приказа.

Во время подачи заявок

Заказчик может отменить проведение тендера до окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ). Исключение: форс-мажор и решение контрольных органов.

ФАС вправе отменять торги госкомпаний при нарушениях закона также, как и тендеры госучреждений по 44-ФЗ.

Например, Сахалинское УФАС отменило тендер на закупку бульдозеров из-за несоблюдения заказчиком требований к минимальной доле закупок отечественных товаров. Решение об отмене тендера было принято уже после окончания подачи заявок.

Как заказчику отменить тендер:

  1. Удостоверьтесь, что основания для отмены закупки сходятся с положением о закупке, которое утверждено в организации.

  2. Проверьте, не пропущен ли срок отмены тендера.

  3. Выпустите приказ об аннулировании закупки в плане закупок, если это предусмотрено положением.

  4. Выпустите приказ об отмене тендера, если это предусмотрено положением.

  5. Оформите решение об отмене тендера в виде документа.

  6. Утвердите решение подписью руководителя.

  7. Опубликуйте решение в ЕИС в тот день, когда оно принято.

Что делать поставщику, если заказчик отменил закупку:

  1. Дождитесь уведомления об отмене закупки и возврата поданной заявки.

  2. Проверьте, не нарушил ли заказчик срок отмены тендера, который установлен законом.

  3. При нарушениях обращайтесь к контролерам. Нарушение сроков публикации решения об отмене тендера грозит заказчику штрафом по статье 7.32.3. КоАП — от двух до пяти тыс. руб. на сотрудника и от 10 до 30 тыс. руб. на фирму.

После подведения итогов

Госкомпании могут предусмотреть возможность отстранения победителя торгов от участия в закупке на этапе подписания договора и прописать в положении о закупке:

  • список оснований, по которым допускается отстранение;
  • что отстранение допускается в период после выбора победителя торгов и до подписания договора;
  • какие документы должен подготовить заказчик при принятии решения об отстранении (например, протокол);
  • кто принимает решение об отстранении (например, закупочная комиссия);
  • порядок размещения документа об отстранении в ЕИС.

Если заказчик уклоняется от сделки без оснований, отстоять права поставщика поможет суд. По его решению можно принудить к заключению договора и взыскать убытки. Узнать, есть ли у заказчика основания для отказа от заключения договора, можно из его положения о закупке — этот документ должен быть размещен в ЕИС.

После заключения контракта

В 223-ФЗ не написано, при каких обстоятельствах заказчикам разрешено отказываться от закупки после заключения договора.

Порядок расторжения договора (в том числе в одностороннем порядке) прописывают в самом соглашении. Общей формы для всех заказчиков по 223-ФЗ нет.

Рекомендуем ознакомиться с проектом договора до участия в закупке, чтобы знать, вправе ли в дальнейшем заказчик отказаться от сделки и на каких условиях.

  • Заказчик может передумать проводить закупку. Но отменить тендер по 44-ФЗ или 223-ФЗ без особых оснований можно только до окончания подачи заявок.
  • Когда итоги подведены, для отказа от сделки нужны веские причины.
  • Госучреждения обязаны отказаться от заключения контракта, если участник тендера ввел закупочную комиссию в заблуждение, цены на лекарства не зарегистрированы или завышены.
  • Госкомпании прописывают основания для отстранения победителя торгов от заключения контракта в положении о закупке.
  • Ситуации, когда заказчики по 44-ФЗ расторгают контракт в одностороннем порядке перечислены в законе.
  • Сможет ли заказчик по 223-ФЗ отказаться от сделки после подписания договора, можно узнать из проекта соглашения.

Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года

  • Профессиональное обучение по всей России Подробнее
  • Бесплатное обучение гражданпо закупкам Подробнее
  • NEW Управление государственными,муниципальными и корпоративными закупками Подробнее
  • Подробнее
  • Познакомиться с графиком, стоимостью и условиями обучения в 2023 году Подробнее
  • Приглашаем на программу«Мастер по закупочной деятельности»старт программы 23 сентября 2023г. Подробнее

14 Августа 2023

Норма Чем регулируется Что изменится в работе заказчика
Заказчики в 2023 году вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения Ч. 64.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ Можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств по мелким закупкам с низким риском непоставки или товаров с низким риском брака
С 15 до 7 рабочих дней сокращен срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных товаров, работ, услуг, если было установлено условие о привлечению к исполнению контракта субподрядчиков / соисполнителей из числа СМП и СОНКО П.5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, (утв. ПП РФ от 23 декабря 2016 г. №  1466) В случае установления в проекте контракта условия о привлечении субподрядчиков из числа  СМП и СОНКО, необходимо указывать срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не более 7 рабочих дней
Изменен порядок применения антидемпинговых мер Ч.5 ст.37 Закона № 44-ФЗ Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и в сроки предусмотренные ст.51 Закона № 44-ФЗ
Электронные конкурсы, так же, как и аукционы, могут проводится на право заключить контракт Ч.8 ст.48 Закона № 44-ФЗ Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком
Изменены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки участника закупки П.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ Независимая гарантия должна предусматривать выплату заказчику средство всех случаях, установленных ст.44 Закона № 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ
Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона Утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ (п.15 ст.2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) Предел подачи предложения на право заключения контракта по аукциону не установлен
Появилась норма об использовании электронных подписей иностранными участниками ч.2 ст.5 Закона № 44-ФЗ Участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Они вправе использовать для подписания информации и электронных документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ.
Уточнено понятие «конфликт интересов»: под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника – юрлица или владеет более чем 10% акций участника закупки п.9 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок
Руководитель заказчика, члены закупочной комиссии,  руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны принимать меры по предупреждению конфликта интересов ч.7 ст.38 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок
Определены лица, которые не могут входить в состав закупочной комиссии из-за конфликта интересов. К ним относятся лица, которых привлекали к закупке в качестве экспертов к оценке извещения, заявок; лица, имеющие личную заинтересованность в закупке; акционеры участников закупки;  должностные лица органов контроля ч.6 ст.39 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать положение о комиссии по осуществлению закупок
Установлены единые правила математического округления ценовых значений: цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога  – до двух цифр после запятой Подпункт «м» п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) Новый порядок округления ценовых значений позволит избежать расхождений и ошибок
Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр Пункты 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95  Закона № 44-ФЗ Расширен перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр
На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов
В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов
При описании объекта закупки из перечня заказчики должны установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при  производстве товара Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224 Требования ПП РФ № 1224 необходимо применять при описании объекта закупки – товаров из перечня (в перечне 5 групп товаров, в т.ч. покрытия из резиновой крошки, тротуарная плитка, контейнеры, урны для мусора, удобрения и грунт, бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага)
Все заказчики обязан перерегистрироваться в ЕИС с указанием новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист, главный бухгалтер Приказ Минфина от 10.12.2021 № 39н До 1 января 2023 года необходимо перерегистрироваться в ЕИС, иначе в 2023 году пользователи не смогут работать в системе
При формировании извещения о закупке товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн.руб (ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ) у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках ч.13 ст.93 Закона № 44-ФЗ, Подпункт «б» п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) При подготовке извещения о «малой» электронной закупке заказчики смогут видеть предложения поставщиков по соответствующей позиции КТРУ со всех федеральных ЭТП
Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть хотя бы одна соответствующая заявка Подпункт «б» п.6 ч.12 Закона № 44-ФЗ Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим ее участником. Ранее требовалось не менее двух подходящих заявок
Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности п.8 ч.1 ст.93 Закона №4 4-ФЗ Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ
Появилось основание для закупок у единственного поставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ
До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ Изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ Заказчики могут провести  закупку у ед.поставщика по п.2  ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный оран власти принял акты, в которых указал случаи закупок у ед.поставщиков в регионе и порядок их проведения
До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с ед.поставщиком по  с мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ  ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов
В сведениях об исполнении контракта в части приемки ТРУ федеральные заказчики обязаны указывать сумму требований об уплате неустоек (если в контракте указано условие об удержании неустойки из суммы оплаты) Абзац десятый подпункта “а” п.11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) В реестре контрактов необходимо указывать требования о неустойке. Если этого не сделать, то оплату за вычетом суммы неустойки будет невозможно провести (сработает запрещающий контроль)
Заказчики обязан вносить в реестр контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению соответствующие измененные коды Абзац  третий подпункта «б» пункта 12  пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) В реестре контрактов необходимо учитывать изменения кодов КБК, КЦСР, КВР, если их поменяют в рамках изменения бюджетной системы РФ
Читайте также:  Особенности Новой Редакции Типового Устава Тсж Образец Содержание И Порядок Внесения Изменений В 2023 Году

 

Материал подготовлен: gkgz.ru

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа 2009-2023©

119571, г.Москва, проспект Вернадского, д.82, стр.9, оф.1600

+7 (499) 956-90-18, +7 (499) 956-95-71, +7 (915) 421-74-93, +7 (916) 119-40-20

[email protected]

Отмена аукциона 44-ФЗ: причины, порядок, последствия

Из этой статьи вы узнаете:

  • Причины отмены аукциона по 44-ФЗ
  • Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика
  • Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ
  • Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

Отмена аукциона по 44-ФЗ не является нарушением, если соблюдены сроки и требования к процедуре, которые указаны в данном нормативном акте. Обычно торги отменяют до того, как закончился период приема заявок, но из такого порядка возможны исключения.

Не всегда проведение аукциона происходит согласно установленным нормам. В таких случаях участники имеют право обратиться в ФАС или суд, чтобы отменить результаты торгов. В нашей статье мы расскажем, как правильно отменить аукцион и каких ошибок следует избегать, чтобы не получить проблем с контролирующими органами.

Причины отмены аукциона по 44-ФЗ

Если заказчик заинтересован приобрести товар или услугу по самой низкой цене, то он проводит электронный аукцион. Но в ходе процедуры иногда могут сложиться условия, по которым ее продолжение оказывается невозможным. Поэтому возникает необходимость отмены аукциона заказчиком по 44-ФЗ.

В вышеуказанном законе предусмотрена такая возможность. При этом заказчик обязан соблюсти порядок самой процедуры и ее сроки.

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ означает, что организованная заказчиком закупка ТРУ прекращается, а всем участникам, приславшим заявки, направляются уведомления о данном факте.

Организатор может отменить любую конкурентную процедуру за исключением запроса предложений. Порядок отмены аукциона предусмотрен в ст. 36 44-ФЗ.

Возможности заказчика прервать процедуру выбора поставщика ограничены в основном временными рамками. Если проводится электронный аукцион, то его отмена возможна не позже 5 дней до даты, которая указана в извещении в качестве последнего дня приема заявок. Для запроса котировок этот срок сокращается до 2 дней.

Читайте также:  Льготы по оплате ЖКХ: какие положены льготы ветеранам боевых действий или инвалидам 3 группы и как их получить военнослужащим

В ч. 3 ст. 36 ФЗ-44 прописано, что заказчик, решив отменить электронный аукцион, публикует соответствующее решение в Единой информационной системе и направляет извещения всем участникам торгов. Только в этом случае закупка будет считаться отмененной. Дополнительной, но необязательной мерой является размещение объявлений об отмене аукциона по 44-ФЗ в Интернете.

Конечно, могут быть и другие основания, результатом которых становится отмена электронного аукциона. 44-ФЗ не устанавливает никаких жестких требований по данному вопросу, заказчик на свое усмотрение принимает подобные решения.

Напомним, что отменить электронный аукцион по 44-ФЗ можно не позже чем за 5 дней до окончательной даты приема заявок. Хотя надо отметить, что в условиях обстоятельств непреодолимой силы этот срок может быть сокращен.

Перечень подобных обстоятельств также регламентирован законом – он содержится в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ. К таковым, например, можно отнести аварийные и чрезвычайные события, которые люди не имеют возможности предотвратить. Это стихийные бедствия, аварии, вооруженные конфликты, забастовки и т. д.

У заказчика есть еще один выход, помимо форс-мажора, уложиться в срок для отмены аукциона по 44-ФЗ и остаться при этом в правовом поле.

Если до окончания приема заявок остается меньше 5 дней, то можно объявить о необходимости внести корректировки в закупку по уважительной причине и на этом основании перенести на 7 и больше дней дату подачи заявок.

После такого продления появится достаточно времени для отмены процедуры на законном основании.

При необходимости отменить закупку заказчик сначала оформляет решение письменно, а потом издает соответствующий приказ. Оба этих документа должны быть направлены всем заинтересованным лицам, а также опубликованы в свободном доступе.

Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика

Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2020 году заказчику нужно действовать в следующем порядке:

  1. Проанализировать создавшиеся обстоятельства, установить причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ ввиду его нецелесообразности.
  2. Проверить, сколько времени остается до конечной даты подачи заявок. Если в распоряжении заказчика не менее 5 дней, то можно выносить решение и отменять процедуру. Если же времени недостаточно, то можно внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого достаточно вескую причину. Это можно сделать не позже 2 дней до окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у заказчика будет еще как минимум два дня, в течение которых можно завершить процедуру отмены, потому что перенести дату окончания подачи предложений можно на 7 дней и более.
  3. Оформить документы: решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда заказчики составляют только один из данных документов, но поскольку любые действия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше оформлять бумаги в полном объеме.
  4. Разместить в Единой информационной системе информацию относительно отмены закупки. Это должно быть сделано в тот же день, когда принимается решение. В обязанности оператора электронной площадки входит донесение данной информации всем участникам электронного аукциона. Как только заказчик принял решение отменить процедуру и опубликовал извещение, он не может получить доступ к заявкам участников.
  5. Внести корректировки в план-график. На это заказчику дается один рабочий день после того, как принято решение об отмене электронного аукциона.

Для того чтобы разместить информацию об отмене электронного аукциона по 44-ФЗ в Единой информационной системе, нужно выполнить следующие действия:

  1. На сайте ЕИС зайти в личный кабинет и перейти в раздел «Документы закупки».
  2. В блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» нажать на строку «Отменить».
  3. Внести информацию в появившуюся форму.
  4. Загрузить оформленный заранее файл извещения, закончить процедуру нажатием кнопки «Разместить».

Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ

Законом предусмотрены минимальные сроки для отмены электронного аукциона и электронного конкурса – 5 дней до окончательной даты приема заявок. Для запроса котировок этот срок составляет 2 дня.

Также законом установлен еще один временной промежуток – оператору электронной площадки дается один час после размещения заказчиком извещения об отмене электронного аукциона на то, чтобы вернуть заявки всем участникам.

Только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы решение об отмене аукциона заказчиком по 44-ФЗ может быть принято позже указанного пятидневного срока.

Характеристика подобных обстоятельств дается в статье 401 Гражданского кодекса РФ. Имеются в виду события, которые нельзя предотвратить и избежать.

Подобный форс-мажор позволяет заказчику принять решение об отмене аукциона по 44-ФЗ на любом этапе процедуры, пока не подписан контракт.

Поставщики извещаются об отмене закупки, одновременно с этим оператор электронной площадки разблокирует их средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, и возвращает владельцам.

Потенциальные поставщики, которым довелось участвовать в отмененном аукционе, нередко задаются вопросом о возможности взыскания компенсации с заказчика за собственные потраченные впустую время и усилия. В законе не предусмотрена никакая ответственность заказчика за отмену процедуры, если он при этом в точности выполнил регламент и уложился в сроки.

Безусловно, подразумевается, что закупка не состоялась по объективной причине. Если же в действиях организатора аукциона имеются признаки недобросовестности, то участники процедуры имеют право обращаться с жалобой в контролирующие органы и суд, требуя возмещения убытков.

Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок нередко имеют место всевозможные нарушения прав потенциальных поставщиков. Заказчик может необоснованно не принять заявку, не допустить участника к торгам.

Экономические агенты, чьи права были нарушены, вправе отстаивать свои интересы в суде.

Если суд признает обоснованность претензий истца, то будет вынесено решение о признании закупки недействительной на основании ст. 449 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому заказчику очень важно корректно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения недопуска участников к торгам.

Закупка может быть отменена при следующих нарушениях:

  • Предметом сделки являлась реализация госимущества, при этом был нарушен срок приема предложений.
  • Заявка участника не была принята без объективной причины.
  • Победитель конкурентной процедуры установлен с нарушением правил.
Читайте также:  Оаэ Пособие При Рождении Ребенка В 2023 Году

Если участник считает, что в ходе аукциона были нарушены его права, то он может для защиты собственных интересов обращаться в любую контролирующую инстанцию.

В законе 44-ФЗ данные функции возложены в первую очередь на антимонопольную службу, а также на общественные организации и объединения юридических лиц.

Участники могут обращаться в любую указанную инстанцию либо в суд в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 и обжаловать решение заказчика.

Претензии могут быть предъявлены к действиям или бездействию заказчика, уполномоченного им органа, закупочной комиссии либо отдельных ее членов, должностных лиц организатора закупки, оператора электронной торговой площадки.

В ст. 99 закона 44-ФЗ указано, куда может обращаться с жалобой участник закупки. Прежде всего, это региональное управление Федеральной антимонопольной службы. Если его специалисты выносят решение, с которым участник не согласен, то у него остается право подавать исковое заявление в суд.

По факту допущенных нарушений при определении победителя конкурентной процедуры потенциальные поставщики могут оспаривать решение заказчика и его должностных лиц, закупочной комиссии, отдельных ее членов, оператора электронной торговой площадки. Заявление подается не позже 10-го дня после размещения в ЕИС любого из документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения признанного несостоявшимся аукциона.

Если участник усматривает нарушения своих прав в содержании закупочной документации, подавать жалобу он может до даты окончания приема заявок. Если неправомерные действия (бездействие) заказчика по отношению к участнику последовали после указанного числа, то обращаться в контролирующие органы имеют право лишь те субъекты, заявка которых была принята.

Если нарушение правил со стороны заказчика происходит на этапе оценки вторых частей заявок вплоть до заключения контракта, то направлять жалобу участники могут лишь до того момента, пока не будет подписан договор. Если этот срок пропущен, то оспаривать действия заказчика, его должностных лиц, закупочной комиссии либо ее членов, оператора электронной торговой площадки можно только в суде.

Если участник закупки обращался с жалобой в ФАС, но решение его не устроило, что у него есть право отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Исковое заявление должно быть подано на протяжении трех месяцев после вынесения решения ФАС.

При этом нужно указать те же самые основания для отмены решения ФАС, которые были обозначены в заявлении, поданном ранее в антимонопольную службу.

То есть фактически сутью требований, направляемых в суд, является признание неправомочными выводов ФАС по закупке, а не обжалование действий заказчика.

Как отменить извещение о закупке у единственного поставщика в ЕИС по 44-ФЗ? Основания, порядок действий, сроки

Заказчики, которые работают по 44-ФЗ, вправе проводить закупки в конкурентной и неконкурентной форме. Одной из неконкурентных госзакупок является закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Отмена извещения о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупку у единственного поставщика может потребоваться отменить при определенных обстоятельствах.

В частности, это может понадобиться при технических ошибках при написании извещения; если у заказчика пропала потребность в товарах или при изменении внешних обстоятельств, которые требуют отмены госзакупки (например, если в плане-графике и извещении о проведении закупочных мероприятий содержатся некорректные сведения о ценах и объемах госзаказа, которые не соответствуют проекту контракта). В последнем случае заказчик не может заключить контракт на измененных условиях, которые отличаются от тех, что содержатся в извещении о закупочных мероприятиях. Это будет считаться нарушением действующего законодательства. Законодательство позволяет отменить госзакупку у единственного поставщика, но с некоторыми оговорками.

Ст. 36 44-ФЗ позволяет участникам отменять закупки, проведенные в любой форме, кроме запроса предложений. Это допускается сделать как минимум за 5 дней до окончания приема предложений. Но отменить определение поставщика допускается исключительно при конкурентных закупках, что прямо следует из положений 44-ФЗ.

Если требуется отменить неконкурентную закупочную процедуру, которой является также покупка товара или услуги у единственного поставщика, то нужно получить одобрение от ФАС. На это указывается в письме Минэкономразвития РФ от 2016 года №ОГ-Д28-5672, которое посвящено данному спорному и неурегулированному в 44-ФЗ аспекту.

Действующее законодательство не предусматривает отмены закупки у единственного поставщика. Но такую возможность предусматривает ЕИС при наличии решения ФАС или суда. Именно наличие таких официальных решений на руках у заказчика может стать основанием для отмены госзакупки у единственного поставщика.

Она может быть отменена не позднее чем за 5 дней до окончания сроков подписания контракта с поставщиком или исполнителем.

Как и где разместить решение

Перед отменой госзакупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ нужно обратиться в ФАС. Само обращение составляется в произвольной свободной форме и должно содержать указание на причины для публикации извещения для отмены, сведения о заказчике, его контактные данные.

Когда ведомство рассмотрит поступившее заявление в рамках инициированной внеплановой проверки и вынесет по его результатам положительное решение, следует внести изменения в составленный заказчиком план-график. Рассмотрение подобных обращений в антимонопольной службе является достаточно распространенной практикой, что подтверждает количество подобного рода решений в открытом доступе.

При госзакупке у единственного поставщика заказчик должен разместить в ЕИС извещение минимум за 5 дней до даты подписания госконтракта. Данный документ нужно опубликовать в ЕИС, только если сведения о процедуре не составляют гостайну, иначе заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа.

Как удалить извещение в ЕИС

Отменить извещение о закупке по 44-ФЗ заказчик может через личный кабинет в ЕИС, но это можно сделать только после получения разрешения от территориального подразделение ФАС.

Заказчик может удалить или отредактировать извещение о госзакупке у единственного поставщика по 44-ФЗ только в том случае, если оно не было размещено в ЕИС, и заказчик имеет возможность редактировать документ.

Для внесения правок в реестре госзакупок нужно нажать кнопку «Редактирование извещения», ввести нужные сведения и нажать «Сохранить и закрыть извещение». В реестре после перехода на страницу «Подготовка извещения» появится новая измененная информация.

Для удаления еще неразмещенного извещения нужно зайти в своем кабинете в реестр и выбрать созданный проект извещения о закупке у единственного поставщика в выпадающем меню, затем нажать кнопку «Удалить». Система отобразит запрос для подтверждения действия, заказчику остается нажать «Ок» в окне уведомления.

Для того чтобы убрать извещение о госзакупке после получения разрешения от ФАС или суда, нужно предпринять такие действия:

  1. Зайти в личный кабинет.
  2. В реестре закупок на вкладке «Подача заявок» или «Работа комиссии» нужно выбрать пункт «Документы закупки».
  3. Далее нажать на гиперссылку «Отмена определения поставщика (подрядчика или исполнителя) по решению контролирующей инстанции или судебной инстанции».

Помимо отмены извещения о закупочном мероприятии у единственного поставщика, заказчику также нужно предпринять действия по созданию извещений об отмене закупочной процедуры. Данное извещение подлежит публикации в ЕИС.

В форме для созданий документации по госзакупке нужно заполнить поле с основанием принятия решения. Здесь предусмотрено три возможных основания: предписание органа контроля, судебное решение или результаты общественного обсуждения.

Если причиной принятия решения стало предписание от ФАС, то из реестра выбирается нужный документ. В случае когда такой документ по какой-либо причине отсутствует в ЕИС, то нужно вручную прописать наименование подразделения ФАС, дату выдачи данного предписания, реестровый номер проверочных мероприятий и затем нажать кнопку «Сохранить и закрыть».

Таким образом, для отмены закупки у единственного поставщика заказчику следует предварительно обратиться в ФАС и получить там предписание, которое позволяет отменить закупки или внести правки в извещение о проводимой закупке.

В таком случае функционал ЕИС позволит заказчику отменить закупочные мероприятия. Удаление извещения о госзаказе без наличия решения суда или ФАС через личный кабинет допускается только до момента размещения сведений о нем в ЕИС.