Как Осуществляется И Чем Регулируется Банкротство Профессиональных Участников Рынка Ценных Бумаг В 2023 Году
В этом материале мы рассмотрим регулирование и саморегулирование на рынке ценных бумаг, а также защиту прав и интересов инвесторов.
Законом «О рынке ЦБ» № 39-ФЗ государственное регулирование на рынке ценных бумаг представлено следующими мерами:
- Утверждение обязательных для исполнения требований к деятельности профессиональных участников рынка и эмитентов.
- Контроль за соблюдением эмитентами обязательств и условий.
- Регистрация выпусков ценных бумаг.
- Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка.
- Недопущение нелицензированной предпринимательской деятельности на рынке ЦБ.
- Создание институтов защиты прав владельцев ценных бумаг.
- Определение органами государственное власти и органами местного самоуправления лимита эмиссии ЦБ, выпускаемых органами соответствующей власти.
Деятельность профессиональных участников рынка регулируется следующими видами лицензий:
- Лицензия профессионального участника рынка ЦБ.
- Лицензия фондовой биржи.
- Лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра.
Регулирование классифицируют на два типа:
- Внутреннее. Представляет собой подчиненность участников рынка собственным нормативным документам.
- Внешнее. Предполагает подчиненность нормативным актам государства и иных организаций, а также международным соглашениям.
- Различают также следующие виды регулирования:
- Регулирование отечественного рынка ценных бумаг осуществляется следующими органами:
- Государственные органы исполнительной власти.
- Саморегулируемые организации (СРО), являющиеся профучастниками рынка ЦБ.
- Общественные организации, занимающиеся защитой прав и интересов владельцев ЦБ.
Государственные органы исполнительной власти
Федеральным органом исполнительной власти по проведению госполитики в области рынка ЦБ выступает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
В функции ФКЦБ входит:
- Разработка ведущих направлений развития рынка и координация деятельности других государственных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ЦБ.
- Утверждение стандартов эмиссии ЦБ, включая иностранные бумаги, выпускаемые на территории России, а также порядка регистрации эмиссии.
- Утверждение единых требований к профессиональной деятельности, связанной с ценными бумагами.
- Лицензирование всех видов деятельности на рынке ценных бумаг и специализированных организаций.
- Обеспечение публичного раскрытия информации об отечественном рынке ЦБ – об эмитентах, участниках, ценных бумагах и т.п.
- Проведение регистрации ЦБ нерезидентов и иностранных государств.
- Установление совместно с Министерством финансов правил ведения учета и составление отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка.
Наряду с ФКЦБ есть и другие государственные органы исполнительной власти, участвующие в регулировании рынка ЦБ:
- Высшие органы власти – Госдума, Президент, Правительство.
- Министерство финансов.
- Центральный банк РФ.
- Государственный комитет по антимонопольной политике.
- Страховой надзор.
Министерство финансов имеет следующие полномочия в рамках регулирования РЦБ:
- Регистрация выпуска ценных бумаг.
- Выполнение функций эмитента по выпуску ЦБ на федеральном уровне.
- Ведение Единого госреестра всех ценных бумаг, зарегистрированных на территории РФ.
- Подготовка и аттестация специалистов в сфере ЦБ.
- Контроль покупки крупных пакетов акций, ведение реестра обыкновенных акций.
- Разработка правил проведения операций, осуществления учета и предоставления отчетности по сделкам.
Центральный банк является одновременно государственным органом, регулирующим фондовый рынок, и профессиональным участником, проводящим операции с ценными бумагами. Его роль в системе регулирования:
- Установление для банков правил совершения операций на рынке ЦБ, а также учета и отчетности по сделкам с ними.
- Лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ЦБ.
- Регистрация выпусков ЦБ банков.
- Ведение реестра ценных бумаг банков.
Саморегулируемые организации
СРО — это добровольные некоммерческие объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг. Их деятельность регулируется ФЗ «О рынке ЦБ» и «О защите прав и интересов инвесторов».
Создание саморегулируемой организации происходит на основании разрешения Федеральной комиссии. Свою деятельность СРО могут реализовывать в нескольких форматах:
- Профессиональных союзов.
- Ассоциаций различных типов.
- Общественных профессиональных организаций.
В число прав СРО входит:
- Получение информации по результатам проверок деятельности своих членов.
- Разработка правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ЦБ своими членами.
- Создание учебных программ и планов, проведение подготовки персонала организаций и должностных лиц, которые задействованы на рынке ЦБ, определение их квалификации и выдача аттестатов.
- Образование третейских судов для разрешения споров между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных ими товаров/услуг.
- Представление интересов членов СРО в их отношении с органами государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, СРО контролируют исполнение своими членами законодательства о защите прав и интересов инвесторов на рынке ЦБ.
https://www.youtube.com/watch?v=om1XbLuoG4g\u0026pp=ygXHAdCa0LDQuiDQntGB0YPRidC10YHRgtCy0LvRj9C10YLRgdGPINCYINCn0LXQvCDQoNC10LPRg9C70LjRgNGD0LXRgtGB0Y8g0JHQsNC90LrRgNC-0YLRgdGC0LLQviDQn9GA0L7RhNC10YHRgdC40L7QvdCw0LvRjNC90YvRhSDQo9GH0LDRgdGC0L3QuNC60L7QsiDQoNGL0L3QutCwINCm0LXQvdC90YvRhSDQkdGD0LzQsNCzINCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D
В саморегулируемую организацию инвесторы могут подавать жалобы на действия ее членов. По результатам рассмотрения могут выноситься следующие решения:
- Применение санкций к нарушителю в рамках установленных правил и стандартов.
- Исключение профучастника из состава СРО и обращение в Федеральную комиссию с просьбой о приостановлении его лицензии.
- Направление материалов по жалобе в правоохранительные органы или иные компетентные органы исполнительной власти.
На текущий момент статусом СРО в России обладают следующие организации:
- НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка). В 1997 году стала первой официальной саморегулируемой организацией. Сегодня ее членами могут стать юридические лица – профессиональные участники рынка, имеющие лицензию. НАУФОР вправе принимать экзамены и выдавать аттестаты квалифицированных специалистов финансового рынка.
- ПАРТАД (профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).
- НФА (Национальная фондовая ассоциация).
- НАПФ (Национальная ассоциация пенсионных фондов).
Общественные организации по защите прав и интересов инвесторов
Гарантии прав инвесторов определены ФЗ от 5.03.1999 года № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Возможность объединения инвесторов — физических лиц в общественные организации предусмотрена Гражданским кодексом.
Подобные организации представляют собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, которые созданы по инициативе граждан-инвесторов, объединившихся по принципу общности интересов для реализации общих задач и целей.
Общественные организации могут создаваться в форме общественных:
- организаций;
- движений;
- фондов;
- учреждений;
- органов общественной самодеятельности;
- политических партий.
Александр Иванов
- Более 8 лет изучаю инструменты интернет заработка, создал несколько источников дохода.
- Активно инвестирую в различные направления.
- На страницах блога помогаю людям становиться финансово грамотными и улучшать качество своей жизни.
Этой статьей стоит поделиться c друзьями: Вам также может быть интересно:
- Александр Иванов Кто такой андеррайтер и какую функцию он выполняет на рынке ценных бумаг Википедия дает определение андеррайтингу как услугам, которые могут предоставляться финансовыми, страховыми или иными учреждениями
- Александр Иванов Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и противодействие неправомерной деятельности В РФ защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг регламентирована двумя Федеральными законами: № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и № 46-ФЗ
- Александр Иванов Рынок ценных бумаг. Понятие и виды ценных бумаг. Понятие и виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами Финансовый рынок представляет собой систему экономических отношений, в процессе которых осуществляется перераспределение денежных ресурсов между ее участниками.
- Александр Иванов Как правильно выбрать акции для покупки на фондовом рынке Я привел основные параметры, на которые ориентируюсь сам при выборе ценных бумаг. Надеюсь, статья оказалась полезной для Вас.
Кто такие профессиональные участники рынка ценных бумаг | Азбука трейдера
- Юридические лица,
деятельность которых связана с
организацией оборота ценных бумаг и
осуществляется на основании специального
разрешения выданного соответствующими
регулирующими органами (в нашей стране
это лицензия ЦБ РФ), именуются
профессиональными участниками рынка
ценных бумаг. - СОДЕРЖАНИЕ
К основным видам
деятельности, которыми занимаются
профессиональные участники рынка ценных
бумаг, относятся:
- Деятельность в виде
посредника в заключении сделок с ценными
бумагами согласно распоряжениям своих
клиентов (и за их счёт). Или, другими
словами, брокерская деятельность; - Деятельность по
покупке и продаже ценных бумаг за свой
счёт посредством выставления собственных
котировок. Другими словами — дилерская
деятельность; - Деятельность по
формированию портфеля ценных бумаг
для своих клиентов и по управлению им.
Другими словами — доверительное
управление; - Деятельность по
проведению взаиморасчётов между всеми
участниками рынка ценных бумаг. Другими
словами — клиринг; - Организация хранения
ценных бумаг как в электронном так и в
физическом виде (для бумаг выпускаемых
в документарной форме), а также учёт
смены их текущих владельцев. Другими
словами — депозитарная деятельность; - Ведение реестра
владельцев ценных бумаг по договору с
их эмитентом; - Предоставление
площадки для проведения операций по
покупке и продаже ценных бумаг и,
собственно, сама организация торгов
ими.
В России, деятельность
профессиональных участников фондового
рынка, в обязательном порядке лицензируется
Центральным Банком и регулируется
федеральным законом №39-ФЗ. ЦБ РФ выдаёт
лицензию профессионального участника
рынка ценных бумаг, а кроме этого, для
регистраторов и реестродержателей,
лицензию на осуществление деятельности
по ведению реестра.
Далее давайте перечислим
всех этих участников и кратко опишем
функции каждого из них.
Брокеры
Брокеры являют собой промежуточное звено между рядовыми инвесторами и биржей.
На биржевом рынке нельзя просто так, без всяких посредников, взять и купить акции, облигации или любые другие интересующие вас ценные бумаги.
В качестве таких посредников на бирже, обыкновенно, выступают брокеры. Они занимаются заключением сделок по купле и продаже ценных бумаг согласно приказам (ордерам) своих клиентов.
Брокеры зарабатывают
за счёт комиссии, которая представляет
собой определённый процент от суммы
заключаемых их клиентами сделок. Свои
комиссионные они получают в любом случае
— зарабатывает их клиент или терпит
убыток. То есть, брокера, по большей
части, никак не волнует приумножите вы
свой капитал или сольёте его под чистую.
Дилеры
Дилеры, в отличие от брокеров, совершают все операции по покупке и продаже ценных бумаг от своего имени и за свои средства. Однако, они также выступают в роли связующего звена между рядовыми инвесторами и рынком ценных бумаг. Только в данном случае, речь идёт скорее не о посредничестве, а о взаимовыгодном сотрудничестве.
Дело в том, что совершая сделки за свой счёт, дилер выставляет клиентам свои собственные котировки. Таким образом, получается, что по отношению к своим клиентам, он выступает в качестве контрагента.
Заработок дилера складывается из того спреда, который образуется из его котировок.
К примеру, покупая ту или иную ценную бумагу по цене x пунктов и продавая её по цене x+2, разницу в цене (в данном случае составляющую два пункта) он с чистой совестью кладёт к себе в карман.
В настоящее
время на рынке орудует огромное число
форекс-дилеров. Наше законодательство
до сих пор никак не может создать
более-менее внятный свод законов
регулирующих эту сферу финансового
рынка.
Почти все форекс-дилеры
зарегистрированы в разного рода оффшорах,
а многие из них вообще работают на
территории нашей страны по лицензиям
тотализаторов.
Официально, по совести,
их заработок должен складываться из
того же самого спреда, однако на деле,
ввиду практически полной бесконтрольности
со стороны закона, многие из них плевать
хотели на совесть и зарабатывают тем,
что попросту сливают депозиты своих
клиентов.
Примечательно, что многие такие дилеры называют себя брокерами, однако на самом деле, на территории нашей страны нет ни одного официально зарегистрированного форекс-брокера. И есть всего четыре форекс-дилера обладающих лицензией ЦБ РФ (по информации с официального сайта ЦБ РФ: https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur/).
Лицензии на осуществление деятельности форекс-дилера выданные ЦБ РФ (по состоянию на 16.08.2019)
Трудно
однозначно судить о том, является ли
наличие лицензии, в данном случае,
стопроцентной гарантией честности со
стороны дилера по отношению к своим
клиентам. Однако, стоит заметить, что
выдавая эту лицензию, Центробанк взял
на себя обязательство осуществлять
определённый контроль за деятельность
дилера, а это уже внушает определённое
доверие.
Управляющие
Далеко не
каждый, особенно начинающий, инвестор
в состоянии грамотно анализировать
рынок, подбирать оптимальный портфель
ценных бумаг и оперативно управлять им
в условиях постоянно изменяющейся
рыночной конъюнктуры. Именно поэтому
всегда был, есть и, наверное, будет спрос
на услуги профессиональных управляющих
в сфере инвестирования на финансовых
рынках.
Речь идёт об услуге доверительного управления, когда управляющий инвестиционным портфелем производит все операции с ним от своего имени, но в интересах и за счёт своего клиента. При этом в его управлении фактически оказываются:
- Денежные
средства клиента, переданные для
осуществления инвестиций, а также
полученные в процессе оных; - Ценные
бумаги принадлежащие клиенту, и
добавившиеся к портфелю в результате
инвестиционной деятельности.
Такого рода
управление может осуществляться
физическими и юридическими лицами
обладающими соответствующей лицензией
ЦБ РФ и (на её основании) являющимися
профессиональными участниками рынка
ценных бумаг. Деятельность управляющих
регламентирована статьёй 5 федерального
закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ.
Клиенты
заключают с ними договор доверительного
управления, в котором указываются все
нюансы намечающегося сотрудничества.
В том числе, в договоре оговаривается
размер, порядок начисления и порядок
выплаты вознаграждения управляющему
за оказываемые им инвестиционные услуги.
Не стоит путать услуги профессиональных управляющих на фондовом рынке с доверительным управлением в форме ПАММ-счетов у форекс-дилеров. Между ними нет ровным счётом ничего общего.
Клиринговые
организации
Ежедневно,
ежечасно, ежеминутно на фондовом рынке
производится множество операций по
продаже и покупке ценных бумаг. Для
того, чтобы окончательно не запутаться
во всей этой кутерьме, существуют
клиринговые организации, целью которых
является:
- Сбор информации по всем проводимым биржевым сделкам и их учёт;
- Определение взаимных обязательств между контрагентами по всем сделкам проводимым на подконтрольной биржевой площадке (площадках);
- Обеспечение своевременных взаиморасчётов по всем этим сделкам. Одна сторона должна получить приобретаемые ценные бумаги, а другая — деньги за них;
- Обеспечение гарантий по всем сделкам проводимым с производными финансовыми инструментами на срочном рынке (с использованием кредитного плеча).
Депозитарии
После того как вы совершите на бирже покупку ценных бумаг, вам не позвонит в дверь курьер в куртке с надписью «Московская биржа» и связкой купленных акций в руках.
Потому что, во-первых, большинство ценных бумаг, в настоящее время, выпускаются в бездокументарной форме (не на бумажном носителе, а в электронном виде), а во вторых — купленные вами ценные бумаги будут храниться в базах данных специальных организаций называемых депозитариями.
Хотя, даже в том случае, если бы вы купили ценные бумаги представленные на бумажном носителе (документарная форма), то их бы тоже не пришлось складывать аккуратными стопочками в свой домашний или банковский сейф. Ведь для этого опять же существует депозитарий, который также занимается хранением документарных ценных бумаг (таких, например, как: депозитные и сберегательные сертификаты или векселя).
Помимо учёта
и хранения информации о текущих владельцах
ценных бумаг, в функции депозитариев
также входит:
- Посредничество
в выплате дивидендов; - Посредничество
в плане реализации прав владельца
ценных бумаг (например, его участия в
общих собраниях акционеров).
Благодаря
депозитариям отпадает необходимость
внесения в реестр акционеров информации
о каждом новом владельце акций. Вся эта
информация фиксируется в депозитарии
и передаётся эмитенту лишь при
необходимости, например, перед очередной
отсечкой в связи с выплатой дивидендов.
Реестродержатели
Функции
реестродержателя в чём-то сходны с
функциями депозитария. Он также производит
учёт и хранение информации о текущих
владельцах ценных бумаг. Только для
депозитария точкой отсчёта является
конкретный инвестор (владелец ценных
бумаг) и он заводит счёт-депо на каждого
из них, а для реестродержателя —
компания-эмитент с реестром которой
(которых) он работает.
Реестр ценных
бумаг представляет собой совокупность
информации включающей в себя сведения
о владельцах ценных бумаг, о их номинальных
держателях и об обременениях на них
наложенных. Он включает в себя данные
о количестве и категории ценных бумаг
принадлежащих каждому акционеру
компании. Может храниться как в
электронном, так и в бумажном виде.
Помимо прочего
в обязанности реестродержателя входит:
- Учёт
входящей/исходящей документации (обычно
в виде журнала); - Ведение
лицевых счетов всех зарегистрированных
в реестре лиц; - Учёт всех
проведённых операций (также в виде
журнала); - Учёт
сертификатов на ценные бумаги; - Учёт и
хранение всей документации послужившей
основанием для внесения изменений в
реестр.
По законам
нашей страны, эмитенты ценных бумаг не
вправе самостоятельно вести их реестр
(согласно положениям Федерального
закона №142-ФЗ от 2 июля 2013 года). А потому
профессиональные регистраторы (так
иногда называют реестродержателей),
обладающие соответствующей лицензией
ЦБ РФ, являются достаточно востребованными
участниками отечественного рынка ценных
бумаг.
Организаторы
торговли
Эти участники рынка ценных бумаг подразделяются в зависимости от того типа рынка, торговлю на котором они обеспечивают. Речь идёт о биржевом и внебиржевом рынках. В роли организаторов торговли на биржевом рынке выступают официальные биржевые площадки (биржи). А организация торговли на внебиржевых рынках, это прерогатива торговых систем, таких как: RTS Board, Pink Sheets, OTCBB и др.
В сравнении с внебиржевым, биржевой рынок обеспечивает инвестору большую надёжность за счёт того, что организаторы торговли берут на себя ответственность за исполнение всех заключаемых на нём сделок. Все компании представленные на биржевом рынке проходят достаточно жесткую процедуру листинга отсеивающую потенциально неблагонадёжные из них.
Деятельность
организатора торгов, в нашей стране,
также требует получения специальной
лицензии Центрального Банка. Помимо
этого, существуют определённые ограничения
накладываемые на возможность сочетания
их деятельности с функциями других
профессиональных участников рынка
ценных бумаг. В том числе они не имеют
права сочетать свою деятельность с:
- Депозитарной
деятельностью; - Клиринговой
деятельностью.
Вы можете поделиться этой статьёй на своей странице в соцсетях:
Энциклопедия права. БАНКРОТСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Приглашаем посетить сайт
По первой буквеА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
БАНКРОТСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
БАНКРОТСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (англ.
bankruptcy of professional participator of paper market) -в РФ банкротство организации или индивидуального предпринимателя, имеющих статус профессионального участника рынка ценных бумаг, не способного в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При рассмотрении дела о банкротстве организации или гражданина, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается гос-ный орган РФ по регулированию рынка ценных бумаг.
В РФ Б.п.у.р.ц.б. осуществляется по правилам, установленным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»** и др. федеральными законами. Специальные нормы, определяющие особенности процедур Б.п.у.р.ц.б., установлены в § 6 гл. VIII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Отношения, не урегулированные этими нормами, а также меры по защите прав и интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть предусмотрены федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Порядок предупреждения банкротства и проведения досудебных процедур восстановления платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливается федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Арбитражный управляющий, участвующий в деле о Б.п.у.р.ц.б., должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый гос-ным органом РФ по регулированию рынка ценных бумаг.
Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручениям клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.
Временный управляющий обязан в 10-дневный срок с момента его назначения направить клиентам, передавшим должнику — профессиональному участнику рынка ценных бумаг в управление принадлежащие им ценные бумаги, извещение о возбуждении дела о банкротстве и вступлении в права временного управляющего.
В указанном извещении указываются реквизиты лицензии арбитражного управляющего, вид и реквизиты аттестата, выданного гос-ным органом РФ по регулированию рынка ценных бумаг, а также предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.
Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу. С момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением внешнего управляющего или конкурсного управляющего с клиентами.
Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, то возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально их требованиям. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются (погашаются) в порядке, предусмотренном гл. VI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В ходе внешнего управления организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, внешний управляющий вправе передать ценные бумаги, переданные этой организации в управление клиентами, иной организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, с согласия и от имени клиентов.
Аб епам — новеллы законодательства о рынке ценных бумаг — 2020 | статья олега ушакова, максима барышева и гиляны хараевой для «банковского обозрения» — аналитика
13 июля 2020
Новеллы законодательства о рынке ценных бумаг — 2020 | статья Олега Ушакова, Максима Барышева и Гиляны Хараевой для «Банковского обозрения»
В конце 2018 года в законодательство о рынке ценных бумаг были внесены масштабные изменения [1]. В силу они вступали поэтапно, основная масса изменений пришлась на 2020 год. Рассмотрим наиболее значимые из них, актуальные для участников рынка ценных бумаг.
- Олег Ушаков, адвокат, советник практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ ЕПАМ;
- Максим Барышев, к.ю.н., адвокат, старший юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала Адвокатского Бюро ЕПАМ;
- Гиляна Хараева, юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала Адвокатского бюро ЕПАМ.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УСЛОВИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
В соответствии с ранее действующим регулированием условия размещения эмиссионных ценных бумаг должны были дублироваться в решении о выпуске ценных бумаг и проспекте ценных бумаг.
С 1 января 2020 года требование о включении условий размещения эмиссионных ценных бумаг в решение о выпуске ценных бумаг исключается. В проспекте ценных бумаг они должны будут указываться только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22.04.
1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Далее — Закон о РЦБ) или нормативными актами Банка России.
Так, в Законе прямо закреплено, что условия размещения эмиссионных ценных бумаг должны содержаться в проспекте ценных бумаг в отношении акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, если регистрация выпуска акций или конвертируемых в них ценных бумаг в обязательном порядке сопровождается составлением эмитентом и регистрацией Банком России проспекта ценных бумаг.
В случае отсутствия проспекта ценных бумаг или отсутствия в проспекте ценных бумаг условий их размещения (по всей видимости, в тех случаях, когда это допустимо) такие условия должны будут содержаться в отдельном документе.
При эмиссии акций и конвертируемых в них ценных бумаг документ, содержащий условия размещения, должен быть подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом, утвержден по правилам, установленным для утверждения решения о выпуске, и представлен в Банк России в комплекте документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
При эмиссии облигаций, не конвертируемых в акции, требуется лишь подписание такого документа лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом. Такой документ не подлежит утверждению эмитентом и регистрации Банком России.
- Закон предусматривает, что эмитент не вправе размещать эмиссионные ценные бумаги путем подписки без предоставления возможности ознакомиться с документом, содержащим условия размещения ценных бумаг.
- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЭМИССИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ
- Закрепляется возможность установления Банком России различных требований к проспекту ценных бумаг и решению о выпуске ценных бумаг в зависимости от определенных факторов.
- Так, различные требования могут устанавливаться к форме и содержанию проспекта ценных бумаг в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого и среднего предпринимательства, раскрывает ли эмитент информацию в форме отчета эмитента и сообщений о существенных фактах, а также в зависимости от количества размещенных эмитентом в течение года выпусков ценных бумаг.
Несмотря на возможность дифференцированного подхода, сохраняется требование о том, что содержащаяся в проспекте ценных бумаг информация должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг. Ответственность за полноту и достоверность указанной в проспекте ценных бумаг информации несет эмитент.
Если эмитент обязан раскрывать информацию в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о РЦБ, то вместо информации, которая должна содержаться в проспекте ценных бумаг, он вправе включить в проспект ценных бумаг ссылку на раскрытую им информацию.
Таким образом, сохраняется баланс между интересом эмитента по сокращению сроков и затрат на подготовку проспекта ценных бумаг и интересами инвесторов, которым необходимо получить полную и объективную информацию о рисках, связанных с приобретением размещаемых ценных бумаг.
Формы (форматы) решения о выпуске ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России в зависимости от вида, категории (типа) эмиссионных ценных бумаг и способа их размещения.
УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ И ПОДПИСАНИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПРОСПЕКТА ЦЕННЫХ БУМАГ
В ранее действующей редакции Закона о РЦБ решение о выпуске и проспект ценных бумаг хозяйственного общества могли утверждаться только советом директоров или органом, осуществляющим функции совета директоров этого хозяйственного общества. Кроме того, они должны были быть подписаны исключительно лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента.
Нововведения существенно упростили процедуру оформления эмиссионных документов. В частности, Законом было отменено обязательное требование об утверждении решения о выпуске облигаций органом управления эмитента.
При этом, однако, решение о выпуске акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, а также проспект ценных бумаг в отношении любых эмиссионных ценных бумаг по-прежнему должны утверждаться советом директоров или органом, осуществляющим функции совета директоров этого хозяйственного общества.
- Еще один важный момент — отменяется необходимость обязательного подписания решения о выпуске ценных бумаг и проспекта ценных бумаг лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента: право подписи данных документов может быть передано уполномоченному должностному лицу эмитента.
- Банк России вправе устанавливать случаи, в которых возможна упрощенная легитимация проспекта ценных бумаг.
- ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ
- Закон установил новые сроки государственной регистрации Банком России выпуска эмиссионных ценных бумаг:
- 1) 15 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (вместо ранее действующих 20 календарных дней), или
- 2) 20 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (вместо ранее действующих 30 календарных дней), если государственная регистрация выпуска сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг.
- При этом государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлена на срок до 20 рабочих дней (вместо ранее действующих 30 календарных дней).
Также снимается ограничение по сроку размещения облигаций в течение одного года с даты регистрации выпуска таких облигаций. Эмитент будет вправе завершить размещение облигаций в срок, определенный условиями их размещения.
В то же время, если в отношении облигаций зарегистрирован проспект ценных бумаг, то беспрепятственно ценные бумаги будет возможно разместить в течение одного года с даты регистрации проспекта ценных бумаг; по истечении указанного срока размещение таких облигаций допускается только при условии регистрации нового проспекта ценных бумаг.
Снятие ограничения по сроку размещения не распространяется на акции и конвертируемые в них эмиссионные ценные бумаги, срок размещения которых (при размещении по подписке) не может составлять более одного года с даты регистрации выпуска.
Предусмотрено, что эмитент вправе продлить указанный срок путем внесения соответствующих изменений в условия размещения таких ценных бумаг (в действующей редакции такие изменения должны быть отражены в решении о выпуске ценных бумаг).
Порядок продления аналогичен ранее действовавшему регулированию: каждое продление срока размещения эмиссионных ценных бумаг не может составлять более одного года, а общий срок размещения не может превышать трех лет с даты регистрации выпуска ценных бумаг.
ОТЧЕТ И УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Эмитенты освобождаются от обязанности представлять в Банк России уведомления об итогах выпуска ценных бумаг. Данная обязанность возложена на организации учетной системы (регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитента, или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги эмитента).
Также Законом изменен срок принятия Банком России решения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или об отказе в его государственной регистрации: с 1 января 2020 года он составляет 10 рабочих дней с даты получения документов, представленных для такой регистрации (вместо ранее действующих 14 календарных дней). При этом установлен предельный срок, на который может быть приостановлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг (20 рабочих дней).
ОТМЕНА ДОКУМЕНТАРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
При подготовке Закона между его разработчиками и участниками рынка ценных бумаг велась оживленная дискуссия по концептуальному вопросу о необходимости сохранения разделения эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные. В итоге было принято решение, что эмиссионные ценные бумаги могут быть только бездокументарными. Следствием этого стало упразднение сертификата облигаций как документа, удостоверявшего права владельцев на данные ценные бумаги.
Теперь права владельцев ценных бумаг подтверждаются записями на лицевых счетах в реестре, который ведет регистратор, или по счетам депо в депозитариях — в случае учета прав в депозитарии.
По нашему мнению, данное решение законодателя является верным. Сертификат как документ, удостоверяющий совокупность прав на определенное количество ценных бумаг, имел во многом фиктивный характер.
Для упрощения обращения документарных эмиссионных ценных бумаг использовался механизм, который предполагал передачу сертификата ценной бумаги на централизованное хранение в депозитарий и осуществление учета прав на ценные бумаги по счетам депо их владельцев, что фактически приравнивало режим документарных ценных бумаг к бездокументарному.
Закон заменяет централизованное хранение документарных облигаций на централизованный учет бездокументарных облигаций. При централизованном учете прав на облигации ведение реестра владельцев таких облигаций не осуществляется.
Права владельцев на ценные бумаги с централизованным учетом прав удостоверяются записями по счетам депо в депозитарии, осуществляющем такой учет, а в случае учета прав на такие ценные бумаги в других депозитариях, — записями по счетам депо в указанных депозитариях.
Кроме того, отмена сертификата решает проблему дублирования описания прав по облигациям в сертификате и в решении о выпуске ценных бумаг. Единственным документом, содержащим сведения о правах владельцев эмиссионных ценных бумаг, становится решение о выпуске ценных бумаг.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ ДОКУМЕНТАРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
Закон предусматривает переходные положения, согласно которым, если размещение документарных облигаций началось до 1 января 2020 года, они признаются документарными ценными бумагами до их погашения. К отношениям, связанным с такими облигациями, применяются положения Закона о РЦБ без учета изменений, внесенных Законом.
Документарные облигации с обязательным централизованным хранением, выпуск которых зарегистрирован или выпуску которых присвоен идентификационный номер и размещение которых не началось до 1 января 2020 года, признаются бездокументарными облигациями с централизованным учетом прав, права владельцев которых закрепляются в решении об их выпуске. Централизованный учет прав на такие облигации осуществляет депозитарий, указанный в решении об их выпуске в качестве депозитария, осуществляющего их обязательное централизованное хранение. При этом внесение изменений в решение о выпуске таких облигаций и в их проспект не требуется.
После 1 января 2020 года возможна регистрация только бездокументарных облигаций. В связи с этим, если до указанной даты была зарегистрирована программа документарных облигаций, то с 1 января 2020 года регистрация новых выпусков документарных облигаций в рамках программы становится невозможной.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЛИГАЦИЙ
Из п. 8 ст. 17 Закона о РЦБ исключено указание на то, что программа облигаций является первой частью решения о выпуске, содержащей определяемые общим образом права владельцев облигаций и иные общие условия для одного или нескольких выпусков облигаций.
По всей видимости, программа облигаций теперь представляет собой самостоятельный эмиссионный документ, содержащий общие условия нескольких выпусков облигаций. Конкретные условия отдельного выпуска в рамках программы облигаций должны содержаться в решении о выпуске.
Закон продолжил существовавшую тенденцию по расширению возможностей выпуска облигаций в рамках программы.
Так, изначально в рамках программы возможно было размещение только документарных облигаций с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, если такие облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от нее, и выплата номинальной стоимости и процентов по таким облигациям осуществляется только денежными средствами.
С 2016 года в рамках программы стало возможно размещение также жилищных облигаций с ипотечным покрытием. В 2018 году право размещать облигации в рамках программы было предоставлено специализированным обществам проектного финансирования.
С 1 января 2020 года возможность осуществления эмиссии облигаций в рамках программы распространяется на любые облигации, неконвертируемые в акции (в том числе на обеспеченные облигации).
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ