Аренда

Императивный Метод Права Социального Обеспечения В 2023 Году

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений.

Особенности метода ПСО:

1) Сочетание императивного и диспозитивного методов регулирования. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов.

Содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке государственного социального обеспечения и в порядке обязательного государственного социального страхования определяется императивным путем.

Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении соответствующего социального риска, указанного в законе.

Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д.

2) Сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным. Конституция РФ (ст. 72) относит вопросы социального обеспечения к совместному ведению РФ и ее субъектов.

В централизованном порядке регулирование отношений, входящих в предмет ПСО, осуществляется путем принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных нормативных правовых актов центральных органов государственной власти.

На региональном уровне регулирование отношений, входящих в предмет ПСО, осуществляется посредством издания соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ. Локальное регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется на муниципальном уровне и в рамках конкретного предприятия (коллективные договоры).

3) Сочетание нормативного и договорного регулирования. Так договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретной организации. В коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (например, надбавки к пенсиям).

4) Обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей).

К действиям как юридическим фактам, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений, относятся: волеизъявление лиц, обладающих правом на какой-либо вид социального обеспечения; решения компетентных органов о назначении того или иного вида социального обеспечения и т.д.

5) Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу. С одной стороны законодатель не наделил их равенством, а с другой – не ввел для них элементов подчиненности.

Если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны с правами и обязанностями другой, то выявляется, что имущественные права граждан в этой области носят абсолютный характер, а их обязанности – это в основном обязанности процедурного или процессуального характера (обратиться за получением какого-либо вида социального обеспечения, представить необходимые документы и т.п.). Обязывающие нормы адресуются другой стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязательства.

  • 6) Защита субъективных прав в социальном обеспечении законодательно предусматривает два способа: административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан.
  • Вопрос 4. Система права социального обеспечения
  • Система права – это строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на отдельные части, называемые нормой права, правовым институтом, субинститутом, отраслью и подотраслью права.
  • Система ПСО – это организованная определенным образом совокупность правовых норм, сгруппированных в институты, которые регулируют общественные отношения по поводу того или иного вида социального обеспечения.
  • ПСО делится на общую и особенную части.
  • 1) В общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет ПСО:
  • — понятие, предмет, метод, система ПСО;
  • — основные принципы;
  • — источники;
  • — правоотношения по социальному обеспечению.
  • 2) Особенная часть представляет собой комплекс институтов, взаимосвязанных как с институтами общей части, так и между собой, и имеющих относительно самостоятельный объект регулирования:
  • — трудовой (страховой) стаж;
  • — пенсионное обеспечение:
  • — пенсии по старости
  • — пенсии по инвалидности
  • — пенсии по случаю потери кормильца
  • — пенсии за выслугу лет
  • — социальные пенсии
  • — порядок назначения, исчисления, перерасчета, индексации, валоризации пенсий;
  • — социальные пособия;
  • — социальное обслуживание;
  • — медицинская помощь и лечение;
  • — обеспечение пострадавших от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

Тема 2. Принципы права социального обеспечения.

Метод социального обеспечения

Сегодня под методом правового регулирования принято понимать всю совокупность мер и способов воздействия отрасли права на некоторые отдельные виды и формы общественных отношений. В свою очередь, общественные отношения выступают его объектом, а способы воздействия предметом регулирования.

С точки зрения исследователей и специалистов, это значит, что конкретное содержание общественных отношений данного вида полностью определяет уникальность и своеобразие способов юридического воздействия на соответствующую область.

https://www.youtube.com/watch?v=WBb9EzrcJRQ\u0026pp=ygVt0JjQvNC_0LXRgNCw0YLQuNCy0L3Ri9C5INCc0LXRgtC-0LQg0J_RgNCw0LLQsCDQodC-0YbQuNCw0LvRjNC90L7Qs9C-INCe0LHQtdGB0L_QtdGH0LXQvdC40Y8g0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

В современной науке выделяют 2 метода правового регулирования:

  • Авторитарный метод регулирования – иными словами, императивный метод регулирования;
  • Метод автономии – иными словами, диспозитивный метод регулирования.

Авторитарный метод регулирования социального обеспечения принято определять как способ правового регулирования, в рамках которого лицу или нескольким лицам предоставляется только один вариант поведения.

Тут же стоит сделать акцент на том, что нормами права устанавливается четкий порядок формирования или прекращения правоотношений, а также их характер, содержание прав и обязанностей всех сторон, принимающих участие в этом процессе.

Императивный метод широко применяется в рамках тех отраслей, которые характеризуются следующей особенностью: одна из сторон отношений является представителем государственных органов или уполномоченным государством органом.

Что касается другого метода правового регулирования данной сферы – метода автономии, то его суть заключается в том, что нормами права не обозначаются какие-либо запреты или ограничения в поведении субъектов. Но здесь есть свои пределы, в которых участники должны самостоятельно оговаривать и определять свои права и обязанности, а также взаимные ожидания друг от друга.

«Метод социального обеспечения» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Метод права социального обеспечения представляет собой комплекс механизмов и приемов правового регулирования ряда общественных отношений, которые акцентируют внимание на социальном обеспечении граждан.

Их специфика обусловлена распределительным характером таких социальных отношений, где одна стороны выступает как нуждающаяся, а вторая – как сторона, которая имеет право распределять блага и ресурсы для организации лучших условий жизни.

Эта совокупность способов и методов также охватывает общеправовые и некоторые межотраслевые приемы по регулированию отношений между сторонами.

Специфика правового регулирования социального обеспечения в России

Говоря о специфике обеспечительных отношений и в целом социальной сферы, следует упомянуть о том, что она находит свое отражение в одном из способов правового регулирования: это сочетание централизованного регулирования и регулирования на региональном (муниципальном) уровнях.

Конституция предусматривает, что Российская Федерация и ее субъекты осуществляют совместную деятельность, когда речь идет о контроле и координации вопросов в отношении здравоохранения, защиты семьи, материнства и детства.

Сюда же входит вся сфера социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан.

В соответствии с предметами совместного ведения данных мер и правовой защиты создаются федеральные законы и правовые акты, сопутствующие документы, которые регламентируют методы социального обеспечения в отдельных областях и регионах.

Это говорит о том, что правовое регулирование отношений в социальной сфере и в социальном обеспечении осуществляется не только общей законодательной системой, но и актами, принятыми субъектами Российской Федерации.

Соответственно, граждане, которые проживают в отдельных субъектах Российской Федерации, также могут быть наделены дополнительными правами, которые реализуются уже за счет дополнительных источников соответствующего субъекта.

Еще одно звено, которое выделяют специалисты в правовом регулировании – это муниципальное регулирование отношений, складывающихся в социальной защите населения. Оно дополняет собой централизованное и региональное управление, делает их взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Здесь формирование прав и свобод, обязанностей субъектов общественных взаимоотношений осуществляется путем их закрепления на всех уровнях, которые мы анализировали чуть выше.

Этот прием может стать инновационным в рамках правового регулирования, к тому же, он обусловлен конституционными разграничениями в обязанностях и компетенциях между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Что касается общих методов социального обеспечения, которые регулируются со стороны законодательных органов различных уровней власти, то здесь предусматриваются социальные выплаты, которые предназначены отдельным категориям граждан, которые являются жертвами обстоятельств и несчастных случаев, в связи с чем утратили способности к самостоятельному обеспечению себя благами.

Также они не в состоянии сами удовлетворять свои потребности, поэтому вынуждены обращаться в органы государственной власти и сопутствующие учреждения за получением социальной помощи и поддержки.

Все отношения между ними в обязательном порядке регулируются особыми нормами, которые должны быть соблюдены для того, чтобы взаимодействие прошло успешно, и обе стороны были удовлетворены.

В особенности это касается малограмотных людей, которые обращаются за получением помощи: нередко они не до конца осознают, какие документы им необходимы для получения услуги, а также какие обстоятельства дают им право получить ту или иную форму социального обеспечения.

Все это требует от сторон правовой грамотности, изучения всех аспектов получения услуг по социальному обеспечению. К тому же, сегодня действует большое количество специалистов, которые могут помочь любому человеку, проконсультировать его или разрешить противоречия в суде.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Предмет и метод права Социального обеспечения

⇐ Предыдущая2425262728293031Следующая ⇒

  • Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
  • Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:
  • 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  • 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);
Читайте также:  Закон о тишине в Ленинградской области 2023: официальный текст, режим, до скольки можно шуметь, сверлить и делать ремонт с поправками в выходные и будние дни

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.

Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается(локальное регулирование).

Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ.

Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.

Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере.

Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.

  1. Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.
  2. Относительный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.
  3. Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан.
⇐ Предыдущая2425262728293031Следующая ⇒ Поделиться с друзьями:

Метод права социального обеспечения: черты, правовой статус, функции

Метод регулирования правового характера является одним из самых важных дифференцирующих критериев обособления отрасли правовой направленности. Данный метод представляет собой определенную совокупность конкретных приемов юридического воздействия на поведение.

Замечание 1

Стоит отметить, что важнейшие черты метода права социального обеспечения, как и какой-либо другой основной отрасли, выражаются в специальном правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах, которые в свое помогают определить содержание правоотношений, а также способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Правовой статус

Правовой статус субъектов в праве социального обеспечения порядка характеризуется такими чертами.

Граждане в нем выступают в роли носителей правомочий, которые имеют связь с применением материальных благ, а также услуг из фондов, которые являются федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальной направленности, частной собственностью лиц юридического характера. Поэтому, в данном случае по существу нет определенного равенства сторон (граждан, и органов, предоставляющих обеспечение), которое в свое время давало бы им возможность своим положением определять объем их прав. Тем не менее мы не видим в данных отношениях правового характера и подчиненности граждан по отношению к органам социальной защиты населения. Помимо этого, их положение по отношению к последним можно считать активным. Далее, какой-либо свободой распоряжения правами обладают только граждане, в то время как имущественные обязанности в большинстве случаев, возлагаются на органы социальной защиты населения. Для положения органов защиты социальной направленности населения считается характерным также определенное ограничение диспозитивности, а также усмотрения.

Вывод 1

Отсюда можно сделать вывод, что есть все необходимые основания для того чтобы можно было говорить о специфическом правовом статусе субъектов в праве социального обеспечения — о главной черте метода отрасли в целом. Такая черта выражается в отсутствии как равенства, так и подчиненности между ними.

Функцию фактов юридической направленности в праве обеспечения социального характера исполняют такие жизненные обстоятельства и состояния, как достижения возраста, когда начинается получение пенсии, наличие определенного трудового стажа конкретной продолжительности, наступление постоянной или же временной потери трудоспособности, беременность, роды, рождение ребенка.

Отношения правовой направленности по соц обеспечению в своей основе появляются во время наличия специальной совокупности юридических фактов (а точнее фактического состава).

При этом наступлению каких-то отдельных обстоятельств в жизни, имеющих юридическое значение, сопутствуют определенные специфические последствия: утрата дохода или же заработка, расходы, которые можно считать повышенными, понижение способности к труду за который собственно происходит оплата.

Волеизъявление граждан

Активное положение граждан, о котором говорилось ранее, влечет за собой такой факт юридической направленности, как волеизъявление граждан. Такое волеизъявление людей сочетается в данном случае с документами органов, предоставляющих обеспечение.

Для формирования определенных отношений правовой направленности по социальному обеспечению характерно также и то, что состав фактов юридического характера и время появления правоотношений, чаще всего, не могут определяться по соглашению сторон. Что же касается правоотношений по предоставлению конкретных видов обеспечения в связи с волеизъявлением граждан, они прекращаются, а также появляются в конкретно установленный нормами правового характера срок.

Правовому методу обеспечения присущи специальные специфические способы определения содержания каких-либо правоотношений. Обязанности и права субъектов в данной отрасли, зачастую, устанавливаются непосредственно именно нормами права, а не соглашением сторон.

Замечание 2

Помимо этого, содержание отношений правового характера в большинстве ситуаций не может измениться по соглашению их участников.

Способы охраны прав субъективного порядка и обеспечения исполнения обязанностей в праве социального обеспечения обычно характеризуется следующими особенностями.

Взыскания имущественного характера в социальном праве обеспечения может быть обращено только на самих людей, которые в результате своей вины получили больше денег, чем им положено.

Что же касается органов, которые занимаются предоставлением обеспечения, если происходит невыплата по их вине каких-либо денежных сумм гражданам, то процесс восстановления прав граждан производится путем выплаты причитающихся им средств.

Данную выплату принудительного характера нельзя считать санкцией, так как орган соц. защиты населения не несет никакого материального ущерба, а только исполняет обязанности, которые на него возложены.

Санкции

В праве социального обеспечения существует два вида санкций.

В ситуации, когда происходит невыполнением получателями пенсий и пособий возложенных на них обязанностей в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по какому-либо определенному случаю, например, потери кормильца, то виновные лица обязаны полностью возвратить полученные ими средства, на которые они не имеют права. Но также стоит отметить, что несмотря на причиненный имущественный вред, виновные лица не несут никакого материального ущерба.

Вывод 2

Поэтому из вышесказанного можно подвести итог, что санкции данного вида относятся к числу правовосстановительных, а не штрафных.

Санкции второго вида используются в специальной области предоставления пособий по временной нетрудоспособности.

Лицам, которые нарушили конкретный режим, установленный для них врачом, или не являющимся без определенных уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр, или на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, происходит снижение пособия с того момента, как было допущено одно из нарушений.

В данной ситуации, нет вреда имущественной направленности, что означает, и нет обязанности загладить этот вред. Тем не менее в показанных случаях виновные получатели пособий несут имущественный ущерб в результате применения к ним каких-либо санкций.

В случае же, предоставления других , кроме пенсий, пособий, видов обеспечения, происходит применение специфических для каждого из них санкций. Например, к гражданам, которые достаточно часто нарушают правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, может быть применена такая мера, как выписка из данного учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода контроля правовой направленности является определенный порядок разрешения споров. В праве соц.

обеспечения есть два основных порядка по решению споров — судебный, а также внесудебный.

Поэтому, по вопросам назначения, выплаты и исчисления пенсий споры разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения, а при несогласии одной или обеих сторон уже судебным органом.

Замечание 3

В самих судах происходит процесс решения споров между гражданами и органами, которые предоставляют обеспечение, об установлении фактов, которые имеют определенное юридическое значение для разрешения вопрос обеспечения социальной направленности, о причинении ущерба материального характера и о праве на какие-либо отдельные виды обеспечения.

У основных элементов есть своя определенная специфика отраслевого метода, которая находит свое выражение в специальных приемах и способах правового контролирования.

В праве обеспечения социальной направленности имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования отношений общественного характера: муниципально (на уровне образования муниципальной направленности), централизованного (федерального), локального (на уровне каких-либо организаций), региональное (на уровне субъектов Российской Федерации).

Замечание 4

Читайте также:  Бабий узел: как вязать пошагово, схема и видео туристического узла

Стоит отметить, что преобладающим способом контролирования в праве соц. Обеспечения является дозволением, а основным видом норм — нормы управомочивающего порядка, которые в свое время содержат в своих диспозициях правомочия граждан на получение различных видов обеспечения во время наличия предусмотренных в гипотезах норм условий.

Чаще всего, диспозиции данных норм определенны и не предусматривают никакой возможности изменения условия возникновения прав и обязанностей сторон. Такими являются нормы о возрасте для назначения пенсии, стажа работы, размера пособия и пенсии. Но при этом у дозволительных норм, диспозиции от части считаются определенными.

К их числу можно отнести такие нормы, которые имеют в себе определенные возможности для граждан выбирать наиболее оптимальный вариант обеспечения: какой-то один вид пенсий из нескольких, заработок среднемесячного характера для исчисления пенсии за период, когда он был наиболее высоким.

В тоже время вышеперечисленные нормы носят специальный обязывающий характер для иных участников правоотношений — органов, предоставляющих обеспечение.

Особенность правовых норм

Особенность правовых норм содержания социального обеспечения кроется в том, что их подавляющее большинство содержит в себе только правомочия граждан на получение обеспечения, а также подразумевает определенные обязанности соответствующих органов предоставить данное обеспечение.

Число же норм, которые предусматривают обязанности граждан в каких-либо правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это нормы о выплате различных видов обеспечения и нормы, которые включают в себя конкретные правила поведения лиц, находящихся в учреждениях соц.

защиты населения.

Но сказанное не означает, что в праве соц. обеспечения нет норм, которые содержали бы какие-либо правомочия иной стороны органов, предоставляющих обеспечение. Активные правомочия такие органы имеют во время решения вопросов так называемого факультативного обеспечения (что означает определенную материальную помощь, какое-либо помещение в домах-интернатах, помощь за счет средств организаций).

По форме выражения содержащихся в них правил нормы права соц. обеспечения в большинстве своем являются категорическими. Гражданские права на отдельные виды обеспечения реализуются императивно, их ограничение волей участников правоотношений, как правило не допускается.

Замечание 5

Определенные рекомендательные нормы содержатся в составе права социального обеспечения. Их назначение служебной направленности заключается в предложении субъектам, а также органам, которые предоставляют обеспечение, наиболее целесообразного с точки зрения государства варианта поведения (то есть каких-либо доплат, компенсаций).

Среди норм права управомочивающего характера соц. Обеспечения достаточно таких, чьи диспозиции содержат льготный режим обеспечения.

Такие нормы об обеспечении инвалидов и участников ВОВ, лиц, которые пострадали от радиационных воздействий, реабилитированных, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми трудовыми условиями.

В роли льгот тут выступает определенное снижение пенсионного возраста, а также повышение размера самой пенсии.

В праве социального обеспечения регулирование имеет достаточно важное место, так как именно при помощи такого способа происходит своего рода воздействие на поведения людей, как позитивное обязывание.

В нормах такой отрасли есть обязывания, которые в свое время адресованы именно органам, предоставляющим обеспечение.

Из-за этого способ запрещения в данной ситуации применяется очень редко, а число норм запрещающего характера ограничено.

Опираясь на эту информацию, можно выделить следующие черты метода права обеспечения социальной направленности.

  1. В правовом положении субъектов:
    • специальное положение субъектов, которое выражается в отсутствии их равенства, а также подчиненности;
    • активное положение граждан в отношении органов, которые в свое время предоставляют обеспечение;
    • определенная принадлежность прав имущественной направленности только гражданам и возложение обязанностей имущественного характера на органы, которые и предоставляют данное обеспечение;
    • ограничение усмотрения и диспозитивности в деятельности органов отвечающих за охрану социального населения;
    • принадлежность свободы распоряжения конкретными правами только гражданам.
  2. В основаниях формирования правоотношений:
    • определенные особенности фактического состава, а также последствия его наступления;
    • сочетание волеизъявления граждан с специальными документами органов, которые предоставляют обеспечение;
    • невозможность определения состава фактов юридической направленности по соглашению сторон;
    • появление, а также прекращение каких-либо отдельных видов обеспечения в точно установленный правовыми нормами срок.
  3. В способах определения содержания правоотношений:
    • определение обязанностей, а также прав участников правоотношений, в большинстве случаев, непосредственно самими правовыми нормами, нежели соглашением сторон;
    • невозможность изменить определенное содержание отношений правовой направленности по соглашению их участников.
  4. В способах защиты прав субъективного характера и обеспечения исполнения обязанностей:
    • использование определенных санкций, которые имеют имущественный характер только по отношению к гражданам;
    • абсолютно полное возмещение причиненного гражданам вреда имущественной направленности;
    • отсутствие репрессивной функции санкций, которые используются по отношению к гражданам, причинившим какой-либо имущественный ущерб;
    • возможность использования конкретных имущественных санкций к гражданам во время отсутствия имущественного вреда;
    • наличие определенных санкций при предоставлении некоторых видов обеспечения;
    • судебный, а также внесудебный порядок решения споров.
  5. В способах и приемах регулирования правового порядка:
    • некое сочетание муниципального, централизованного, регионального и локального типа нормативно-правового контролирования отношений общественного характера;
    • преобладание дозволения и, конечно, управомочивающих норм, которые адресуются гражданам;
    • наличие специальных рекомендательных норм, адресованных органам, предоставляющим обеспечение;
    • наличие определенных льготных режимов обеспечения;
    • наличие обязываний, а также обязывающих норм, адресованных преимущественно органам, предоставляющим обеспечение;
    • ограниченность использования запрещения.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования – это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Он всегда определяется предметом правового регулирования: конкретное содержание общественных отношений данного вида обусловливает своеобразие способов юридического воздействия[23].

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования. Один из них называется авторитарным (императивный метод), а другой – методом автономии (диспозитивный метод).

Авторитарный метод (императивный) – это такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам правоотношений предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения, при этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права[24]. Императивный метод широко применяется в тех отраслях, характерной особенностью которых является то, что одной из сторон в возникающих правоотношениях является государственный орган либо другой, уполномоченный государством орган.

Суть другого метода правового регулирования – метода автономии, или диспозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Данный метод регулирования применяется главным образом в таких отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений выступают как равноправные субъекты[25].

Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права.

В то же время они не могут в полной мере учитывать специфику общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (т.е. предмета отрасли). Способ разрешения данного противоречия был предложен С.С.

Алексеевым, который обратил внимание на то, что анализ метода правового регулирования должен учитывать не только характер волевых предписаний законодателя (предписание, запрет, дозволение), но и выявлять другие признаки приемов правового регулирования. Концептуально такие признаки были обоснованы Л.С. Явичем[26]. Развив данную концепцию, С.С.

Алексеев более четко сформулировал их конструкцию. К числу таких признаков отнесены следующие: 1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов; 2) характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; 3) характер общего юридического положения субъектов; 4) характер юридических мер воздействия[27].

Проблема метода правового регулирования общественных отношений в общей теории права – одна из дискуссионных, что предопределило ее дискуссионность и в праве социального обеспечения, о чем свидетельствует отсутствие единства взглядов среди ученых на данную проблему[28].

Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была исследована В.С. Андреевым[29]. Он выделял три специфические черты, раскрывающие, по его мнению, особенности метода данной отрасли и отражающие особенность самого предмета регулирования.

  • Во-первых, все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов.
  • Во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим – органы государства или по его поручению профсоюзы или органы колхозов.
  • В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет средств таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение[30].

В одной из последних своих работ В.С. Андреев отказывается от ранее применяемого им термина «алиментарный», обосновывая такой отказ тем, что данный термин подвергся критике со стороны ученых[31].

Дальнейшей разработкой проблемы метода права социального обеспечения занимался целый ряд авторов[32], однако анализ основных точек зрения, высказанных уже на современном этапе, хотя и свидетельствует о сближении позиций, но еще не позволяет констатировать, что найден единый подход к концептуальному обоснованию определения метода права социального обеспечения[33].

Итак, что же следует понимать под методом права социального обеспечения?

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли права.

Выше указывалось, что к общеправовым («сквозным») приемам правового регулирования относятся императивное и диспозитивное регулирование. Императивное регулирование выражается формулой: «все, что не разрешено, — запрещено», диспозитивное – формулой «все, что не запрещено, — разрешено». В первом случае регулирование осуществляется посредством предписания, а во втором – дозволения.

Какой же из этих методов применяет законодатель в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению граждан?

Читайте также:  Взыскание Долга Со Специального Счета Ребенка-сироты В 2023 Году

Значительная часть ученых при рассмотрении признаков метода права социального обеспечения на первое место ставят именно дозволение, хотя и с определенными оговорками.

Представляется, что такой прием правового регулирования не соответствует экономической сущности отношений, отражающей их распределительный характер, который предопределяет, что при распределении валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения можно поступать только так, как это предусматривается нормами права; предоставлять разрешается только те виды обеспечения, которые предусмотрены законом и на получение которых у гражданина возникло право. Перечень социальных рисков, при наступлении которых такое право возникает, жестко определен законодателем и расширительному толкованию не подлежит. Уровень обеспечения и объем материальных благ, предоставляемых в порядке социального обеспечения, строго нормирован и не может быть ни понижен, ни повышен. Другими словами, содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке государственного социального обеспечения и в порядке обязательного социального страхования определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении соответствующего социального риска, указанного в законе.

Если говорить о диспозитивном методе в регулировании социально-обеспечительных отношений, то кроме локальных форм социального обеспечения его использование крайне ограничено и имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них – гражданину. Это касается его волеизъявления о реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.

Специфика социально-обеспечительных отношений находит свое отражение и в таком способе их правового регулирования как сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным (муниципальным). Конституция РФ (ст.

72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы и иные нормативные акты субъектов федерации. Это означает, что правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется также актами субъектов РФ.

Управление собственностью субъекта федерации предполагает также финансирование за счет его средств и дополнительных мер социальной защиты населения, в том числе и в порядке социального обеспечения на основании региональных программ.

Следовательно, граждане, проживающие на территории того или иного субъекта РФ, могут наделяться дополнительными правами, реализуемыми уже за счет собственных источников данного субъекта. В этом случае возникающие правоотношения по своему характеру также являются распределительными, однако нормирование меры потребления осуществляется на уровне субъекта федерации.

Как уже выше говорилось, в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ с 1 января 2005 г.

существенно возросла роль субъектов федерации в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, поскольку к их полномочиям теперь отнесено регулирование целого ряда отношений, которые прежде регулировались нормами федерального законодательства (по установлению пособий на детей, по социальному обслуживанию инвалидов и пожилых граждан в учреждениях социального обслуживания и т.д.).

Сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием характерно не только для социально-обеспечительных отношений. Аналогичный правовой режим в силу ст.

72 Конституции РФ охватывает общественные отношения, регулируемые и некоторыми другими отраслями права (трудовым, жилищным, административным и др.).

Поэтому есть все основания для признания данного способа регулирования как межотраслевого.

Муниципальное регулирование отношений по социальной защите населения – еще одно звено в правовом регулировании, дополняющее централизованное и региональное.

Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений путем закрепления их на всех указанных выше уровнях – это, очевидно, новый прием правового регулирования, обусловленный конституционным разграничением компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, а самое главное – разграничением собственности.

В условиях рыночной экономики все более очевидной становится необходимость использования наряду с традиционными и новых способов воздействия на общественные отношения. К их числу следует отнести новые для системы права источники, признаваемые государством в качестве таковых, — социально-партнерские соглашения.

Их регулятивное значение велико как для трудового права, так и права социального обеспечения.

Они закрепляют соответствующие условия труда и социального обеспечения работников на федеральном, региональном уровнях, на уровне отрасли (нескольких отраслей), конкретной организации, устанавливая коллективно-договорным способом более высокий уровень таких условий и гарантируя его средствами работодателей.

Наряду с межотраслевыми приемами регулирования рассматриваемых отношений в методе права социального обеспечения присутствуют также способы воздействия на эти отношения, отражающие собственную специфику данной отрасли.

Такая специфика обнаруживается, прежде всего, в характере оснований возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных отношений. Она выражается в том, что, во-первых, к этим основаниям относятся специфические юридические факты.

Это, как правило, такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли человека. Именно поэтому законодатель называет их социальными рисками.

К ним относятся: бедность, временная нетрудоспособность, инвалидность, производственная травма, профессиональное заболевание, старость, безработица, рождение человека и др. Особыми основаниями возникновения отношений законодатель признает материнство, отцовство и детство.

Отраслевая специфика правового регулирования проявляется также в характере правового положения субъектов правоотношения: с одной стороны, законодатель не наделил их равенством, а с другой – не ввел для них элементов подчиненности.

Кроме того, если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны с правами и обязанностями другой, то выявляется, что имущественные права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности – это в основном обязанности процедурного или процессуального характера (обратиться за получением того или иного вида социального обеспечения в установленном порядке, представить необходимые документы и т.п.). Обязывающие нормы адресуются другой стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязательства.

Специфические признаки метода права социального обеспечения характерны и для способа защиты нарушенного права: граждане могут воспользоваться для защиты своих прав в сфере социального обеспечения как административным, так и судебным порядком, либо одновременно тем и другим.

По некоторым видам социального обеспечения жалобы граждан могут рассматриваться функциональными органами (например, жалобы по вопросам обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, по беременности родам рассматриваются органами Фонда социального страхования). Однако, это скорее исключение из общего правила.

И, наконец, особенности метода связаны со спецификой санкций, применяемых в праве социального обеспечения к субъектам отношений.

В этой отрасли не предусмотрены репрессивные санкции: за правонарушения, допущенные гражданами как субъектами правоотношения, применяются санкции двух видов: правовосстановительные и правограничивающие.

Причем в отличие, например, от трудового права, предусматривающего, как правило, ограниченную материальную ответственность работника в случае причинения по его вине материального ущерба работодателю, нормы права социального обеспечения обязывают гражданина, причинившего материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение, возместить такой ущерб в полном размере.

Правоограничивающие санкции допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения на определенный срок.

Так работник может быть лишен пособия по временной нетрудоспособности, если он нарушает режим, предписанный врачом, на весь период такого нарушения; гражданину, признанному безработным, который не выполняет обязанностей по своевременной явке в орган службы занятости, либо по направлению данного органа к работодателю, может быть уменьшен размер пособия по безработице или приостановлена его выплата. В то же время закон не допускает такого правоограничения по отношению к гражданину – субъекту пенсионного либо любого другого правоотношения по социальному обеспечению. В связи с этим можно сделать вывод о довольно узком применении правоограничивающих санкций.

Что касается санкций, применяемых к другому субъекту – органу, предоставляющему обеспечение, то в данном случае речь идет скорее не о санкциях, а об обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по вине данного органа гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом. Такая обязанность наступает, когда гражданином недополучены полагающиеся ему денежные выплаты по системе социального обеспечения.

Таким образом, к признакам метода права социального обеспечения можно отнести следующие: 1) императивное регулирование отношений, одним из субъектов которых выступает государственный орган либо по его поручению иной компетентный орган, сочетающееся с коллективно-договорным регулированием отношений, возникающих на основе корпоративных соглашений; 2) сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным; 3) обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей); 4) относительная автономность субъектов по отношению друг к другу; 5) абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; 6) административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан; 7) применение правовосстановительных и правограничительных санкций.

Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 270;