Алименты

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обучения

Минобрнауки до 6 февраля перевело на удалённое обучение вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Остальным регионам ведомство рекомендовало организовать онлайн-обучение по согласованию с местным Роспотребнадзором, и власти многих субъектов тоже решили отправить студентов на удалёнку.

Учащиеся считают, что есть повод для пересмотра стоимости обучения, но руководство вузов в ответ на просьбы о снижении цен приводит смету дополнительных расходов на организацию онлайна.

Первым решение о переводе студентов столичных вузов и колледжей на дистанционную форму обучения приняло Правительство Москвы. Мэр Сергей Собянин рекомендовал принять аналогичные решения учредителям федеральных и частных вузов и колледжей. Ранее столица первой отправила на длинные каникулы школьников, а старшеклассники перешли на дистанционку.

Приказ Министерства науки и высшего образования заставил последовать примеру Москвы вузы других регионов.

«Причин перевода вузов на дистант несколько. С каждым днём нам поступало всё больше обращений от студентов с просьбой перевести обучение на дистанционный формат».

Валерий Фальковглава Минобрнауки

– Кроме того, 21 процент московских и 25 процентов питерских вузов уже и так полностью перешли на дистант по решению ректоров. В связи с переходом на удалённый формат возникает много вопросов, связанных с социальной поддержкой студентов.

Для тех студентов, которые выедут из общежитий, вузам рекомендовано либо отменить плату, либо зачесть её за будущий период, а также компенсировать учащимся стоимость проезда до постоянного места жительства, – пояснил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Обращения в Минпросвещения действительно поступали, но не от студентов, а от самих вузов.

В конце октября ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров попросил согласовать перевод учебного процесса вуза в формат, предполагающий удалённое освоение студентами образовательных программ. УрФУ перевёл весь учебный процесс, включая предстоящую экзаменационную сессию, на дистант со 2 ноября до 1 февраля.

«Исключение составят лабораторные работы для инженерных и естественно-научных направлений подготовки магистрантов и аспирантов, требующие использования исследовательского оборудования, с обеспечением необходимых санитарных норм», – пояснили в вузе.

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обученияОбращения в Минпросвещения о переводе на удалёнку действительно поступали, но не от студентов, а от самих вузов. JULIEN WARNAND/EPA/TASS

Студенты УрФУ одними из первых попросили руководство университета снизить стоимость обучения из-за дистанта. Свою просьбу они аргументировали техническими сбоями в работе учебных платформ, а также низким уровнем организации и контроля учебного процесса.

«В среднем мы платим за год учёбы 150 тысяч рублей (кто-то больше, кто-то меньше). Эта сумма, как мы понимаем, идёт на зарплату нашим преподавателям, на зарплату обслуживающему персоналу вуза, на содержание либо аренду университетских помещений и на оплату ЖКУ.

В пандемию большинство корпусов не задействованы. Следовательно, из выплат, ставших невостребованными, высвобождаются средства, которыми можно возместить студентам упавшее качество образовательных услуг.

Некоторые студенты совмещают учёбу с работой, но из-за пандемии они лишены своих источников дохода и просто не могут потянуть оплату обучения, а материальная помощь от вуза предоставляется не всем.

Не будет преувеличением сказать, что ситуация очень страшная», – говорится в обращении, подписанном студентами департамента «Факультет журналистики», департамента лингвистики и института экономики и управления (ИнЭУ).

Занятия проходили в полном объёме, по расписанию, а преподаватели вели текущий и промежуточный контроль результатов обучения, заявил в ответном письме ректор УрФУ. По его словам, работа технических платформ тоже отлажена. Кроме того, Виктор Кокшаров указал на рост расходов вуза на обеспечение дистанта:

«Условия реализации образовательных программ для университета усложнились.

И если затраты вуза на труд преподавателей не возросли, то расходы на развитие и содержание сетевой инфраструктуры и заработную плату вспомогательного персонала, что крайне необходимо при применении дистанционных технологий, выросли в разы.

В настоящее время университет выделил дополнительное финансирование на развёртывание мощного и отказоустойчивого кластерного варианта LMS Moodle, работы по его настройке и переносу на него курсов и пользователей должны завершиться к концу ноября 2020 года».

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обученияСтуденты УрФУ одними из первых попросили руководство университета снизить стоимость обучения из-за дистанта. Zuma/TASS

Позже на онлайн-встрече со студентами Кокшаров в качестве меры поддержки предложил им воспользоваться рассрочкой или перейти на заочную форму – более дешёвую. Но о снижении стоимости руководство вуза речи не ведёт.

На дистант перешли также подмосковные вузы и колледжи, решение принято в Южно-Уральском госуниверситете. При этом всюду есть недовольство как мерами поддержки, так и отказом от перерасчёта цены семестра.

Большинство студентов считают, что плата за дистанционное обучение должна приравниваться плате за заочное. Соответственно, при переходе на дистант ректоры должны сделать перерасчёт за текущий семестр.

«У нас удалёнка не прекращалась с марта. Очно в сентябре выпустили только студентов первого курса. Качество обучения за это время сильно упало, мы лишились всех практических занятий. Но на все наши претензии руководство уверяет, что удалённое обучение ничем не отличается от очного, потому что преподаватели ведут занятия в реальном времени, а не присылают запись».

Александрстудент РУДН

Ректоры вузов в официальных х говорят, что дистанционное обучение обходится дороже, чем очное. Об этом же заявляют и в Минобрнауки.

По данным ведомства, студенты имеют право требовать снижения стоимости обучения при обнаружении недостатков платных услуг, например, если они были оказаны не в полном объёме или с нарушением сроков.

Однако, по мнению чиновников, при переходе на удалёнку затраты образовательных организаций увеличиваются.

«Переход на реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции влечёт за собой изменение образовательного контента, необходимость обеспечения образовательных организаций качественными программными продуктами и компьютерной техникой, привлечение IT- специалистов, что приводит к увеличению затрат образовательных организаций», – сообщает пресс-служба Минобрнауки.

На деле же многие вузы даже не имеют собственной площадки для дистанционного обучения. Большинство преподавателей просто ведут занятия из дома на платформах Zoom или Microsoft Teams со своих компьютеров и платят за расширенную версию программ из собственного кармана.

Таким образом, образовательные организации, напротив, экономят приличные деньги на оплате электричества и интернета.

Кроме того, после перехода на дистант вузам больше не нужно тратить огромные деньги на соблюдение санитарных правил – закупку средств индивидуальной защиты и антисептиков, проведение дезинфекции помещений.

В конце октября депутаты-справедливороссы внесли в Госдуму законопроект о предоставлении Минобрнауки права возвращать студентам часть стоимости обучения при переходе на дистанционный формат. По мнению авторов законопроекта, с переходом на дистант у многих вузов снижается количество и качество лекций и практических занятий, поэтому учащиеся имеют полное право получить компенсацию.

Тем временем студенты-контрактники Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) готовят коллективный судебный иск:

– Мы обращались к ректору Садовничему с просьбой снизить стоимость, но ответа так и не получили.

При этом на дистанционке качество обучения у нас резко упало, собственной платформы у вуза нет, некоторые возрастные преподаватели с трудом справляются с «Зумом», иногда из-за проблем с интернетом занятия просто срываются.

И за это всё мы вынуждены платить 450–500 тысяч в год. У некоторых из нас родители потеряли работу, у кого-то снизился заработок, поэтому мы решили защищать свои права в суде, – рассказал один из студентов.

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обученияДистанционное обучение может обернуться катастрофическими последствиями для студентов вузов определённых специальностей, обучение по которым требует большого количества практических занятий. Донат Сорокин/ТАСС

Эксперты считают, что дистанционное обучение может обернуться катастрофическими последствиями для студентов вузов определённых специальностей, в частности, для медиков и инженеров. Если удалёнка продлится до конца учебного года, то восполнить пробелы в знаниях и провести пропущенные практические занятия старшекурсникам будет невозможно.

– Некоторые медицинские вузы в сентябре вообще не выходили на очное обучение, а продолжали учиться дистанционно, – рассказывает доцент, кандидат педагогических наук Александр Кротов. – И без пандемии качество подготовки медиков в нашей стране оставляло желать лучшего.

Что будет с нынешними студентами, вообще представить сложно. Минздрав говорит, что все практические занятия учащимся перенесут на март, а как быть тем, кто учится на последнем курсе? Они уже лишились практических занятий весной, а теперь вообще до 6 февраля будут находиться в подвешенном состоянии.

Такая же проблема и с инженерами. В том же МГТУ имени Баумана до последнего не хотели уходить даже на смешанное обучение, пока их за нарушения санитарных норм не закрыл Роспотребнадзор. Всем преподавателям и руководству было прекрасно понятно, что нормально учить инженеров удалённо невозможно.

Читайте также:  Жалоба в Роспотребнадзор через интернет: как написать и подать, образец жалобы 2023 года

Так что все последствия дистанта нам ещё предстоит ощутить на себе в будущем. Не исключено, что у ряда выпускников будут возникать и проблемы с устройством на работу из-за отсутствия определённых умений и знаний.

В связи с этим желание учащихся добиться снижения стоимости обучения на дистанте, мне видится вполне оправданным.

Проект закона о снижении стоимости за обучение в дистанционном формате

#Новыйзаконопроект, #образование, #дистанционноеобучение

В Госдуму поступил еще один законопроект о необходимости снижения стоимости платных образовательных услуг в связи с переводом обучающихся на дистанционную форму обучения, авторами которого стали депутаты от ЛДПР.

Напомним, в настоящее время в комитетах Госдумы проходит обсуждение похожая инициатива, предложенная депутатами фракции «Справедливая Россия», которой предлагается наделить Минобрнауки России полномочиями определять основания и порядок снижения стоимости образовательных услуг и снижать стоимость в случае перехода на дистанционный формат обучения.

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обучения

Законопроект ЛДПР обязывает непосредственно образовательные организации снижать стоимость по договору об оказании платных образовательных услуг в случае временного перехода на дистанционное обучение.

При этом уточняется период времени, когда вузам стоит задуматься об уменьшении такой стоимости, – в случае продолжительности дистанционного обучения более двух рабочих недель подряд при реализации программ, по которым такой вид обучения не допускается.

Согласно документу снизить плату за обучение образовательные организации должны и в случае угрозы возникновения и (или) возникновения отдельных ЧС, введения режима повышенной готовности или ЧС на всей территории страны или на ее части.

Порядок снижения стоимости образовательные организации должны установить локальным нормативным актом и довести до сведения обучающихся. Соответствующее дополнение планируется внести в ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что вследствие режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции с весны этого года российские вузы вынуждены были перейти с очного формата обучения на дистанционный: лекции, практические и лабораторные работы, а также промежуточные государственные формы контроля осуществляются с помощью онлайн-платформ. «Фактическая вовлеченность студентов в процесс обучения в разы уменьшилась и не позволяет передать обучающимся знания и навыки в полноценном виде, как и проверить усвоение этих знаний», – полагают разработчики законопроекта, в связи с чем предлагаемые меры им представляются оправданными и справедливыми ввиду существенного различия методов обучения в очном и дистанционном форматах.

Ожидается, что с учетом ответственности вузов за качество образования снижение стоимости обучения в случае перехода на дистанционные технологии позволит им более ответственно выстраивать дистанционную систему образования, а студентам получить компенсацию за качественно изменившиеся условия обучения.

По всем интересующим вопросам можно обращаться по телефонам: +7 (495) 532-20-88, Viber, WhatsApp +7 (926) 604-27-51 или писать по адресу: [email protected]

Минобрнауки назвало способ снизить стоимость обучения в вузах на удаленке — РБК

Ведомство заявило, что университеты вправе устанавливать цену за обучение и могут снизить стоимость образовательных услуг

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обучения

Павел Лисицын / РИА Новости

У российских вузов есть право самостоятельно устанавливать плату для студентов за обучение, заявили «РИА Новости» в пресс-службе Минобрнауки. Так ведомство прокомментировало возможную подачу студентов МГУ исков к университету.

«Законодательством закреплена автономия вузов в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги», — сообщили там.

В министерстве, однако, отметили, что вузы обладают автономией и могут снижать стоимость платных образовательных услуг по соответствующему договору за счет своего бюджета.

В ведомстве подчеркнули, что при переходе на дистанционное обучение основным требованием министерства остается сохранение качества образовательного процесса. Как указало Минобрнауки, из-за недостаточной финансовой обеспеченности образовательной программы у вуза может возникнуть дефицит средств, а качество образовательных услуг может снизиться.

Согласно распоряжению Минобрнауки, из-за распространения коронавирусной инфекции подведомственные вузы в Москве и Санкт-Петербурге с 13 ноября перешли на дистанционный формат обучения. Ограничение будет действовать до 6 февраля. Региональным вузам власти рекомендовали принимать меры, исходя из эпидемиологической ситуации.

18 ноября Telegram-канал «Первый университетский» сообщил, что студенты МГУ, которые учатся на платной основе, подготовили к вузу коллективный иск и потребовали пересмотреть расценки на образовательные услуги в связи с переходом на удаленку.

Студенты-контрактники отметили, что качество учебного процесса снизилось, поскольку прекратился или стал ограниченным доступ к учебным материалам и практическим занятиям, но им по-прежнему приходится платить от 240 тыс. до 570 тыс. руб. в год.

В МГУ РБК заявили, что вуз принимает все меры для обеспечения непрерывности образовательного процесса в условиях коронавируса. Университет также добавил, что дистанционная форма обучения — это разновидность очной, и это нужно учитывать, говоря о возможности снижения стоимости образовательных услуг в период пандемии.

На следующий день вуз сообщил, что выделит на поддержку учащихся около 30 млн руб.: по 10 тыс. руб. получат студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры и получающие государственную социальную стипендию. Также помощь выплатят нуждающимся студентам, которые учатся по платным программам.

Идею пересчитать стоимость обучения поддержала уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова. В тематическом докладе она отметила, что студенты при переводе на удаленку сталкивались с большим числом сложностей, в том числе из-за недостаточного технического оснащения. По словам омбудсмена, всего она получила 19 жалоб на нарушение прав, связанных с высшим образованием.

Как снизить плату за обучение, если вуз перевел студентов на дистанционку?

Я учусь в платном вузе по договору, стоимость обучения — 42 000 Р за семестр.

https://www.youtube.com/watch?v=8V3mkdWBxGA\u0026pp=ygVt0JfQsNC60L7QvdC-0L_RgNC-0LXQutGCINC-INGB0L3QuNC20LXQvdC40Lgg0YHRgtC-0LjQvNC-0YHRgtC4INC00LjRgdGC0LDQvdGG0LjQvtC90L3QvtCz0L4g0L7QsdGD0YfQtdC90LjRjw%3D%3D

Нас перевели на удаленное обучение из-за коронавируса. Как я могу законно снизить плату за обучение?

Дистанционный формат обучения лишает студентов возможности получать тот объем и качество образовательных услуг, на которые они рассчитывали, когда заключали с вузом договор. Поэтому требование пересчитать и уменьшить плату за обучение справедливо.

Но в законах нет прямых норм, которые обязывают вузы снизить стоимость обучения, если изменился его формат, — в этом основная проблема. Студентам приходится либо рассчитывать на уступки учебного заведения, либо принуждать к этому через претензии и жалобы. Расскажу про все возможные варианты.

Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:

  1. Саму просьбу — сделать перерасчет и уменьшить плату за конкретное количество дней дистанционного обучения.
  2. Аргументы, почему вуз должен снизить стоимость обучения.

Аргументировать просьбу можно по-разному, например:

  • сократился список предметов, тем, лекций, практических, лабораторных и других занятий из учебного плана;
  • уменьшилось количество часов, которые отводятся на определенные предметы, лекции или семинары;
  • дистанционное обучение сопровождалось техническими сбоями, отменой занятий и лекций;
  • увеличились ваши расходы на обучение: пришлось покупать технику, литературу, методические материалы и т. п.

Наверняка многие, если не все, ваши одногруппники и однокурсники, которые учатся платно, тоже заинтересованы в снижении стоимости обучения. Более эффективно действовать сообща. Подготовьте и направьте в ректорат как можно больше заявлений или одно коллективное — так выше шансы, что вас услышат и пойдут на уступки.

Ищем выходы из сложных ситуацийИ помогаем читателям не потерять деньги. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить свежие статьи

Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.

Главная сложность — найти в договоре такие нарушения, которые послужили бы основанием требовать уменьшения платы за обучение. Среди таких оснований точно нет перевода на дистанционное обучение. Поэтому можно рассмотреть два варианта, как обосновать претензию и сформулировать требования:

  1. сослаться на ненадлежащее качество образовательных услуг и потребовать соразмерно уменьшить их стоимость;
  2. сослаться на существенное изменение обстоятельств и потребовать изменить условия договора об оплате образовательных услуг.

Ненадлежащее качество образовательных услуг — это нарушение закона «О защите прав потребителей» и правил оказания платных образовательных услуг.

Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:

  • сократилась длительность занятий и лекций;
  • увеличилось количество теоретических занятий — за счет этого стало меньше практики;
  • нет практикумов и лабораторных занятий, которые обязательно должны сопровождать лекции;
  • обучение проводится не в том месте и не в тех условиях, которые указаны в договоре, программе обучения или учебном плане;
  • не соблюдается утвержденный учебный план, график или расписание;
  • студентам не предоставляют необходимые учебные материалы и оборудование, которые вуз должен предоставить по договору;
  • сменился педагогический состав — занятия ведут не те преподаватели, которые указаны в договоре или программе обучения;
  • технические сбои и проблемы со связью мешают онлайн-обучению;
  • студенты не могут задать уточняющие вопросы и получить развернутые вопросы из-за формата обучения.
Читайте также:  Платятся ли алименты с наследства недвижимости, автомобиля и денег на счету?

Доказать наличие недостатков качества образовательных услуг вы можете с помощью свидетельств одногруппников об этом, жалоб студентов на проблемы с учебным процессом. Пригодятся и заявления студентов с просьбой пересчитать плату за обучение, которые вы направили в ректорат.

  • Также можно ссылаться на приказы и распоряжения вуза, которыми вносились изменения в программы и учебные планы из-за перевода студентов на удаленку.
  • Технические сбои можно подтвердить скриншотами онлайн-занятий, на которых зафиксированы проблемы со связью.
  • К претензии можно приложить мнение о качестве обучения специалиста — преподавателя другого вуза по той же специальности со схожей программой обучения.

Если по вашей специализации есть не только очная, но и заочная или очно-заочная формы обучения, можно сравнить их стоимость. Очное обучение всегда дороже. Соглашаясь на его стоимость, студент изначально рассчитывал, что формат обучения не изменится.

Решение изменить договор в сторону уменьшения платы за обучение не может быть односторонним. Либо студент и вуз договорятся, либо вопрос придется решать в суде.

Ненадлежащее качество образовательных услуг и изменение существенных условий договора проще доказывать, когда обучение по определенной специальности исключает какие-либо иные формы, кроме очной. При этом изначально делается акцент на том, что только очная форма обеспечивает надлежащее качество обучения. Яркий пример — учеба на медицинском факультете.

Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.

Во-первых, судебный процесс явно будет сложным и долгим. Во-вторых, судебной практики по этому вопросу нет, и трудно предсказать, как все повернется в суде.

Но есть хорошая новость: в Госдуму в конце октября 2020 года внесли законопроект, который направлен именно на решение проблемы возврата денег за платное обучение студентов-очников. Законопроект появился как раз из-за большого числа жалоб студентов на отказ вузов снижать стоимость обучения при переводе на удаленку.

Если закон примут, то плату за обучение при переводе на дистанционный формат обязаны будут снизить. Основания и порядок снижения стоимости будет определять Минобрнауки.

Что делать?Читатели спрашивают — эксперты отвечают

https://www.youtube.com/watch?v=8V3mkdWBxGA\u0026pp=YAHIAQE%3D

Задать свой вопрос

В думу внесли законопроект о снижении стоимости обучения в вузе — тасс

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Группа депутатов фракции ЛДПР в понедельник внесла в Госдуму законопроект о снижении стоимости обучения в случае временной реализации программ высшего образования с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий. Текст документа размещен в думской электронной базе.

Депутаты предлагают снижать стоимость обучения в случае, если в течение двух рабочих недель подряд образовательные программы в вузах реализуются с применением исключительно электронного обучения. Речь в том числе идет и о вынужденных мерах в случае угрозы возникновения ЧС или введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части.

Как отмечают авторы инициативы, согласно закону, в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение, указывается полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. При этом у образовательной организации есть право снизить стоимость платных образовательных услуг — вузы сами устанавливают основания и порядок для такого снижения.

Как напоминают депутаты, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, с весны вузы были вынуждены перейти с очного формата обучения на обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Однако система образования «оказалась не готова к стремительному и полному переходу на качественное дистанционное обучение».

«Фактическая вовлеченность студентов в процесс обучения в разы уменьшилась и не позволяет передать обучающимся знания и навыки в полноценном виде, как и проверить усвоение этих знаний.

Вынужденная мера по переводу студентов на дистанционное обучение, к сожалению, привела к тому, что студенты самообучаются и практически не имеют семинарских занятий с коллективным обсуждением пройденных тем», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

В связи с этим депутаты считают «оправданным и справедливым» снижать плату за обучение в вузе в случае вынужденного перехода на дистанционный формат.

«Принимая во внимание, что образовательные организации высшего образования несут ответственность за качество образования, снижение стоимости обучения в случае перехода на дистанционные технологии позволит образовательным организациям более ответственно выстраивать дистанционную систему образования, а студентам получить компенсацию за качественно изменившиеся условия обучения», — считают авторы проекта. 

Русский

English

Снижение платы за обучение в вузе по Скайпу вместо очного

Вопрос, который сейчас волнует многих и многих студентов, родителей, преподавателей – вправе ли студенты, получающие высшее или среднее профессиональное образование, рассчитывать на снижение платы за обучение по договору на оказание образовательных услуг в связи с переходом на дистанционное обучение из–за коронавирусной пандемии, ведь обучение стало не очным, а удаленным, через Интернет, да и не того качества, на которое рассчитывали, но по «доковидным» ценам.

В этой связи в ноябре 2020 года более двух десятков студентов-контрактников Московского госуниверситета подготовили коллективный иск к вузу. Студенты потребовали перерасчета платы за обучение в сторону уменьшения из-за снижения, как они считают, качества образования в онлайн-формате.

Основанием иска послужил договор на оказание платных образовательных услуг, по условиям которого учащиеся имеют право посещать лекции, пользоваться библиотекой МГУ, общаться с преподавателями лично по учебным вопросам, вести практическую и лабораторную работу.

Кроме того, во время дистанционного обучения постоянно происходили технические сбои, а преподавательский состав оказался не подготовлен, как считают учащиеся, к высокой степени информационной и коммуникативной активности.

Сообщается, что в вузе отреагировали на информацию о возможном иске пресс-релизом.

В нем сказано, что МГУ принял «исчерпывающие меры» для сохранения качества обучения и соблюдения всех предписаний и стандартов, а виртуальная платформа работала «успешно».

В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, в свою очередь, заявили: решение о перерасчете или отказе в нем вузы принимают самостоятельно.

https://www.youtube.com/watch?v=OEgsocEJyxg\u0026pp=ygVt0JfQsNC60L7QvdC-0L_RgNC-0LXQutGCINC-INGB0L3QuNC20LXQvdC40Lgg0YHRgtC-0LjQvNC-0YHRgtC4INC00LjRgdGC0LDQvdGG0LjQvtC90L3QvtCz0L4g0L7QsdGD0YfQtdC90LjRjw%3D%3D

При этом ранее ведомство в письме от 22 апреля 2020 г.

№ МН-3/26-ДА «О направлении разъяснений» обозначило следующую позицию по данному вопросу: «В соответствии с частью 5 статьи 54 федерального закона «Об образовании» организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об образовании с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

При этом основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Кроме того, уменьшение стоимости платных образовательных услуг осуществляется по требованию заказчика (физического и (или) юридического лица, заказывающего платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора об образовании) в случае обнаружения недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), а также, если организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся, нарушила сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок (пункты 17 и 19 Правил оказания платных образовательных услуг)».

А вот формулировка одного из региональных ВУЗов в ответ на требование обучающего о снижении стоимости обучения за трёхмесячный период применения исключительно дистанционного обучения, включая и производственную практику: «Применение дистанционных образовательных технологий не является изменением формы обучения. Образовательная программа реализуется в полном объёме».

Примечательно, что дистанционное образование в данном случае применялось при подготовке специалистов по профессии из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Насколько правомерны действия образовательных учреждений?

Очевидным следует признать тот факт, что при дистанционном образовании договор о предоставлении платных образовательных услуг в форме очного обучения не выполняется полном объёме: отсутствует непосредственный контакт студента с педагогом, студент не пользуется соответствующими аудиториями, учебными материалами и специальным учебно-производственным оборудованием, библиотекой, лабораторией, и т.д.

А вот у учебного учреждения в этой связи возникает некоторая экономия: сокращаются расходы на организацию учебного процесса, включая, например, расходы на оплату коммунальных услуг, сокращаются расходы на эксплуатацию мощностей, используемых в образовательном процессе.

В юридическом сообществе предлагаются следующие способы правового воздействия на учебные учреждения при предъявлении требования о снижении (перерасчёте) стоимости обучения при переходе с очной на дистанционную форму обучения.

1. Применить к спорному правоотношению положения закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1″О защите прав потребителей», а также пункты 17 и 19 постановления Правительства РФ от 15 августа 2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Но тут придётся доказать недостатки образовательной услуги – уменьшение объема часов, сроков проведения сессии, предусмотренных учебным планом, сбои при обучении через Интернет, отсутствие участия преподавателя при дистанционном обучении, обучение проводится не в том месте и не в тех условиях, которые указаны в договоре, программе обучения или учебном плане, иные обстоятельства, ухудшающие качество оказываемой образовательной услуги.

Существенным обстоятельством в пользу студента здесь может стать отсутствие при заключении и исполнении договора обязанности студента по обеспечению самого себя техническими условиями для дистанционного обучения: компьютером, связью (включая её оплату), веб-камерой, а значит об этом должен позаботиться инициатор – как минимум вуз и компенсировать студенту затраты или предоставить необходимое оборудование и средства.

Читайте также:  Кабмин одобрил автоматическое продление пособий на первого и второго ребенка

2. Вариантом решения данного вопроса может стать и изменение условий договора в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьёй 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае судом должны быть установлены такие обстоятельства, что если бы стороны знали о них заранее, то не вступили бы в договорные отношения или заключили договор на иных условиях.

Возможно, это приемлемо для учебных учреждений, где готовят специалистов по профессии из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3.

Студентам также советуют фиксировать и записывать при обучении по Скайпу задержки звука, обрывы видеосвязи и прочие недостатки использования бесплатных или дешевых тарифов сервисов и потребовать частичного возврата стоимости обучения в связи с неспособностью обеспечить адекватные каналы видеосвязи и, как следствие, значительным ухудшением качества образовательной услуги учебного учреждения.

Каковы шансы положительного исхода дела в пользу студентов в судебном процессе по выше перечисленным основаниям?

Дело в том, что в действующем законодательстве, регламентирующем образовательную деятельность, нет чёткого законодательного определения дистанционной, очной, заочной форме обучения.

Поэтому главным контраргументом со стороны образовательного учреждения ожидаемо станет следующая позиция (цитата): «Да, действительно, в вашем договоре указано, что вы приняты на очную форму обучения. И, конечно, вам обязаны оказывать услуги очно.

Но дистанционное обучение – это не какая-то иная форма обучения, это способ реализации образовательных программ (ст. 16 Закона об образовании). То есть условия договора не изменяются. По-хорошему даже допсоглашения к договору не нужно заключать».

Более того, вузы заявляют, что их расходы даже увеличились или перераспределились в связи с использованием новых технологий, зарплаты преподавателям также платятся. То есть веских оснований снижать стоимость обучения у них нет.

Ситуация, конечно, может разрешиться после принятия соответствующего нормативно-правового акта.

В настоящее врем Государственной думой РФ рассматривается законопроект, согласно которому организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана будет снизить стоимость платных образовательных услуг в случае временной (более двух рабочих недель подряд) реализации образовательных программ высшего образования с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, по которым не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе в случае угрозы возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части.

«Так как не разработаны четкие стандарты такого обучения, то по факту часть вузов перевели студентов практически на заочную форму обучения, отправляя задания студентам и собирая их ответы, по минимуму привлекая преподавателей. При этом сохранив оплату, как заочное обучение», – говорится в пояснительной записке к законопроекту

Порядок снижения стоимости платных образовательных услуг в указанном случае будет устанавливаться локальным нормативным актом образовательной организации.

Законопроект зарегистрирован и направлен председателю Государственной думы 12 декабря 2020 года, поэтому увидеть его в действии удастся относительно не скоро, и удастся ли вообще?

Дистант пришел навсегда – Коммерсантъ

В Минобрнауки считают, что даже после эпидемии университеты уже не вернутся к прежнему формату образования.

Поэтому ведомство начало обсуждать с ректорским сообществом возможность снижения платы за образование для студентов, вынужденных перейти на дистанционную форму обучения. Такое поручение накануне дал и премьер РФ Михаил Мишустин.

Ректоры выступают против: по их словам, вузы просто не смогут возместить финансовые потери. В качестве компромисса университеты предлагают создать программу стипендий для лучших или нуждающихся студентов-контрактников.

Во вторник заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев рассказал, что ведомство начало обсуждать с вузами рекомендации правительства снизить стоимость обучения для студентов-контрактников.

«Общий консенсус, что мы полностью к прежнему образованию уже не вернемся,— признал замминистра.— Мы будем использовать там, где это разумно, смешанный формат».

Напомним, накануне премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил проработать возможность снижения платы из-за коронавирусного перехода многих вузов на дистанционное образования. Минобрнауки и Минпросвещения должны выработать единое решение до 15 февраля 2021 года.

Ранее Минобрнауки рекомендовало перейти в онлайн всем своим подведомственным вузам в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы должны были принять решение об этом с оглядкой на местные власти и Роспотребнадзор.

В итоге сейчас лишь около 60% студентов учатся дистанционно, уточнил господин Афанасьев.

«С одной стороны, если раньше профессор читал лекции в аудитории, а теперь читает перед видеоаудиторией, то он так же готовится, тратит те же силы. Здесь скорее не может быть речи о снижении платы,— считает господин Афанасьев.

— Но если университет не смог в полном объеме сохранить контактные часы, если он заменяет их просто рассылкой материалов, которые студенты должны изучать самостоятельно, то фактически он реализует заочную форму обучения.

И в этом случае у студентов возникает основания претендовать на снижение».

Тем не менее замминистра подчеркнул, что замена «контактных лекций» на «качественные онлайн-курсы» не может рассматриваться как падение качества образования. «Сейчас мы пытаемся найти компромиссную формулу,— пояснил он.— Если вуз заменяет, к примеру, 20% своих контактных часов на фактически заочную форму, то он должен провести определенное снижение, примерно на 10%. Можно посчитать».

При этом, по словам господина Афанасьева, снижение платы возможно лишь в том случае, если это не приведет к банкротству вуза.

Отметим, ранее руководители ряда вузов жаловались “Ъ”, что переход на удаленку обернулся существенным увеличением затрат. Из-за этого ректоры отказываются снижать расценки.

«Массовое снижение стоимости обучения ничего не даст: оно не приведет к улучшению качества и не решит проблемы, связанные с падением жизненного уровня,— заявил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.— Любая поддержка должна быть адресной.

Она не должна касаться всех без исключения, потому что у всех разные возможности». По его мнению, решить проблему можно путем создания специальной программы стипендий для лучших или нуждающихся студентов-контрактников.

«Наши преподаватели не стали работать меньше: очные занятия у нас не остановлены, работы у большинства сотрудников ГИТИСа прибавилось,— заявил “Ъ” ректор вуза Григорий Заславский.— Фонд ГИТИСа потратил 9 млн руб. на помощь в оплате обучения. Всем студентам дали возможность платить в рассрочку. Мы не можем просто так понизить стоимость небюджетного студента».

Ректор ВГИКа Владимир Малышев считает, что снижение платы за обучение приведет к финансовым потерям, которые вузы не смогут возместить. «Педагоги, которые читают лекции дистанционно, тратят в полтора раза больше времени на подготовку и проведение лекций.

И мы никак не можем им понижать зарплату,— заявил он.— Часть зарплаты педагогам идет из госбюджета, часть от платных студентов,— примерно 40%. Плюс мы решаем задачи, которые бюджет нам не обеспечивает.

Допустим, нам надо купить пять кинокамер, это очень дорогое удовольствие — из бюджета могут выделить только на две камеры».

«У нас ничего не перенесено, программа идет по тому же плану, как было и в офлайне, нет никаких отмен,— заявил “Ъ” ректор МГИМО Анатолий Торкунов.— Пока даже не рассматриваем вопрос снижения платы за обучение».

Ранее “Ъ” сообщал, что более двух десятков студентов-контрактников МГУ подготовили коллективный иск к вузу. Из-за перехода на дистанционный формат качество учебного процесса «снизилось в разы», утверждают студенты и требуют произвести перерасчет за два семестра.

Анна Васильева, Павел Степанов