(2 ноября 1908 года — 2 октября 1983 года) -
полковник, участник Советско-Финляндской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза (1940)
ЗА ШТУРВАЛОМ
БОМБАРДИРОВЩИКА
Александр Николаевич Костылев родился в 1908 году в семье рабвчего-забойщика одного из рудников Песковского завода, ныне Омутнинского района. До войны был секретарем Зюздинского райкома комсомола, председателем колхоза «Ленинский путь» в селе Георгиево.
В армию призван в 1930 году, окончил артиллерийскую школу, командовал взводом. В 1936 году получил летное образование. Лейтенанта Костылева назначили командиром авиазвена, а позднее комиссаром 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 7-й авиационной армии. За проявленные мужество и героизм в период войны с белофиннами 21 марта 1940 года удостоен звания Героя Советского Союза. Коммунист Костылев награжден двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и многими боевыми медалями.
В 1953 году полковник А. Н. Костылев по выслуге лет был уволен в запас.
Умер 2 октября 1983 года в г. Щёлково.
К началу Великой Отечественной войны Александр Костылев уже имел богатый жизненный и боевой опыт. Комсомолец двадцатых годов, участник ликвидации неграмотности населения, он и сам жадно тянулся к знаниям, постоянно учился. Сначала успешно окончил фабрично-заводское училище по специальности столяра-модельщика, затем Вятскую совпартшколу.
С юных лет, где бы он ни работал, какие бы обязанности ни исполнял, Александр мечтал стать летчиком. Трудно сказать, когда и как зародилась эта мечта. Ведь в те годы в Песковке, где он начал свой трудовой путь, о летчиках можно было услышать только от «бывалых» людей — самолеты туда не летали. Но тем не менее небо тянуло его в свои необъятные голубые просторы. И вот в 1933 году мечта Александра сбылась. Горьковский крайком партии направил его в Оренбургское военное авиационное училище.
Вспыхнула война, развязанная финской военщиной. Александр Николаевич Костылев показал себя в ней умелым и мужественным летчиком. Он совершил 44 боевых вылета, нанося бомбовые удары по войскам, промышленным объектам и укреплениям противника.
Среди этих полетов было немало особо памятных.
...19 сентября 1939 года группа скоростных бомбардировщиков сбросила бомбы на укрепления линии Маннергейма и взяла курс на свой аэродром. Комиссар полка Александр Николаевич Костылев шел со своим экипажем составе звена капитана Реутова. В пути девятку «СБ» атаковали истребители противника. Они первым делом накинулись на отставший самолет старшего лейтенанта Шумилина.
Ведущий в звене не заметил опасности и продолжал полет на той же скорости. Предупредить его о нападении было нельзя, так как на этих самолетах не было переговорных радиостанций. Комиссар Костылев принял мгновенное решение: он убавил скорость, пристроился к самолету Шумилина и дал возможность своему стрелку-радисту обстрелять истребители противника. Метким огнем «шкасса» удалось сбить два самолета. Третий истребитель подбил стрелок-радист экипажа Шумилина.
Комиссар Костылев еще не раз показывал летному составу пример боевой выручки в воздухе. 21 декабря девятка бомбардировщиков снова несла смертоносный груз на долговременные укрепления противника. Недалеко от побережья Финского залива самолеты попали в зону зенитного огня. Комиссар первым идет на цель и успешно бомбит позиции врага. Удачно отбомбились и другие экипажи. На обратном курсе произошла неожиданная встреча с истребителями противника, которые атаковали звено капитана Ведерникова. В бой с истребителями вступили экипажи всей группы. И здесь экипаж Костылева показал пример. Он первым сбил вражеский истребитель, а потом поспешил на выручку товарищу, оказавшемуся в тяжелом положении. Потеряв еще один самолет, истребители скрылись. Наша девятка вернулась на свой аэродром без потерь.
Часто задания приходилось выполнять в трудных метеорологических условиях, а летный состав полка, в котором служил Костылев, был молодым и не имел достаточного опыта полетов в условиях плохой видимости. Коммунист Костылев терпеливо учил летчиков боевому мастерству, передавал им свой опыт, требовал строжайшей дисциплины и осмотрительности, безупречного знания маршрута полета и района боевых действий.
В своих воспоминаниях о тех днях Александр Николаевич писал:
«30 января 1940 года мой экипаж вылетел на задание в составе первой эскадрильи. С линии фронта сообщили, что погода хорошая, высота облачности большая. Но вскоре мы попали в облака, а потом в густой снегопад. Снизились до предела, разыскали цель. Бомбить пришлось с высоты не 1500 метров, как обычно, а всего лишь с 400. Мощная взрывная волна 500-килограммовых бомб сильно бросала самолеты вверх. Но мы обрабатывали цель, пока не опорожнили бомбовые отсеки. Удар был нанесен исключительно точно. От прямых попаданий взлетел на воздух вражеский дот, мы ясно видели разрушенные окопы, разметанные и перемешанные с землей проволочные заграждения противника».
...В феврале начались сильные метели. Всюду лежал глубокий снег. Аэродромная команда не успевала укатывать взлетно-посадочную полосу. Самолеты ставили на лыжи. Их в полку было мало, а наземные войска остро нуждались в поддержке авиации.
Костылев к этому времени летал на самолете «СБ» новго выпуска. Из- за удлиненных обтекателей моторов летчики окрестили эту машину «щукой». Для модернизированной «щуки» лыж и подавно не было. Как поступить комиссару? Прекратить свои полеты? Просить чужую машину? Нет! Костылев сделала несколько тренировочных полетов и доказал, что и в таких тяжелых условиях можно взлетать и садиться с колесными шасси.
Действовать всегда вот так, увлекать подчиненных личным примером, первым идти на рискованный шаг — было святым правилом коммуниста Костылева.
Во второй эскадрильи при выполнении боевого задания погиб старший политрук Будкин. Через короткое время в эскадрильи новая утрата. Подбитый самолет, который вел старший политрук Койнаш, сделал вынужденную посадку на вражеской территории. Белофинны хотели захватить экипаж в плен. Советские летчики мужественно дрались до последнего патрона, не сдавшись в плен, погибли героями.
В эскадрильи тяжело переживали гибель товарищей. Чтобы воодушевить людей, комиссар полка стал летать в составе этой эскадрильи и в боях помог летчикам отомстить за смерть своих друзей.
...18 февраля Александр Николаевич Костылев участвует в налете на укрепления противника в районе Вийпури. У деревни Кямяря эскадрилью встретил шквальный зенитный огонь. Но самолеты один за другим прорываются к цели и бомбят вражеские позиции. Под правым крылом самолета, который вел Костылев, разорвался снаряд. Самолет сильно подбросило, в крыле появились пробоины. Комиссар мастерски выводит самолет из зоны зенитного огня, сохраняет боевой строй эскадрильи и благополучно приводит машину на свои аэродром.
Осматривая самолет, техник качал головой.
— Как только, товарищ комиссар, вы дотянули свою «щуку»?
За успешные боевые действия в финской кампании правительство наградило прославленный авиаполк орденом Красного Знамени. Такой же орден в январе 1940 года получил и Александр Николаевич Костылев. А через три месяца мужественному комиссару присвоили звание Героя Советского Союза.
...Началась Великая Отечественная война. Краснознаменный бомбардировочный полк — снова в боях. Почти весь его личный состав был подготовлен к ночным полетам и уже в первый месяц войны эскадрильи «СБ» бомбили военные объекты Кенигсберга и других городов. А днем, без прикрытия своих истребителей, Костылев не раз водил экипажи на бомбежку артиллерийских позиций, скоплений танков и другой техники врага.
Это были трудные и рискованные полеты: «СБ» к этому времени устарели, в военной авиации появились новые скорости и средства нападения. Тихоходные бомбардировщики легко могли стать добычей вооруженных пушками вражеских истребителей. Но летчики поднимали в воздух свои машины.
Потом полк получил новую технику. Это были знаменитые «ПЕ-2» — пикирующие бомбардировщики конструкции Петлякова, исключительно быстроходные для своего класса машины, маневренные и прочные, способные выносить перегрузки даже при почти отвесном пикировании.
Летчики полка их осваивали в боевой обстановке. Костылев и здесь показывал пример, был первым. Он выполнял боевые задания под Смоленском, громил врага под Москвой. 12 сентября 1941 года его однополчане с гордостью читали сводку Совинформбюро. В ней сообщалось: «Группа пикирующих бомбардировщиков во главе с Героем Советского Союза старшим батальонным комиссаром Костылевым атаковала немецкие артиллерийские батареи. Один за другим пикировали летчики на вражеские батареи. Взрывами бомб уничтожено 12 тяжелых орудий».
...В одном из вылетов на разведку перед началом Курской битвы самолет Костылева был атакован группой истребителей противника. Завязался неравный воздушный бой. Один из вражеских истребителей рухнул на землю. Но загорелся и самолет Александра Костылева. Штурман убит, стрелок-радист ранен. Прыгать с парашютом нельзя. Костылев бросает горящий самолет в пике, пытаясь сбить пламя, но огонь не унимается. Раненый и обгоревший летчик перетянул машину через линию фронта и, не выпуская шасси, посадил горящий самолет на своей территории.
Больше года пролежал летчик-герой в военных госпиталях, а потом был назначен заместителем командира по политической части испытательного авиаполка Военно-Воздушной инженерной академии имени Жуковского.
После войны Александр Николаевич упорно учился и совершил много полетов по испытанию самолетов новых конструкций.
За годы службы в авиации он совершил более 1200 полетов и освоил 11 типов различных боевых машин.
И. МОНОСЗОН.
Мемориальная доска Герою Советского Союза Костылеву Александру Николаевичу установлена в п. Песковка на фасаде МКОУ СОШ № 4 по улице Ленина, 81. Установлена в 2015 году
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.