Меню
16+

Омутнинское городское поселение

Омутнинское городское поселение

Кировская область/Омутнинский район/г. Омутнинск
Официальный сайт
23 ноября 2020, пн 2020.11.23 21:46:41
16+

Омутнинское городское поселение

Официальный сайт
24

Александр Николаевич Костылев

(2 ноября 1908 года — 2 октября 1983 года) -

полковник, участник Советско-Финляндской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза (1940)

ЗА ШТУРВАЛОМ

БОМБАРДИРОВЩИКА

Александр Николаевич Костылев родился в 1908 году в семье рабвчего-забойщика одного из рудников Песковского завода, ныне Омутнинского района. До войны был секретарем Зюздинского райкома комсомола, председателем колхоза «Ленинский путь» в селе Георгиево.

В армию призван в 1930 году, окончил артиллерийскую шко­лу, командовал взводом. В 1936 году получил летное образова­ние. Лейтенанта Костылева назначили командиром авиазвена, а позднее комиссаром 50-го скоростного бомбардировочного авиа­ционного полка 7-й авиационной армии. За проявленные муже­ство и героизм в период войны с белофиннами 21 марта 1940 го­да удостоен звания Героя Советского Союза. Коммунист Костылев награжден двумя орденами Красного Знамени, Отечествен­ной войны 1 степени, Красной Звезды и многими боевыми медалями.

В 1953 году полковник А. Н. Костылев по выслуге лет был уволен в запас.

Умер 2 октября 1983 года в г. Щёлково.

К началу Великой Отечественной войны Александр Костылев уже имел богатый жизненный и боевой опыт. Комсомолец двадцатых годов, участник ликви­дации неграмотности населения, он и сам жадно тя­нулся к знаниям, постоянно учился. Сначала успешно окончил фабрично-заводское училище по специальнос­ти столяра-модельщика, затем Вятскую совпарт­школу.

С юных лет, где бы он ни работал, какие бы обязан­ности ни исполнял, Александр мечтал стать летчиком. Трудно сказать, когда и как зародилась эта мечта. Ведь в те годы в Песковке, где он начал свой трудовой путь, о летчиках можно было услышать только от «бы­валых» людей — самолеты туда не летали. Но тем не менее небо тянуло его в свои необъятные голубые про­сторы. И вот в 1933 году мечта Александра сбылась. Горьковский крайком партии направил его в Оренбург­ское военное авиационное училище.

Вспыхнула война, развязанная финской военщи­ной. Александр Николаевич Костылев показал себя в ней умелым и мужественным летчиком. Он совершил 44 боевых вылета, нанося бомбовые удары по войскам, промышленным объектам и укреплениям противника.

Среди этих полетов было немало особо памятных.

...19 сентября 1939 года группа скоростных бомбар­дировщиков сбросила бомбы на укрепления линии Маннергейма и взяла курс на свой аэродром. Комиссар полка Александр Николаевич Костылев шел со своим экипажем составе звена капитана Реутова. В пути девятку «СБ» атаковали истребители противника. Они первым делом накинулись на отставший самолет стар­шего лейтенанта Шумилина.

Ведущий в звене не заметил опасности и продол­жал полет на той же скорости. Предупредить его о на­падении было нельзя, так как на этих самолетах не было переговорных радиостанций. Комиссар Костылев принял мгновенное решение: он убавил скорость, при­строился к самолету Шумилина и дал возможность своему стрелку-радисту обстрелять истребители против­ника. Метким огнем «шкасса» удалось сбить два само­лета. Третий истребитель подбил стрелок-радист эки­пажа Шумилина.

Комиссар Костылев еще не раз показывал летному составу пример боевой выручки в воздухе. 21 декабря девятка бомбардировщиков снова несла смертоносный груз на долговременные укрепления противника. Неда­леко от побережья Финского залива самолеты попали в зону зенитного огня. Комиссар первым идет на цель и успешно бомбит позиции врага. Удачно отбомбились и другие экипажи. На обратном курсе произошла не­ожиданная встреча с истребителями противника, ко­торые атаковали звено капитана Ведерникова. В бой с истребителями вступили экипажи всей группы. И здесь экипаж Костылева показал пример. Он первым сбил вражеский истребитель, а потом поспешил на выручку товарищу, оказавшемуся в тяжелом положе­нии. Потеряв еще один самолет, истребители скрылись. Наша девятка вернулась на свой аэродром без по­терь.

Часто задания приходилось выполнять в трудных метеорологических условиях, а летный состав полка, в котором служил Костылев, был молодым и не имел достаточного опыта полетов в условиях плохой види­мости. Коммунист Костылев терпеливо учил летчиков боевому мастерству, передавал им свой опыт, требовал строжайшей дисциплины и осмотрительности, безуп­речного знания маршрута полета и района боевых дей­ствий.

В своих воспоминаниях о тех днях Александр Ни­колаевич писал:

«30 января 1940 года мой экипаж вылетел на зада­ние в составе первой эскадрильи. С линии фронта сооб­щили, что погода хорошая, высота облачности боль­шая. Но вскоре мы попали в облака, а потом в густой снегопад. Снизились до предела, разыскали цель. Бом­бить пришлось с высоты не 1500 метров, как обычно, а всего лишь с 400. Мощная взрывная волна 500-килограммовых бомб сильно бросала самолеты вверх. Но мы обрабатывали цель, пока не опорожнили бомбовые отсеки. Удар был нанесен исключительно точно. От прямых попаданий взлетел на воздух вражеский дот, мы ясно видели разрушенные окопы, разметанные и перемешанные с землей проволочные заграждения про­тивника».

...В феврале начались сильные метели. Всюду ле­жал глубокий снег. Аэродромная команда не успевала укатывать взлетно-посадочную полосу. Самолеты ставили на лыжи. Их в полку было мало, а наземные вой­ска остро нуждались в поддержке авиации.

Костылев к этому времени летал на самолете «СБ» новго выпуска. Из- за удлиненных обтекателей моторов летчики окрестили эту машину «щукой». Для мо­дернизированной «щуки» лыж и подавно не было. Как поступить комиссару? Прекратить свои полеты? Просить чужую машину? Нет! Костылев сделала несколько тренировочных полетов и доказал, что и в таких тяжелых условиях можно взлетать и садиться с колесными шасси.

Действовать всегда вот так, увлекать подчиненных личным примером, первым идти на рискованный шаг — было святым правилом коммуниста Костылева.

Во второй эскадрильи при выполнении боевого задания погиб старший политрук Будкин. Через короткое время в эскадрильи новая утрата. Подбитый само­лет, который вел старший политрук Койнаш, сделал вынужденную посадку на вражеской территории. Бело­финны хотели захватить экипаж в плен. Советские летчики мужественно дрались до последнего патрона, не сдавшись в плен, погибли героями.

В эскадрильи тяжело переживали гибель товари­щей. Чтобы воодушевить людей, комиссар полка стал летать в составе этой эскадрильи и в боях помог лет­чикам отомстить за смерть своих друзей.

...18 февраля Александр Николаевич Костылев уча­ствует в налете на укрепления противника в районе Вийпури. У деревни Кямяря эскадрилью встретил шквальный зенитный огонь. Но самолеты один за дру­гим прорываются к цели и бомбят вражеские позиции. Под правым крылом самолета, который вел Костылев, разорвался снаряд. Самолет сильно подбросило, в кры­ле появились пробоины. Комиссар мастерски выводит самолет из зоны зенитного огня, сохраняет боевой строй эскадрильи и благополучно приводит машину на свои аэродром.

Осматривая самолет, техник качал головой.

— Как только, товарищ комиссар, вы дотянули свою «щуку»?

За успешные боевые действия в финской кампании правительство наградило прославленный авиаполк ор­деном Красного Знамени. Такой же орден в январе 1940 года получил и Александр Николаевич Костылев. А через три месяца мужественному комиссару присво­или звание Героя Советского Союза.

...Началась Великая Отечественная война. Красно­знаменный бомбардировочный полк — снова в боях. Почти весь его личный состав был подготовлен к ноч­ным полетам и уже в первый месяц войны эскадрильи «СБ» бомбили военные объекты Кенигсберга и других городов. А днем, без прикрытия своих истребителей, Костылев не раз водил экипажи на бомбежку артилле­рийских позиций, скоплений танков и другой техники врага.

Это были трудные и рискованные полеты: «СБ» к этому времени устарели, в военной авиации появились новые скорости и средства нападения. Тихоходные бом­бардировщики легко могли стать добычей вооруженных пушками вражеских истребителей. Но летчики поднимали в воздух свои машины.

Потом полк получил новую технику. Это были зна­менитые «ПЕ-2» — пикирующие бомбардировщики конструкции Петлякова, исключительно быстроходные для своего класса машины, маневренные и прочные, способные выносить перегрузки даже при почти отвес­ном пикировании.

Летчики полка их осваивали в боевой обстановке. Костылев и здесь показывал пример, был первым. Он выполнял боевые задания под Смоленском, громил врага под Москвой. 12 сентября 1941 года его одно­полчане с гордостью читали сводку Совинформбюро. В ней сообщалось: «Группа пикирующих бомбардиров­щиков во главе с Героем Советского Союза старшим батальонным комиссаром Костылевым атаковала не­мецкие артиллерийские батареи. Один за другим пики­ровали летчики на вражеские батареи. Взрывами бомб уничтожено 12 тяжелых орудий».

...В одном из вылетов на разведку перед началом Курской битвы самолет Костылева был атакован груп­пой истребителей противника. Завязался неравный воз­душный бой. Один из вражеских истребителей рухнул на землю. Но загорелся и самолет Александра Косты­лева. Штурман убит, стрелок-радист ранен. Пры­гать с парашютом нельзя. Костылев бросает горя­щий самолет в пике, пытаясь сбить пламя, но огонь не унимается. Раненый и обгоревший летчик перетянул машину через линию фронта и, не выпуская шасси, посадил горящий самолет на своей территории.

Больше года пролежал летчик-герой в военных гос­питалях, а потом был назначен заместителем команди­ра по политической части испытательного авиаполка Военно-Воздушной инженерной академии имени Жу­ковского.

После войны Александр Николаевич упорно учился и совершил много полетов по испытанию самолетов новых конструкций.

За годы службы в авиации он совершил более 1200 полетов и освоил 11 типов различных боевых машин.

И. МОНОСЗОН.

Мемориальная доска Герою Советского Союза Костылеву Александру Николаевичу установлена в п. Песковка на фасаде МКОУ СОШ № 4 по улице Ленина, 81. Установлена в 2015 году

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.